Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 03-16/17-2015 от 29 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

 

ООО «Энергопит»

юр.адрес: ул. Гоголя, 21,

г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035

адрес местонахождения:

ул. Главное шоссе, 32а, п. Харлу,

Питкярантский муниципальный район, Республика Карелия, 185013

 

Заинтересованному лицу

 

 

РЕШЕНИЕ

10 июня 2015 года                                                                         г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 10 июня 2015  года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии; 

 

- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы  Карельского УФАС России, член комиссии,

 

 

рассмотрев дело №03-16/17-2015, возбужденное по признакам нарушения  обществом с ограниченной ответственностью «Энергопит» (юр. адрес: ул. Гоголя, 21, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; местонахождение: ул. Главное шоссе, 32а, п. Харлу, Питкярантский муниципальный район, далее – ООО «Энергопит»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в ущемлении интересов жильцов дома №12 по ул. Горького, п. Харлу путем отказа в выдаче технических условий на проектирование коммерческого узла учета тепловой энергии,  в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление Владимирова Петра Николаевича (далее также – заявитель) по факту отказа ООО «Энергопит» (далее – Общество) в выдаче технических условий на проектирование узла коммерческого учета тепловой энергии в доме №12 по ул. Горького, пос. Харлу.

По результатам рассмотрения заявления, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции приказом Карельского УФАС России от 20 ноября 2014 года №269 было возбуждено дело №03-16/17-2015 по признакам нарушения ООО «Энергопит» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В соответствии с определением от 23 апреля 2015 года «О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/17-2015 к рассмотрению» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 27 мая 2015 года в 11 часов 00 минут и состоялось в назначенное время, в отсутствие представителей ООО «Энергопит», заявителя, заинтересованного лица.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №191-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

При этом пунктом 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено, что теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

По информации Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, представленной письмом (вх. от 13 февраля 2015 года №694), на территории поселка Харлу Питкярантского муниципального района деятельность по производству и передаче тепловой энергии осуществляет только ООО «Энергопит». Постановлениями Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19 октября 2012 года №154 и от 10 декабря 2014 года №187 о тарифах на тепловую энергию ООО «Энергопит» были установлены тарифы на тепловую энергию, которые определены с учетом затрат на производство, передачу тепловой энергии по используемым централизованным сетям и ее продажу потребителям, подключенным к этим сетям.

Таким образом, в данном случае, ООО «Энергопит» является как теплосетевой, так и теплоснабжающей организацией, поскольку самостоятельно производит, передает тепловую энергию по поселковым сетям и осуществляет теплоснабжение объектов п. Харлу.

Согласно выписке ЕГРЮЛ от 03 февраля 2015 года ООО «Энергопит» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий. 

В силу положений абзаца 2 пункта 1.3 части 1 и пункта 11.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220, далее – Порядок) в рамках настоящего дела был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче тепловой энергии и составлен краткий отчет №03-16/17-2015/15. При этом временной интервал исследования был определен с 29 ноября 2013 года по 23 апреля 2015 года, в качестве географических границ принята административно-территориальная граница п. Харлу, Питкярантского муниципального района.

 Следовательно, ООО «Энергопит» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных сетей.

В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №1034 (далее – Правила №1034) обязанность по выдаче технических условий на установку прибора учета закреплена за теплоснабжающей организацией, в связи с чем, в данной ситуации услуга по выдаче технических условий является неотъемлемой частью услуг по передаче тепловой энергии.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года №1715-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее – Стратегия), которая определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики на отдельных этапах ее реализации, обеспечивающие достижение намеченных целей.

Стратегическими целями развития непосредственно теплоснабжения в соответствии с разделом 9 указанной Стратегии являются: - достижение высокого уровня комфорта в жилых, общественных (школы) и производственных помещениях, включая количественный и качественный рост комплекса услуг - по теплоснабжению (отопление, хладоснабжение, вентиляция, кондиционирование, горячее водоснабжение), высокий соответствующий ведущим европейским странам уровень обеспеченности населения и отраслей экономики страны этим комплексом услуг при доступной их стоимости; - кардинальное повышение технического уровня систем теплоснабжения на основе инновационных, высокоэффективных технологий и оборудования; - сокращение непроизводительных потерь тепла и расходов топлива; - обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения: - снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 2 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года №18 (далее - Правила установления требований энергетической эффективности), установлено, что требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.

В соответствии со статьей 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Обязанность установки приборов учета коммунальных ресурсов закреплена в статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергоснабжении). Так, в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно части 9 статьи 13  Закона об энергоснабжении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с Правилами №1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

При этом узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.

В пункте 1 части 1 Правил №1034 определено, что «прибор учета» - средство измерения, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов;  «узел учета» - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.

В силу положений пункта 38 Правил №1034 для установки узла учета необходимо подготовить проект измерительной системы узла учета. При этом для источника тепловой энергии проект измерительной системы узла учета разрабатывается на основании технического задания, подготовленного владельцем источника тепловой энергии и согласованного со смежной теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в части соблюдения требований настоящих Правил, условий договора и условий подключения источника тепловой энергии к системе теплоснабжения.

Проект узла учета для иных объектов, помимо источников тепловой энергии, разрабатывается на основании: технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; требований Правил; технической документации на приборы учета и средства измерений (пункт 39 Правил №1034).

В соответствии с пунктом 40 Правил №1034 Технические условия содержат:

а) наименование и местонахождение потребителя;

б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;

в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;

г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;

д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;

е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).

Пунктом 18 Правил №1034 установлено, что выдача технических условий на установку узла (прибора) учета, ввод в эксплуатацию, пломбирование узлов (приборов) учета и участие в комиссиях по приемке узлов (приборов) учета осуществляется без взимания с потребителя тепловой энергии платы.

При этом пунктом 41 Правил №1034 закреплена обязанность теплоснабжающей организации выдать технические условия на установку прибора учета в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя.

Из заявления гражданина следует, что в связи с неудовлетворительным теплоснабжением дома №12 по ул. Горького п. Харлу, жильцами дома принято решение об установке общедомового коммерческого узла учета тепловой энергии. Специализированным организациям, осуществляющим такую установку необходимо в соответствии с Правилами №1034 разработать проект узла учета, который невозможно сделать без технических условий. С целью получения технических условий председателем домового комитета д.12 по ул. Горького, п. Харлу (далее – председатель комитета) 29 ноября 2013 года была направлена в адрес ООО «Энергопит» соответствующая заявка. В своем ответе от 29 ноября учредитель ООО «Энергопит» указал, что технические условия не могут быть выданы, поскольку тепловые сети в п. Харлу не являются зоной балансовой ответственности Общества. При этом директор ООО «Энергопит» письмом от 01 декабря 2013 года сообщил председателю комитета о том, что врезка узла учета тепловой энергии должна быть осуществлена в соответствии с техническими условиями, выданными теплоснабжающей организацией и проектом, который согласовывается с теплоснабжающей организацией ООО «Энергопит».

Письмом от 01 апреля 2014 года председателем комитета в адрес ООО «Энергопит» была направлена повторная заявка на выдачу технических условий. В своем ответе от 10 апреля 2014 года №5 ООО «Энергопит» указало, что для разработки им технических условий на установку узла учета тепловой энергии необходимы производственно-техническая и технологическая документация, описывающая состояние и характеристики имущества, которая у Общества отсутствует и возможно данный пакет документов имеется у собственника тепловых сетей - у Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.

 Еще одна аналогичная заявка от жителей дома №12 была направлена в адрес ООО «Энергопит» 26 мая 2014 года, в ответе на которую директор ООО «Энергопит» ссылается на письмо от 10 апреля 2014 года №5.

Помимо прочего к рассматриваемому заявлению была приложена переписка председателя комитета, которая осуществлялась в связи с полученными от ООО «Энергопит» отказами в выдаче технических условий, в частности с Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (ответ от 20 января 2014 года №382/12.1-29/КИМи), Прокуратурой Питкярантского района, которая в свою очередь перенаправила жалобу жителей дома 12 в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия. Ответы данных исполнительных органов сводятся к описанию порядка, установленного Правилами №1034 по выдаче технических условий и установке узла учета, а также об обязанности теплоснабжающей организации, которой в данном случае является ООО «Энергопит», выдать их по заявке потребителей.

Из письма Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 17 февраля 2015 года №1128/12.3-09/КИМи (вх. 19 февраля 2015 года №796), направленного по запросу Карельского УФАС России следует, что модульная котельная, тепловой пункт и тепловые сети, расположенные по адресу: Питкярантский район, пос. Харлу, ул. Горького были переданы в собственность Республики Карелия в 2012 году без производственно-технической и технологической документации. 27 сентября 2012 года с ООО «Энергопит» был заключен договор аренды сроком на 30 дней. Несмотря на то, что срок договора истек, арендованное ООО «Энергопит» имущество не было возвращено арендодателю по акту приема-передачи, при этом котельная и тепловой пункт в настоящее время находятся в нерабочем состоянии и не используются для теплоснабжения пос. Харлу. ООО «Энергопит» построило за счет собственных средств котельную, которая подключена к существующей поселковой сети теплоснабжения. Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок подготовлен и передан ООО «Энергопит» на рассмотрение проект договора аренды на тепловые сети сроком на 360 дней.

Письмом от 10 февраля 2015 года №359/11-1/КЦТ-и (вх. от 13 февраля 2015 года №694) Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам подтвердил, что в п. Харлу Питкярантского муниципального района деятельность по производству и передаче тепловой энергии осуществляет только ООО «Энергопит».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России от 06 марта 2015 года №03-15/20/951 ООО «Энергопит» письмом от 23 марта 2015 года (вх. о 14 апреля 2015 года №1897) сообщило, что Обществу для выдачи технических условий на проектирование узла учета тепловой энергии в д.12 по ул. Горького п. Харлу необходимы производственная и технологическая документация, описывающая состояние и характеристики имущества, которыми ООО «Энергопит» не располагает. Кроме того, ООО «Энергопит» в указанном письме отмечает, что, не выдав технические условия потребителям, не были нарушены их права, поскольку в соответствии  с пунктом 42 Правил №1034, в случае если в указанный срок теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных настоящими Правилами, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с настоящими Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.

Вместе с тем из заявления следует, что специализированные организации, занимающиеся проектированием и установкой узлов учета тепловой энергии, отказываются от оказания данной услуги жильцам дома №12, в связи с отсутствием технических условий.

Указанные обстоятельства привели к невозможности выполнения мероприятий по проектированию узла учета и его установки жильцами дома №12 по ул. Горького, п. Харлу.

Кроме того, следует отметить, что законодательством не предусмотрена обязанностей потребителей представлять какие-либо документы теплоснабжающей организацие для получения от них технических условий на установку узла учета. Также Правилами №1034 определено, что технические условия должна выдавать теплоснабжающая организация, которой в п. Харлу и является ООО «Энергопит». При этом данная обязанность не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия правоустанавливающих документов на имущество (тепловые сети).

Каких-либо доказательств объективной невозможности соблюдения обществом установленных требований законодательства и принятия им всех зависящих от него мер, направленных на своевременное представление технических условий, ООО «Энергопит» не представило.

Таким образом, можно говорить о том, что ООО «Энергопит» не выполнило своих обязанностей, установленных Правилами №1034.

При таких обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что  вышеуказанные действия ООО «Энергопит не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные  ограничения (невозможность осуществления проектирования узла учета тепловой энергии и его установки в многоквартирном доме), что свидетельствует о наличии в действиях ООО «Энергопит» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренные статьей 48 Закона о защите конкуренции,  отсутствуют. 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Энергопит» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов жильцов дома №12 по ул. Горького, п. Харлу путем отказа в выдаче технических условий на проектирование коммерческого узла учета тепловой энергии.

2. Выдать ООО «Энергопит» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                 К.Е. Бабкин

 

 

   

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны