Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 04-36/04-2015 ... от 21 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 04-36/04-2015  О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОДЛЕНИИ СРОКА ЕГО РАССМОТРЕНИЯ

                                                                                                                  

18 августа 2015 год                                                                                                г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Пряхин А.Б.

- руководитель Карельского УФАС России; председатель Комиссии;

 

 

 

 

- старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, член Комиссии,

в ходе рассмотрения дела №04-36/04-2015, возбужденного по признакам нарушения Государственным комитетом Республики Карелия по транспорту части  1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в необоснованном укрупнении лотов при проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по расписанию движения автомобильного транспорта по маршрутам пригородного и межмуниципального сообщения на территории Республики Карелия, а так же установление критериев отбора, которые могут привести к ограничению конкуренции (подпункт 2.2 пункта 2.0, подпункт 4.1 пункта 4.0, подпункт 5.1 пункта 5.0 Перечня критериев конкурсного отбора заявлений и документов об участии в конкурсе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с определением от 23 июня 2015 года «Об отложении рассмотрения дела №04-36/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства» рассмотрение дела было назначено на 14 часов 15 минут 18 августа 2015 года; ответчику и ГУП РК «Карелавтотранс» надлежало представить ряд документов и сведений в срок до 10 августа 2015 года. Госкомитет и ГУП РК «Карелавтотранс» представили запрашиваемые документы в установленный срок.

На рассмотрении дела представители заявителей поддержали доводы, указанные в заявлениях, а также изложенные на заседании комиссии, состоявшейся 23 июня 2015 года. Заявители еще раз обратили внимание на тот факт, что организатором торгов не представлены мотивированные доводы и документы, подтверждающие обоснованность укрупнения лотов с 98 до 4.

По сведениям присутствующих заявителей, хозяйствующие субъекты, выигравшие торги, неоднократно срывали рейсы, предоставляли на маршруты некачественные автобусы, в связи с чем возросло недовольство населения.

В обоснование своих доводов представители ООО … представили в материалы дела копии статей из газеты «Доверие» от 15 июля 2015 года «О пассажирах не подумали…» и от 22 июля 2015 года «И чемоданы с сумками в проходе…».

Также представители ООО …  указали, что в результате необоснованного укрупнения лотов прекратило свою деятельность ООО …, все водители были уволены, распродается автопарк предприятия; некоторые перевозчики ездят по заказу.

Кроме того, представители ООО ..  утверждают, что до настоящего времени не осуществляются перевозки в Муезерский район, есть сомнения относительно осуществления перевозок в г.Костомукша. Хозяйствующие субъекты, признанные победителями конкурса, в нарушение требований конкурсной документации осуществляют перевозки по измененному расписанию; количество рейсов по отдельным направлениям сократилось в разы (вместо ежедневного выхода на рейсы автобусы выходят 2 раза в неделю).

ИП ..., изначально направивший в Карельское УФАС России заявление о нарушении Госкомитетом антимонопольного законодательства при проведении конкурса в части  укрупнения лотов (вх.№1377 от 23.03.2015),  впоследствии направил в Карельское УФАС России письмо (вх.№3069 от 15.06.2015), в котором указал, что в предконкурсной суете, не разобравшись с условиями конкурса и не осознав правильность укрупнения лотов, ошибочно направил заявление в антимонопольный орган. Сообщил, что в мае ГУП «Карелавтотранс» заключил с ним договор на выполнение рейсов по одному направлению. ГУП «Карелавтотранс» дало разрешение на изменение графика движения, что повысило наполняемость автобусов, интервал в движении по данному направлению стал равномерным, что позволяет пассажирам более удобно двигаться по направлениям. Отрегулировав движение на выгодных рейсах ИП ... получил возможность за счет дополнительной прибыли выполнять и невыгодные социальные рейсы (с низким пассажиропотоком) в Кинелахту, Савиново, Верхние Важины, Лахколампи, Поросозеро, Малая Суна, Сяпся, Кудама, дачи 13,31,41 км.

Наличие большого количества автобусов дает возможность осуществлять все рейсы по одному направлению, для этого предпринимателям нужно объединяться в одну мощную транспортную компанию. ИП … считает, что укрупнение лотов пойдет на пользу развития транспотной инфраструктуры, улучшения обслуживания населения Республики Карелия. Крупной организации легче содержать парк транспортных средств в технически исправном состоянии, что гарантирует безопасность пассажирских перевозок.

Кроме того, 18 августа 2015 года в Карельское УФАС России поступили аналогичные по содержанию обращения от ИП … (вх.№4294) и от ИП … (вх.№4295), которые также направляли заявления о нарушении Госкомитетом антимонопольного законодательства, где указали, что более не поддерживают своих доводов, считают, что приказы Госкомитета №31 и №32 полностью соответствуют закону.

ООО «Транском», признанный победителем конкурса по лоту №3, представил письменные пояснения по делу (вх.№4253 от 17.08.2015). На заседании комиссии представитель Общества поддержала представленные доводы; считает, что в действиях Госкомитета отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, в части принятия решения об укрупнении лотов.

По мнению Общества, конкурсная документация позволяет перевозчикам консолидировать автобусные парки путем заключения договоров аренды транспортных средств (в том числе и с экипажем). Действующим гражданским законодательством РФ предусмотрены такие формы сотрудничества юридических лиц, как простое товарищество (в том числе и негласное), что также позволяет произвести консолидацию претендентов для участия в конкурсе. При этом публичные интересы, заключающиеся в обеспечении непрерывности перевозок по всем (в том числе и убыточным) маршрутам в рассматриваемом случае должны превалировать. Объединение лотов по направлениям с предоставлением пассажирам возможности попасть в конечный пункт даже при поломке автобусов, просто пересев на следующий автобус, позволяет решить задачу обеспечения транспортной доступности.

ООО «Транском» также сослался но нормы недавно принятого Закона №220-ФЗ, которые прямо предусматривают возможность объединения нескольких маршрутов в один лот (статья 21 Закона), а также возможность заключения претендентами договора простого товарищества (статья 23 Закона).

Относительно отзыва заявлений отдельных перевозчиков представитель ООО «Транском» пояснила, что наряду с рядом других перевозчиков, с указанными хозяйствующими субъектами заключены договоры субподряда на перевозку пассажиров по маршрутам, входящим в выигранный ООО «Транском» лот.

Представитель Госкомитета поддерживает свою позицию относительно отсутствия в действиях организатора торгов признаков нарушения антимонопольного законодательства.

О результатах обжалуемого конкурса пояснил следующее: на конкурс поступило 6 заявок – ГУП РК «Карелавтотранс» (лот №4), ООО «Экспресс-транссервис» (лот №2), ООО «Транском» (лот №3), ООО «АТК» (лот №1), ООО «Инлайн» (лот №2) и ООО «Полет» (лот №4); все претенденты, подавшие заявки, были допущены к участию в конкурсе. Подведение итогов конкурса состоялось 30.06.2015: по лоту №1 победителем признано ООО «АТК» (Северное направление, 200 баллов), по лоту №2 – ООО «Инлайн» (Суоярвское направление, 115 баллов), по лоту №3 – ООО «Транском» (Сортавальское направление, 140 баллов), по  лоту №4 – ГУП РК «Карелавтотранс» (Восточное направление, 117,5 баллов). Договоры на право осуществления пассажирских перевозок были заключены с победителями конкурса 13 июля 2015 года.

Представитель Госкомитета не отрицал, что в начале августа 2015 года имелись факты срывов рейсов, в связи с чем увеличилось число жалоб от населения. Госкомитет рассматривает указанные жалобы, принимает соответствующие меры. В настоящий момент все хозяйствующие субъекты, признанные победителями торгов, ежедневно отчитываются о своей работе.

Кроме того представитель Госкомитета обратил внимание на то, что 14 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ), который регулирует отношения, связанные, в том числе, с организацией открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, содержит требования к участникам открытого конкурса, критерии оценки заявок, порядок установления шкалы для оценки критериев.

В дополнение отметил, что часть 1 статьи 23 Закона №220-ФЗ предусматривает, что к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие установленным требованиям. Разъяснения по поводу включения простых товариществ в число участников перевозок также были даны в ответе Минтранса России от 28.04.2015 №030310/1992, направленном ООО …, в которых указано: «положениями законопроекта предусматривается возможность осуществления регулярных перевозок участниками простых товариществ, что является весьма актуальным при участии в конкурсных процедурах на обслуживание регулярных маршрутов, объединенных в крупные лоты».

Более того отметил, что пункт 3 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусматривает проведение открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в случае, если регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.

Учитывая изложенное, представитель Госкомитета считает, что действия организатора торгов по укрупнению лотов в целях улучшения качества транспортного обслуживания населения не являются нарушением действующего законодательства, а с принятием Закона № 220-ФЗ нашли и законодательное закрепление.

Факт непроведения процедуры регулирующего воздействия Приказа №32 не оспаривал, пояснил, что порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Карелия и экспертизы нормативных правовых актов Республики Карелия, утвержденный постановлением Правительства РК от 30.12.2013 №380-П, Госкомитетом изучен, принят к сведению и будет исполняться в последующем при разработке нормативных правовых актов.

Представители ГУП РК «Карелавтотранс», привлеченного в качестве заинтересованного лица по делу, полностью поддерживают позицию Госкомитета; считают, что в действиях организатора торгов отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, более того, действия Госкомитета экономически выгодны. Также отметили, что после укрупнения лотов предприятию стало намного проще работать.

Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах настоящего дела документы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств по делу.

Кроме того, Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что настоящее дело было возбуждено 26 мая 2015 года приказом руководителя Карельского УФАС России №119, определение о назначении указанного дела к рассмотрению также вынесено 26 мая 2015 года. Вместе с тем в силу положений статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 4 статьи 42, статьей 45, частями 1 и 5 статьи 47 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Карельского УФАС России

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Продлить срок рассмотрения дела №04-36/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства до 26 февраля 2016 года.
  2. Отложить рассмотрение  дела №04-36/04-2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
  3. Назначить рассмотрение дела № 04-36/04-2015  на 30 сентября  2015 года  в 14 часов 30 минут по адресу:   г.Петрозаводск, ул. наб. Варкауса 1А, конференц-зал.

4. Госкомитету РК по транспорту надлежит в срок до 10 сентября 2015 года представить дополнительные пояснения и документы:

 - четко указать проводился ли организатором торгов экономический анализ (рентабельность, пассажиропоток, состояния дорог, количество ДТП, отказы хозяйствующих субъектов от выхода на рейс и их причины, опоздания и прочее); прогнозирование, велась ли какая-либо статистика;

- осуществляют ли победители конкурса деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам, заявленным в лотах конкурсной документации, по утвержденному при проведении конкурса расписанию движения;

- осуществляют ли победители конкурса деятельность по перевозке пассажиров в Муезерский район и г.Костомукшу (начиная с 13 июля 2015 года); имелись ли факты отказов от выполнения каких-либо рейсов;

- увеличилось ли количество жалоб от населения, поступающих в Госкомитет, после заключения договоров с победителями конкурса (с указанием количества жалоб, их предмета и хозяйствующего субъекта, в отношении которого она подана);

- письменные пояснения относительно необходимости включения в конкурсную документацию критерия наличия низкопольных транспортных средств при условии отсутствия в заключенных с победителями торгов договорах обязанности использования перевозчиками таких средств;

5. ГУП РК «Карелавтотранс» надлежит в срок до 10 сентября 2015 года представить следующую информацию и документы:

- осуществляет ли предприятие деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам, заявленным в лотах конкурсной документации, по утвержденному при проведении конкурса расписанию движения (если расписание изменилось, то указать причины и правовые основания его изменения);

- сведения обо всех третьих лицах, с которыми у предприятия заключены договоры субподряда на перевозку пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Карелия (с приложением копий договоров);

- на каких условиях предприятие заключает договоры субподряда (какой процент обязан отдавать перевозчик за полученный рейс; являются ли сроки заключенных договоров одинаковыми для всех перевозчиков;

- сведения обо всех  срывах рейсов; поступивших на предприятие, а также в адрес Автовокзала г.Петрозаводска жалоб от населения по фактам некачественного оказания услуг, поломках, опозданиях (более раннем выходе), невыхода на рейс (начиная с 13 июля 2015 года).

6. Победителям конкурса надлежит в срок до 10 сентября 2015 года представить следующую информацию и документы:

- сведения обо всех третьих лицах, с которыми у победителей торгов заключены договоры субподряда на перевозку пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Карелия (с приложением копий договоров);

- на каких условиях победители торгов заключают договоры субподряда (какой процент обязан отдавать перевозчик за полученный рейс; являются ли сроки заключенных договоров одинаковыми для всех перевозчиков);

-  осуществляет ли победитель торгов деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам, заявленным в лотах конкурсной документации, по утвержденному при проведении конкурса расписанию движения;

- имелись ли факты отказов от выполнения каких-либо рейсов;

- ООО «Транском» указать основания расторжения договора с ИП …;

7. Заявителям в срок до 20 сентября 2015 года представить информацию (при наличии):

- о фактах прекращения деятельности перевозчиками, ранее осуществлявшими деятельность по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Карелия;

- о фактах осуществления перевозчиками, не участвовавшими в обжалуемом конкурсе, деятельности по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Карелия по договорам субподряда с победителями торгов;

- о фактах неосуществления победителями конкурса деятельности по перевозке пассажиров по отдельным маршрутам, заявленным в лотах конкурсной документации;

- иную информацию, способную оказать влияние на принятие решения по существу.

8. Направить запрос Уполномоченному по защите прав предпринимателей Республики Карелия о предоставлении информации:

- о хозяйствующих субъектах, ранее оказывающих услуги по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Карелия, которые обращались в ее адрес с заявлениями о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности;

- о фактах прекращения деятельности перевозчиками, ранее осуществлявшими деятельность по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Карелия, в связи с проведением конкурса по укрупненным лотам.

 

Явка представителя (-ей)  лиц, участвующих в рассмотрении дела, обязательна. При себе иметь документ, удостоверяющий личность и служебное положение.

В соответствии со статьей 43 ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства, а также осуществлять иные процессуальные действия.

 

 

Председатель Комиссии

             _______________

А.Б.Пряхин

 

 

             

     

 

 

 

      

 

                                                           

                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны