Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ... от 9 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское У ФАС России) по рассмотрению дела №03-16/08-2017

УСТАНОВИЛ:

В адрес Карельского У ФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя <> (далее – заявитель, ИП <>) от 27.09.2017 (вх. №4544) с жалобой на действия ООО «Энергокомфорт. Единая Карельская энергосбытовая компания» (далее – ООО «Энергокомфорт. Карелия») и акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы» (переименовано с 11.09.2017 на акционерное общество «Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска», далее - АО «ОРЭС-Петрозаводск»), в связи получением уведомления о введения со 02.10.2017 режима ограничения электроснабжения в отношении объекта заявителя, расположенного по адресу: г. Петрозаводск ул. <>.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.

Приказом ФСТ России от 16.04.2010 №127-э «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», АО «ПКС» (в настоящее время - АО «ОРЭС-Петрозаводск»), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии») под регистрационным № 10.1.2.  Следовательно, АО «ОРЭС-Петрозаводск» в настоящее время является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей, в силу обладания статусом субъекта естественных монополий.

 В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно пункту 172 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения №442, проверки расчетных приборов учета), проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из смысла указанных норм следует, что осуществление проверок приборов учета электрической энергии осуществляется сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, деятельность по проверке расчетных приборов учета электрической энергии, в том числе с целью выявления безучетного потребления, является составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватывается единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии.

При этом, как отмечено выше АО «ОРЭС-Петрозаводск» на рынке услуг по передаче электрической энергии как субъект естественной монополии занимает доминирующее положение.

Из заявления ИП <> и приложенных к нему документов следует, что между индивидуальным предпринимателем и ООО «Энергокомфорт. Карелия» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2014 №100-1-41-45590-01 (далее – договор), в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью  процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель ИП <> обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги.

Разделом 4 договора стороны установили, что объем потребленной электрической энергии (мощности) определяется по прибору учета, указанному в приложении №3 к договору, а именно по электросчетчику Трио 1А4 ТВ №016808408, максимальная мощность 110 кВт, класс точности 1.0.

В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункты 1 и 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами (пункт 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 145, 155 Основных положений №442 собственник прибора учета несет обязанность по обеспечению эксплуатации такого прибора учета, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.

При  этом в силу пункта 167 Основных положений №442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии (мощности), условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 173 Основных положений №442 проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

В силу пункта 176 Основных положений №442 результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

Сетевая организация передает гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), в случае если он не участвовал в проведении проверки, копии актов проверки расчетных приборов учета в течение 3 рабочих дней после их составления (абзац 2 пункта 176 Основных положений).

Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным (абзац 3 пункта 176 Основных положений№442).

В акте проверки приборов учета должны быть указаны: дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; лица, принявшие участие в проверке; лица, приглашенные в соответствии с пунктом 171 настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); характеристики и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки); результат проверки; характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия (абзац 4 пункта 176 Основных положений№442).

Из заявления и пояснений АО «ОРЭС-Петрозаводск» следует, что 21.07.2017 сетевой организацией на основании плана-графика была проведена плановая проверка точек учета ИП <> по Договору. По результатам проверки был составлен акт проверки прибора учета от 21.07.2017 №ПКС-4 181.

В результате проверки были выявлены нарушения коммерческого учета электрической энергии, выразившиеся в истечении сроков межповерочного интервала прибора учета и трансформаторов тока - свидетельства о поверке приборов учета предоставлены не были, что в соответствии с действующим законодательством является безучетным потреблением электрической энергии.

Так, пунктом 2 Основных положений №442 определено, что «безучетное потребление» - это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Таким образом, потребление электрической энергии с использованием приборов учета, в работе которых выявлены нарушения, перечисленные в пункте 179 Основных положений №442 и зафиксированные в акте, подпадает под понятие «безучетного потребления».

При этом, выявление фактов безучетного потребления электроэнергии относится к компетенции сетевой организации. Сетевая организация вправе проводить проверки приборов учета и оформлять по их результатам соответствующие акты (пункты 122, 167, 173 Основных положений №442).

Факт выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии фиксируется в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составляемом сетевой организацией (пункт 192 Основных положений №442), который должен соответствовать требованиям, установленным в пункте 193 Основных положений №442.

Так, пунктом 193 Основных положений установлено, что в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Таким образом, из вышеизложенных норм законодательства следует, что достоверным и допустимым доказательством факта и объема бездоговорного потребления электроэнергии является акт, составленный в соответствии с пунктами 192, 193 Основных положений №442.

Буквальное следование требованиям вышеприведенных норм позволяет соблюсти баланс интересов как поставщика электрической энергии, так и потребителя.

Акт о безучетном потреблении электроэнергии, составленный с нарушением установленных требований, не может являться основанием расчета пользования электроэнергией.

АО «ОРЭС-Петрозаводск» письмом от 01.08.2017 №105.08-1943 уведомило ИП <> о составлении акта о безучетном потреблении электрической энергии по объекту, расположенному по адресу: ул. <> г. Петрозаводск в 09 часов 00 минут 25.08.2017 по адресу ул. Зайцева 56А, предложив направить уполномоченного представителя для участия в его составлении.

25.08.2017 АО «ОРЭС-Петрозаводск» составило акт №49 о неучтенном потреблении электрической энергии ИП <> в здании по адресу: <>, г.Петрозаводск в связи с истекшим межповерочным интервалом прибора учета №016808408 и трансформаторов тока: №0501, 0498, 0499. Указанный акт подписан представителями АО «ПКС» (<>), составлен в присутствии 2-х незаинтересованных лиц (по первому лицу фамилия не <>, указаны адреса лиц). При этом, в акте указано, что потребитель уведомлен о дате и месте составления акта заказным письмом исх. №105.08-1943 от 01.08.2017, объяснения не предоставил и представителя не направил.

Однако, согласно копии почтового конверта с заказным уведомлением, в котором было направлено вышеуказанное уведомление о составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии, корреспонденция была отправлена сетевой организацией только 11.08.2017 (штемпель почтового отделения на конверте) и в связи с его неполучением ИП <> письмо вернулось обратно в адрес Общества только 12.09.2017. Таким образом, сетевая организация на момент составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии (25.08.2017) не обладало информацией о надлежащем уведомлении ИП <> о дате, времени и месте его составления.

Кроме того, корреспонденция была направлена только на юридический адрес ИП <> (<>), при наличии у заявителя почтового адреса, который указан в договоре энергоснабжения и был известен сетевой организации.

Из вышеизложенного следует, что ИП <> не был извещен надлежащим образом о составлении акта о неучтенном потреблении электроэнергии, в связи с чем акт был составлен в отсутствие представителя потребителя.

Таким образом, действия сетевой организации по составлению акта от 25.08.2017 №49 без уведомления заявителя надлежащим образом свидетельствуют о не соблюдении процедуры, строго регламентированной пунктом 193 Основных положений №442.

Необходимо отметить, что еще до составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии ИП <>, осуществил замену прибора учета №116132136 и трансформаторов тока, которые были допущены в эксплуатацию, о чем АО «ОРЭС-Петрозаводск» составлен акт от 18.08.2017 о допуске в эксплуатацию прибора учета №ПКС-4-434.

Кроме того, по информации заявителя трансформаторы тока и прибор учета с истекшим сроком межповеросчного интервала были поверены в Федеральном бюджетном учреждении «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Карелия», признаны исправными, что подтверждается паспортом и свидетельствами от 20.09.2017. При этом, заявитель уведомил об этом ООО «Энергокомфорт. Карелия» письмом от 27.09.2017, обратившись также с просьбой об отзыве счета за безучетное потребление электрической энергии, приложив копии свидетельств поверки. В свою очередь, ООО «Энергокомфорт. Карелия» переслало указанное обращение в АО «ОРЭС-Петрозаводск» письмом от 29.09.2017 №3-02/1-8753 и сообщило в письме от 29.09.2017 №3-02/1-8764 ИП <>, что по вопросу изменения и корректировки объемов неучтенного потребления необходимо обращаться в сетевую организацию.

Таким образом, использование ответчиком трансформаторов тока и прибора учета с истекшими сроками межповерочных интервалов не привело к безучетному потреблению электрической энергии. Доказательств, подтверждающих искажение данных об объемах потребленной электрической энергии и как следствие, безучетное потребление электрической энергии в период использования средства измерения с нарушением срока поверки, ни АО «ОРЭС-Петрозаводск» ни ООО «Энергокомфорт. Карелия» не представлено.

Использование счетчика электрической энергии с нарушением срока периодической поверки является нарушением заявителем условий договора энергоснабжения, однако, не является безусловным основанием для применения к ИП <> особого порядка расчета, предусмотренного для случаев безучетного потребления, поскольку для применения такого порядка расчета необходимо доказать факт безучетного потребления. Признание потребления безучетным по формальным основаниям при наличии доказательств, опровергающих факт безучетного потребления, исключает применение к нарушителю условий о безучетном потреблении.

Аналогичная позиция содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2011 года №ВАС-11518/11.

Из вышеизложенного следует, что при наличии у заявителя трансформаторов тока и прибора учета с истекшими сроками межповерочных интервалов, но при этом исправных отсутствовали основания для расчета безучетного потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 194 Основных положений в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета), а также на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии сетевой организацией осуществляется расчет объема безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктами 195 или 196 настоящего документа соответственно. Расчет объема безучетного потребления электрической энергии (мощности) направляется сетевой организацией гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающему потребителя, осуществляющего безучетное потребление, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 195 Основных положений №442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 1 приложения №3 к настоящему документу и рассчитывается как произведение максимальной мощности энергопринимающих устройств на количество часов в определенном в соответствии с пунктом 195 периоде времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов.

Из пункта 195 Основных положений №442 следует, что объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) может определяться как за период, предшествующий проверке - с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета (либо с даты, не позднее которой должна быть проведена проверка) до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, так и за период, следующий за проверкой, до момента устранения недостатков.

При этом с даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии объем потребления электрической энергии (мощности) определяется в порядке, предусмотренном требованиями пункта 166 Основных положений №442 для случая непредставления показаний прибора учета в установленные сроки начиная с 3-го расчетного периода.

Согласно пункту 166 Основных положений №442 в случае непредставления потребителем показаний прибора учета в установленные сроки для 3-го и последующих периодов, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 приложения №3 к настоящему документу.

Таким образом, при неисправности, утрате или истечении срока межповерочного интервала расчетного прибора учета (пункт 179 Основных положений №442) объем потребленной электроэнергии с даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии до момента устранения нарушений производится расчетным способом, указанным в подпункте «а» пункта 1 приложения №3 к Основным положениям №442, с применением ограничения количества часов (не более 8760 часов), за которое может быть начислена плата при безучетном потреблении электроэнергии.

В акте от 25.08.2017 №49 указан расчет безучетного потребления электроэнергии за период с 30.03.2017 (дата предыдущей проверки) по 21.07.2017 (дата последней проверки (113 дней), из которого следует, что объем неучтенной электроэнергии составил 298320 кВтч, при этом из указанного объема вычли объем, учтенный ООО «Энергокомфорт. Карелия» за период безучетного потребления в размере 18464 кВтч и в итоге объем безучетного потребления электроэнергии ИП <> составил 279856 кВтч.

Как видно из других документов и объяснений ООО «Энергокомфорт. Карелия», предоставленных в материалы расследования, именно данные расчеты были взяты гарантирующим поставщиком за основу для предъявления соответствующего счета ИП Королеву С.А.

Кроме того, согласно пункту 195 Основных положений №442 стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме безучетного потребления включается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в выставляемый потребителю (покупателю) счет на оплату стоимости электрической энергии (мощности), приобретенной по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), за тот расчетный период, в котором был выявлен факт безучетного потребления и составлен акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Указанный счет также должен содержать расчет объема и стоимости безучетного потребления. Потребитель (покупатель) обязан оплатить указанный счет в срок, определенный в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности).

Так, ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес ИП <> счет-фактуру от 30.08.2017 №31345, в котором указана стоимость услуг, предъявляемая обществу за безучетное потребление электроэнергии в размере 2 308 770,58 руб.

Указанный счет и акт о неучтенном потреблении электроэнергии от 25.08.2017 №49 ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес ИП <> с письмом от 07.09.2017 №3-02/1-8968.

Поскольку ИП <> не оплатил указанный счет в полном объеме, ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес АО «ОРЭС -Петрозаводск» заявку на введение частичного ограничения режима потребления электрической энергии по адресу ул. <>, г. Петрозаводск по точке поставки ИП <> (письмо от 12.09.2017 №3-02/1-8343).

Кроме того, ООО «Энергокомфорт. Карелия» направило в адрес ИП <> с письмом от 12.09.2017 №3-02/1-8342 уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии, из которого следовало, что по состоянию на 01.09.2017 у ИП <> образовалась задолженность в сумме 2 334 306,23 руб. и в случае ее неоплаты в течение 10 (десяти) дней, с даты получения данного уведомления ИП <> необходимо 28.09.2017 самостоятельно, под контролем представителей сетевой организации и с составлением акта о введении ограничения, произвести частичное ограничение режима потребления «путем ограничения режима потребления в полном объеме по части точек поставки, а именно: Здание бытового обслуживания ул. <>, прибор учета №116132136». В случае дальнейшей неоплаты указанной задолженности 02.10.2017 будет введено полное ограничение режима потребления по всем точкам поставки договора энергоснабжения.

Согласно абзацу второму подпункта «б» пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года №442 (далее – Правила №422), ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся, в том числе в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии по вышеуказанным основаниям производится сетевой организацией (заявке) гарантирующего поставщика (подпункт «а» пункта 4 раздела 2 Правил).

Пунктом 15 Правил установлено, что введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б" пункта 2 Правил, осуществляется в следующем порядке:

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:

размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;

даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в пункте 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 9 Правил частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.

При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).

В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах.

Согласно имеющимся в материалах настоящего дела документам 28.09.2017 ИП <> самостоятельно под контролем представителей АО «ОРЭС-Петрозаводск» ввел частичное ограничение режима потребления электроэнергии на объекте: здание бытового обслуживания, расположенного по адресу: ул. <>, г. Петрозаводск (акт от 28.09.2017 №ПКС—5-144).

По информации ООО «Энергокомфорт». Карелия» введение полного ограничения режима потребления электрической энергии по указанной точке поставки ИП <> не осуществлялось.

Таким образом, Основными положениями №442 и Правилами №442 урегулированы порядок и последствия выявления безучетного потребления электрической энергии.

Учитывая тяжесть негативных экономических последствий, которые наступают для потребителя в связи с выявлением факта безучетного потребления электроэнергии, и конструкцию норм права, законодатель квалифицировал указанные последствия как ответственность за совершение действий в форме злоупотребления правом.

При этом в данном случае необходимо также учитывать тот факт, что в материалах расследования имеется заключение ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Карелия», в соответствии с которым счетчик и трансформаторы тока пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Кроме того, акт о безучетном потреблении электрической энергии составлен с нарушением требований, установленных пунктом 193 Основных положений №442, в частности заявитель не был надлежащим образом уведомлен о составлении такого акта.

На основании изложенного издан приказ Карельского УФАС России от 27.12.2017 №181 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения АО «ОРЭС-Петрозаводск» (ИНН 1001012709, ОГРН 1031000052335, зарегистрир.29.12.2003, юр. и почт. адрес: ул. Кирова, д. 47б, г. Петрозаводск, РК, 185035) части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 03-16/08-2017 к рассмотрению на 06.02.2018 в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1А, каб. 518.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика – АО «ОРЭС-Петрозаводск» (ИНН 1001012709, ОГРН 1031000052335, зарегистрир.29.12.2003, юр. и почт. адрес: ул. Кирова, д. 47б, г. Петрозаводск, РК, 185035);

заявителя – ИП <>;

заинтересованного лица: ООО «Энергокомфорт.Карелия» (ИНН 1001174763, ул. Гоголя, 60, г. Петрозаводск, 185031).

  1. АО «ОРЭС-Петрозаводск» надлежит в срок до 22.01.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

копию переписки между АО «ОРЭС-Петрозаводск» и ООО «Энергокомфорт.Карелия» по рассматриваемому вопросу, с приложением ответа АО «ОРЭС-Петрозаводск» на письмо ООО «Энергокомфорт.Карелия» от 29.09.2017 №3-02/1-8753;

сведения о проведенных АО «ОРЭС-Петрозаводск» в 2015-2017 годах в здании бытового обслуживания по адресу: ул. <>, г. Петрозаводск проверок технического состояния трансформаторов и прибора учета (№016808408), с приложением копий актов, составленных по их результатам, в том числе с приложением копии акта от 30.03.2017;

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных);

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

  1. ИП <> надлежит в срок до 22.01.2018 предоставить в адрес Карельского УФАС России:

копии платежных документов, подтверждающих оплату всех счетов за потребленную электроэнергию за 2017 год, за исключением счета за безучетное потребление электроэнергии;

письменные пояснения по обстоятельствам дела со ссылкой на нормативные правовые акты и приложением подтверждающих документов (за исключением ранее представленных);

иные документы, а также сведения (информацию), имеющие отношение к рассматриваемому делу.

  1. Явка представителя(-ей) АО «ОРЭС-Петрозаводск», ИП <> и ООО «Энергокомфорт.Карелия» (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции, лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны