Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 04-36/22-2015 О НАРУШЕНИИ АН... от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Петрозаводского городского округа

пр. Ленина, 2, г. Петрозаводск, 185620

 

МКП «Петрозаводская паспортная служба»

ул. Гоголя, 22, Петрозаводск, 185035

 

«….»

 

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Карелия

пр. Александра Невского, 17, г.Петрозаводск, 185005

 

ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» 

ул. Калинина, 1, Петрозаводск, 185000

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 04-36/22-2015 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                                                                                              г. Петрозаводск

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2016 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

«….»

 

рассмотрев дело № 04-36/22-2015  по признакам нарушения Администрацией Петрозаводского городского округа  пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, путем утверждения Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба»,

а так же по признакам нарушения МКП «Петрозаводская паспортная служба» пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося во взимании не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, 

в присутствии:

заявителя – «….»;

представителей ответчиков - Администрации Петрозаводского городского округа «….», МКП «Петрозаводская паспортная служба» директора предприятия «….»;

представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия «….»,

УСТАНОВИЛА:

 

Все лица, привлеченные к участию в деле, надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела № 04-36/22-2015 о нарушении антимонопольного законодательства.

В адрес Карельского УФАС России поступило заявление «….» вх. от 20.07.2015 № 3773  с жалобой на действия МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию платы  при осуществлении услуг связанных с регистрационным учетом (снятием с регистрационного учета) граждан по месту жительства и по месту пребывания (к заявлению приложена копия чека от 13.07.2015 с указанием стоимости услуг МКП «Петрозаводская паспортная служба» в сумме 1161,00 руб.).

Приказом Карельского УФАС России  от  15.10.2015 № 229 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Администрации Петрозаводского городского округа, МКП «Петрозаводская паспортная служба» возбуждено дело № 04-36/22-2015 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пояснениям МКП «Петрозаводская паспортная служба» (от 08.02.2016 № 56) в соответствии с прейскурантом, утвержденным Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 №110, в расчет стоимости проверки, подготовки и передачи документов   «….»  в отдел УФМС по РК в   г. Петрозаводске были включены:

  • заявление о регистрации по месту жительства - 95 руб. (заполняется каждым заявителем отдельно, пункт 1.3 прейскуранта);
  • ведение поквартирной карточки - 169 руб. (заводится одна на всю квартиру, пункт 3 прейскуранта);
  • ведение карточки регистрации - 169 руб. (заполняется на каждого гражданина, пункт 2 прейскуранта);
  • адресный листок прибытия - 60 руб. (заполняется на каждого гражданина пункт 1.8 прейскуранта);
  • адресный листок убытия - 60 руб. (заполняется на каждого гражданина, в случае снятия с регистрации по запросу с предыдущего места жительства заполняется в двух экземплярах, пункт 1.7 прейскуранта);
  • листок статистического учета прибытия - 52 руб. (заполняется в случае прибытия из-за пределов г. Петрозаводска на каждого прибывшего,).

Таким образом, в чеке указаны следующие суммы:

95 рублей - заявление о регистрации по месту жительства;

95 рублей - заявление о регистрации по месту жительства;

52 рубля - статистический талон;

52 рубля - статистический талон;

120 рублей - два листка убытия;

120 рублей - два листка убытия;

120 рублей - два листка прибытия;

169 рублей - карточка регистрации;

169 рублей - карточка регистрации;

169 рублей - карточка поквартирного учета.

Итого: 1161,00 руб.

Исследовав имеющиеся материалы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Карельского УФАС России установила следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993                       № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон о праве граждан на выбор места пребывания и жительства) регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации -  это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона о праве граждан на выбор места пребывания и жительства регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Кроме того, в поименованной статье указано, что правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713  утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила регистрации).

Согласно разделу III Правил регистрации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают указанные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

На срок оформления регистрации по месту жительства лицо, ответственное за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, или орган регистрационного учета по желанию гражданина выдает ему в день обращения справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов,  регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, включает:

  1. должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающих постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. собственников, самостоятельно осуществляющих управление своими жилыми помещениями, или уполномоченных лиц товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
  3. уполномоченных лиц органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.
  4. уполномоченных должностных лиц многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, согласно пункту 2  Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, к лицам, осуществляющим данные услуги,  в том числе  относятся   уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации .

Согласно пояснениям МКП «Петрозаводская паспортная служба», предприятие  осуществляет прием и передачу в органы регистрационного учета соответствующих документов на основании договоров возмездного оказания услуг, заключенных между муниципальным предприятием и товариществом собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организацией (далее - управляющие компании), иными основаниями (соглашение о взаимодействии, договор) для взаимодействия с УФМС России по Республике Карелия по вопросу регистрации граждан предприятие не обладает.

В рамках рассмотрения дела Карельским УФАС России были получены договоры, заключенные МКП «Петрозаводская паспортная служба» с ЖЭК «Дружба-4» - договор возмездного оказания услуг от 01.07.2014 № 8-ОД, с ЗАО «Стройинвест КСМ» - договор на оказание услуг по ведению базы данных регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания № 49-ОД от 01.12.2016.

Представитель МКП «Петрозаводская паспортная служба» на заседании комиссии 20.01.2016  пояснила, что  договоры, заключенные  с управляющими компаниями являются типовыми (далее – договор).

Согласно материалам дела (пояснения заявителя в ходе заседания комиссии, состоявшегося 03.12.2015; пояснения представителя ЗАО «Стройинвест КСМ» в ходе заседания комиссии, состоявшегося 25.02.2016), гражданин при обращении в управляющую компанию для регистрации по месту жительства (пребывания) направляется указанной организацией в МКП «Петрозаводская паспортная служба» на основании указанных выше договоров.

В соответствии с условиями  договора: в рамках оказания услуг по регистрационному учёту граждан по месту жительства и месту пребывания исполнитель -  МКП «Петрозаводская паспортная служба» «принимает граждан и соответствующие действующему жилищному законодательству документы для постановки на регистрационный учет, снятие с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания» (пункт 2.1.6 договора от 01.07.2014 № 8-ОД, пункт 2.1.7 договора № 49-ОД от 01.12.2016).

Представитель ЗАО «Стройинвест КСМ» в ходе заседания комиссии, состоявшегося 25.02.2016, пояснила, что данная управляющая  организация в рамках указанного договора в полном объеме передала МКП «Петрозаводская паспортная служба» свои полномочия лица, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, и оплатила соответствующие услуги (в соответствии с условиями договора заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя по цене и в сроки установленные в договоре).

Таким образом, управляющие компании на основании договора поручили МКП «Петрозаводская паспортная служба» осуществлять свои полномочия (полномочия лица, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства), в том числе осуществлять первичный прием и передачу в орган регистрационного учета документов, необходимых для регистрации граждан.

Поскольку МКП «Петрозаводская паспортная служба» осуществляет функции управляющих компаний на основании договора возмездного оказания услуг (по сути выступает в качестве паспортиста, наемного лица управляющей компании) следовательно, объем прав МКП «Петрозаводская паспортная служба» при взаимодействии с гражданами по вопросу регистрации определен указанным договором.

Действующим законодательством, условиями данного договора не предусмотрена возможность взимания денежных средств с граждан при приеме документов в целях проведения регистрационного учета.

Согласно материалам дела, пояснениям сторон, иными основаниями для приема, проверки и передачи документов в органы регистрационного учета  МКП «Петрозаводская паспортная служба» не обладает, следовательно, предприятие не вправе взымать с граждан платежи не установленные договором, действующим законодательством.

Администрация Петрозаводского городского округа, утвердив прейскурант на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» (Постановление от 16.01.2014 № 110), незаконными действиями создало преимущество в хозяйственной деятельности муниципальному предприятию, наделив его полномочиями по взиманию средств при осуществлении  первичного приема документов в целях осуществления регистрационного учета граждан.

     


п/п

Перечень справок

Стоимость 1 справки (руб.)

1

Проверка, подготовка и передача документов в отдел УФМС РФ по РК в г. Петрозаводске

 

1.1

Заявление о регистрации по месту пребывания (форма № 1)

95

1.2

Заявление о регистрации по месту пребывания
с выездом на дом, в лечебное учреждение и т.д. (транспорт заявителя) (форма № 1)

1030

1.3

Заявление о регистрации по месту жительства (форма № 6)

95

1.4

Заявление о регистрации по месту жительства с выездом на дом, в лечебное учреждение и т.д. (транспорт заявителя) (форма № 6)

1030

1.5

Заявление на выдачу паспорта (форма № 1-П)

95

1.6

Заявление на снятие с регистрационного учета

42

1.7

Адресный листок убытия

60

1.8

Адресный листок прибытия

60

1.9

Листок статистического учета граждан

52

1.10

Листок статистического учета выбытия (за пределы РФ (форма № 12 В)

52

1.11

Листок статистического учета прибытия (за пределы РФ (форма № 12 П)

52

2

Ведение карточки регистрации гражданина форма № 16

169

3

Ведение поквартирной карточки формы № 17

169

4

Оформление справок по заявлению граждан:

 

4.1

О регистрации гражданина по месту жительства (форма № 2)

95

4.2

О регистрации гражданина по месту жительства на день смерти (форма № 3)

106

4.3

Из архива о регистрации на день смерти гражданина и о регистрации гражданина по месту жительства по данному адресу на момент обращения (форма № 5)

213

4.4

О регистрации граждан по месту жительства (форма № 7)

117

4.5

О регистрации граждан и характеристике жилого помещения (форма № 9)

347

4.6

Архивная справка о регистрации гражданина за
период проживания на территории города Петрозаводска

286

5

Оформление выписки из домовой книги о регистрации граждан

217

6

Оформление ответа на запрос организаций о регистрации граждан, перемене места жительства, характеристике жилого помещения, дома, закрепления жилой площади и иной информации


329

7

Заверение обязательства гражданина о снятии с регистрационного учета при освобождении жилого помещения

112

 

МКП «Петрозаводская паспортная служба» создано на основании Решения Петрозаводского городского Совета от 27.04.2006 № XXV/XXXI-333 «О создании муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба»  в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», статьей 14 Устава муниципального образования города Петрозаводска, с целью оказания населению и организациям города услуг, связанных с выполнением мероприятий по осуществлению регистрационного учета.

Учредителем МКП «Петрозаводская паспортная служба» является Администрация Петрозаводского городского округа.

Должностные лица МКП «Петрозаводская паспортная служба» осуществляют первичный прием и передачу в отдел УФМС России по Республике Карелия в г. Петрозаводске документов, необходимых для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.

 Согласно уставу МКП «Петрозаводская паспортная служба» (утвержденному постановлением  главы самоуправления г. Петрозаводска от 17.08.2006 № 2058):

  • Предприятие от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 1.8);
  • Предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 1.12.);
  • Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения доходов (пункт 2.1.);
  • Для достижения целей, указанных в п.2.1 настоящего Устава, Предприятие осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности Предприятия), в том числе (пункт 2.2.):
  • Подготовка предусмотренных действующим законодательством документов для  регистрации проживающих в муниципальном жилищном фонде граждан (лиц без  гражданства, граждан иностранных государств) по месту жительства и месту пребывания. (пункт 2.2.4);
  • Ведение картотеки по учету и движению граждан (лиц без гражданства, граждан - иностранных государств), проживающих в муниципальном жилищном фонде (пункт 2.2.5);
  • Реализация мероприятий по оформлению необходимых документов на получение (обмен) гражданами (лицами без гражданства, гражданами иностранных государств) паспортов (пункт 2.2.8);
  • Учредитель вправе доводить до Предприятия обязательные для исполнения заказы на выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд (пункт 3.10.).
  • Предприятие обязано осуществлять свою хозяйственную  деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Карелия и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Петрозаводска, требованиями настоящего Устава (пункт 4.6.).

Вместе с тем, в  своих пояснениях администрация Петрозаводского городского округа указывает, что МКП «Петрозаводская паспортная служба» не является лицом, ответственным за регистрацию, в понимании пункта 1 Правил регистрации (должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающих постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда), а выступает в качестве посредника.

Администрацией Петрозаводского городского округа не представлены сведения о должностных лицах органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающих постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Представленный администрацией Петрозаводского городского округа  административный регламент «Выдачи разрешений на вселение граждан в жилые помещения муниципального жилищного фонда, в том числе в жилые помещения специализированного жилищного фонда» не содержит сведений о лицах, уполномоченных осуществлять первичный прием документом в целях регистрации граждан, а так же о процедурах,  связанных с проверкой и передачей документов в регистрирующий орган.  В соответствии  с данным регламентом результатом предоставления муниципальной услуги является заключение дополнительного соглашения к договору социального найма, а не выдача гражданину паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства.

 Следовательно, исходя из пояснений администрации, органом местного самоуправления не обеспечены функции по организации первичного приема документов в целях регистрации граждан для  проверки и передачи в орган регистрационного учета.

Представитель УФМС России по Республике Карелия, пояснил (заседание комиссии 25.02.2016), что алгоритм действий МКП «Петрозаводская паспортная служба» полностью дублирует действия лица, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан, определенные Правилами регистрации, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 года № 288 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.04.2013 № 27963, далее – Административного регламента), за исключением взимания платы с граждан при осуществлении таких действий.

При этом поскольку администрация указывает, что МКП «Петрозаводская паспортная служба» при заключении данных договоров с управляющими компаниями выступает в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (а договоры заключены в соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации - «договор возмездного оказания услуг»), администрация не обладает полномочиями по установлению дополнительных платежей, не оговоренных условиями данного договора, тем более в отношении граждан (лиц, не выступающих стороной в указанных обязательствах).

 Системное толкование приведенных норм дает основание полагать, что лица, указанные в качестве ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

Данная услуга является комплексной и состоит из ряда процедур, часть из которых исполняется лицами, поименованными в перечне, порядок действий указанных лиц строго регламентирован. Первичный прием документов по вопросам регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства является административной процедурой, выполняемой должностными лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в рамках оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

МКП «Петрозаводская паспортная служба» и другие организации, исполняющие функции лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не являются посредниками,  поскольку в соответствии с действующим законодательством  не предусмотрен институт посредничества при осуществлении регистрации и снятии с регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания.

В соответствии со статьями 3, 5, 6 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, о пунктами 1, 4, 9, 11, 16, 17 Правил регистрации  лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства,
  • передачу документов в орган регистрационного учета.

В соответствии с пунктами 25.1, 26.1, 55, 57, 60, 81 - 84 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 года № 288, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов:

  • Осуществляют прием заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, с учетом положений пункта 30 Регламента.
  • Заверяют подпись заявителя и лица, предоставившего жилое помещение в заявлениях о регистрации по форме № 1 и форме № 6.
  • Заполняют карточку регистрации по форме № 9, поквартирную карточку по форме № 10, адресные листки прибытия по форме № 2, листок статистического учета прибытия по форме № 12П и листок статистического учета выбытия по форме № 12В к ним - на лиц, подлежащих статистическому наблюдению.
  • Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета.
  • Возвращают оформленные документы, поступившие из органа регистрационного учета, гражданам
  • Осуществляют оформление и хранение карточек регистрации и поквартирных карточек. В соответствии с приложением № 17 к Административному регламенту, срок хранения карточки регистрации по месту жительства - постоянно, поквартирной карточки - до снятия с регистрационного учета всех внесенных лиц.

Согласно пояснениям УФМС России по Республике Карелия должностные лица МКП «Петрозаводская паспортная служба» в полном объеме осуществляют указанные выше функции и полномочия лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов: первичный прием документов, заверение подписей, заполнение адресных листков и листков статистического учета, учет, оформление и хранение карточек регистрации и поквартирных карточек, подготовка и передача документов в орган регистрационного учета - Отдел УФМС России по Республике Карелия в г.Петрозаводске, возврат гражданам оформленных документов, поступивших из органа регистрационного учета.

Системный анализ приведенных выше норм в совокупности с фактически выполняемыми должностными лицами МКП «Петрозаводская паспортная служба» действиями, позволяет сделать вывод, что должностные лица МКП «Петрозаводская паспортная служба» исполняют полномочия лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов.

Правовую основу для реализации полномочий лиц, ответственных за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, составляют указанные выше нормы нормативно-правовых актов и договоры с управляющими компаниями.

Управляющие компании, с которыми МКП «Петрозаводская паспортная служба» заключены соответствующие договоры, не участвуют в оформлении регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (т.е., будучи наделенными соответствующими полномочиями, не реализуют их самостоятельно, а перепоручают по договорам МКП «Петрозаводская паспортная служба»).

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713  установлен закрытый перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан. Функции по первичному приему граждан по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета, оформлению и хранению учетных документов (карточек регистрации, поквартирных карточек), передаче документов в орган регистрационного учета (подразделения УФМС России по Республике Карелия) возложены на них федеральным законодательством, следовательно правовые основания для взаимодействия УФМС России по Республике Карелия с МКП «Петрозаводская паспортная служба» в качестве посредника (взимающего плату с граждан за свои услуги) отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела представитель УФМС России по Республике Карелия пояснил, что управление не располагает информацией о функциях, исполняемых МКП «Петрозаводская паспортная служба» в качестве посредника, и не рассматривает МКП «Петрозаводская паспортная служба» в качестве посредника.

Закон не предусматривает возможности  для гражданина обратится к любому лицу для оказания услуг по первичному приему и передачи документов в органы регистрационного учета граждан. Напротив, законом установлена обязанность обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. Процедура предоставления данной услуги строго регламентирована, перечень лиц, предоставляющих  такую услугу установлен постановлением Правительства РФ.

При этом ответственное лицо вправе привлечь исполнителя для осуществления возложенной на него обязанности, но в таком случае обязанность оплатить указанные услуги возникает у лиц, поименованных в данном перечне, а не у граждан, обращающихся за регистрацией.

В соответствии с  пунктом 37 Административного регламента регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено взимание с заявителей платы при осуществлении процедуры регистрационного учета граждан  (в том числе платы за предоставление бланков заявлений, справок, оформления/ведения карточек учёта и проч.).

При этом в силу статьи 3 Закона о праве граждан на выбор места пребывания и жительства граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, сведения о месте регистрации гражданина по месту жительства или пребывания необходимы гражданам для последующей реализации своих социальных прав.  

В ходе рассмотрения дела Карельским УФАС России  проведен мониторинг по вопросу организации первичного приема (и передачи в органы регистрационного учета) документов по вопросам регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в районах Республики Карелия, согласно представленной информации прейскуранты на соответствующие услуги органами местного самоуправления не утверждались.

Кроме того, Карельским УФАС России направлены соответствующие запросы в территориальные органы ФАС России. Согласно полученным ответам, плата при осуществлении первичного приема документов (необходимых для осуществления регистрационного учета) с граждан не взимается.

После размещения на сайте Карельского УФАС России информации о возбуждении данного дела, в адрес управления поступили письма граждан, указывающие на факты взимания МКП «Петрозаводская паспортная служба» денежных средств с граждан при осуществлении приема документов в целях осуществления регистрационного учета, при этом заявители сообщают, что работники МКП «Петрозаводская паспортная служба» не уведомляли их о возможности получения данной услуги бесплатно.

Дополнительно в ходе рассмотрения дела на сайте Карельского УФАС России проводился следующий опрос: «При обращении в МКП «Петрозаводская паспортная служба» для осуществления регистрации по месту жительства (пребывания) либо снятия с регистрационного учета, уведомляли ли Вас работники указанной организации о возможности получения данной услуги бесплатно». По результатам  голосования 72 участника ответили – «нет, не уведомляли», 4 – «да, уведомляли» из 76 проголосовавших.

Информация о проведении указанного опроса так же была размещена в средствах массовой информации Республики Карелия.

Согласно пункту 1 части 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственная услуга – это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается  установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Договоры, заключенные управляющими компаниями с МКП «Петрозаводская паспортная служба», заключены в целях реализации возложенных на них законом полномочий. Первичный прием документов по вопросам регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства является административной процедурой, выполняемой должностными лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в рамках оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

МКП «Петрозаводская паспортная служба» оказывает услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги  по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (являются частью такой услуги), а именно – осуществляет первичный прием граждан по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета, оформлению и хранению учетных документов (карточек регистрации, поквартирных карточек), передаче документов в орган регистрационного учета.

Администрацией Петрозаводского городского округа не представлены правовые основания установления платежей за осуществление первичного приема документов по вопросам регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

Таким образом, орган местного самоуправления,  утвердив прейскурант на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» (Постановление от 16.01.2014 № 110, пункты 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 прейскуранта), незаконными действиями создал преимущество в хозяйственной деятельности муниципальному предприятию, наделив его полномочиями по взиманию средств при осуществлении  первичного приема документов в целях осуществления регистрационного учета граждан.

При этом указанными незаконными действиями  были ущемлены права граждан на бесплатную регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту жительства, месту пребывания, в том  числе права заявителя - «….».

Следовательно, действия Администрации Петрозаводского городского округа  по установлению не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при осуществлении приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан (являющегося частью государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации), путем утверждения Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба», действия МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взимании указанных платежей нарушают положения  пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Карельского УФАС России, изучив материалы дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать в действиях Администрации Петрозаводского городского округа  по установлению не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан (являющихся частью государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации), путем утверждения Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» (а именно пунктов 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 прейскуранта) нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
  2. Признать в действиях МКП «Петрозаводская паспортная служба» по взиманию указанных платежей нарушение пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции;
  3. Выдать Администрации Петрозаводского городского округа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» в части установления платежей при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, а именно исключить пункты 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 Прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба»;
  4. Выдать МКП «Петрозаводская паспортная служба» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о прекращении взимания с граждан платежей, поименованных в пунктах 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 Прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба» при оказании соответствующих услуг.

 

Председатель комиссии                         ____________       «….»

 

 

Члены комиссии                                      ____________       «….»

 

                                                                   ____________       «….»

 

 

                                                                                                                                                                                       

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения, предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных   правонарушениях установлена  административная ответственность.

 

 

Администрация Петрозаводского городского округа

пр. Ленина, 2, г. Петрозаводск, 185620

 

МКП «Петрозаводская паспортная служба»

ул. Гоголя, 22, Петрозаводск, 185035

 

 

П Р Е Д П И С А Н И Е № 04-36/22-2015/01

ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

29 марта 2016 г.                                                                                   г. Петрозаводск

 

  Комиссия Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела № 04-36/22-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

«….»

 

           руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей  50  Федерального закона от 26 июля 2010 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании  решения  от 29 марта 2016 года  по делу  № 04-36/22-2015 о нарушении Администрацией Петрозаводского городского округа, МКП «Петрозаводская паспортная служба»  пункта 9 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1.  Администрации Петрозаводского городского округа в срок до 29 апреля 2016 года прекратить нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.01.2014 № 110 «Об утверждении прейскуранта на услуги муниципального казенного предприятия «Петрозаводская паспортная служба» в части установления платежей при осуществлении первичного приема и передачи в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, а именно исключить пункты 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 Прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба»;
  2. МКП «Петрозаводская паспортная служба» в срок до 29 апреля 2016 года прекратить нарушения антимонопольного законодательства, а именно прекратить взимание с граждан платежей, поименованных в пунктах 1.1, 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 2, 3 Прейскуранта на услуги МКП «Петрозаводская паспортная служба» при оказании соответствующих услуг;
  1. О выполнении настоящего  предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии                         ____________       «….»

 

Члены комиссии                                      ____________       «….»

 

                                                                   ____________       «….»

 

                                     

                                                                                      

       

Предписание  может  быть  обжаловано   в   течение  трех   месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная  ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

                                                                                                      

Связанные организации

Связанные организации не указаны