Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу № 04-18/137-2017 от 13 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<..>.

в присутствии представителей:

 - КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» <..>. (доверенность в материалах дела);

 - ООО «Профит - плюс» <..>. (доверенность в материалах дела);

 

рассмотрев жалобу ООО «Профит - плюс» (далее – Заявитель, Общество) на действия комиссии заказчика КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (далее - Комиссия, Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 32+000 - км 129+759 (выборочно участками) (извещение №0306200005117000075) (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

установила:

По мнению Заявителя, КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» при утверждении документации допущены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 23, части 3 статьи 96, части 4 статьи 70, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного ООО «Профит - плюс» просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмами от 06.06.2017г. даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В связи с тем, что по данным Заказчика на участие в данной закупке подано 7 заявок, а на момент рассмотрения первых частей заявок у КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» отсутствовала техническая возможность рассмотреть поданные заявки и опубликовать протокол рассмотрения первых частей заявок, представитель Заказчика просит Комиссию Карельского УФАС России, в том случае, если поданная ООО «Профит - плюс» жалоба будет признана необоснованной, выдать предписание об обеспечении технической возможности проведения данного электронного аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Документация об электронном аукционе утверждена Приказом КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru».

Номер извещения: 0306200005117000075.

Краткое наименование аукциона: выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 32+000 - км 129+759 (выборочно участками).

Способ закупки: электронный аукцион.

Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://roseltorg.ru.

Заказчик: КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 99 865 660,00 рублей.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя и Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

  1. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что соответствие всех товаров, указанных в Приложении № 4 к аукционной документации, требованиям Заказчика, определено путем указания показателей товаров, перечисленных в документах, предусмотренных законодательством РФ о техническом регулировании (ГОСТ, Свод Правил).

Так, товар «Асфальтобетон из горячей асфальтобетонной смеси» по ГОСТ 9128-2009 и ГОСТ 30108-94, товар «Щебеночно – песчаная смесь для устройства обочин» по ГОСТ 25607-2009 и СП 34.13330.2012, товар «Дорожные знаки» по ГОСТ Р 52290-2004, товар «Битум нефтяной дорожный вязкий для обработки поверхности нижележащего слоя перед укладкой асфальтобетонной смеси (подгрунтовка)» по ГОСТ 22245-90, товар «Деревянные брусья (опоры) для установки дорожных знаков» по ГОСТ 25458-82.

Требования к значениям всех показателей товаров представлены в соответствии с вышеуказанными стандартами.

Заказчиком разработана инструкция по заполнению заявки (Приложение № 5 к аукционной документации). На основании указанной инструкции, участник закупки по каждому показателю должен указать минимальное и максимальное числовое значение, т.е. диапазон значений, соответствующий требованиям соответствующих ГОСТов, изложенных в Приложении № 4 к аукционной документации.

Таким образом, от участника закупки не требуется производить лабораторные испытания товаров, т.к. от него не требуется указать одно конкретное значение показателя, получаемое в результате испытания конкретной партии товара. Он должен указать минимальное и максимальное значение показателя товара (диапазон значений), регламентированное соответствующим ГОСТом. В Приложении № 4 к аукционной документации требования к компонентам товаров Заказчиком не установлены.

В соответствии с аукционной документацией, разрабатываемой на основании проектно – сметной документации, «Асфальтобетон из горячей асфальтобетонной смеси», «Щебеночно – песчаная смесь для устройства обочин», «Дорожные знаки», «Битум нефтяной дорожный вязкий для обработки поверхности нижележащего слоя перед укладкой асфальтобетонной смеси (подгрунтовка)», «Деревянные брусья (опоры) для установки дорожных знаков» являются самостоятельными товарами, являющимися объектом закупки, что отражено в Ведомости видов и объемов работ:

 - «Асфальтобетон из горячей асфальтобетонной смеси» - позиция 2 и 4,

 - «Щебеночно – песчаная смесь для устройства обочин» - позиция 5,

 - «Дорожные знаки» - позиция 6.1-6.11,

 - «Битум нефтяной дорожный вязкий (БНД 60/90) для обработки поверхности нижележащего слоя перед укладкой асфальтобетонной смеси (подгрунтовка)» - позиция 1 и 3,

 - «Деревянные брусья (опоры) для установки дорожных знаков» - позиция 6.12.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не установлены.

  1. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим законом.

Порядок формирования идентификационного кода закупки, в том числе его состав и структура в зависимости от целей применения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о контрактной системе, планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок.

План закупок КУ РК «Управтодор РК» содержит позиции, обобщенные под единой целью. Например, «ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них». В данную позицию входят как позиции по ремонту автомобильной дороги, проходящие по коду 42.11.20.000, так и ремонты искусственных дорожных сооружений, проходящие по коду 42.13.20.000.

Таким образом, для данной позиции в плане закупок сделана отметка «Закупка содержит несколько кодов ОКПД2», что автоматически присваивает 0000 для 30-34 цифр ИКЗ. В процессе формирования плана – графика изменить вышеуказанные цифры Заказчику не представляется возможным, отсутствует соответствующий функционал сайта.

На основании изложенного, Комиссия Карельского УФАС России довод заявителя о неправомерно сформированном ИКЗ признает необоснованным.

3.           В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, в графе «Ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно п.4 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ установлен запрет на выполнение работ (оказание услуг) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Основанием для установления указанного ограничения является постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

Согласно совместному Письму министерства экономического развития № 12589-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/28993/16 от 28.04.2016, Заказчики вправе устанавливать такой запрет двумя способами.

В первом случае, Заказчик устанавливает национальный режим на основании статьи 14 Закона о контрактной системе, с соответствующей пометкой в плане – графике закупки. Во втором случае, ссылается на пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки».

Анализируя извещение об электронном аукционе, Комиссия Карельского УФАС России установила, что формулировка «условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств…» полностью совпадает с формулировкой части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе.

  1. Перечень информации и сведений, которые должны содержаться в документации о закупке и в извещении о проведении электронного аукционе определен статьями 42 и 64 Закона о контрактной системе. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительному толкованию ни заказчиком, ни участником закупки. Требование об указании о порядке направления протокола разногласий в документации о закупке и в извещении о проведении электронного аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.

При этом порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона установлен статьей 70 Закона о контрактной системе. Отсутствие соответствующего указания в документации об электронном аукционе не лишает участника возможности направить протокол разногласий при наличии замечаний к государственному контракту.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком статьи 70 Закона о контрактной системе является необоснованным.

  1. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Закон о контрактной системе не устанавливает правил, регулирующих срок действия контракта. Согласно подпунктам 1, 3 статьи 425 ГК РФ контракт становится обязательным для сторон с момента его заключения и по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

Государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, заключаются и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (абз. 1 п. 5 ст. 161 БК РФ). Иное может быть установлено Бюджетным кодексом РФ. Нарушение указанных требований может повлечь признание контракта (договора) недействительным (абз. 2 п. 5 ст. 161 БК РФ).

Пунктом 2.2. государственного контракта установлен срок выполнения работ на Объекте – 30.09.2017, а также срок действия контракта – 31.10.2017, предназначенный для оплаты выполненных работ на объекте.

Формулировка «или до полного исполнения сторонами своих обязательств» является типовой и предназначена для разрешения возможных спорных моментов в досудебном и судебном порядке.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу, что в проекте государственного контракта определена дата действия контракта, позволяющая определить Подрядчику срок действия банковской гарантии, в связи с чем, довод Заявителя признается необоснованным.

  1. Неотъемлемой частью проекта государственного контракта является график финансирования и производства работ на Объекте.

В указанном графике определен общий лимит на 2017 год, который будет корректироваться с учетом коэффициента понижения по торгам, при этом поквартальная оплата работ Заказчиком не определена.

Согласно пункту 8.2.9 проекта государственного контракта, в 10-дневный срок с момента заключения Контракта предоставить и согласовать с Заказчиком детализированный Календарный график финансирования и производства работ (Приложение №2 к Контракту). Данное условие включается в государственный контракт для того, чтобы Подрядчик самостоятельно определил объем работ, который он сможет выполнить в каждом квартале согласно выделенным лимитам бюджетных обязательств.

При этом, календарный график финансирования и производства работ уже является неотъемлемой частью контракта и вносить в него изменения Заказчик не предполагает. Детализировать такой график, не изменяя при этом общий объем средств для выполнения работ на объекте, а также общий объем работ Закон о контрактной системе не запрещает.

На основании изложенного, довод Заявителя о включении в проект контракта неправомерных условий является необоснованным.

  1. Согласно части 1 статьи 741 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.

В соответствии с пунктом 8.2.23 проекта государственного контракта, Подрядчик обязан обеспечивать содержание и сохранность Объекта с момента начала ремонта, в т.ч. при открытии движения автомобильного транспорта до окончания ремонта и подписания Сторонами Акта приемки законченных работ по ремонту Объекта.

В случае, если до подписания Акта приемки законченных работ по ремонту Объекта, Объекту или его части будет причинен ущерб или обнаружены утраты, или повреждения, Подрядчик обязан за свой счет произвести ремонт и устранить выявленные недостатки.

В случае досрочного расторжения Контракта, Подрядчик обязан осуществлять охрану Объекта (участка автомобильной дороги) до момента передачи его Заказчику.

Как видно из приведенного пункта государственного контракта, речь идет о сохранности Объекта, а не об осуществлении со стороны Подрядчика охранной деятельности.

Таким образом, довод заявителя о неправомерном условии проекта государственного контракта, обязывающего Подрядчика иметь лицензию на охранную деятельность, также является необоснованным.

8. Согласно пункту 17.3. проекта государственного контракта, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта и (или) обратиться в суд с требованием о расторжении Контракта в случае нарушения Подрядчиком следующих условий Контракта:

17.3.1. При срыве Подрядчиком сроков начала и окончания выполнения работ, установленных в пункте 2.2. Контракта более чем на три дня.

В соответствии с пунктом 1.3. проекта государственного контракта, Подрядчик выполняет работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту), утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями Контракта и приложениями к нему, определяющими цену работ и сроки их выполнения.

Таким образом, любые действия со стороны Подрядчика, предусмотренные государственным контрактом, а также приложениями к нему, являются выполнением работ на Объекте.

В соответствии с пунктом 8.2.2 проекта контракта, подрядчик обязан до начала производства работ представить и согласовать с Заказчиком оформленный и зарегистрированный надлежащим образом Общий журнал производства работ, для визирования и внесения первичной записи Заказчиком. Далее совершаются действия, направленные на подготовку проекта производства работ и его согласование со стороны Заказчика, после чего начинается выполнение работ непосредственно на Объекте.

При этом, любые действия Подрядчика, направленные на исполнение условий государственного контракта, являются необходимым и достаточным условием, отражающим начало выполнения работ по государственному контракту, что исключает односторонний отказ от исполнения контракта по пункту 17.3. проекта контракта.

Таким образом, Комиссия Карельского УФАС России признает данный довод жалобы необоснованным

Комиссия Карельского УФАС России полагает необходимым указать, что согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.

Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации об электронном аукционе требования к описанию объекта закупки создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимым для потенциальных участников закупки, а также каким - либо образом влекут за собой ограничение количества участников закупки. Кроме того, представитель ООО «Профит - плюс» не смог ответить на вопросы членов Комиссии Карельского УФАС России относительно намерений участия ООО «Профит - плюс» в данном аукционе, а также о том, подавало ли ООО «Профит - плюс» заявку на участие в данной закупки, в чем конкретно выражена невозможность указания конкретных показателей товаров (материалов), предусмотренных Заказчиком в первой части заявки.

При этом, основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим законом ограничений.

Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех работ, которые наиболее полно соответствуют его потребностям по своим функциональным характеристикам.

В зависимости от потребностей заказчика, документация об аукционе должна содержать требования, в том числе к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) работ, с учетом специфики деятельности последнего, с соблюдением установленных законодательством о контрактной системе требований.

В целях реализации потребностей заказчика документация об аукционе должна содержать требования, установленные последним к функциональным, техническим и качественным характеристикам необходимого ему товара (материала), который будет использоваться при выполнении работ (часть 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о том, что доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе ее рассмотрения.

Вместе с тем, Комиссия Карельского УФАС России полагает целесообразным выдать Заказчику и Оператору торговой площадки «http://roseltorg.ru» обязательное для исполнения Предписание, направленное на проведение электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Профит - плюс» на действия заказчика КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 32+000 - км 129+759 (выборочно участками) (извещение №0306200005117000075) необоснованной.
  2. Выдать Заказчику КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» и Оператору торговой площадки АО «ЕЭТП» («http://roseltorg.ru») Предписание об обеспечении технической возможности проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 32+000 - км 129+759 (выборочно участками) (извещение №0306200005117000075).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-19/68/137-2017

об обеспечении технической возможности проведения электронного аукциона

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<..>

на основании Решения № 04-18/137-2017 от 08 июня 2017 года, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

п р е д п и с ы в а е т:

 

  1. КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» необходимо:

 - назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 32+000 - км 129+759 (выборочно участками) (извещение №0306200005117000075), дату проведения аукциона, а также разместить на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» информацию о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона;

 - рассмотреть первые части заявок, поступившие от всех участников закупки.

Оператору торговой площадки АО «ЕЭТП»

ПРЕДПИСАНИЕ № 04-19/68/137-2017

об обеспечении технической возможности проведения электронного аукциона

  1. (…) не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего Предписания:

 - назначить время проведения аукциона на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги Петрозаводск - Суоярви, км 32+000 - км 129+759 (выборочно участками) (извещение №0306200005117000075) и разместить информацию о времени его проведения;

 - уведомить всех участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, о дате и времени проведения аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено;

3.           Заказчику, Комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом Решения Комиссии Карельского УФАС России от 08.06.2017 по делу № 04-18/137-2017.

4.           Срок, в течение которого должно быть исполнено Предписание – 10 рабочих дней с момента его получения.

5.           О выполнении настоящего Предписания сообщить до «10» июля 2017 г., представив в Карельское УФАС России документы, подтверждающие его исполнение.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны