Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №03-17/04-2016 об... от 25 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу №03-17/04-2016

об административном правонарушении

 

21 апреля 2016 года                                                                                               г. Петрозаводск

 

Я, врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Карельское УФАС России) Бабкин Константин Евгеньевич, рассмотрев  материалы   дела об административном правонарушении №03-17/04-2016, возбужденного в отношении АО «Карелгаз» (ОГРН 102100057725; ИНН/КПП 1001000598/100101001; адрес (место нахождения): 185007, г. Петрозаводск, ул. Архипова, д. 30; дата регистрации: 06 октября 1993 года, дата присвоения ОГРН 25 июля 2002 года; далее – АО «Карелгаз», Общество) по факту нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О  защите конкуренции»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя по доверенности – <>

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 26 мая 2015 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства №03-16/05-2015 комиссия Карельского УФАС России признала в действиях АО «Карелгаз» нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О  защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов ООО «Карельский ресурс» и граждан <>, путем необоснованного отказа в регистрации приборов учета газа (установке пломбы на приборах учета газа).

Основанием для принятия соответствующего решения послужили поступившие в адрес Управления заявления граждан-потребителей <> и <>, а также ООО «Карельский ресурс».

В ходе рассмотрения дела №03-16/05-2015 было установлено следующее.

АО «Карелгаз» является поставщиком сжиженного углеводородного газа на территории Республики Карелия, приказом Карельского УФАС России от 13 июня 1996 года №19 включено в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр) по виду услуг транспортирование и распределение газового топлива и сырья по распределительным сетям газоснабжения среди потребителей (населения, промышленных предприятий) с долей более 65%.

В свою очередь, ООО «Карельский ресурс» является специализированной организацией, осуществляющей на основании свидетельства от 30 ноября 2011 года №0139.00-2011-1006010215-С-203 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работы по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.

Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2).

Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об энергосбережении») предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (статья 13).

Согласно части 8 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Статьей 544 ЖК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Вместе с тем отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор); особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него регулируются Правилами поставки газа.

Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из принципов обеспечения бесперебойности и безопасности поставки газа; поставки газа по фактической потребности, а также применения энергосберегающих технологий при использовании газа (пункт 2 Правил поставки газа).

Согласно пункту 22 Правил поставки газа поставщик газа обязан обеспечить по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачивается абонентом.

При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа (пункт 24 Правил поставки газа).

В соответствии с пунктом 25 Правил поставки газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:

а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;

б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;

в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;

г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.

При этом в силу пункта 27 Правил поставки газа определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.

Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм права, можно сделать вывод о том, что на поставщика газа законодателем возложена обязанность произвести опломбировку прибора учета газа по заявке абонента; основанием для отказа в установке пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу могут служить следующие обстоятельства: 1) неисправное состояние прибора учета газа; 2) отсутствие или повреждение пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей проверку.

Как следует из материалов дела №03-16/05-2015 16 октября 2014 года специализированная организация ООО «Карельский ресурс» выполнила по заявке <> работы по монтажу прибора учета газа модель GSN-G1.6IS-1.1 (дата выпуска 01 июля 2014 года; срок следующей госповерки: 01 июля 2024 года; показания прибора учета: 0,682).

 29 января 2015 года эта же специализированная организация выполнила по заявке <> работы по монтажу прибора учета газа модель: Гранд-1,6 №1014163110 (дата выпуска: 06 октября 2014 года; срок следующей госповерки: 06 октября 2026 года; показания прибора учета: 1,861).

В материалах дела №03-16/05-2015 отсутствуют доказательства того, что счетчики GSN-G1.6IS-1.1 (согласно паспорту, соответствует ТУ 4213-002-92506256-12, признан годным к эксплуатации) и Гранд-1,6 (согласно паспорту №GFGB.00.00.000 ПС соответствует ТУ4213-004-70670506-2010; прошел первичную проверку в соответствии с 4213-004-70670506-2010 МП и признан пригодным к применению) не соответствуют положениям пункта 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг и Правил поставки газа,

Доказательства неисправности указанных приборов учета, повреждения сохранных пломб завода-изготовителя на приборах учета газа также отсутствуют. Вместе с тем после обращения <> 17 октября 2014 года (вх. АО «Карелгаз» №1772) и <>02 февраля 2015 года (вх. АО «Карелгаз» №208) в адрес поставщика газа с целью осуществить регистрацию установленных у них индивидуальных приборов учета газа, АО «Карелгаз», обоснованно расценив обращение потребителей как заявления об опломбировке и вводе приборов учета газа в эксплуатацию, письмом от 27 октября 2014 года №2973 предложило <> выполнить монтаж прибора учета в соответствии с СП 42-101-2003 для дальнейшей его регистрации; письмом от 12 февраля 2015 года №418 АО «Карелгаз» сообщило <> о «приостановлении регистрации прибора учета, установленного ООО «Карельский ресурс» до устранения несоответствия прокладки газопровода и отключающего устройства перед плитой требованиям СП 42-101-2003».

Таким образом, АО «Карелгаз» обязано было не позднее пяти рабочих дней со дня обращения заявителей осуществить опломбировку установленных у них приборов учета газа. Однако, указанные действия ни в установленный срок, ни на дату рассмотрения дела №03-16/05-2015 АО «Карелгаз» не произведены.

АО «Карелгаз» отказало в регистрации установленных ООО «Карельский ресурс» приборов учёта газа <> по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством. Довод АО «Карелгаз» об обязательности применения СП 42-101-2003 комиссия посчитала несостоятельным ввиду того, что содержащиеся в нем требования носят рекомендательный характер. Так, в Введении к указанному документу говорится: «в положениях СП 42-101 приведены подтвержденные научными исследованиями, опробованные на практике и рекомендуемые в качестве официально признанных технические решения…». Кроме того, в соответствии с пунктом 7.10 СНиП 42-01-2002 каждый объект, на котором устанавливается газоиспользующее оборудование, должен быть оснащен счетчиком расхода газа в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами пользования газом.

Необоснованно отказывая <> в регистрации (установке пломбы) установленных у них ООО «Карельский ресурс» приборов учета газа, АО «Карелгаз» тем самым ущемляет интересы как потребителей, (лишая их права на осуществление расчетов потребленного энергоресурса при помощи прибора учета), так и специализированной организации ООО «Карельский ресурс» (ввиду того, что у потребителя может возникнуть впечатление некомпетентного выполнения работ со стороны общества).

Таким образом, комиссией Карельского УФАС России в действиях АО «Карелгаз» было признано нарушение антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.311 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 6 статьи 4.5 КоАП РФ).

Факт нарушения антимонопольного законодательства АО «Карелгаз» установлен решением комиссии Карельского УФАС России от 26 мая 2016 года, следовательно, установленный срок давности для привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения настоящего дела не истек.

По факту совершения административного правонарушения в адрес АО «Карелгаз» письмом от 24 марта 2016 года (исх. №03-17/1060) было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, получено представителем АО «Карелгаз» по доверенности 29 марта 2016 года.

12 апреля 2016 года в присутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя АО «Карелгаз» был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 12 апреля 2016 года «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №03-17/04-2016» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 21 апреля 2016 года. Указанное определение получено представителем АО «Карелгаз» 12 апреля 2016 года.

Рассмотрение настоящего административного дела состоялось в назначенное время.  

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

АО «Карелгаз» не представило объективных доказательств невозможности соблюдения требований антимонопольного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. 

Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения – 27 октября и 12 февраля 2014 года.    

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Согласно части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

При этом размер штрафа исчисляется в соответствии с требованиями, изложенными в примечании к указанной статье, в том числе с учетом обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4.2 обстоятельством, смягчающим административную ответственность, следует считать добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении АО «Карелгаз» предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему антимонопольным органом.

Таким образом, размер штрафа составляет 562 500 рублей (300 000 + ((1000000 – 300 000)/2) – (1000000 – 300 000)/8)).

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.   

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.

Карельским УФАС России предприняты все меры для реализации АО «Карелгаз» своих прав и защиты законных интересов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 37 ФЗ «О защите конкуренции», статьями 4.1, 4.5, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, временно исполняющий обязанности руководителя Карельского УФАС России

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Наложить на юридическое лицо – АО «Карелгаз» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, административный штраф в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 02010 01 6000 140

Назначение платежа: штраф за нарушение антимонопольного законодательства (дело №03-17/04-2016)

 

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьей 31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны