Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-36/10-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГ... от 30 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-36/10-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                                         г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Карельского УФАС России, Комиссия) в составе:

 

<> 

 

 

 

рассмотрев дело № 04-36/10-2015, возбужденное по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Карельский научный центр Российской академии наук» (ул. Пушкинская, д. 11, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910) и ООО «ВИК Строй» (ул. Варламова, д. 21, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185003) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ на территории Республики Карелия, путем заключения договора подряда от 16 декабря 2014 № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания без проведения торгов,

в отсутствии представителя ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук»;

в отсутствии представителя ООО «ВИК Строй»,

УСТАНОВИЛА:

В Карельское УФАС России поступило уведомление от ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» (далее также КарНЦ РАН, Учреждение) (исх. № 17404-9214/552 от 17.12.2014) «О заключении контракта с единственным поставщиком».

На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» заключило договор подряда с единственным поставщиком - ООО «ВИК Строй» от 16 декабря 2014 года № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания на сумму 24 459 849,00 рублей, в соответствии с которым ООО «ВИК Строй» приняло на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту здания, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр-кт. А.Невского, д. 50. Указанный договор был заключен без проведения торгов.

12.12.2014 ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» утвердило сводную сметную расчетную стоимость строительства по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства КарНЦ РАН, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50.

Цены, указанные в сводной сметной расчетной стоимости составлены по состоянию на 4 квартал 2014 года.

В утвержденных локальных сметах (№ 2-1, № 2-2, № 2-3, № 2-4) указано количество товара и денежные суммы, предполагаемые для выполнения капитального ремонта аварийного здания автохозяйства КарНЦ РАН, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50.

В соответствие с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

В перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р, кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 45<6>, в наименовании указано: «Работы строительные (кроме кода 45.12 - Работы разведочные буровые)».

Код 45 Работы строительные, эта группировка включает:

 - работы строительные подготовительные и вспомогательные;

 - работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений. В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности.

<6> - За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Работы, выполняемые ООО «ВИК Строй» по договору № 37-ЕП от 16.12.2014 подпадают под код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 45, следовательно, обязательно проведение аукциона в электронной форме путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и аукционной документации.

Карельским УФАС России оснований проведения ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» закупки у единственного поставщика по выполнению работ по капитальному ремонту здания автохозяйства КарНЦ РАН, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50 - не установлено, соответственно, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Приказом Карельского УФАС России от 04.06.2015 № 131 в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции было возбуждено дело № 04-36/10-2015 по признакам нарушения ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» и ООО «ВИК Строй» статьи 16 Закона о защите конкуренции (в Определении о возбуждении настоящего дела содержалась техническая ошибка статья 16 Закона о защите конкуренции не имеет деления на части, а содержит лишь пункты).

Определением Карельского УФАС России от 03.06.2015 дело № 04-36/10-2015 было назначено к рассмотрению на 13.07.2015 в 11 часов 00 минут, по адресу: г.Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1-а, каб. 518.

В связи с непредставлением ООО «ВИК Строй» запрашиваемых Карельским УФАС России документов, а также с целью получения дополнительны доказательств для рассмотрения настоящего дела по существу, Определениями Карельского УФАС России от 13.07.2015 и 24.08.2015 «Об отложении рассмотрения дела № 04-36/10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства» рассмотрение настоящего дела дважды откладывалось, назначено на 15 сентября 2015 года в 11 часов 00 минут, состоялось в указанное время.

На заседании Комиссии Карельского УФАС России, состоявшегося 15.09.2015, представитель ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» пояснил следующее.

Здание автохозяйства (гаража) ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» до ноября 2014 года находилось в удовлетворительном состоянии. В ноябре 2014 года произошла авария (ЧП) техногенного характера, которая привела к угрозе разрушения здания гаража и соответственно, - значительному материальному ущербу.

В связи с тем, что здание гаража могло в любой момент обрушиться, времени на проведение закупки в соответствие с Законом о контрактной системе у ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» не имелось, поэтому было принято решение заключить договор на ликвидацию последствий аварии с единственным исполнителем - ООО «ВИК Строй».

В обосновании невозможности (нецелесообразности) заключить контракт путем проведения торгов ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» пояснило, что вследствие разрыва труб отопления (горячая вода), произошел подмыв фундамента, что привело к возникновению прогрессирующих трещин стен, движению плит перекрытий и разрыву рулонной кровли, или же просадка грунта и подвижка фундамента привела к разрыву труб. За счет целостности рулонного ковра держалась кладка карниза здания. После разрыва покрытия ковра кладка карниза намокла, что стало причиной обрушения карнизов и отдельных фрагментов стен.

Чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате аварии, привела к реальной угрозе жизни и здоровью работников автохозяйства, что могло повлечь человеческие жертвы и значительные материальные потери, а также нарушила условия жизнедеятельности работников автохозяйства. Здание гаража является единственным местом хранения автотранспорта, кроме того, в нем расположены все бытовые и ремонтные помещения, находятся сотрудники в течение всего рабочего дня. При выявлении невозможности дальнейшей эксплуатации гаража были предприняты экстренные меры по запрету нахождения людей и имущества в аварийном здании.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» совместно с представителями строительных компаний составили акт о техническом состоянии здания (Акт от 09.12.2014 № 01), в заключении которого указано, что дальнейшая эксплуатация здания автохозяйства невозможна, так как представляет реальную угрозу для жизни и здоровья работников ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук»; необходимо незамедлительно провести работы по приведению конструкций здания в надлежащее состояние – выполнить устройство новой кровли, усилить конструкции стен, восстановить системы отопления, водоснабжения и электроснабжения.

Представитель ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» пояснил, что целью выполнения работ по капитальному ремонту здания автохозяйства (гаража) являлось также сохранение самого здания.

Учреждением также рассматривался вопрос о возведении нового здания на основе использования быстровозводимых конструкций, однако после консультации с главным архитектором города стало очевидно, что это невозможно, поскольку здание является исторической частью города (1949 год постройки).

Относительно заключения договора именно с ООО «ВИК Строй», представитель ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» сообщил следующее.

Учреждением направлялись запросы хозяйствующим субъектам о возможности выполнить работы по капитальному ремонту здания. От ООО «МАРКА Н», ООО «ВИК Строй» и ООО «Стандарт строй» (далее также – организации) были получены коммерческие предложения о готовности осуществить капитальный ремонт здания, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50, одновременно указанные организации указали предполагаемую стоимость работ.

При выборе исполнителя (подрядчика) работ, Учреждение руководствовалось двумя критериями: наименьшая цена и согласие исполнителя на выполнение работ с отсрочкой платежа. Поскольку ООО «ВИК Строй» предложило наименьшую цену и согласилось выполнить работы на таких условиях, ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» было принято решение о заключении договора № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания с указанным хозяйствующим субъектом.

На вопрос членов Комиссии Карельского УФАС России о том, велась ли между Учреждением и хозяйствующими субъектами какая-либо переписка относительно возможности выполнения работ с отсрочкой платежа, представитель ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» пояснил, что все переговоры о выполнении работ по договору велись по телефону в рабочем порядке; какой-либо переписки по указанным вопросам не имеется.

Данный довод также был подтвержден в рамках представленных ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» письменных пояснений по настоящему делу (письмо от 23.09.2015 № 17404-2912/471). В письме также указано, что заключение договора №37-ЕП от 16.12.2014 не требовало согласования с учредителем ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук».

Относительно оплаты выполненных работ, представитель ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» пояснил, что рассматриваемый договор был заключен на общую сумму 24 459 849,00 рублей.

С 2014 года финансирование деятельности ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» осуществляется Федеральным агентством научных организаций России.

С апреля 2015 года ООО «ВИК Строй» прекратило работы по ликвидации последствий аварии в здании автохозяйства (гаража), расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» частично оплатило ООО «ВИК Строй» работы по договору № 37-ЕП от 16.12.2014 в общей сумме 6 259 000,00 рублей.

На сегодняшний день отсутствует какое-либо финансирование; по состоянию на 01 октября 2015 года у ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» дефицит денежных средств составит около 10 000 000,00 рублей, в связи с чем нет возможности произвести полную оплату по договору № 37-ЕП от 16.12.2014.

Исследовав имеющиеся материалы, заслушав пояснения, Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Приказом от 26.12.2014 № 1361 Федерального агентства научных организаций. 

Согласно пункту 1 Устава ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» является учреждением организационно-методического и информационного обеспечения деятельности научных организаций, образован решением Президиума Академии наук СССР от 31.01.1946 первоначально как Карело-Финская научно-исследовательская база Академии наук СССР, переименован в Карело-Финский филиал Академии наук СССР (постановление Президиума Академии наук СССР от 06.10.1949, протокол № 23), затем в Карельский филиал Академии наук СССР (постановление Президиума Академии наук СССР от 03.08.1956 № 404), преобразован в Карельский научный центр Академии наук СССР (постановление Президиума Академии наук СССР от 16.01.1990 № 52).

В соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 № 253-ФЭ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2591-р Центр передан в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО России).

Согласно пунктам 2-5 Устава Учредителем и собственником имущества ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство научных организации (далее также - Агентство).

Функции и полномочия собственника имущества, переданного ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» осуществляют Агентство и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в соответствии с настоящим Уставом.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Агентством, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными и общественными объединениями, профессиональными организациями, иными юридическими и физическими лицами.

В соответствии с пунктом 13 Устава ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Агентством в установленном порядке, в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности.

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме бюджетного учреждения, являющегося государственным учреждением.

В силу пункта 23.10 Устава целью и предметом деятельности ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» является, среди прочих, выполнение функций заказчика по проектированию, реконструкции, расширению, техническому перевооружению и капитальному ремонту объектов капитального строительства, находящихся в оперативном управлении Центра, а также по проектированию и строительству новых объектов, передаваемых в оперативное управление Центра.

В соответствие с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствие с частью 1 статьи 13 Закона о контрактной системе в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для: достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.

В соответствие со статьей 24 Закона о контрактной системе указаны способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Комиссия Карельского УФАС России установила, что 09.12.2014 ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» совместно с представителями строительных компаний был составлен акт о техническом состоянии здания № 01 с констатацией факта невозможности дальнейшей эксплуатация здания автохозяйства.

В обследовании здания автохозяйства, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50 и подписании Акта технического осмотра, в составе комиссии участвовал директор ООО «МАРКА Н» Тикачев Н.В., который в последствие представил коммерческое предложение на выполнение работ по капитальному ремонту здания.

16.12.2014 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» заключило договор подряда с единственным поставщиком ООО «ВИК Строй» № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания на сумму 24 459 849,00 рублей.

В обоснование невозможности заключить договор иным способом (путем проведения торгов), Учреждение сослалось на возникновение чрезвычайной ситуации – аварии техногенного характера, которая привела к реальной угрозе разрушения здания, а также угрозе жизни и здоровью работников автохозяйства.

Под непреодолимой силой в статьях 202, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за рамки обыденного обстоятельства, невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, необычайность для тех или иных жизненных условий. Чрезвычайность обстоятельства - то, что не могло быть учтено ни при каких обстоятельствах.

 Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

26.12.2014 Карельское УФАС России с инициативным иском обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия о признании недействительным договора подряда от 16.12.2014 № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2015 №А26-250/2015 договор подряда № 37-ЕП признан недействительным.

Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд 19.08.2015 постановлением по делу №А26-250/2015 решение Арбитражного суда Республики Карелия оставил без изменения.

Суд установил, что у Заказчика имелась возможность спрогнозировать возникшую аварийную ситуацию, учитывая состояние здания, а прорыв системы отопления внутри здания 1949 года постройки с учетом 100% изношенности данной системы (установлено актом обследования от 09.12.2014) не может относится к чрезвычайным и непреодолимым обстоятельствам, а является прогнозируемым событием.

Таким образом, потребность в работах по капитальному ремонту здания могла быть удовлетворена посредством размещения закупки открытым способом, а не путем размещения закупки у единственного поставщика, поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы и невозможности размещения закупки посредством проведения торгов.

01.07.2015 ООО «ВИК Строй» обратился в адрес ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» с предложением о расторжении договора по соглашению сторон с 02.07.2015.

На основании анализа представленных документов и действующего законодательства Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее.

Закон о защите конкуренции регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статья 3).

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Закона о защите конкуренции).

Понятие хозяйствующего субъекта определено в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции перечислены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции)

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из буквального смысла указанной статьи следует, что запрещаются только такие соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции).

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции, носит формальный характер, то есть, не требует обязательного наступления неблагоприятных последствий, а сам факт их возможного наступления образует оконченное правонарушение.

Для целей соответствующего правового регулирования под соглашением в силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 1 части 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, заключение договора (соглашения) возможно только при взаимной согласованности воли лиц, вступающих в договорные отношения.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить одновременно следующие обстоятельства: наличие непредусмотренных законом соглашения между указанными лицами или их согласованных действий; доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий.

В рамках рассмотрения настоящего дела, в целях выявления потенциальных исполнителей (подрядчиков) работ (в случае проведения Учреждением закупки) Карельским УФАС России были направлены запросы в строительные компании Республики Карелия.

В адрес Карельского УФАС России поступили ответы от двух хозяйствующих субъектов - ООО СП «Строймонтаж» и ООО «СпецТехСтрой».

ООО СП «Строймонтаж» указало на готовность выполнения работ по капитальному ремонту здания по цене 22 000 000,00 рублей; ООО «СпецТехСтрой» полагает возможным снизить стоимость от начальной (максимальной) цены контракта на 10%.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» письмом от 03.09.2015 №17404-2913/436 в адрес Карельского УФАС России направило информацию о том, что в период с 01.01.2013 по 02.09.2015 ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» было заключено 33 договора на осуществление строительных, монтажных и прочих работ, в том числе 10 договоров было заключено по итогам проведения торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Законом о контрактной системе.

Кроме того, в указанный период ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» трижды, включая договор № 37-ЕП от 16.12.2014, заключало договоры с ООО «ВИК Строй».

Письмом ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» сообщило, что изучило существующий в конце 2014 года рынок хозяйствующих субъектов, которые могли бы выполнить необходимую работу по ремонту здания гаража, являющегося предметом заключенного договора № 37-ЕП от 16.12.2014.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» установило, что три организации готовы в экстренном порядке приступить к ликвидации последствий аварии в здании гаража.

Таким образом, выполнить работы по капитальному ремонту здания могло 5 (пять) хозяйствующих субъектов (потенциальных участников торгов), что по мнению Комиссии Карельского УФАС России свидетельствует о том, что рынок по выполнению строительных работ на территории Республики Карелия является конкурентным.

Несмотря на это, ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» заключило без проведения торгов договор № 37-ЕП от 16.12.2014 с ООО «ВИК Строй».

Заключение указанного договора представляет собой заключение соглашения между федеральным государственным бюджетным учреждением и хозяйствующим субъектом, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В результате заключения ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» договора № 37-ЕП от 16.12.2014 с единственным поставщиком (исполнителем) ООО «ВИК Строй» на выполнение работ по капитальному ремонту здания автохозяйства КарНЦ РАН, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, пр.А.Невского, д. 50, ООО «ВИК Строй» получило доступ к выполнению работ по максимальной возможной цене без участия в конкурентных процедурах, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими строительные работы на соответствующем рынке.

В рассматриваемом случае ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» не предприняло каких-либо мер для создания равных возможностей всем хозяйствующим субъектам, выполняющими строительные работы на соответствующем рынке побороться за заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания, лишило их возможности получения доступа к соответствующему товарному рынку.

ООО «ВИК Строй», как сторона по договору, в приоритетном порядке, минуя процедуру отбора потенциальных участников, приобрело возможность осуществлять деятельность по капитальному ремонту здания, получать прибыль от выполнения работ вне конкуренции; иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по капитальному ремонту здания, не получили возможности реализовать свое право побороться за заключение данного договора.

В материалах дела имеются документы, подтверждающие тот факт, что оплата по договору №37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания от 16.12.2014 производилась (копия платежного поручения №566854 от 25.12.2014 на сумму 2 904 114,00 руб. на предоплату за выполнение работ по капитальному ремонту здания по договору № 37-ЕП от 16.12.2014; платежное поручение № 620236 от 30.12.2014 на сумму 3 354 886,00 руб.).

Таким образом, ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» частично оплатило ООО «ВИК Строй» работы по договору № 37-ЕП от 16.12.2014 в общей сумме 6 259 000,00 рублей (договор был заключен на общую сумму 24 459 849,00 рублей).

Комиссия Карельского УФАС России установила, что 25.09.2015 ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» на официальном сайте в сети «Интернет» разместило закупку в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства, с начальной (максимальной) ценой контракта – 8 665 678,00 рублей (извещение №0306100012615000040), срок выполнения работ – не позднее 01.12.2015, выполнение работ производится по адресу: г. Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 50. Вместе с тем, 01.10.2015 ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» опубликовало извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом, договор № 37-ЕП от 16.12.2014 заключен с ООО «ВИК Строй» на сумму 24 459 849,00 рублей. Как установлено Комиссией Карельского УФАС России, сумма в размере 6 259 000,00 рублей ООО «ВИК Строй» уже выплачена.

20.10.2015 ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» опубликовало новую закупку в форме электронного аукциона (извещение № 0306100012615000045) на выполнение работ по капитальному ремонту аварийного здания автохозяйства (место выполнения работ: г. Петрозаводск, пр-кт. А.Невского, д.50), начальная (максимальная) цена контракта – 14 567 905,00 рублей.

Указанные действия ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» подтверждают необходимость проведения закупки путем проведения торгов в форме электронного аукциона.

ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук» в результате заключения договора с ООО «ВИК Строй» без проведения торгов не обеспечило эффективность расходования денежных средств, проявило субъективный подход к выбору подрядчика и не обеспечило равный доступ всем потенциальным участникам к участию в торгах.

Заключение договора № 37-ЕП от 16.12.2014 без проведения торгов не могло гарантировать качественного и безопасного выполнения работ по капитальному ремонту здания. При этом ООО «ВИК Строй», наряду с иными хозяйствующими субъектами, является самостоятельным хозяйствующим субъектом и должно осуществлять свою деятельность в равных конкурентных условиях.

Кроме того, вышеуказанный договор Решением Арбитражного суда РК от 06.05.2015 №А26-250/2015 был признан недействительным, так как был заключен с нарушением требований Закона о контрактной системе. Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.08.2015 оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Карелия. Решение суда вступило в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

Соответственно, соблюдение предусмотренных Законом о защите конкуренции запретов и ограничений является обязательным, в том числе для Федерального государственного бюджетного учреждения и хозяйствующих субъектов, в целях недопущения ограничения конкуренции.

При сложившихся обстоятельствах Комиссия Карельского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ФГБУ «Карельский научный центр Российской академии наук»  и ООО «ВИК Строй» по заключению договора № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания от 16.12.2014 привели к заключению антиконкурентного соглашения, что в свою очередь нарушает запрет, установленный статьей 16 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия Карельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Карельский научный центр Российской академии наук» (ул. Пушкинская, д. 11, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910) и ООО «ВИК Строй» (ул. Варламова, д. 21, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185003) нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившемся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке выполнения строительных работ на территории Республики Карелия, путем заключения договора подряда от 16 декабря 2014 № 37-ЕП на выполнение работ по капитальному ремонту здания без проведения торгов.

  2. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Карельский научный центр Российской академии наук» и ООО «ВИК Строй» предписание не выдавать, в связи с утратой силы договора от 16.12.2014 № 37-ЕП и прекращением его действия по соглашению сторон.

3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны