Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/268-2017 от 25 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<…>.

 

в присутствии представителя Заказчика - КУ РК «Управтодор РК» <…>. (копия доверенности в материалах дела);

в отсутствие представителя Заявителя - ООО «Перспектива» (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило).

рассмотрев жалобу ООО «Перспектива» на действия заказчика – КУ РК «Управтодор РК» при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт здания и инженерных сетей Дома Офицеров по адресу г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28" (извещение № 0306200005117000119), (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 №727/14 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 № 36262)

 

установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что в аукционной документации Заказчиком допущены нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, части 13 статьи 34, части 2, 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, а именно:

1. В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;

2. Проект государственного контракта не содержит условия о сроках приемки выполненных работ на Объекте;

3. Заказчиком неправомерно установлено условие о подписании Сторонами государственного контракта в бумажном виде.

 В связи с изложенным, Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом от 18.09.2017 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

Документация об аукционе в электронной форме утверждена Приказом КУ РК "Управтодор РК" № 269-З от 30.08.2017 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 30.08.2017; ответственное должностное лицо Абрамова О.В.

Адрес электронной площадки – http://www.roseltorg.ru.

Номер извещения: 0306200005117000119.

Краткое наименование аукциона: выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт здания и инженерных сетей Дома Офицеров по адресу г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28".

Способ закупки: открытый аукцион в электронной форме.

Заказчик: казенное учреждение Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия".

Начальная (максимальная) цена контракта: 5 838 490,52 руб.

        В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2017 №0306200005117000119-1 подано 5 заявок. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников победителем признано Общество с ограниченной ответственностью "СпецТехСтрой". На момент рассмотрения жалобы комиссией Карельского УФАС России контракт не заключен. Запросы на разъяснения положений документации в адрес Заказчика не поступали.

Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Предметом государственного контракта является выполнение строительно - монтажных работ на Объекте. Следовательно, исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, такие работы могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что извещение о проведение электронного аукциона не содержит исчерпывающего перечня документов, которые участник должен представить в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. 

Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, комиссия Карельского УФАС России отмечает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит информацию о факте установления заказчиком к участникам закупки единых требований в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. 

Документация об электронном аукционе в силу части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с извещением о проведении электронного аукциона.

В пункте 11 документации об электронном аукционе установлен исчерпывающий печень требований, предъявляемых к участникам закупки, в том числе по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Пункты 9.1, 9.2 содержат перечень документов и сведений, необходимых к предоставлению участниками в составе первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Таким образом, изучив документацию об электронном аукционе, участники закупки могли ознакомиться с полным объемом требований, документов и сведений, необходимых к предоставлению в рамках данного аукциона.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность.

В нарушение указанной нормы закона Заявителем не представлено доказательств довода жалобы о введении участников закупки в заблуждение относительно установленных Заказчиком требований. Явка представителя ООО "Перспектива" на рассмотрение дела Карельским УФАС России не была обеспечена, дополнительные документы и пояснения в подтверждение доводов жалобы не поступали.

Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2017 №0306200005117000119-1 заявки на участие в электронном аукционе направили 5 участников. Аукцион в электронной форме проведен 18.09.2017, в настоящее время проводится процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Ввиду того, что на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на возможность подачи заявки ООО «Перспектива», а количество участников закупки  свидетельствует об обеспечении конкуренции, Комиссией Карельского УФАС России принято решение предписание об аннулировании закупки не выдавать.

 

2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что проект государственного контракта не содержит условия о сроке приемки результатов выполненной работы.

Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 Вместе с тем, в силу статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что разумного срока, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации, достаточно для исполнения обязательства по государственному контракту.

Ввиду того, что на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на возможность подачи заявок участниками закупки, а сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, позволяют исполнить государственный контракт без внесения в него изменений и установления дополнительных сроков приемки выполненных работ, Комиссией Карельского УФАС России принято решение предписание об аннулировании закупки не выдавать.

3. Частью 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе, по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

В силу части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе, с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Анализ вышеприведенных норм устанавливает, что моментом заключения государственного контракта по итогам электронного аукциона является его подписание сторонами посредством электронной цифровой подписи на электронной торговой площадке.

Документация об электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт здания и инженерных сетей Дома Офицеров по адресу г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28" размещена Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП».

Процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с момента публикации документации об электронном аукционе и до заключения государственного контракта осуществляется и технически может осуществляться исключительно в электронном виде.

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что положениями извещения, документации об электронном аукционе и проекта государственного контракта не предусмотрена обязанность заключения контракта в бумажном виде. Доказательств иного Заявителем не представлено.

Пунктом 19.7 проекта государственного контракта установлено, что контракт, приложения и все документы, имеющие к ним отношение, должны быть составлены в двух подлинных экземплярах на русском языке, имеющих равную юридическую силу: один – Подрядчику, один – Заказчику.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что проект государственного контракта разрабатывался КУ РК "Управтодор РК". По общему правилу, ввиду того, что обязательства предусмотрены для каждой из сторон, государственный контракт составляется в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Такие действия можно охарактеризовать, как обычай делового оборота в соответствии с частью 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. По итогам электронного аукциона контракт заключается на электронной торговой площадке посредством разового подписания контракта электронной цифровой подписью. Установление в проекте контракта пункта 19.7 лишь закрепило подлинность каждого из имеющихся у сторон экземпляров государственного контракта.

Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

В силу пункта 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах» при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.

Ввиду того, что условия проекта государственного контракта разработаны Заказчиком, положения пункта 19.7 не противоречат нормам действующего законодательства, а процедура заключения государственного контракта проводится в соответствии с Законом о контрактной системе, комиссия Карельского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика в рамках данного довода нарушений Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика – КУ РК "Управтодор РК" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт здания и инженерных сетей Дома Офицеров по адресу г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 28" (извещение № 0306200005117000119) обоснованной в части.
  2. В действиях заказчика КУ РК "Управтодор РК" установлены нарушения требований пункта 6 части 5 статьи 63, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
  3. Передать материалы рассмотрения жалобы ООО «Перспектива» должностному лицу Карельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны