Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/299-2018 от 11 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:

<…> – заместитель Председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…> – член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

<…> – член Комиссии, ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России;

 

в присутствии представителя КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» <…> (копия доверенности в материалах дела);

в присутствии представителей ООО «РегионЭнергоСтрой» <…>, <…> (до перерыва) (доверенности в материалах дела);

в присутствии представителя заинтересованного лица ООО «Алвани СПб» <…>,

 

рассмотрев жалобу ООО «РегионЭнергоСтрой» на действия комиссии Заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газопровода распределительного (уличная сеть) по д. Тукса, Туксинского сельского поселения Олонецкого национального муниципального района (извещение № 0306200006418000094) (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),


установила:

В своей жалобе Заявитель указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, неправомерно признавшей заявку ООО «Алвани СПб» на участие в электронном аукционе соответствующей требованиям документации об аукционе и Закона о контрактной системе.

По мнению Заявителя, во второй части заявки ООО «Алвани СПб» представило недостоверную выписку из реестра членов саморегулируемой организации в части сведений об уровнях ответственности организации по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Согласно сведениям, опубликованным в единой информационной системе в сфере закупок, на момент подачи заявки, а также рассмотрения комиссией Заказчика вторых частей заявок ООО «Алвани СПб» имело совокупные обязательства по государственным контрактам, значительно превышающие уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчиком письмом (вх.№ 5751 от 03.12.2018) направлены пояснения по доводу, изложенному в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

 

Документация об аукционе в электронной форме утверждена приказом казенного учреждения Республики Карелия «Управление капитального строительства Республики Карелия» от 31.10.2018 и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 31.10.2018.

Адрес электронной площадки – http://www.rts-tender.ru.

Номер извещения: 0306200006418000094.

Краткое наименование аукциона: строительство газопровода распределительного (уличная сеть) по д. Тукса, Туксинского сельского поселения Олонецкого национального муниципального района.

Способ закупки: электронный аукцион.

Заказчик: КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия».

Начальная (максимальная) цена контракта: 75 459 113,45 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.11.2018 № 0306200006418000094-0 было подано 2 (две) заявки. При рассмотрении первых частей заявок комиссией Заказчика обе заявки допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.11.2018 № 0306200006418000094-2-2 на основании рассмотрения вторых частей заявок победителем аукциона признано ООО «Алвани СПб» с предложенной ценой контракта 73572635,60 рублей.

Рассмотрение жалобы назначено на 04.12.2018 в 16 час. 00 мин., состоялось в указанное время. В связи с необходимостью получения дополнительной информации в рассмотрении настоящей жалобы объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. 05.12.2018.

После перерыва рассмотрение жалобы продолжилось Комиссией в прежнем составе в присутствии генерального директора ООО «РегионЭнергоСтрой» <…> и представителя ООО «Алвани СПб» <…>.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, заинтересованного лица, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

          В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 12 «Требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в составе заявок (при наличии таких требований)» извещения о проведении аукциона в электронной форме, а также пунктом 17 раздела 2 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе установлены единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара.

Согласно установленным в извещении и документации об аукционе требованиям участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.    

В качестве подтверждения соответствия установленным требованиям в составе заявки должна быть представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.

На заседании комиссии Карельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что Закон о контрактной системе не возлагает на аукционную комиссию обязанности по проверке достоверности документов и сведений, представленных участниками закупки в составе своих заявок. Решение о соответствии участника закупки требованиям документации и законодательства принимается на основании документов, представленных участником закупки в составе заявки на участие в закупке.

Документация об аукционе содержит требование о предоставлении документов, подтверждающих, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а именно: выписки из реестра членов саморегулируемой организации, из содержания которой можно сделать вывод о соответствии участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки. 

В составе второй части заявки участника закупки ООО «Алвани СПб» была представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 12.11.2018 ВРОС-7805322074/02, согласно которой участник закупки имеет второй уровень ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, а также второй уровень ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Исходя из представленных во второй части заявки документов, руководствуясь принципом добросовестности участников гражданского оборота (участников закупки), у аукционной комиссии отсутствовали основания усомниться в предоставленных ООО «Алвани СПб» сведениях.

В свою очередь, представители Заявителя указали, что согласно сведениям из единого реестра членов СРО, размещенным на сайте http://nostroy.ru/, по состоянию на 12.11.2018, ООО «Алвани СПб» имело первый уровень ответственности по компенсационному фонду, следовательно, совокупный размер обязательств Общества по договорам, заключённым с использованием конкурентных способов, не должен был превышать 60 000 000,00 рублей.

Кроме того, согласно информации, размещённой на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru, ООО «Алвани СПб» на момент подачи заявки на участие в данном аукционе имело на исполнении 2 (два) государственных контракта (реестровые номера контрактов - № 2100104131518000033, № 2100104131518000032), совокупный объем обязательств по которым значительно превышал уровень ответственности Общества по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

По мнению представителей Заявителя, Общество, имея первый уровень ответственности, не имело права подавать заявку на участие в аукционе, предлагая цену, значительно превышающую уровень ответственности, указанный в выписке из СРО.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представитель ООО «Алвани СПб» заявил, что в составе второй части заявки была представлена действующая выписка из реестра членов СРО по состоянию на 12.11.2018, согласно которой Общество имело второй уровень ответственности.

Также, представитель ООО «Алвани СПб» указал, что информация из единого реестра членов СРО, опубликованная на сайте http://nostroy.ru/, не всегда своевременно обновляется и актуальна по состоянию на указанную на сайте дату последнего обновления.

Представитель Общества обратил внимание, что на дату рассмотрения жалобы, информация, опубликованная на данном сайте, являлась недостоверной (несмотря на повышение уровня ответственности до второго указан первый уровень ответственности по конкурентным способам заключения договоров).

Заслушав пояснения сторон, Комиссией Карельского УФАС России в рассмотрении жалобы был объявлен перерыв с целью запроса дополнительных документов и сведений.

Карельским УФАС России в адрес Ассоциации СРО «ОсноваСтрой», членом которой является ООО «Алвани СПб», был сделан запрос (исх.№ 04-18/299-2018/4840 от 04.12.2018) о предоставлении следующей информации:

- об уровне ответственности члена саморегулируемой организации - ООО «Алвани СПб» (ИНН 7805322074) по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- действовавшую выписку из реестра членов саморегулируемой организации ООО «Алвани СПб» (ИНН 7805322074) по состоянию на 12 ноября 2018 года;

- о дате внесения изменений в выписку из реестра членов саморегулируемой организации ООО «Алвани СПб» (ИНН 7805322074) в части уровня ответственности данного юридического лица по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

В ответе Ассоциации СРО «ОсноваСтрой» (вх.№ 5808 от 05.12.2018) на запрос Карельского УФАС России указано, что 18.09.2018 ООО «Алвани СПб» вступило в члены Ассоциации СРО «ОсноваСтрой», внеся взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000, 00 (двести тысяч) рублей.

По состоянию на 12.11.2018 согласно представленной выписке из реестра членов СРО ООО «Алвани СПб» имело первый уровень ответственности по обязательствам по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также первый уровень ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов.

Только 27.11.2018 уровень ответственности Общества по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов, был увеличен до второго, следовательно, ООО «Алвани СПб» в составе второй части заявки представило недостоверную выписку из реестра членов СРО.  Доказательств обратного ООО «Алвани СПб» на заседание Комиссии Карельского УФАС России не представлено.

В силу части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

В соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса.

Таким образом, Градостроительный кодекс предусматривает формирование в СРО двух компенсационных фондов, которые не заменяют друг друга и по которым СРО несет различные виды ответственности.

Размеры взносов в компенсационные фонды в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства установлены в частях 12,13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса.

Так, размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда зависит от стоимости одного договора строительного подряда, а размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств определяет предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключаемым на торгах.

Согласно части 5 статьи 55.8 Градостроительного кодекса член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации

В силу части 6 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 статьи 55.8 дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России представители ООО «РегионЭнергоСтрой» затруднились указать конкретную норму Закона о контрактной системе, пункт документации об аукционе, который был нарушен аукционной комиссией при проверке документов, представленных во второй части заявки, на соответствие требованиям документации об аукционе.

Напротив, исходя из пояснений представителей Заявителя следует, что фактически Общество оспаривает действия участника закупки ООО «Алвани СПб», в том числе его добросовестность.

При этом, руководствуясь статьей 105 Закона о контрактной системе, уполномоченный орган (Комиссия Карельского УФАС России) оценивает действия (бездействие) Заказчика, комиссии, а не участника закупки. В рамках пятидневного срока рассмотрения жалобы Комиссия Карельского УФАС России не могла установить причины, по которым ООО «Алвани СПб» представило выписку, содержащую недостоверную информацию.    

В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, учитывая подведение итогов оспариваемой закупки, в силу положений части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, разрешение вопроса о заключении контракта с ООО «Алвани СПб» отнесено к компетенции Заказчика.

Комиссия Карельского УФАС России не усматривает в действиях комиссии Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, документы, представленные в составе заявки ООО «Алвани СПб» соответствовали требованиям документации об аукционе и действующему законодательству, следовательно, у аукционной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки данного участника.

Вместе с тем, Карельское УФАС России обращает внимание, что повышение уровня ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств на этапе заключения контракта противоречит принципу обеспечения конкуренции, установленному статьей 8 Закона о контрактной системе, и может привести к созданию неравных условий между участниками закупки. Одни участники, совершившие все необходимые действия (внесение взносов, повышение уровня ответственности) будут иметь уровень ответственности, соответствующий их ценовым предложениям, а другие будут вправе его изменить после подведения итогов лишь в том случае, если им это выгодно, что фактически делает бессмысленным требование о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе. 

Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

          Признать жалобу ООО «РегионЭнергоСтрой» на действия комиссии Заказчика – КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству газопровода распределительного (уличная сеть) по д. Тукса, Туксинского сельского поселения Олонецкого национального муниципального района (извещение № 0306200006418000094) необоснованной.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3 месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                       ____________   <…>

 

Члены комиссии                                                               ____________   <…>

 

                                                                                              ____________   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны