Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/124-2015 по жалобе ООО «Велес» на д... от 13 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-18/124-2015

                                                                                                                                       г. Петрозаводск

 

Резолютивная часть решения объявлена «07» августа 2015

Решение в полном объеме изготовлено «11» августа 2015

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

<…> – Заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…>– член Комиссии, главный специалист - эксперт,

<…>- член Комиссии, ведущий специалист - эксперт,

в присутствии представителей:

 - Заявителя ООО «Велес» <…> (решение о назначении директора, в деле);

 - Заказчика КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» <…>, <…> (доверенности в деле);

 

рассмотрев жалобу ООО «Велес» (далее – Заявитель, Общество) на действия заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее – Заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству (достройке) 2-х жилых многоквартирных домов по ул. Муезерской в г. Петрозаводске и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация утверждена заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:

 

  1. В нарушении требований статьи 22 Закона о контрактной системе отсутствует обоснование расчета начальной (максимальной) цены государственного контракта.
  2. В нарушении требований статей 8, 33, и 50 Закона о контрактной системе Заказчиком объединены в один предмет торгов работы по подготовке проектной документации и работ по организации строительства, что приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку выполнение указанных работ производится организациями, осуществляющими деятельность на различных товарных рынках.
  3. В нарушение требований статей 8 и 32 Закона о контрактной системе Заказчиком допущены нарушения при установлении критериев оценки заявок, а именно: в критерии оценки отнесены показатели, имеющие отношение к выполнению лишь строительных работ и отсутствуют показатели, связанные с проектированием, что противоречит предмету закупки.
  4. В нарушении требований статьи 50 и статьи 33 Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

На основании вышеизложенного, ООО «Велес» просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 05.08.2015 г. № 709 направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о закупках внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» размещена на официальном сайте в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru.

Номер извещения: 0306200006415000014

Краткое наименование конкурса: выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству (достройке) 2-х жилых многоквартирных домов по ул. Муезерской в г. Петрозаводске.

Способ осуществления закупки: открытый конкурс.

Заказчик: КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 211 244 401 рублей 70 копеек.

Источник финансирования: средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; средства бюджета Республики Карелия; средства бюджета муниципальных образований.

Источники финансирования каждого объекта строительства указаны в Приложении к Приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 17 ноября 2014 года № 162 «Перечень объектов строительства на территории Пряжинского и Олонецкого национальных муниципальных районов, Прионежского и Пудожского муниципальных районов и Петрозаводского городского округа», размещенным в разделе 4 «Техническое задание» конкурсной документации с учетом расчета инвесторской цены, размещенным в разделе 6 конкурсной документации.

Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск 05.08.2015 11:00 (по московскому времени).

Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: «06» августа 2015 года.

 

Заслушав доводы представителей Заявителя, Заказчика, изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

  1. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

В соответствии с частью 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

В разделе 6 «Обоснование и расчет начальной (максимальной) цены контракта» конкурсной документации Заказчиком указано: Обоснование и расчет начальной (максимальной) цены контракта является Приказ Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 14.01.2015 №2, приказ Министерства строительства, жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 30.06.2015 № 130 (приложены в виде отдельных файлов).

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Карельского УФАС России не рассматривает довод Заявителя о том, что обоснование начальной максимальной цены контракта является ненадлежащим.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Карельского УФАС России направляет копии материалов рассмотрения жалобы ООО «Велес» в Государственный контрольный комитет Республики Карелия для осуществления контроля в части надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены государственного контакта на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству (достройке) 2-х жилых многоквартирных домов по ул. Муезерской в г. Петрозаводске (извещение № 0306200006415000014).

  1. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В пункте 28.6 раздела 1 «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе» Заказчиком указано, что оценка и сопоставление заявок будет осуществляться конкурсной комиссией в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 28.11.2013) с использованием следующих критериев:

 - Цена контракта.

 - Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Рейтинг, присуждаемой каждой заявке по критерию «Квалификация исполнителя» определяется следующим образом:

Показатель оценки

Максимальное количество баллов

Порядок оценки

1. Наличие в штате:

инженеров-строителей, геодезистов (список сотрудников, зачисленных на штатные должности, подписывается руководителем организации участника закупки и подтверждается заверенной копией выписки из трудовой книжки, заверенными копиями дипломов о высшем образовании).

 

30

Участнику конкурса, представившему документы, подтверждающие наличие в штате:

 

- нет инженеров-строителей (включительно) и нет геодезистов, присваивается 0 баллов;

- от 10 до 15 (включительно) инженеров-строителей и от 1 до 2 геодезистов присваивается 5 баллов;

- от 15 до 33 (включительно) инженеров-строителей и 3 геодезиста, присваивается 10 баллов;

- более 33 инженеров-строителей и более 3 геодезистов, присваивается 30 баллов.

 

2. Объем выполнения аналогичных с предметом конкурса работ за последние 3 года (подтверждается копиями акта приемки объекта капитального строительства и разрешениями на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации)

50

Участнику закупки, предоставившему справку о перечне и объемах выполнения аналогичных* предмету конкурса работ:

- работы не выполнялись, присваивается 0 баллов;

- построено и введено в эксплуатацию объектов жилищного строительства общей площадью менее 30 000 кв.м, присваивается 10 баллов;

- построено и введено в эксплуатацию объектов жилищного строительства общей площадью от 30 000 кв.м (включительно) до 65 000 кв.м, присваивается 20 баллов;

- от 65 000 кв.м (включительно) и более присваивается 50 баллов.

Заказчиком будет оцениваться наличие опыта выполнения работ, аналогичных с предметом конкурса, по строительству и вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства за 2012-2014 годы.

 

*аналогичными работами считаются работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства.

3. Наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании машин и механизмов – башенных кранов с минимальным вылетом стрелы 30 м и грузоподъемностью не менее 3,5 т (подтверждается копиями инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии указанных объектов в собственности), или копиями договоров аренды (лизинга), копиями договоров безвозмездного пользования, копиями договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи машин и механизмов участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия машин и механизмов у участника закупки на ином законном основании).

20

Участнику закупки, представившему документы подтверждающие право собственности участника закупки на башенные краны или владение участником закупки на ином законном основании башенными кранами):

- отсутствие башенного крана с минимальным вылетом стрелы 30 м и грузоподъемностью не менее 3,5 т, присваивается 0 баллов;

- наличие башенного крана с минимальным вылетом стрелы 30 м и грузоподъемностью не менее 3,5 т в количестве 1 штуки, присваивается 10 баллов;

- - наличие башенного крана с минимальным вылетом стрелы 30 м и грузоподъемностью не менее 3,5 т в количестве 2 штук и более, присваивается 20 баллов;

 

 

 

Таким образом, в соответствии с требованиями статьи 32 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 Заказчиком в конкурсной документации обоснованно установлены указанные выше показатели по критерию «Квалификация исполнителя».

 

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего закона.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  1. описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что в соответствии с заданием на проектирование, утвержденным Министерством строительства, жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 08 июля 2015 года Заказчику предписывалось осуществить закупку работ по подготовке проектной документации и строительству (достройке) 2-ух жилых домов на территории в районе ул. Муезерской в г. Петрозаводске.

Заказчик в соответствии с Законом о контрактной системе наделен правом самостоятельно определять предмет закупки, при этом формирования предмета закупки не должно нарушать запрет, установленный частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», именно совершать действия направленные на ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о закупках, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в конкурсе.

Объединение Заказчиком в предмет закупки работ по проектированию и работ по строительству обусловлено потребностями Заказчика и является, по мнению Комиссии Карельского УФАС России, правом последнего.

Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к работам, являющихся значимыми для Заказчика.

Объединение работ по подготовке проектной документации и строительству позволит обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства.

В соответствии с конкурсной документацией, участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо без ограничений. При этом подрядчик вправе воспользоваться типовой проектной документацией, нанять проектную либо подрядную организацию для выполнения работ по подготовке проектной документации и строительству объектов, то есть объединение в один предмет работ по проектированию и строительству не является ограничением конкуренции.

Кроме того, в конкурсной документации к участникам закупки Заказчик не предъявляет требований о наличии допусков СРО по строительству и проектированию, таким образом Заявитель ООО «Велес» может принять участие в данном конкурсе.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений статей 8, 33, и 50 Закона о контрактной системе не установлено.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

В разделе 3 «Формы документов» предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ содержится в форме 3.3.

Формой 3.3 «Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг» конкурсной документации установлено, что участник закупки обязуется выполнить работы, предусмотренные в разделе 4 «Техническое задание», в соответствии с проектом контракта и в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В Разделе 4 «Техническое задание» конкурсной документации Заказчиком установлены требования к объемно – планировочному решению, к конструктивным решениям и материалам несущих и ограждающих конструкций и внутренней отделке, основные требования к инженерному и технологическому оборудованию, требования по благоустройству площадки и малым архитектурным формам.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушений требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлено.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Велес» на действия заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству (достройке) 2-х жилых многоквартирных домов по ул. Муезерской в г. Петрозаводске (извещение № 0306200006415000014) необоснованной.
  2. Передать копии материалов рассмотрения жалобы ООО «Велес» в Государственный контрольный комитет Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, просп. Ленина, 19) для осуществления контроля в части надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены государственного контакта на выполнение работ по подготовке проектной документации и строительству (достройке) 2-х жилых многоквартирных домов по ул. Муезерской в г. Петрозаводске (извещение № 0306200006415000014).

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                         ____________ <…>

 

Члены комиссии                                                                ____________ <…>

                                                                                              ____________ <…

Связанные организации

Связанные организации не указаны