Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/59-2016 от 5 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Жалоба № 04-45/59-2016

 

Публичный партнер (концедент):

Администрация Олонецкого национального муниципального района

 

ул.Свирских Дивизий, 1, г.Олонец, Республика Карелия, 186000

 

Заявитель:

ООО «ЖКУ»

 

РЕШЕНИЕ

ПО ЖАЛОБЕ № 04-45/59-2016

 

01 декабря  2016 года                                                                                          г. Петрозаводск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в составе:****

 

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») жалобу ООО «ЖКУ» (вх.№5215 от 23.11.2016) на действия публичного партнера (концедента) - Администрации Олонецкого национального  муниципального района при размещении извещения (сайт www.torgi.gov.ru, №291016/10989687/01 от 29.10.2015) о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (предложение инвестора – ООО «СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ»), предметом которого являются объекты водоснабжения и водоотведения Олонецкого национального муниципального района, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Олонецкий национальный муниципальный район»,

в присутствии представителей:

- от Заявителя - ООО «ЖКУ» - генеральный директор,

- от публичного партнера  - начальник отдела ЖКХ Администрации  , ведущий специалист юридического отдела Администрации Баришевская Е.Г.,

- представителя ООО «СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ» (далее - ООО СРК») – директор,

УСТАНОВИЛА:

 

В Карельское УФАС России поступила жалоба ООО «ЖКУ» (вх.№5316 от 29.11.2016) на действия публичного партнера (концедента) - Администрации Олонецкого национального  муниципального района (далее - Администрация) при размещении извещения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

В соответствии с частью 11  статьи 18.1  ФЗ «О защите конкуренции»,  уведомление о поступлении жалобы,  месте и времени её рассмотрения (№04-45/59-2016/4443 от 24.11.2016)  направлено  Заявителю  и публичному партнеру по электронной почте. Рассмотрение жалобы назначено на 01.12.2016 в 10 часов 30 минут, состоялось в указанное время.

Доводы  жалобы ООО «ЖКУ» сводятся к следующему.

Администрацией на сайте www.torgi.gov.ru размещена информация о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения - ООО «СРК».

В приложении № 1 к предложению о заключении концессионного соглашения указан Перечень имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, которое планируется создать (реконструировать) в рамках концессионного соглашения и его существенные характеристики, в который вошли объекты, расположенные в Олонецком городском поселении, Коткозерском, Куйтежском, Туксинском и Ильинском сельских  поселениях. То есть,  объектом концессионного соглашения предлагаемого к заключению по инициативе «СРК» являются объекты, расположенные в различных сельских и городском поселениях.

Заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов концессионных соглашений допускается, если указанные действия (бездействие) не приведут к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (пункту 5 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 №115-ФЗ (далее – Закон №115-ФЗ).

Заявитель отмечает, что ООО «ЖКУ», являясь лицом, желающим участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Олонецкого городского поселения (подтверждается участием в проводимом конкурсе согласно Постановлению Администрации Олонецкого национального муниципального района №69 от 29.01.2016, извещение №030216/10989687/01 от 03.02.2016), не может принять участие в данном конкурсе, поскольку  в предложенное концессионное соглашение включены также объекты, расположенные и в других сельских поселениях.

Размещая предложение инвестора с приложением проекта концессионного соглашения в представленной редакции Администрация ограничивает (создает препятствия для) иных лиц, желающих принять участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения по территориальному размещению объектов водоснабжения, водоотведения, так как заключить концессионное соглашение одновременно в отношении всех объектов, расположенных в разных поселениях Олонецкого района для участников конкурса не представляется возможным.

По мнению Общества, у Администрации имелась возможность принять решение о размещении информации о заключении концессионных соглашений без проведения конкурса отдельно по каждому объекту, размещенному в Коткозерском, Куйтежском, Туксинском, Ильинском сельских поселениях и Олонецком городском поселении.

 

Письмом исх.№66826 от 29.11.2016 Администрацией представлены письменные пояснения по жалобе, организатор торгов считает жалобу ООО «ЖКУ» необоснованной.

Администрация указала, что полномочия по водоснабжению и водоотведению перешли на уровень Олонецкого муниципального района с января 2015 года, но фактически процедура передачи муниципального имущества завершилась только в декабре 2015 года. Со дня принятия имущества проведена работа по проведению технических обследований объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территориях поселений района с целью проведения конкурсных процедур по заключению концессионных соглашений.

Решением Совета в ноябре 2015 года утвержден перечень объектов жилищно-коммунального хозяйства, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2016 году. В указанный перечень попали объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территориях Куйтежского сельского поселения (ресурсоснабжающая организация в поселении отсутствовала с 2013 года), Коткозерского сельского поселения (ресурсоснабжающая организация ООО «Седан» прекратила деятельность в июне 2015 года), Туксинского сельского поселения (ресурсоснабжающая организация прекратила деятельность в мае 2016 года в связи с окончанием срока действия договора аренды), Ильинского сельского поселения (деятельность МУП «Родник» признана неэффективной, предприятие не работает с мая 2016 года), Олонецкого городского поселения (ресурсоснабжающая организация с октября 2015 года по 01.06.2016 осуществляла деятельность по предоставленной преференции).

Техническое состояние объектов (Куйтежского, Туксинского, Ильинского и Коткозерского сельских поселений) не является привлекательным для инвесторов. Практически повсеместно ресурсоснабжающие организации, в пределах средств валовой выручки, способны оплачивать только счета за потребленную электроэнергию или ликвидацию аварийных ситуаций;  заключение концессионного соглашения только в отношении Олонецкого городского поселения приведет к отсутствию желающих заключать концессионные соглашения на обслуживания иных поселений района.

Предложение о заключении концессионного соглашения подано организацией, осуществляющей деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с 2015 года. У ООО «СРК» имеются материально технические ресурсы (экскаватор, тракторы, вакуумные машины, запас материалов). Предложенные мероприятия за счет планируемых к инвестированию средств предприятия, соответствуют предлагаемым мероприятиям схем водоснабжения и водоотведения, разработанных и утвержденных в установленном законодательством порядке. Выполнение указанных мероприятий приведет к улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объектов.

В результате рассмотрения жалобы, Комиссией Карельского УФАС России, установлено следующее.

29.10.2016 на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ опубликовано сообщение о предложении инвестора №291016/10989687/01.

Публичный партнер (концедент) – Администрация Олонецкого нациоанального муниаипального района (ИНН 1014002151, КПП 101401001, место нахождения/почтовый адрес 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Свирских дивизий, д.1; адрес электронной почты организатора конкурса: administr@onego.ru).

Группа объектов – системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем

Объект соглашения - объекты водоснабжения и водоотведения Коткозерского, Куйтежского, Туксинского, Ильинского сельских поселений и Олонецкого городского поселения.

Срок действия соглашения - 5 лет.

Дата и время начала подачи заявок - 31.10.2016  09:00,

Дата и время окончания подачи заявок - 14.12.2016  16:00,

Дата подведения итогов – 15.12.2016  00:00

Постановлением Администрации Олонецкого национального муниципального района от 15.09.2016 №935 «Об уполномоченном органе» создана комиссия (определен ее состав) как орган, уполномоченный на рассмотрение предложений о заключении концессионного соглашения и определен порядок ее работы. .Комиссия выполняет следующие функции:

- предоставляет по запросу лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, документы и материалы;

- принимает решение о возможности заключения концессионного соглашения или невозможности заключения концессионного соглашения;

- размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения;

- проводит переговоры, связанные с подготовкой проекта концессионного соглашения, до направления предложения о заключении концессионного соглашения.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы и информацию, размещенную на официальном сайте в сети «Интернет» - http://torgi.gov.ru, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 4.1. статьи 37 Закон №115-ФЗ концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Согласно части 4.2. статьи 37 Закона №115-ФЗ  лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

В соответствии с частью 4.3. статьи 37 Закона №115-ФЗ в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

В адрес Администрации ООО «СРК» было направлено письмо с предложением о заключении концессионного соглашения.

Протоколом заседания органа, уполномоченного на рассмотрение предложений о заключении концессионного соглашения от 27.10.2016 было принято решение о согласовании проекта  концессионного соглашения с внесенными изменениями в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Коткозерского, Куйтежского, Туксинского, Ильинского сельских поселения и Олонецкого городского поселения, находящихся в собственности муниципального образования «Олонецкий национальный муниципальный район», поступивший от ООО «СРК» 26.10.2016 №7503.

В соответствие с требованиями части 4.8 статьи 37 Закона №115-ФЗ 29.10.2016 на официальном сайте http://torgi.gov.ru/ Администрация разместила сообщение о предложении инвестора №291016/10989687/01.

Согласно доводам жалобы, Администрацией нарушен пункт 5 статьи 4 Закона №115-ФЗ, в части принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на представленных ООО «СРК» условиях, которые создают препятствия к доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; включении в объект соглашения объектов, расположенных в разных городских и сельских поселениях Олонецкого национального муниципального района.

При этом в обоснование своих доводов Заявитель указывал на отсутствие возможности и экономического интереса обслуживания объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся вне пределов Олонецкого городского поселения.

Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления муниципальных районов возложены полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Комиссией Карельского УФАС России установлено, что Администрацией предпринимались действия по заключению концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в отдельности по каждому поселению, вместе с тем конкурсы, проведенные в декабре 2015 - феврале 2016 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Коткозерского и Куйтежского сельских поселений, были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие.

Процедура конкурса в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Олонецкого городского поселения, завершенная в августе 2016 года, прекращена в связи с отстранением участников от участия в конкурсе по причине превышения показателей, максимальный размер которых был установлен конкурсной документацией.

Конкурсная процедура в отношении Туксинского сельского поселения была объявлена в июле 2016 года, но в целях эффективного распоряжения имуществом, отменена для включения объектов в объединенный по Олонецкому району конкурс.

ООО «ЖКУ» не подавало заявку на участие в открытых конкурсах в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся вне предедов Олонецкого городского поселения.

Объекты водоснабжения и водоотведения Олонецкого национального района относятся к объектам коммунальной инфраструктуры и являются объектом концессионного соглашения в силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона №115-ФЗ.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 18.08.2016 №ВК/56868/16 «О даче разъяснения», в рамках одного концессионного соглашения допускается передача объектов коммунальной инфраструктуры, указанных в пункте 11 части 1 статьи 4 Закона №115-ФЗ. Передача указанных объектов с иными видами объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектами концессионного соглашения, не допускается.

Объекты водоснабжения и водоотведения Коткозерского, Куйтежского, Туксинского, Ильинского сельских поселений и Олонецкого городского поселения, являющиеся объектом концессионного соглашения  - объекты коммунальной инфраструктуры, которые в своем составе имеют имущество, технологически связанное между собой (сети, скважины, насосные станции, очистные сооружения); предназначены только для осуществления деятельности по подаче воды населению, отводу сточных вод, её очистке.

Указанные объекты находятся в пределах одного публично-правового образования, объекты внесены в единый реестр муниципального имущества Олонецкого национального муниципального района, все имущество принадлежит муниципальному району. Оказание услуг при использовании рассматриваемых объектов осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

В силу части 1 статьи 1 Закона №115-ФЗ целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в большинстве поселений Олонецкого национального муниципального района, за исключением Олонецкого городского поселения, не привлекательны для инвесторов ввиду значительного износа таких объектов и частым возникновением аварийных ситуаций, малой численности населения в указанных поселениях и низким уровнем оплаты населением оказанных ресурсоснабжающими организациями услуг.

Объединение объектов водоснабжения и водоотведения в Коткозерского, Куйтежского, Туксинского, Ильинского сельских поселений и Олонецкого городского поселения не вступает в противоречие с требованиями Закона №115-ФЗ, соответствует целям Закона №115-ФЗ.

Комиссия Карельского УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с частью 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы, могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг, в который включены кроме лиц, подавших заявки, также любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Субъектами, чьи действия могут быть обжалованы по правилам настоящей статьи, могут являться: организатор торгов; оператор электронной площадки; конкурсная комиссия; аукционная комиссия.

Процедура по сбору заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения осуществлялась Администрацией по правилам статьи 37 Закона №115-ФЗ.

В соответствии с частями 4.9 и 4.10 статьи 37 Закона №115-ФЗ по истечении 45-дневного срока с момента размещения предложения о заключении концессионного соглашения, принимается решение о заключении концессионного соглашения, которым устанавливается организация о порядок проведения торгов, в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона №115-ФЗ.

Таким образом, организация конкурса начинается с момента принятия решения о заключении концессионного соглашения, предусмотренного статьей 22 Закона №115-ФЗ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Карельского УФАС России установила, что Администрацией данное решение на момент рассмотрения жалобы принято не было, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проводился.

Учитывая, что процедура по сбору заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения не является процедурой проведения торгов, у Комиссии Карельского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы ООО «ЖКУ» в порядке, предусмотренном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по существу, выдачи какого-либо предписания.

Комиссия Карельского УФАС России также отмечает, что при рассмотрении настоящей жалобы было установлено, что в настоящий момент объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности Олонецкого национального  муниципального района, закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием, созданным Администрацией и в нарушением процедур, предусмотренных действующим законодательством, переданы в аренду ООО «СРК».

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 18.1  ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия Карельского УФАС России,

 
РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «ЖКУ» (вх.№5215 от 23.11.2016) на действия публичного партнера (концедента) - Администрации Олонецкого национального  муниципального района при размещении извещения (сайт www.torgi.gov.ru, №291016/10989687/01 от 29.10.2015) о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (предложение инвестора – ООО «СТРОИТЕЛЬНО-РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ»), предметом которого являются объекты водоснабжения и водоотведения Олонецкого национального муниципального района, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Олонецкий национальный муниципальный район» необоснованной.
  2. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Карельского УФАС России для оценки действий Администрации по факту передачи муниципального имущества ООО «СРК» в соответствии с порядком, предусмотренным Главой 9 ФЗ «О защите конкуренции» и административным регламентом ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

 

Заместитель Председателя Комиссии

 

______________

 

 

Члены Комиссии

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны