Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №03-16/36-2015 от 16 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург

 

филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

РЕШЕНИЕ

16 сентября 2015 года                                                                               г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (сокращенное наименование – Карельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель комиссии;

.

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы   Карельского УФАС России, член комиссии;

.

 

 

 

 

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии,

 

рассмотрев дело №03-16/36-2015, возбужденное по признакам нарушения ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго» (ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее – ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя Ц. по доверенности – Ц., представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности – Н.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Карельского УФАС России 17 июля 2015 года (вх. №3760) поступило заявление Ц. (далее – заявитель) с жалобой на действия ПАО «МРСК Северо-Запада», выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09 июля 2014 года №34-01147П/14 года (далее – договор).

По результатам рассмотрения поступившего заявления в соответствии с частью 12 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» приказом руководителя Карельского УФАС России от 12 августа 2015 года №193 было возбуждено настоящее дело по признакам нарушения ПАО «МРСК Северо-Запада» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

Согласно определению от 12 августа 2015 года, рассмотрение настоящего дела было назначено на 11 часов 00 минут 03 сентября 2015 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время. Стороны озвучили свои позиции, при этом представитель ответчика пояснила, что, действия сетевой организации не направлены на ограничение конкуренции на рынке, а фактическое технологическое присоединение дома заявителя будет осуществлено в четвертом квартале 2015 года.

Исследовав и оценив все имеющиеся в деле документы, проанализировав нормативную правовую базу в сфере электроэнергетики, заслушав пояснения сторон, комиссия Карельского УФАС России приходит к следующему.  

Согласно статье 1 ФЗ «О защите конкуренции», целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. 

Для квалификации действий по статье 10 ФЗ «О защите конкуренции» должны быть доказаны как совершение хозяйствующим субъектом запрещенных действий, влекущих негативные последствия для конкуренции либо ущемление прав иных лиц, так и доминирующее положение указанного субъекта на соответствующем рынке.

Как следует из абзаца 3 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года №30, также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии и, соответственно, обязан соблюдать ограничения, установленные законодательством о защите конкуренции для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующего товара.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.   

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года  №14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года №43) «Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов» филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» включено  в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии. 

Следовательно, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала «Карелэнерго» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии.

Согласно краткому отчету об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии №03-16/36-2015/28 географическими границами вышеуказанного рынка в рамках рассматриваемого дела принята административно-территориальная граница д. Важинская пристань Пряжинского муниципального района.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

Сроки технологического присоединения установлены подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности,  не может превышать 6 месяцев.

Из имеющихся в материалах настоящего дела документов следует, что между ПАО «МРСК Северо-Запада» и Ц. 08 августа 2014 года заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 09 июля 2014 года №34-01147П/14, в соответствии с условиями которого ПАО «МРСК Северо-Запада» приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения дачного дома Ц., расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Важинская пристань, ур. Вашекова.

Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев с даты его заключения.

Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного Ц. экземпляра договора от 09 июля 2014 года является 08 августа 2014 года, то первоначальный срок осуществления технологического присоединения истек 08 февраля 2015 года. Вместе с тем в силу Дополнительного соглашения №1 к договору от 30 июня 2015 года срок оказания услуги был продлен до 31 июля 2015 года, что свидетельствует об обязанности ответчика осуществить технологическое присоединение заявителя именно до 31 июля 2015 года.

В соответствии с пунктом 4 договора срок действия технических условий составляет 2 года со дня заключения договора, а плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств установлена в размере 550 руб. (пункт 10).

Квитанцией ОАО «Сбербанк России» от 08 августа 2014 года подтверждается внесение Ц. платы за технологическое присоединение в полном объеме.

Техническими условиями от 09 июля 2014 года №34-01147П/14-001 (далее – Технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет строительство линейного ответвления ВЛ-10кВ до проектируемой ТП-10/0,4 кВ; монтаж ТП-10/0,4 кВ расчетных параметров в центре нагрузок; устанавливает на вводе монтируемой ТП-10/0,4 кВ многофункциональный, трехфазный, многотарифный, двунаправленный счетчик активной и реактивной электроэнергии класса точности не ниже 0,5S со встроенным PLC модемом; в РУ-0,4 кВ устанавливает модуль УСПД с модемом PLC с дополнительно встроенным интерфейсов радиомодема с внешней антенной, RS-232 для подключения внешнего GSM модема.

Заявитель в свою очередь обязан выполнить монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ и установить щит РУ-0,4 кВ с автоматическим выключателем расчетных параметров, счетчик прямого включения класса точности 1,0 и выше, со встроенным PLC модемом.

Пунктом 8 ТУ предусмотрено, что точкой присоединения является опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от проектируемой ТП-10/0,4 кВ (ПС-17П Святозеро).

Материалами настоящего дела подтверждается, что Ц. в целях осуществления технологического присоединения предпринимала все зависящие от нее меры. Так, например, заявителем была представлена Справка-акт №ПР-829-15 от 03 июля 2015 года, свидетельствующая об установке на фасаде дачного дома электросчетчика МЕРКУРИЙ 230ART-01CLN. Помимо прочего в указанной справке-акте зафиксировано невыполнение сетевой организацией технических условий (отсутствие линии ВЛ-0,4 кВ), отсутствие вводного кабеля и, как следствие, невыполнение со стороны заявителя своей части технических условий.

Отвечая на запрос Карельского УФАС России, ПАО «МРСК Северо-Запада» письмом от 03 августа 2015 года №МР2/3/119-05/5687 (вх. №4034) сообщило, что для выполнения принятых на себя обязательств по заключенным с рядом заявителей договорам технологического присоединения, в том числе по договору с Ц., сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: «Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП-3212 с устройством линейных ответвлений и замена ТП-3212 в д. Важинская пристань, ур. Вашекова Пряжинского района» (далее – инвестиционный проект), стоимость которого составила 1520 тыс. руб., в том числе технологическое присоединение Цитович А.П. 220 тыс. руб. Ввиду того, что на момент заключения договора с Ц. инвестиционная программа филиала «Карелэнерго» на 2014 год уже была сформирована и утверждена, реализация инвестиционного проекта запланирована на 2015 год.

Комиссия Карельского УФАС России не принимает довод ПАО «МРСК Северо-Запада» о невыполнении со стороны заявителя пункта 12.1.1 (монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения), так как точкой присоединения является проектируемая опора ВЛ-0,4 кВ, которая отсутствовала как на момент монтажа прибора учета на объекте заявителя, так и на момент вынесения настоящего решения.

При рассмотренных обстоятельствах комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу, что Ц. осуществила все необходимые мероприятия для выполнения своей части технических условий, а действия ПАО «МРСК Северо-Запада» не могут быть признаны как совершенные в допустимых пределах осуществления гражданских прав, так как на заявителя налагаются неразумные и незаконные ограничения, связанные с невозможностью использовать принадлежащий ей дачный дом, что свидетельствует о наличии в действиях ответчика нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции» комиссия Карельского УФАС России

 

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1.Признать в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» наличие нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов Ц. путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ее энергопринимающих устройств.

2.Выдать ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                                                  К.Е. Бабкин

Члены Комиссии

      

 

         

 

 

           

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.

 

ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада»

площадь Конституции, дом 3, литера А, г.Санкт-Петербург

 

филиал ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» «Карелэнерго»

ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия,185035

 

ПРЕДПИСАНИЕ №03-16/36-2015/23

 

16 сентября 2015 года                                                                                            г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Бабкин К.Е.

-заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;

.

 

 

.

 

 

 

-начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;

-главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 16 сентября 2015 года по делу №03-16/36-2015 о нарушении ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в ущемлении интересов Ц. путем нарушения сроков осуществления технологического присоединения ее энергопринимающих устройств,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» в срок до 31 декабря 2015 года осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Ц.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

                   К.Е. Бабкин

 

Члены Комиссии

        

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны