Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №03-16/33-2015 от 2 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург

 

филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

РЕШЕНИЕ

31 августа 2015 года                                                                                 г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

 

 

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/33-2015, возбужденное по признакам нарушения ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя М., представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности Н.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 24 июня 2015 года (вх. №3325) поступило заявление М. (далее – заявитель) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 05 августа 2014 года №34-01427П/14 года (далее – договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом врио руководителя Карельского УФАС России от 28 июля 2015 года №184 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 28 июля 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 15 часов 00 минут 17 августа 2015 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время. Стороны озвучили свои позиции, при этом представитель ответчика пояснила, что, по мнению сетевой организации, на сегодняшний день договор с М. считается расторгнутым, ввиду того, что ни со стороны заявителя, ни со стороны ответчика мероприятия по технологическому присоединению не исполнены. В свою очередь, М. полагает, что заявителем выполнены мероприятия по технологическому присоединению.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включено  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/33-2015/29 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница с. Святозеро Пряжинского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) не может превышать шести месяцев.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и М. 23 сентября 2014 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 05 августа 2014 года №34-01427П/14, в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения жилого дома М., расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, с. Святозеро, кадастровый номер участка 10:21:0120111:58. 

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты его заключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного М. экземпляра договора от 05 августа 2014 года является 23 сентября 2014 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 23 марта 2015 года.

В соответствии с пунктом 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора, плата за технологическое присоединение энергопринимающих условий договора установлена в размере 550 руб. (пункт 10).

Квитанцией ОАО «Сбербанк России» подтверждается внесение М. платы за технологическое присоединение в полном объеме.

Техническими условиями от 05 августа 2014 года №34-01427П/14-001 (далее – Технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет строительство ВЛ-0,4 кВ от ТП-13 до границы земельного участка; монтирует в ТП контрольный учет электроэнергии в РУ-0,4 кВ многофункциональный, трехфазный, многотарифный, двунаправленный счетчик активной и реактивной электроэнергии класса точности не ниже 0,5S со встроенным PLC модемом, работающим по трем фазам.

Заявитель в свою очередь обязан выполнить следующие мероприятия: монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ; установить щит РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и счетчиком с приспособлением для пломбирования до группы учета.

Пунктом 8 ТУ предусмотрено, что точкой присоединения является опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от ТП-13.

Материалами настоящего дела подтверждается, что М. в целях осуществления технологического присоединения предпринимал все зависящие от него меры. Так, например, заявителем была представлена Справка-акт от 26 мая 2015 года о допуске в эксплуатацию электросчетчика Нева 303 150, выданная ПАО «МРСК Северо-Запада».

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 15 июля 2015 года №МР2/3/119-05/5131 (вх. №3723) сообщило, что выполнение процедуры технологического присоединения возможно при условии выполнения обеими сторонами предусмотренных договором мероприятий и при наличии завершенного объекта строительства, указанного в заявке на заключение договора. Договор заключен в целях обеспечения энергоснабжения жилого дома, который на данный момент отсутствует.

Таким образом, по мнению сетевой организации, учитывая отсутствие энергетических установок у заявителя, предназначенных для преобразования и потребления электроэнергии, его право на получение электроэнергии для электроснабжения жилого дома не нарушено, а в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Вместе с тем ПАО «МРСК Северо-Запада» в этом же письме пояснило, что по факту заключения договора с М. начало реализацию мероприятий по технологическому присоединению, подготовило техническое задание по реконструкции ВЛ-0,4 кВ протяженностью 690м с заменой ТП-13 на более мощную (0,630 МВА) с установкой коммерческого учета в с.Святозеро Пряжинского района. Названный инвестиционный проект включен в инвестиционную программу ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2016 год.

Письмом от 28 июля 2015 года №МР2/3/119-05/5480 (вх. от 30 июля 2015 года №3985) ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщило о прекращении обязательств по договору, заключенному с М., на основании статей 328 и 416 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), предоставив письмо, адресованное М. При этом в качестве основного довода для прекращения обязательств обозначено невыполнение ни сетевой организацией, ни самим заявителем (отсутвует завершённый объект строительства) в установленный срок обязательств по договору.

Оценив указанный довод ответчика, комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о его ошибочности ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.

В свою очередь, мероприятия, опосредующие возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые должны выполнить стороны по договору, функционально и технологически не связаны друг с другом и выполняются заявителем в пределах своего участка, а сетевой организацией - до его границ.

Нормы действующего законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям не ставят возможность выполнения мероприятий сетевой организацией (за исключением осмотра энергопринимающего устройства и его фактического присоединения к электрической сети) в зависимость от выполнения мероприятий заявителем.

Исходя из характера обязательств, выполняемых сторонами по договору о технологическом присоединении, обязательства должны выполняться сторонами приблизительно одновременно. Ни договором о технологическом присоединении, ни Правилами технологического присоединения не предусмотрена возможность приостановления выполнения обязательств по договору о технологическом присоединении в связи с невыполнением другой стороной возложенных на нее обязательств.

Таким образом, нарушение договорных обязательств добросовестным заявителем, принимавшим меры для осуществления технологического присоединения, не может рассматриваться в качестве правового основания для невыполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению и, соответственно, одностороннего прекращения обязательств.

Одновременно комиссия Карельского УФАС России отмечает, что в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861) содержаться основные понятия. Так, в качестве энергопринимающих устройств потребителя понимаются находящиеся у потребителя аппараты, агрегаты, механизмы, устройства и иное оборудование (или их комплекс), предназначенные для преобразования электрической энергии в другой вид энергии в целях использования (потребления) и имеющие между собой электрические связи.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанной нормы, можно сделать вывод, что сам по себе жилой дом не является энергопринимающим устройством. Кроме того, в заявке на технологическое присоединение от 23 июля 2014 года в качестве энергопринимающего устройства значится не сам жилой дом, а щит учета, а согласно ранее упомянутой Справке-акту допуска в эксплуатацию прибора учета от 26 мая 2015 года у ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствуют какие-либо замечания к схеме включения электросчетчика заявителя, а сам измерительный комплекс допущен в эксплуатацию.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что М. осуществил все необходимые мероприятия для выполнения своей части технических условий, а действия ПАО «МРСК Северо-Запада» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения, связанные с невозможностью осуществить строительство жилого дома при помощи электрических приборов, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов М. путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств.

2.Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель комиссии                                                                                  К.Е. Бабкин

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург

 

филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/33-2015/20

 

31 августа 2015 года                                                                                              г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

 

 

 

 

 

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 31 августа 2015 года по делу №03-16/33-2015 о нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов М. путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения его энергопринимающих устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в срок до 31 января 2016 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств М.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии

                   К.Е. Бабкин

 

Члены Комиссии

  

 

 

     

 

            

          

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны