ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонарушении № 03-17/79-2018 и проведении административного расследования

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
10.07.2018
Управление:
Карельское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в электроэнергетике
Номер дела:
№ № 03-17/79-2018

Я, ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России <…>, рассмотрев заявление <…>, направленное Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республики Карелия (далее - Ростехнадзор) письмом от 26.06.2018 №45-1-23-27/28807 (вх. от 27.06.2018 № 3038),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступило заявление <…>, направленное Северо-Западным управлением Ростехнадзора с письмом от 26.06.2018 №45-1-23-27/28807 (вх. от 27.06.2018 № 3038), с жалобой на действия ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее - ПАО «МРСК Северо- Запада», сетевая организация, Общество), по факту не обеспечения передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Так, к заявлению приложен Акт о результатах проверки хода реализации инвестиционной программы от 30.05.2018 в котором указано, что на основании жалоб жителя п. Тивдия Кондопожского района проведена плановая проверка хода реализации технического присоединения энергопринимающих устройств <…> Технологическое присоединение (увеличение мощности) осуществлено к ТП-3 ОАО «Кондопога» (п.9 Технических условий 34-02500П/15), расположенной в д. Тивдия. В соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 34-02500П/15 от 30.03.2015 сетевая организация не провела работы по определению мероприятий, направленных на усиление существующей электрической сети (пункт 11 Технических условий 34-02500П/15).

В соответствии с ГОСТ 32144-2013 допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точке передачи электрической энергии.

При проведении замеров было выявлено, что напряжение в летний период, в дневное время, в будний день, при отсутствии потребления потребителями, энергоснабжение которых осуществляется от ТП-3583, ранее ТП-3 ОАО «Кондопога» не соответствует ГОСТу 32144-2013 «Норма качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения». Мероприятия, проведенные ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», недостаточны.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»).

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 38 ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила №861).

Пунктом 3 Правил № 861 недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил №861 сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии, в соответствии с частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В общем случае требуемые показатели качества электроэнергии на границе балансовой принадлежности электросетей энергоснабжающей организации и потребителя определяются межгосударственным стандартом ГОСТ 32144-2013 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», введенным в действие с 01.07.2014.

Таким образом, факты изложенные в Акте о результатах проверки хода реализации инвестиционной программы могут свидетельствовать о нарушении ПАО «МРСК Северо-Запала» подпункта «а» пункта 15 Правил №861, выразившемся в не обеспечении передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

При этом ПАО «МРСК Северо-Запада» уже привлекалось к ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в связи с чем применению подлежит часть 2 указанной нормы.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ, Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителей является сферой деятельности естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги относится к субъектам естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года № 191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Указанные данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Возбудить в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» дело об административном правонарушении №03-17/79-2018 по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  1. Провести административное расследование.
  2. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес Карельского УФАС России:
  • копию договора на технологическое присоединение от 30.03.2015 №34-02500П/15 энергопринимающих устройств <…>с техническими условиями;
  • копию акта о технологическом присоединении энергопринимающих устройств Черданцева И.С.;

- доказательства надлежащего исполнения ПАО «МРСК Северо-Запада» обязательств по технологическому присоединению в части обязательств сетевой организации;

  • письменные пояснения о причинах нарушения качества и параметров передаваемой электрической энергии;
  • иные сведения (информация, документы), способные оказать влияние на результат рассмотрения дела об административном правонарушении.
    1. Законному представителю ПАО «МРСК Северо-Запада» явиться 03.08.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, 1 а, каб. 520 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 03-17/79-2018, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП РФ.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

При себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, удостоверяющий служебное положение.

 

 

<…>