Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 04-18/85-2017 от 19 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе:<…>.

 

в присутствии представителей Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия <…>. – после перерыва (доверенности в материалах дела);

         в присутствии представителя ООО «Иннотер» <…>. (доверенность в материалах дела);

 

рассмотрев жалобу ООО «Иннотер» (далее – Заявитель, Общество) на действия  заказчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия при проведении открытого конкурса на выполнение работ по лесоустройству на территории Шуерецкого лесничества (по лесоустройству) Летнинского участкового лесничества Беломорского лесничества (извещение № 0106200001417000012)  (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

установила:

По мнению Заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:

  1. в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлены конкретные ГОСТы, ТУ, СанПины, а также технические регламенты, стандарты и иные нормативы, установленные законодательными и подзаконными актами, действующими на территории Российской Федерации, которым должны соответствовать оказываемые услуги;
  2. согласно Приложению №9 Лесоутроительной инструкции, утвержденной приказом Рослестеха №516 от 12.12.2011, определены параметры материалов аэрокосмических съемок при проведении таксации лесов дешифровочным способом по второму таксационному разряду: аэроснимки -1.5-2 м, космические снимки- 3-5м.   

В пункте 6.2 технического задания конкурсной документации указано пространственное размещение (размер пикселя на местности) материалов аэросъемки не ниже 40-50 см., что, по мнению Заявителя, является завышенным требованием к материалам дистанционного зондирования земли. Вместе с тем, Приложение №9 Лесоустроительной инструкции позволяет использовать космические снимки при дешифровочном способе таксации лесов.

         В пункте 6.2 технического задания конкурсной документации установлено требование к фокусному расстоянию аэросъемочного объектива – 300 мм с размером пикселя порядка 0,006 мм. В свою очередь, такое требование, по мнению Заявителя, ограничивает использование камер выпуска 2016 года и новее;  

  1. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В пункте 3.1 технического задания конкурсной документации установлено, что лесотаксационные работы (таксация лесов) на территории всех земель лесного фонда, расположенных на территории Шуерецкого лесничества (по лесоустройству) Летнинского участкового лесничества Беломорского лесничества на площади 78722 га проводятся на основании материалов аэрофотосъемки не старше 2014 года. 

Между тем, ООО «Иннотер», являясь ведущим партнером «Digitalglobe» по РФ и СНГ, имеет в открытом распространении космические снимки разрешением 0.3 м, более высокого качества. Данное требование о предоставлении материалов только аэрофотосъемки приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупки.

На основании изложенного, ООО «Иннотер» просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при проведении закупки.

Заказчиком письмом от 11.04.2017 даны пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее:

 

Документация об открытом конкурсе утверждена Заместителем Министра по природопользованию и экологии Республика Карелия Ушаковой-Кудряшовой И.М. и размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок «www.zakupki.gov.ru» - 22.03.2017.

Номер извещения: 106200001417000012.

Краткое наименование конкурса: Выполнение работ по лесоустройству на территории Шуерецкого лесничества (по лесоустройству) Летнинского участкового лесничества Беломорского лесничества.

Способ закупки: открытый конкурс.

Заказчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия.

Начальная (максимальная) цена контракта: 3 200 000,00 рублей.

        В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе от 13.04.2017, заявка ФГБУ «Рослесинфорг» была признана соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией и Законом о контрактной системе.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:

 

  1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлены конкретные ГОСТы, ТУ, СанПины, а также технические регламенты, стандарты и иные нормативы, установленные законодательными и подзаконными актами, действующими на территории Российской Федерации, которым должны соответствовать оказываемые услуги.

          Комиссией Карельского УФАС установлено, что Лесоустроительная инструкция является единственным документом, определяющим правила проведения лесоустройства, требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

          Доказательств обратного Заявителем на рассмотрении жалобы не предоставлено.

          Таким образом, в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлено.

  1. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе

Согласно доводу Заявителя, в пункте 6.2 технического задания конкурсной документации указано пространственное размещение (размер пикселя на местности) материалов аэросъемки не ниже 40-50 см., что является завышенным требованием к материалам дистанционного зондирования земли, а также установлено требование к фокусному расстоянию аэросъемочного объектива – 300 мм, что ограничивает использование камер выпуска 2016 года и новее.

В соответствии с примечанием к Приложению №9 Лесоустроительной инструкции, в числителе указано предельно допустимое минимальное пространственное разрешение на местности. Следовательно, параметры материалов аэрокосмических съемок при проведении таксации лесов дешифровочным способом по второму таксационному разряду: аэроснимки -1.5-2 м, являются не нормативными, а предельно допустимыми, и были приняты Заказчиком для повышения качества измерительных таксационных работ.

Комиссией Карельского УФАС установлено, что фокусное расстояние аэросъемочного объектива – 300 мм указано Заказчиком в целях получения максимального стереоскопического эффекта. Чем больше указанное расстояние, тем качественнее получается стереоскопический эффект. Изменение требований к параметрам аэросъемки до фокусного расстояния в 50мм приведет к существенному искажению таксационных характеристик, в первую очередь высоты насаждений. На основании этого эффекта будет искажен запас насаждений, в следствие чего нормативная точность таксации лесов не будет достигнута.

Таким образом, в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не установлено.

3.           В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Комиссий Карельского УФАС России установлено, что в разделе 4 «Техническое задание» документации об открытом конкурсе Заказчиком установлены требования к выполнению работ по лесоустройству на территории Шуерецкого лесничества (по лесоустройству) Летнинского участкового лесничества Беломорского лесничества.   

Согласно пояснениям представителей Заказчика, основной целью лесоустройства является таксация лесов дешифровочным способом. В соответствии с пунктом 78 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослестеха от 12.12.2011 №516, дешифровочный способ таксации лесов основан на аналитико-измерительном дешифрировании качественных характеристик лесных насаждений по их изображению на аэроснимках и космических снимках.

При дешифрировании аэроснимков или космических снимков должны быть определены с заданной нормативной точностью контуры лесотаксационных выделов, породный состав лесных насаждений, класс возраста, средние высота и диаметр древостоя, группа типов леса, класс бонитета, полнота и запас древесины лесных насаждений, категории и состояние не покрытых лесной растительностью земель, лесных и нелесных площадей. Это возможно сделать только при наличии спектрозональности (4 канала) съемки. Вместе с тем, измерение высоты деревьев невозможно без наличия стереоэффекта на любых материалах дистанционного зондирования земли (далее-ДЗЗ).

Кроме того, пунктом 88 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что работа по составлению абриса на аэроснимке или космическом снимке проводится в пределах рабочей площади. Отграничение рабочей площади производится по средним линиям продольных и поперечных перекрытий тонкими линиями. То есть, прямо предусмотрены исключительно стереоскопические материалы.

Следовательно, «параметры материалов аэрокосмических съемок» должны быть спектрозональными и стереоскопическими.

Согласно пояснениям Заказчика, стереоскопическая съемка с космических аппаратов является отдельным «заказным» видом работ, что приводит к удорожанию съемки. Кроме того, указанный район проведения работ является проблемным в части получения данных ДЗЗ с космических аппаратов в силу периодичности съемки космических аппаратов и нестабильной погоды в течение летних месяцев (облачность). Применение аэрокамеры приведет к получению необходимого результата в более короткие сроки и с минимальной облачностью.

По имеющейся у Заказчика информации, на сегодняшний день в открытом доступе нет космической съемки, которая имеет стереоскопический эффект. Получить необходимые спектрозональные материалы с космических аппаратов в настоящее время не представляется возможным.

Комиссия Карельского УФАС России изучив указанные в жалобе пункты технического задания конкурсной документации, которые, по мнению Заявителя, препятствуют подаче последним заявки на участие в торгах, а также ограничивают количество участников закупки, пришла к следующему выводу.

Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов (часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе).

Подателем жалобы не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в конкурсной документации требования к описанию объекта закупки создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимым для потенциальных участников закупки, а также каким - либо образом влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно разделу 6 Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) конкурсной документации, для обоснования НМЦК на выполнение работ по лесоустройству на территории Шуерецкого лесничества (по лесоустройству) Летнинского участкового лесничества Беломорского лесничества Заказчиком были направлены запросы о стоимости выполнения данного вида работ трем организациям.     

В результате Заказчиком были получены три коммерческих предложения, исходя из которых данные участники были готовы выполнить работы на содержащихся в техническом задании условиях, что свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки.

Основной целью Закона о контрактной системе являлось удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим законом ограничений.

Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех услуг, которые наиболее полно соответствуют его потребностям по своим функциональным характеристикам.

Соответственно принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках и развития добросовестной конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчика.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия Карельского УФАС России пришла к выводу о том, что доводы подателя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе ее рассмотрения, в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Иннотер» на действия заказчика – Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия при проведении открытого конкурса на выполнение работ по лесоустройству на территории Шуерецкого лесничества (по лесоустройству) Летнинского участкового лесничества Беломорского лесничества (извещение № 0106200001417000012) необоснованной.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны