Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 03-16/13-2015 в отношении О... от 10 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 03-16/13-2015

 

«26» ноября 2015 года                                                                                  г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2015 года

 

Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

 

<…>

 

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

 

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

в ходе рассмотрения дела №03-16/13-2015, возбужденного в отношении ОАО «Славмо» (ул. Антонова, 1, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185033), ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» (ул. Полевая, 17а, г. Олонец, 186000), ОАО «А/к им. В.М. Зайцева» (ул. Совхозная, 1А, п. Шуя, Прионежский р-он, 185504), ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» (ул. Мошкина, 3А, п.Ильинский, Олонецкого р-на, 186004), ОАО «Племсовхоз «Мегрега» (пер. Школьный, д.3, д. Мегрега, Олонецкого р-на, 186020), ОАО «Совхоз Ведлозерский» (ул. Мельницкая, 3Б, с. Ведлозеро, Пряжинского р-она, 186143), ЗАО «Пряжинское» (ул. Совхозная, д.33, п. Пряжа, 186120), ООО «Ладожское» (186804, Питкярантский район, поселок Ласкеля, ул.Полевая), ООО «Маяк» (185518, Прионежский район, поселок Ладва, ул.Комсомольская, д.127), ЗАО «Янишполе» (186206, Кондопожский район, поселок Янишполе, ул.Заречная), ОАО «Агрофирма «Видлица» (186007, Олонецкий район, село Видлица), ОАО «Совхоз «Аграрный» (186002, Олонецкий район, д. Рыпушкалицы, д. 21), ООО «Агрофирма «Тукса» (186003, Олонецкий район, д. Тукса, ул. Новая, д. 1), по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении одинаковых закупочных цен на молоко сырое в период с 2013 года по январь 2015 года, в присутствии представителей ОАО «Славмо» - <…> (доверенность от <…>), <…> (доверенность от <…>); представителя ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» - <…> (доверенность от <…>); представителя ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» - <…> (доверенность от 14.10.2015); директора ОАО «Мегрега» - <…>, представителя ОАО «Мегрега» - <…> (доверенность от <…>); директора ЗАО «Пряжинское» - <…>,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании части 13 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции», приказом руководителя Карельского УФАС России от 25.05.2015 №116 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/13-2015 в отношении ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» (далее также предприятия-переработчики, ответчики) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 111 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 26.05.2015 «О назначении дела №03-16/13-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 30.06.2015 в 11 часов 00 минут.

К рассмотрению дела в качестве заинтересованных лиц указанным определением привлечены: ОАО «А/к им. В.М. Зайцева», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ОАО «Совхоз Ведлозерский», ЗАО «Пряжинское», ООО «Ладожское», ООО «Маяк», ЗАО «Янишполе», ОАО «Агрофирма «Видлица», ОАО «Совхоз «Аграрный», ООО «Агрофирма «Тукса» (далее также сельхозпроизводители).

Определением от 30.06.2015 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/13-2015» рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 09.09.2015.

В ходе рассмотрения дела №03-16/13-2015 09.09.2015 представители ОАО «Славмо» пояснили, что закупочные цены устанавливаются продавцами сырого молока по предварительному согласованию с ОАО «Славмо» на соответствующих встречах, по результатам которых сельхозпроизводители направляют письма о повышении цены. В подтверждение данного факта ОАО «Славмо» представило в материалы дела письма ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» от 14.11.2013 №538 и ОАО «Племсовхоз «Мегрега» от 11.11.2013 №1412.

Так, в письме от 14.11.2013 №538, адресованном ОАО «Славмо», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» просит установить с 01.12.2013 следующие цены на молоко сырое: высший сорт Элита -18,60 руб., высший сорт – 18,50 руб., 1 сорт (с термоустойчивостью) – 18,25 руб., 1 сорт – 17,95 руб., 2 сорт – 17,30 руб. В свою очередь ОАО «Племсовхоз «Мегрега» просит увеличить цены также с указанной даты и установить их в размерах, аналогичных предложеным ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское».

Генеральный директор ОАО «Славмо» <…> дополнительно разъяснил, что ОАО «Славмо» отслеживает ценовую ситуацию на рынке оказания услуг по закупке молока сырого в ближайших к Республике Карелия регионах (Ленинградская область). После повышения закупочных цен на сырое молоко хозяйствующими субъектами Ленинградской области общество также принимает решение о повышении цен. 

Представитель ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» в ходе рассмотрения дела пояснила, что цены на закупаемое сырое молоко устанавливают сельхозпроизводители.

С учетом вышеизложенных пояснений ответчиков, определением от 09.09.2015 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/13-2015» рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 14.10.2015,  вменяемое хозяйствующим субъектам правонарушение переквалифицировано на нарушение, содержащее признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении одинаковых закупочных цен на молоко сырое в период с 2013 года по январь 2015 года.

Кроме того, вышеуказанным определением к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее – Министерство), а также изменен статус ОАО «А/к им. В.М. Зайцева»; ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское»; ОАО «Племсовхоз «Мегрега»; ОАО «Совхоз Ведлозерский»; ЗАО «Пряжинское»; ООО «Ладожское»; ООО «Маяк»; ЗАО «Янишполе»; ОАО «Агрофирма «Видлица»; ОАО «Совхоз «Аграрный»; ООО «Агрофирма «Тукса» с заинтересованных лиц на ответчиков по делу.

В ходе рассмотрения дела 14.10.2015 представители ответчиков с фактом нарушения не согласились.

Кроме того, представители ОАО «Племсовхоз «Мегрега» и ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» сообщили, что сельхозпроизводителям не выгодно поставлять сырое молоко в Ленинградскую область (даже на условиях более выгодной цены) в связи с тем, что возникают проблемы с оплатой и объемами поставки сырого молока, а цены на закупаемое молоко сырое, устанавливаемые хозяйствующими субъектами Ленинградской области, зависят от времени года.

Определением от 14.10.2015 «Об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 03-16/13-2015» рассмотрение дела было отложено до 11 часов 00 минут 26.11.2015.

При рассмотрении дела 26.11.2015 представители ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» факт установления одинаковых цен на закупаемое сырое молоко в рассматриваемый период времени обосновали случайным совпадением. 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции» целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 №9966/10 в силу части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.  Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» последствиям, запрещаются. Нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в указанной норме последствиям.

В силу пункта 18 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. При этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следствие, доказывание наличия антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Необходимо отметить, что запрет на антиконкурентные соглашения в случае, если установлено, что в результате их заключения наступили последствия, указанные в пунктах 1 -5 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», является безусловным (запрет «per se»). Антимонопольному органу – как правоприменителю, требуется доказать только наличие запрещенного антиконкурентного соглашения и нет необходимости доказывать, что его реализация привела к ограничивающим конкуренцию последствиям.

В рамках рассмотрения данного дела Карельским УФАС России в соответствии с пунктом 10.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия за период 2013, 2014 годы, январь 2015 года.

По результатам проведенного анализа оформлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки в Республике Карелия за период 2013, 2014 годы, январь 2015 года, из которого следует, что основным видом деятельности ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» является деятельность по производству обработанного жидкого молока (ОКВЭД 15.51.11); дополнительными видами деятельности являются: производство молочных продуктов (ОКВЭД 15.5), оптовая торговля молочными продуктами (ОКВЭД 51.33.1).

В свою очередь, основным видом деятельности ОАО «Славмо» является деятельность по производству цельномолочной продукции (ОКВЭД 15.51.1); дополнительными видами деятельности являются производство сгущенных молочных продуктов и молочных продуктов, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 15.51.5), производство коровьего масла (ОКВЭД 15.51.3).

С целью осуществления основной и дополнительных видов деятельности указанными хозяйствующими субъектами ведется деятельность по закупке молока сырого у сельхозпроизводителей. Указанное свидетельствует об оказании ими услуги по закупке молока сырого.

Таким образом, ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» являются продавцами услуг по закупке молока сырого. Покупателями данной услуги являются вышеуказанные сельхозпроизводители.

С учетом изложенного ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» являются конкурентами.

По данным Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия деятельность по переработке молока сырого в Республике Карелия осуществляют 4 хозяйствующих субъекта:

ОАО «Славмо»;

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»;

ЗАО «Эссойла»;

ЗАО «Медвежьегорский молокозавод».

Указанные хозяйствующие субъекты приобретают молоко сырое с целью производства цельномолочной продукции у следующих сельхозпроизводителей:

 

Таблица№1

 

 

Реализуют в 2013/2014 годах

Хозяйствующие субъекты производящие сырое молоко

ОАО "Славмо"

ЗАО "Олонецкий молочный комбинат"

ЗАО "Эссойла"

ЗАО "Медвежьегорский молокозавод"

ОАО "Совхоз "Толвуйский"

 

 

 

2013/2014

ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское

2013/2014

2013/2014

 

 

ОАО "Племесовхоз "Мегрега"

2013/2014

2013/2014

 

 

ОАО "Совхоз "Аграрный"

2013    

2013/2014

2014

 

ООО "Агрофирма "Тукса"

2013  

2013/2014

 

2014

ОАО "Агрофирма "Видлица"

2013/2014

 

 

 

ООО "Ладожское"

2013/2014

 

 

 

ООО "Возрождение Салми"

2013 

2013 

 

2014

ОАО "Агрокомплекс им. В.М. Зайцева"

2013/2014

 

 

 

ООО "Маяк"

2013/2014

 

 

 

ЗАО "Пряжинское"

2013/2014

 

 

 

ОАО "Совхоз "Ведлозерский"

2013/2014

 

 

 

ЗАО "Янишполе"

2013/2014

 

 

 

 

Как видно из таблицы №1 ОАО «Славмо» закупало сырое молоко в 2013 году у 12 сельхозпроизводителей, в 2014 году – у 9 сельхозпроизводителей, в свою очередь ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» закупало молоко сырое в 2013 году - у 5 сельхозпроизводителей, в 2014 году - у 4 сельхозпроизводителей, при этом состав сельхозпроизводителей молока сырого оставался практически неизменным.

ЗАО «Эссойла» закупку и реализацию сырого молока не осуществляет, производит молочную продукцию из собственного сырого молока (имеет собственное дойное стадо). ЗАО «Медвежьегорский молокозавод» также перерабатывает собственное молоко сырое. Доля закупки сырого молока у сторонних сельхозпроизводителей незначительная, при этом цены по сортам закупаемого молока у различных сельхозпроизводителей отличаются.   

Следует отметить, что себестоимость производимой продукции ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» и ОАО «Славмо» в 2014 году была разная, а именно:

 

                                                                                                          Таблица №2

 

Статьи затрат (руб.) в 2014 году

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»

ОАО «Славмо»

сырье

<…>

<…>

Вспомогательные материалы

<…>

<…>

Топливо и энергия на технологические цели

<…>

<…>

Заработная плата

<…>

<…>

Страховые взносы

<…>

<…>

РСЭО (амортизация)

<…>

<…>

Услуги сторонних организаций

<…>

<…>

Общезаводские расходы

<…>

<…>

Дополнительные расходы

<…>

<…>

Внепроизводственные (общехозяйственные) расходы

<…>

<…>

Транспортные расходы

<…>

<…>

Упаковка

<…>

<…>

Вспомогательное производство

<…>

<…>

Итого:

<…>

<…>

 

В результате анализа данных, приведенных в таблице №2, можно сделать вывод, что значительная доля затрат в себестоимости продукции приходится на затраты по приобретению сырья (сырого молока).

При этом ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» находятся на разных расстояниях от сельхозпроизводителей, что свидетельствует о разных расходах на доставку сырья (Приложение 1).

Нижеприведенные данные (Таблица №3) свидетельствуют о том, что молоко сырое приобретается в разных объемах, а произведенная продукция реализуется разному количеству покупателей.

Таблица №3

 

 

Количество покупателей в 2014 году

Объем закупленного сырого молока по данным заводов – переработчиков в натуральном выражении в 2013/2014 (кг)

Объем закупленного сырого молока по данным сельхозпроизводителей в натуральном выражении

в 2013/2014 (кг)

ОАО «Славмо»

<…>

<…>

<…>

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»

<…>

<…>

<…>

 

В период до 26.08.2013 при оказании услуги по закупке сырого молока ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» устанавливали различные цены (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%).

С 26.08.2013 цены предприятиями-переработчиками увеличивались синхронно и однообразно: первый раз 26.08.2013; второй раз 25.12.2013 - ОАО «Славмо», 01.01.2014 - ЗАО «Олонецкий молочный комбинат», т.е. разница во времени установления цен незначительная (6 дней) и третий раз 20.01.2015, при этом все три раза цены устанавливались в одинаковых размерах, а именно:

Таблица №4

 

Сорт молока

с 01.01.2012

с 26.08.2013

25.12.2013

(разница

01.01.2014

6 дней)

с 20.01.2015

 

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»

ОАО «Славмо»

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»

ОАО «Славмо»

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»

ОАО «Славмо»

ЗАО «Олонецкий молочный комбинат»

ОАО «Славмо»

Высший

сорт Элита

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Высший сорт

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

1 сорт с термоустойчивостью

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

1 сорт

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

1 сорт неохлаж­денное

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2 сорт

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Необходимо отметить, что ОАО «Славмо» услуги по закупке молока сырого ОАО «А/к им. В.М. Зайцева» оказывало по иным ценам (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%), отличным (в большую сторону) от вышеуказанных цен. Данный факт рассмотрен в рамках дела №03-16/12-2015, возбужденного в отношении ОАО «Славмо» в связи с нарушением пунктов 6,8 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в действиях общества признано нарушение указанной нормы. При этом, ОАО «Славмо» является учредителем ОАО «А/к им. В.М. Зайцева» (доля – 100%), то есть общества входят в одну группу лиц.

ОАО «Славмо» осуществляет закупку молока сырого у сельхозпроизводителей на основании договоров поставки, заключаемых по типовой форме, которыми согласовывается график забора молока сырого, количество поставляемого молока сырого, условия доставки транспортом покупателя (ОАО «Славмо») и за счет покупателя, а также условия о приемке и оплате товара. Приложением к заключаемым договорам являются протоколы согласования цен, в которых отражаются цены за 1 кг. молока сырого базисной жирности 3,4%, белок 3,0% без учета НДС, по сортам молока: Высший сорт Элита; Высший сорт; 1 сорт с термоустойчивостью; 1 сорт; 1 сорт неохлажденное; 2 сорт.

В ходе рассмотрения дела 03-16/13-2015 14.10.2015 представители ООО «Маяк», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега» пояснили, что в связи с увеличением расходов на производство сырого молока в адрес ОАО «Славмо» в устной или письменной форме направляются предложения о необходимости увеличения закупочных цен. По результатам рассмотрения предложений ОАО «Славмо» определяет окончательные цены применительно к своим расходам на производство продукции, которые отражаются в направляемых в адрес ООО «Маяк», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега» протоколах согласования цен на молоко (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%), являющихся приложениями к договорам.

Представители ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега» подтвердили, что в адрес ОАО «Славмо» направлялись письма от 14.11.2013 №538, от 11.11.2013 №1412 (соответственно) с указанием конкретных цен, а также пояснили, что письма направлялись однократно (данные письма представлены ОАО «Славмо»).

В материалах дела имеются письма ООО «Маяк», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ООО «Ладожское» от 18.03.2015№157, 16.03.2015 №09, 16.02.2013 № 443 соответственно, в которых указано, что цены на молоко сырое устанавливает ОАО «Славмо». Кроме того, ОАО «Совхоз «Аграрный» в письме от 03.11.2015 №777, сообщило, что «инициатива заключения договоров на поставку сырого молока исходит непосредственно от самих покупателей, в том числе условия о цене поставок определялись покупателем; по общей практике договоры на поставку молока также были оформлены заинтересованной в приобретении молока стороной».

В протоколах опроса, представленных Следственным управлением Следственного Комитета Российской Федерации по Республике Карелия, представители ЗАО «Пряжинское» и ЗАО «Янишполе» подтверждают факт ежегодного получения договоров на поставку сырого молока с протоколами согласования цен, приемлемых для ОАО «Славмо».

В свою очередь ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» осуществляет закупку молока сырого на основании заключенных с сельхозпроизводителями договоров поставки молока-сырья также по типовым формам.

При этом поставка молока осуществляется транспортом поставщика (производителем молока сырого) до пункта приемки молока в г. Олонце, с последующим возмещением ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» стоимости доставки молока от пункта погрузки до пункта приемки молока в соответствии с пунктом 3.3 договоров, заключенных в 2013-2014 годах между сельхозпроизводителями и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат». В силу указанного пункта договоров ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» возмещает поставщику стоимость доставки молока от пункта погрузки до пункта приемки молока из расчета в рублях (без учета НДС) за один тоннокилометр.

Приложениями к указанным договорам являются протоколы согласования цен на молоко, в которых отражена цена молока за 1 кг. базисной жирности 3,4% белок 3,0% без учета НДС. Кроме того, ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» представило приказы от 01.01.2013 №42-п, 26.08.2013 №96-п, 20.12.2013 №130-п и от 19.01.2015 №48-п «О закупочной цене на молоко», которыми устанавливались закупочные цены на молоко базисной жирности 3,4%, принятое у сельхозпроизводителей с разбивкой по сортам молока, а именно:

 

Таблица №5

Дата и № приказа

Сельхозпроизводитель

Сорт молока

цена

 01.01.2013 №42-п

ГУП «Ильинское»

высший сорт

<…>

сорт 1+

<…>

1 сорт

<…>

1 сорт, неохлажденное

<…>

2 сорт

<…>

Агрофирма «Тукса», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ЗАО «Совхоз Аграрный», ООО «Возрождение Салми»

высший сорт

<…>

сорт 1+

<…>

1 сорт

<…>

1 сорт, неохлажденное

<…>

2 сорт

<…>

26.08.2013 №96-п

ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», от Агрофирма «Тукса», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ЗАО «Совхоз Аграрный»

высший +

<…>

высший сорт

<…>

сорт 1+

<…>

1 сорт

<…>

1 сорт, неохлажденное

<…>

2 сорт

<…>

20.12.2013 №130-п

ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», от Агрофирма «Тукса», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ЗАО «Совхоз Аграрный»

высший +

<…>

высший сорт

<…>

сорт 1+

<…>

1 сорт

<…>

1 сорт, неохлажденное

<…>

2 сорт

<…>

19.01.2014 №48-п

ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега»

высший +

<…>

высший сорт

<…>

сорт 1+

<…>

1 сорт

<…>

1 сорт, неохлажденное

<…>

2 сорт

<…>

 

В ходе рассмотрения дела №03-16/13-2015 09.09.2015 представитель ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» пояснила, что приказы о закупочной цене на молоко являются внутренними документами общества, указала, что цены устанавливаются производителями молока путем направления соответствующих писем. Однако в материалы дела №03-16/13-2015 по запросу Карельского УФАС России (определение об отложении рассмотрения дела от 09.09.2015) переписка общества с сельхозпроизводителями об установлении цен представлена не была.

При рассмотрении дела №03-16/13-2015 14.10.2015 представители ОАО «Племсовхоз «Мегрега» и ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское» сообщили, что вопросы об увеличении цены на молоко сырое с ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» решаются путем переговоров, предложения с указанием конкретных цен не направляются.

В материалах дела также имеется протокол планерного совещания с руководителями сельскохозяйственных предприятий, проводимых Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 17.12.2013 в котором зафиксировано следующее: «генеральный директор ОАО «Славмо» сообщил, что предприятие увеличивает закупочные цены на молоко с 25.12.2013 года. Аналогичные условия предлагает и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат». Предложения будут направлены в каждое предприятие, поставляющее сырье на молокозаводы».

Анализ данных, приведенных в нижеизложенной таблице №6, позволяет сделать вывод, что производители сырого молока осуществляют его реализацию по цене ниже сложившейся себестоимости:

Таблица №6

 

Хозяйствующие субъекты реализующие сырое молоко

Себестоимость сырого молока в 2013 году

Цена закупаемого молока Высшего сорта Элит с 26.08.2013

Разница

Руб.

Себестоимость сырого молока в 2014 году

Цена закупаемого молока Высшего сорта Элит в 2014 году

Разница

Руб.

ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Ладожское»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Совхоз Ведлозерский»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Маяк»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Агрофирма «Видлица»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

«Племсовхоз «Мегрега»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «А/к им.В.М. Зайцева»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ЗАО «Пряжинское»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Совхоз «Аграрный»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Тукса»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Возрождение Салми»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ЗАО «Янишполе»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Толвуйский»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Рассматривая нижеприведенные экономические показатели деятельности производителей молока сырого логично сделать вывод о разных экономических условиях его производства:

Таблица №7

 

Наименование сельхозпроизводителя

Штатная численность работников 2013/2014 г.г.

Поголовья дойного стада 2013/2014 г.г.

Выделенные субсидии 2013/2014 г.г.

Себестоимость производимого молока

2013/2014 г.г.

Объем реализации сырого молока 2013/2014 г.г. (кг)

ОАО «Мегрега»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Агрокомплекс им. В.М.Зайцева»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Ладожское»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Маяк»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Агрофирма «Видлица»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Ведлозерский»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ЗАО «Пряжинское»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Совхоз «Аграрный»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Тукса»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ООО «Возрождения Салми»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ЗАО «Янишполе»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ОАО «Толвуйский»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Таким образом, сельхозпроизводители при производстве сырого молока в разных экономических условиях, в конечном итоге имеют разную себестоимость.

Совокупностью полученных в ходе рассмотрения дела доказательств подтверждается, что цены на закупаемое сырое молоко устанавливают ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат». При этом, из вышеизложенных данных можно сделать вывод об отсутствии объективных экономических обстоятельств, в равной степени влияющих на действия предприятий-переработчиков для синхронного и единообразного установления идентичных цен.  

Доказательствами наличия антиконкурентного соглашения между ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» является их поведение (фактические действия), а именно:

  1. Установление предприятиями – переработчиками разных цен (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%) при оказании услуги по закупке сырого молока в 2012 году, до 26.08.2013; 
  2. Неоднократное синхронное, единообразное установление идентичных цен (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%) при оказании услуги по закупке молока сырого с 26.08.2013;
  3. Отказ от самостоятельной ценовой политики в таком направлении своей деятельности как работа с сельхозпроизводителями-поставщиками сырого молока;
  4. Решающая роль предприятий-переработчиков в установлении цен при оказании услуг по закупке молока сырого, подтвержденная покупателями услуги;  
  5. Публичное единовременное высказывание представителями предприятий – переработчиков намерения изменить цены на закупаемое у сельхозпроизводителей молоко сырое (протоколы совещания в Министерстве сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия);
  6. Анализ экономического поведения других участников рынка по оказанию услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки (ЗАО «Эссойла» и ЗАО «Медвежьегорский молочный комбинат»), наличия у них индивидуального подхода при определении закупочных цен на сырое молоко.

Необходимо также принять во внимание, что установление одинаковых цен при оказании услуги по закупке молока сырого выгодно ответчикам по следующим основаниям:

  1. Покупатели услуг по закупке сырого молока в большинстве случаев не имеют возможности выбора иных лиц, оказывающих данную услугу по другим ценами, поскольку иных рынков сбыта практически нет;
  2. Отсутствие конкурентного соперничества на рынке услуг по закупке сырого молока приводит к зависимости сельхозпроизводителей от предприятий-переработчиков (отказ ответчиков от оказания услуги по закупке сырого молока неизбежно приведет к серьезным экономическим проблемам в деятельности сельхозпроизводителей), возможности оказания предприятиями-переработчиками услуги на более выгодных для себя условиях, не учитывая экономические условия производства сырого молока сельхозпроизводителями;
  3. Стремление удержать сельхозпроизводителей, о чем свидетельствует в том числе факт увеличение цен после увеличения цен предприятиями – переработчиками в Ленинградской области.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела комиссией установлено и доказано, что действия указанных выше предприятий-переработчиков молока:        

 - осуществлены на одном товарном рынке (рынке оказания услуг по закупке сырого молока для дальнейшей переработки), в пределах одних географических границ рынка (Республика Карелия), в одном и том же временном интервале;

  -  не обусловлены объективными экономическими факторами (изменение регулируемых тарифов, изменение цен на мировых рынках, изменение конъюнктуры рынка, не учтены инфраструктурные различия сельхозпроизводителей и т.п.);

 - позволяют воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, в результате чего сельхозпроизводители сырого молока поставлены перед фактом невозможности выбора предприятия-переработчика с иными (недискриминационными) условиями для реализации своей продукции в указанный временной период.

Неоднократное, синхронное единообразное изменение цен при оказании услуг по закупке сырого молока на протяжении длительного периода времени исключает факт случайного совпадения цен, устанавливаемых ответчиками.

С учетом изложенного действия ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат», выразившиеся в одновременном установлении одинаковых цен (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%) при оказании услуг по закупке молока сырого в период с 26.08.2013 по 20.01.2015 на территории Республики Карелия, являются результатом заключенной устной договоренности (соглашения) и противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции». 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.        Признать в действиях ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на установление экономически необоснованных одинаковых цен (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%) при оказании услуги по закупке молока сырого в период с 26.08.2013 по 20.01.2015 года для своих партнеров – сельхозпроизводителей Республики Карелия.

  2. В отношении ОАО «А/к им. В.М. Зайцева, ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ОАО «Совхоз Ведлозерский», ЗАО «Пряжинское», ООО «Ладожское», ООО «Маяк», ЗАО «Янишполе», ОАО «Агрофирма «Видлица», ОАО «Совхоз «Аграрный», ООО «Агрофима «Тукса» дело прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» предписание о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции».

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» дел об административных правонарушениях по статье 14.32 КоАП РФ.

5. Направить решение в МВД по Республике Карелия для решения вопроса о возбуждении дела по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                                       <…>

 

<…>                                                                                                                        

                                                                                                          <…>

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-16/13-2015/34

 

10 декабря 2015 г.                                                                                 г. Петрозаводск

 

       Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела №03-16/13-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

<…>

 

<…>

- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

<…>

- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании  решения от 26 ноября 2015 года по делу №03-16/13-2015 о нарушении ОАО «Славмо» (ул. Антонова, 1, г.Петрозаводск, Республика Карелия, 185033) и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» (ул. Полевая, 17а, г. Олонец, 186000) пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении антиконкурентного соглашения, направленного на установление экономически необоснованных одинаковых цен (за 1 кг. базисной жирности 3,4%, белок 3,0%) при оказании услуги по закупке молока сырого в период с 26.08.2013 по 20.01.2015 года для своих партнеров – сельхозпроизводителей Республики Карелия,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ОАО «Славмо» и ЗАО «Олонецкий молочный комбинат» в срок до 01 февраля 2016 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, путем осуществления самостоятельной ценовой политики при формировании цен на услуги по закупке молока сырого на территории Республики Карелия исходя из сумм, необходимых для оказания этих услуг;
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, а также предоставить документы, подтверждающие его выполнение.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

Согласно статье 52 ФЗ «О защите конкуренции»   предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны