Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административно... от 22 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия ***, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении публичного  акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (площадь Конституции, дом 3, литера А, г. Санкт-Петербург, 196247; ОГРН – 1047855175785; ИНН – 7802312751, дата создания юридического лица – 23.12.2004; филиал ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» «Карелэнерго» - ул. Кирова, 45,  г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035; далее –ПАО «МРСК Северо-Запада», сетевая организация, Общество) по факту нарушения  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, далее – Правила недискриминационного доступа), ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» -  *** (доверенность от 24.04.2018 №124),

   

УСТАНОВИЛ:

   21.02.2018 (вх. №868) в Карельское УФАС России из Прокуратуры Республики Карелия с письмом от 21.02.2018 №07-32-2018 поступило обращение Главы Республики Карелия ***. по вопросу допущенных нарушений законодательства и прав граждан в сфере обеспечения надежного электроснабжения.

С обращением были представлены акты расследования технологического нарушения (аварии), из которых следовало, что вследствие аварийных ситуаций на сетевых объектах ПАО «МРСК Северо-Запада» было прекращено энергоснабжение потребителей на срок более 24 часов.

По результатам рассмотрения обращения и предоставленных с ним документов были вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований, а именно:

от 27.02.2018 дела об административных правонарушениях №03-17/11-2018, №03-17/12-2018, 03-17/13-2018, 03-17/14-2018, 03-17/15-2018, 03-17/20-2018, 03-17/21-2018, 03-17/22-2018, 03-17/23-2018; 

от 28.02.2018 дела об административных правонарушениях №03-17/16-2018, 03-17/17-2018, 03-17/19-2018, 03-17/25-2018, 03-17/26-2018, 03-17/27-2018, 03-17/28-2018, 03-17/29-2018, 03-17/30-2018, 03-17/31-2018, 03-17/32-2018, в соответствии с которыми ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало предоставить документы, необходимые для рассмотрения дел.

С письмами от 05.03.2018 №МР2/3/119-07/1799, №МР2/3/119-07/1800, №МР2/3/119-07/1802, №МР2/3/119-07/1803, №МР2/3/119-07/1811, №МР2/3/119-07/1812, №МР2/3/119-07/1813, №МР2/3/119-07/1817, №МР2/3/119-07/1818, от 06.03.2018 №МР2/3/119-07/1815, №МР2/3/119-07/1826, №МР2/3/119-07/1834, №МР23/119-07/1835, №МР2/3/119-07/1836, №МР2/3/119-07/1837, №МР2/3/119-07/1838, №МР2/3/119-07/1855, №МР2/3/119-07/1857, №МР2/3/119-07/1859, №МР2/3/119-07/1861 ПАО «МРСК Северо-Запада» предоставило запрошенные сведения (информацию), а также по факту рассматриваемых административных правонарушений сообщило следующее. 

Количество потребителей, которые попадают в зону отключения, определяется диспетчерской службой по реестру Карелиястат о статистических данных о населении и социально-значимых объектах в населенных пунктах Республики Карелия по состоянию на 01.01.2017, предоставленному дежурно-диспетчерской службой Правительства Республики Карелия. Учет отключенных по причине аварии потребителей по фамилиям, именам, отчествам физических лиц и наименованиям юридических лиц не ведется, в связи с чем невозможно предоставить соответствующий перечень потребителей, в отношении которых прекращено энергоснабжение.

Сведения о дате и времени устранения аварийного режима и восстановления энергоснабжения в отношении потребителей, запитанных от конкретных электросетевых объектов, на которых этот режим возник, указаны в пунктах 1.2, 1.6, 2.2 актов. Учет сведений о дате и времени восстановления энергоснабжения в отношении каждого потребителя, кроме сведений, указанных в актах, не ведется, в связи с чем такие сведения не могут быть предоставлены.

Письменные пояснения о причинах нарушения срока восстановления энергоснабжения потребителей, указанного в пункте 31 (6) Правил недискриминационного доступа, изложены в объяснительных ответственных работников РЭС-1, 2, 3, 4. Согласование более длительного срока устранения аварии с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору не проводилось.

Причиной многочисленных аварий, возникших в сетях производственного отделения «Западно-Карельские электрические сети» в декабре 2017 года, явились неблагоприятные погодные условия в виде налипания мокрого снега, снегогололедообразований на проводах и ветках деревьев, сопровождающиеся штормовыми порывами ветра, которые повлекли за собой многочисленные падения деревьев на ЛЭП из-за пределов огранной зоны и обрывы проводов ВЛ.

В целях устранения возникших технологических нарушений в работе ВЛ-110-35-10-6кВ совершались выезды бригад на расстояние более 40 километров в одну сторону, проводились мероприятия по оперативным переключениям, по отысканию мест повреждения воздушных линий, осмотр с вертолета и пеший воздушных линий, снятие деревьев с проводов воздушных линий, замена и ремонт опор, траверс, обивка снега с проводов, ремонт проводов, замена вязок, регулирование и перетяжка проводов.

Для ликвидации последствий стихии в кратчайшие сроки ПАО «МРСК Северо- Запада» приняты все возможные меры. Восстановительные работы велись сверхурочно, задействована вся необходимая техника.

Работы по восстановлению электроснабжения проводились в условиях самого короткого светового дня и в крайне неблагоприятных погодных условиях. При этом производство работ в значительной степени было затруднено, а зачастую становилось и невозможным, из-за неудовлетворительного состояния дорог в виде разбитого дорожного покрытия, неубранного снега, поваленных деревьев. Отсутствие работ по уборке автомобильных дорог связано с расторжением государственного контракта с ООО «Ремстройкомплект». Кроме того, был затруднен проезд по дороге на Вяртсиля в связи с проведением ремонтных работ и ее частичным перекрытием.

Указанные причины явились важнейшими, повлиявшими на время восстановления электроснабжения.

В целях предотвращения аварий на сетевых объектах по причине неблагоприятных погодных явлений с Министерством природных ресурсов и экологии РК согласована технология проведения работ по рубке угрожающих деревьев, произрастающих за пределами просек ВЛ, размеры которых установлены постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» предложило внести изменения в порядок проведения мероприятий, направленных на исключение случаев массовых технологических нарушений работы ВЛ, связанных с неблагоприятными погодными явлениями, путем увеличения ширины просек ЛЭП на высоту насаждений, прилегающих к существующей просеке.

Из объяснений начальника РЭС-1   следует, что отключение линий произошло при неблагоприятных погодных условиях (метель, снегопад, температура с переходом через 0). Кроме того, в объяснительных записках  отражены следующие обстоятельства: большая удаленность линий; большая протяженность линий; проезд по автодороге Вяртсиля  затруднен из-за проведения ремонтных работ; передвижение по автодорогам местного значения на автомобилях практически невозможен, дороги не были расчищены от снега и завалены выпавшими деревьями; для проведения обхода и устранения аварии привлекались снегоходы, командированный персонал, персонал других служб; часть воздушных линий проходит по труднодоступной местности (не замерзшая болотистая местность, пересечение с речкой, небольшое количество заездов на линию); многочисленные отключения в период с 12.12.2017 по 13.12.2017, с 23.12.2017 по 25.12.2017  по причине неблагоприятных погодных условий, в связи с чем основной персонал привлекался для восстановления энергоснабжения социально-значимых объектов.

Из объяснений начальника РЭС-2 следует, что на повреждении одновременно находились несколько воздушных линий разной протяженности. С целью восстановления энергоснабжения потребителей проводились переключения для запитывания социально-значимых объектов и населения, установка РИСЭ. Кроме того, в объяснительной указано на не расчищенные автомобильные дороги, заваленные выпавшими из лесного массива деревьями, что значительно затруднило доступ к объектам.

Из объяснений начальника РЭС-3 следует, что для восстановления энергоснабжения потребителей проводились переключения для определения повреждений, а также для восстановления энергоснабжения потребителей. Кроме того, начальник РЭС-3 указывает на большую протяженность поврежденных линий, затрудненный проезд аварийных бригад по причине не расчищенных от снега дорог и заваленных выпавшими из лесного массива деревьями. При этом на повреждении находились другие объекты, в связи с чем восстанавливалось энергоснабжение населенных пунктов с большей численностью населения.   

Из объяснений начальника РЭС-4   следует, что массовые одновременные отключения линий электропередач произошли в связи с аномальными осадками и сильными порывами ветра. Отсутствие оперативности передвижения ремонтного персонала связано с низкой скоростью передвижения по абсолютно нечищеным дорогам, заваленным упавшими и наклонёнными деревьями. Кроме того, в объяснительной указано на отсутствие дорог для перевозки генераторов к потребителям в районе Алатту, Суйстамо, Ляппясюрья.

Сетевой организацией с пояснениями предоставлены акты расследований технологических нарушений (аварий), договор от 24.12.2013 № 01-КЭ-2014 оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенный между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (с 02.07.2015 АО «ТНС энерго Карелия»), с перечнем точек поставки электрической энергии потребителям Общества (далее договор передачи электрической энергии) и другие документы.

С письмом от 19.03.2018 №МР2/3/119-07/2176 ПАО «МРСК Северо-Запада» предоставило письменные пояснения по делам об административных правонарушениях №03-17/11-2018 – 03-17/32-2018, в которых, указано, что ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение потребления электрической энергии сверхдопустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442). 

ПАО «МРСК Северо-Запада» сообщает, что Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Госкомитет РК) было возбуждено несколько административных дел по фактам отсутствия электроснабжения свыше 24 часов в различных населенных пунктах Республики Карелия в декабре 2017 года.

По данным делам был составлен один протокол об административном правонарушении от 15.02.2018 №000026, из которого следует, что обществу вменяется правонарушение, выразившееся в допущении перерыва в энергоснабжении населения свыше 24 часов:

  1. С 12.12.2017 в поселках Партала, Вяртсиля, Пуйкола, Кааламо, Рускеала Сортавальского района, поселке Алатту Питкярантского района (акты №202, 294 по делам №03-17/28-2018, 03-17/29-2018);
  2. С 12.12.2017 в поселках Ляппясюрья, Соанлахти Суоярвского района (акт №361 по делу №03-17/30-2018);
  3. С 23.12.2017 в поселке Соанлахти Суоярвского района (акт №266 по делу №03-17/18-2018);
  4. С 25.12.2017 в поселках Ринтала, Ильме Лахденпохского района (акт № 288 по делу №03-17/15-2018);
  5. С 24.12.2018 в деревне Кукшегоры (акт №244 по делу №03-17/13-2018).

Кроме того, ПАО МРСК «Северо-Запада» указывает, что в состав данного правонарушения вошли нарушения электроснабжения в Пряжинском районе в декабре 2017 года.

Из протокола №000026 следует, что при возникновении аварийных ситуаций сетевая организация превысила допустимое количество числа часов отключения по договору оказания услуг по передаче электрической энергии №01-КЭ-2014, заключенному с АО «ТНС энерго Карелия» 24.12.2013 в отношении потребителей, отнесенных к третьей категории надежности.

ПАО «МРСК Северо-Запада» полагает, что нарушение срока восстановления энергоснабжения, установленного пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа, произошедшее по причине стихийных явлений в сетях филиала «Карелэнерго», образует состав одного правонарушения – нарушение сетевой организацией обязательств по договору №01-КЭ-2014 по обеспечению надежности снабжения электроэнергией энергопринимающих устройств в одном расчетном месяце (пункт 3.4. договора). Данное нарушение выявлено на основании заявления от 21.02.2018 №7-32-2018.

Дело об административном правонарушении в связи с перерывами электроснабжения свыше 24 часов в декабре 2017 года рассматривает Госкомитет РК. 

По мнению ПАО «МРСК Северо-Запада», основанному на положениях части 5 статьи 4.1 КоАП РФ и пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно нести ответственность единожды и может быть подвергнуто однократному наказанию и в пределах санкции соответствующей статьи.

Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада» указывает на принятие всех зависящих от общества мер по восстановлению энергоснабжения в кратчайшие сроки, и на невозможность избежать резкого ухудшения погодных условий и наступления связанных с этим неблагоприятных последствий.

Из представленного в материалы дела протокола № 000026 следует, что в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» содержится состав правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

При этом отсутствуют основания для применения пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку в силу указанной нормы производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о назначении административного наказаний, предусмотренного той же статьей или той же нормой.

Определениями от 19.03.2018 по делам №03-17/20-2018, 03-17/21-2018, 03-17/22-2018,  от 26.03.2018 по делам №03-17/11-2018, 03-17/12-2018, 03-17/13-2018, 03-17/14-2018, 03-17/15-2018, 03-17/19-2018, 03-17/23-2018,  03-17/26-2017, 03-17/27-2018, 03-17/28-2018, от 27.03.2018 по делам №03-17/16-2018, 03-17/17-2018, 03-17/25-2018, 03-17/29-2018, 03-17/30-2018, 03-17/31-2018, 03-17/32-2018 сроки проведения административных расследований были продлены, ПАО «МРСК Северо-Запада» надлежало предоставить дополнительные сведения (информацию).

Запрошенные сведения (информация) предоставлены ПАО «МРСК Северо-Запада» с письмами от 27.03.2018 №МР2/3/119-07/2470, от 02.04.2018 №МР2/3/119-07/2652, от 03.04.2018 №МР2/3/119-07/2678, №МР2/3/119-07/2672, №МР2/3/119-07/2687, от 04.04.2018 №МР2/3/119-07/2731, №МР2/3/119-07/2733, №МР2/3119-07/2738, «МР2/3/119-07/2742, от 05.04.2018 №МР2/3/119-07/2756, №МР2/3/119-07/2757, №МР2/3/119-07/2762, №МР2/3/119-07/2764, от 06.04.2018 №МР2/3/119-07/2778, №МР2/3/119-07/2791, №МР2/3/119-07/2793.

В дополнении к вышеприведенным пояснениям по фактам прекращения энергоснабжения потребителей и нарушениям срока восстановления энергоснабжения ПАО «МРСК Северо-Запада» указало, что при ликвидации последствий стихии очередность восстановления энергоснабжения определялась категорией энергопринимающих устройств, а также потребителей согласно приложению к Правилам №442, социальной значимостью, количеством населения, удаленностью от центра питания.

Из указанных писем ПАО «МРСК Северо-Запада», а также представленных в материалы дела актов расследования технологического нарушения (аварии) установлены следующие обстоятельства: 

1. 12.12.2017 18 час. 47 мин. – 19.12.2017 17 час. 43 мин.  отключение Л-23С-62 – погранзастава «Калаттома» Пограничное управление ФСБ РФ по РК, 12.12.2017 в 19 час. 00 мин. запитана от собственного источника генерации электроэнергии, время отсутствия энергоснабжения по нормальной схеме (перерыв энергоснабжения) 166 часов (акт №360);

2. 12.12.2017 19 час 08 мин. – 13.12.2017 20 час. 52 мин. отключение Л-139 – г. Сортавала пгт. Вяртсиля, п. Кааламо, п. Рюттю, м. Ханки, п. Рускеала, п. Маткаселькя, п. Пуйккола, п. Партала, перерыв энергоснабжения 25 часов 44 минуты (акт №202);

3. 12.12.2017 19 час. 08 мин. – 13.12.2017 23 час. 31 мин. отключение Л68С- Суоярвский р-он п. Суйстамо, п. Соанлахти, Леппясюрья, Питкярантский р-он д. Алатту, д. Хямекоски, ст. Янисъярви, п. Харлу, 6 социально-значимых объектов, 1 547 чел. население (13.12.2017 подали напряжение на ПС-39С восстановили энергоснабжение 644 чел.), перерыв энергоснабжения 28 часов 22 минуты (акт №294);

4. 12.12.2017 19 час.  20 мин. – 18.12.2017 17 час. 27 мин. отключение Л-46С-61 7 ТП без социально-значимых объектов, п. Кирьявалахти (13.12.2017 14 час. 27 мин. подключен от РИСЭ), без электроснабжения оставались дачные участки, где нет зарегистрированных потребителей, перерыв энергоснабжения 142 часа (акт №361);

5. 13.12.2017 00 час. 25 мин. – 14.12.2017 15 час. 47 мин. отключение Л-40-4д. Коткозеро (часть), д. Лумбозеро, д. Кескозеро (запитаны 13.12.2017 12 час. 50 мин.) п. Интерпоселок (запитан 14.12.2017 в 02 час. 00 мин.), д. Черная речка, д. Верхнеолонецкий (13.12.2017 в 11 час. 10 мин. запитана от РИСЭ), время отсутствия энергоснабжения по нормальной схеме (перерыв энергоснабжения) 39 часов (за исключением потребителей, энергоснабжение которых было восстановлено ранее) (акт №215)

6. 13.12.2017 07 час 00 мин. – 14.12.2017 18 час. 16 мин. отключение Л-13П-11 - 7 ТП, п. Кинелахта, д. Ламбинаволок, Пряжинского района (14.12.2017 в 17 час. 32 мин. потребители запитаны от РИСЭ) время отсутствия энергоснабжения по нормальной схеме (перерыв энергоснабжения) 35 часов (акт №220);

7. 14.12.2017 00 час. 08 мин. - 15.12.2017 06 час. 54 мин. отключение линии Л83С – п. Кирколахти, п. Алалампи (несколько домов без постоянного проживания населения, подсобное хозяйство, перерыв энергоснабжения 30 часов (акт №285);

8. 14.12.2017 10 час. 47 мин. - 15.12.2017 11 час. 32 мин. отключение участка Л-90П – д. Сергеево (15.12.2017 в 02 час. 40 мин.  запитана от РИСЭ), д. Огорелыши 132 чел., д. Данилово 5 чел., перерыв энергоснабжения 24 часа 45 минут (акт №223);

9. 23.12.2017 в 16 час. 59 мин. – 27.12.2017 в 23 час. 23 мин. отключение ВЛ-08С-02погранзастава Сювяора Пограничное управление ФСБ РФ по РК (энергоснабжение от собственного резервного источника питания), перерыв энергоснабжения 102 часа (акт 267); 

10. 23.12.2017 19 час. 31 мин. – 25.12.2017 15 час. 32 мин. отключение ВЛ-34-03-1 – п. Яккимо, п. Сикопохья Ланденпохский р-он; 24.12.2017 в 10 час. 00 мин. после оперативных переключений частично энергоснабжение потребителей восстановлено, без электроэнергии оставалось СОТ «Ромашка» п. Сикопохья (дачи, без постоянного проживания), перерыв энергоснабжения 44 часа (за исключением потребителей, энергоснабжение которых было восстановлено ранее) (акт 238);

11. 23.12.2017 19 час. 49 мин. – 25.12.2017 18 час 00 мин. – отключение ВЛ-46-61 – 7 ТП, п. Кирьявалахти (сразу подключение от резервного источника питания, на отключении оставались дачи без постоянного проживания населения, время отсутствия энергоснабжения по нормальной схеме (перерыв энергоснабжения) 46 часов (акт 239);

12. 24.12.2017 04 час. 20 мин. – 25.12.2017 19 час. 08 мин. – д. Сяндеба (запитали от РИСЭ 23.12.2017, перерыв энергоснабжения 23 час. 25 мин.)  д. Кукшкгоры, перерыв энергоснабжения 38 часов (акт 244);   

13. 24.12.2017 08 час. 46 мин. - 25.12.2017 14 час. 54 мин. отключение Л-50П-1 – обесточены 8 ТП, от которых запитаны дачи без постоянного проживания населения СОТ «Природа плюс», СНТ «Чапаевка», ж/д переезды, освещение, пост ДПС, перерыв энергоснабжения 30 часов (акт 248);

14. 25.12.2017 10 час. 05 мин. – 29.12.2017 01 час. 35 мин. – п. Ринтала (25.12.2017 в 14 час. 40 мин. восстановили энергоснабжениеот РИСЭ), п. Ильме, п/з «Залесье (перешла на энергоснабжение от собственного источника питания), оставался без энергоснабжения п. Ильме 1 чел. перерыв в энергоснабжении 87 часов (акт 288);

15. 25.12.2017 13 час. 49 мин. – 28.12.2017 17 час. 35 мин. отключение Л-40С-11 – п. Леппясюрья, ст. Суйстамо Суоярвский р-он, перерыв энергоснабжения 75 часов (акт 293); 

16. 25.12.2017 14 час. 36 мин. – 26.12.2017 19 час. 41 мин. отключение Л-63С – Мурсула, остров Сюскюянсаари Питкярансткий р-он, потребители ООО «Гранитная гора», ООО «Мурсула-СМГ», перерыв энергоснабжения 29 часов (акт 258);

17. 27.12.2017 09 час 39 мин. – 30.12.2017 17 час. 36 мин. отключение ВЛ-35-13 – п. Леппяниэми, п. Турханваара Суоярвский р-он (27.12.2017 в 11 час. 53 мин. запитаны по нормальной схеме электроснабжения), без электроснабжения оставались дачные участки, где никто не проживает (объяснительная начальника РЭС-2 от 02.03.2018, документально не подтверждено), перерыв энергоснабжения   79 часов (акт 331);

18. 27.12.2017 10 час. 02 мин. 28.12.2017 19 час. 59 мин. отключение ВЛ-13С-04 – п. Вегарус, м. Каратсалми Суоярвский р-он, перерыв энергоснабжения 33 часа (акт 299); 

19. 27.12.2017 13 час. 04 мин. – 28.12.2017 16 час. 19 мин. отключение ВЛ-23-62п. Кааламо, Калаттома/г. Сортавала, перерыв энергоснабжения 25 часов (акт №301);

20. 28.12.2017 21 час. 55 мин. – 31.12.2017 16 час. 43 мин. отключение ВЛ-37С-13 – 2 ТП, дачи без постоянно проживающего населения п. Хюрселя, п. Игнойла, п. Вешкелица Суоярвского района, перерыв энергоснабжения 66 часов (акт 335). 

Перерывы энергоснабжения были допущены в отношении потребителей третей категории надежности.

Таким образом, из вышеприведенных данных следует, что по причине неблагоприятных погодных условий в декабре 2017 года возникли аварийные ситуации на двадцати сетевых объектах ПАО «МРСК Северо-Запада».  При этом аварийные ситуации возникли преимущественно в темное время суток, при неблагоприятных погодных условиях, приводили к одновременному отключению нескольких объектов. 

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2006 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права сетевая компания в точках поставки обязана обеспечить осуществление передачи электрической энергии в соответствии третьей категорией надежности, допускающей перерыв в энергоснабжении в пределах 24 часов.

В соответствии с представленным договором передачи электрической энергии ПАО «МРСК Северо-Запада» (исполнитель) оказывает АО «ТНС энерго Карелия» (заказчик) услуги по передаче электрической энергии от точек отпуска до точек поставки посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю.

Согласно пункту 2.6 договора  допустимое число часов ограничения режима потребления в год, не связанного с неисполнением заказчиком (потребителем) обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными исключающими  ответственность исполнителя перед заказчиком, а также исполнителя, заказчика перед потребителем, и срок восстановления энергоснабжения, определяется в соответствии с категорией надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, установленной документами, составленными исполнителем в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.

В силу пункта 4.3.1 договора обязанность исполнителя обеспечить передачу электрической энергии от точек отпуска до точек поставки потребителей, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Исполнитель обязуется осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителей (пункт 4.3.2 договора).

Из вышеприведенных условий договора следует, что срок восстановления энергоснабжения потребителя определяется в соответствии с категорией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Учитывая, что длительность отключения электроэнергии в связи с произошедшими авариями превысила допустимое значение для потребителей третьей категории надежности, действия ПАО «МРСК Северо-Запада» привели к нарушению пункта 31 (6) Правил недискриминационного доступа и образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

При этом превышение срока восстановления энергоснабжения, установленного пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа, произошедшее в декабре 2017 года по причине неблагоприятных погодных условий в сетях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», свидетельствует о нарушении обязательств по одному договору на передачу электрической энергии, допущено в одном расчетном периоде (декабрь 2017 года, пункт 3.4 договора), выявлено на основании одного обращения, образует состав одного правонарушения. Кроме того, ПАО «МРСК Северо-Запада», объясняя причины нарушения срока восстановления энергоснабжения потребителей, представляет идентичные доказательства, свидетельствующие о затрудненном доступе к местам повреждений сетевых объектов по причине ремонта дороги Вяртсиля, непринятия ответственными лицами мер по очистке дорог от снега и упавших деревьев после длительных неблагоприятных погодных условий. При этом ПАО «МРСК Северо-Запада» с учетом необходимости ликвидации аварийных ситуаций одновременно на нескольких сетевых объектах определяло очередность восстановления энергоснабжения в зависимости от наличия социально-значимых объектов, а также населенных пунктов с большим количеством населения.

 При таких обстоятельствах по результатам проведенных административных расследований составлен один протокол об административном правонарушении.   

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

ПАО «МРСК Северо-Запада» неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 07.02.2017 по делу №03-17/67-2016 – штраф 600 тыс. руб.; постановление от 20.03.2017 по делу №03-17/10-2017 – штраф 300 тыс. руб.; постановления от 28.03.2017 по делам №03-17/14-2017 и 03-17/15-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 21.04.2017 по делам №03-17/19-2017 и 03-17/20-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 02.06.2017 по делам №03-17/34-2017 и 03-17/35-2017 – штраф по 300 тыс. руб.;  постановление от 10.07.2017 по делу №03-17/44-2017 – штраф 600 тыс. руб.; постановления от 31.08.2017 по делам №03-17/49-2017 и №03-17/59-2017 – штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 06.09.2017 по делам №03-17/63-2017 и №03-17/65-2017 – штрафы по 650 тыс.руб. (снижены решениями Арбитражного суда РК по одному до 325 тыс. руб., по второму до 600 тыс. руб.); постановление от 29.11.2017 по делу №03-17/69-2017- штраф 300 тыс. руб.; постановление от 07.11.2017 по делу №03-17/74-2017 – штраф 300 тыс. руб.; постановление от 08.12.2017 штраф – 650 тыс. руб.; постановление от 22.02.2018 по делу №03-1/01-2018 – штраф 300 тыс. руб.), в связи с чем подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147ФЗ «О естественных монополиях» (далее – ФЗ «О естественных монополиях») субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положениями части 1 статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

На основании приказа ФСТ России от 03.06.2008 №191-э «О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ПАО «МРСК Северо-Запада», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий.

Таким образом, оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии. При таких обстоятельствах ПАО «МРСК Северо-Запада» является лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности, по статье 9.21 КоАП РФ.

Письмом от 18.04.2018 №03-17/11-32/1438 ПАО «МРСК Северо-Запада», а также филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» уведомлены о дате и времени составления протоколов об административных правонарушениях по делам №03-17/11-32/2018 26.04.2018 в 14 час. 30 мин.

26.04.2018 в присутствии представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности был составлен протокол об административном правонарушении.

Определением от 27.04.2018 «О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении» настоящее дело было назначено к рассмотрению на 14.05.2018 в 14 часов 30 минут

Копии протокола об административном правонарушении, а также определения о назначения дела к рассмотрению были направлены в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» и филиала общества почтовым отправлением (получены по месту нахождения филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» представителем по доверенности 04.05.2018; по месту нахождения общества - 07.05.2018). Кроме того, копия протокола об административном правонарушении вручена представителю ПАО «МРСК Северо-Запада» в день составления протокола.  

Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.

Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает, следующее.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Из материалов дела не усматривается наличие объективных и не зависящих от воли сетевой организации обстоятельств, которые не позволили ПАО «МРСК Северо-Запада» исполнить требования Правил недискриминационного доступа. 

Время и место совершения административного правонарушения:

13.12.2017 18 час. 47 мин. г. Сортавала погранзастава «Калаттома» (акт 360);

13.12.2017 19 час. 08 мин. г. Сортавала пгт. Вяртсиля, п. Кааламо, п. Рюттю, м. Ханки, п. Рускеала, п. Маткаселькя, п. Пуйккола, п. Партала (акт №202);

13.12.2017 19 час. 08 мин. Суоярвский р-он п. Суйстамо, п. Соанлахти, Леппясюрья, Питкярантский р-он д. Алатту, д. Хямекоски, ст. Янисъярви, п. Харлу (акт №294);

13.12.2017 19 час. 20 мин. п. Кирьявалахти (акт №361);

14.12.2017 00 час. 25 мин. п. Интерпоселок (акт №215);

14.12.2017 07 час. 00 мин.  п. Кинелахта, д. Ламбинаволок, Пряжинского района (акт №220);

15.12.2017 00 час. 08 мин. п. Кирколахти, п. Алалампи (акт №285);

15.12.2017 10 час. 47 мин. д. Огорелыши, д. Данилово (акт №223);

24.12.2017 16 час. 59 мин. г. Сортавала погранзастава «Сювяора»  (акт №267);

24.12.2017 19 час. 31 мин. СОТ «Ромашка» п. Сювяора Лахденпохский (акт №238);

24.12.2017 19 час. 49 мин. дачи п. Кирявалахти (акт № 239);

25.12.2017 04 час. 20 мин. д. Кукшкгоры (акт №244);

25.12.2017 08 час. 46 мин.   Ололнецкий р-он СОТ «Природа плюс», СНТ «Чапаевка», ж/д переезды, освещение, пост ДПС (акт №248);

26.12.2017 10 час. 05 мин.  п. Ильме, погранзастава «Залесье» (акт №288);

26.12.2017 13 час. 49 мин. п. Леппясюрья, ст. Суйстамо Суоярвский р-он (акт №293);

26.12.2017 14 час. 36 мин. – Мурсула, остров Сюскюянсаари Питкярантский р-он (акт 258);

28.12.2017 09 час. 39 мин. п. Леппяниэми, п. Турханваара Суоярвский р-он (акт 331);

28.12.2017 10 час. 02 мин. п. Вегарус, мж. Каратсалми Суоярвсикй р-он (акт 299);

28.12.2017 13 час. 04 мин. п. Кааламо, Калаттома/г. Сортавала (акт №301);

29.12.2017 21 час. 55 мин. дачи без постоянно проживающего населения п. Хюрселя, п. Игнойла, п. Вешкелица Суоярвского района.

Срок давности привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике, к каковому относятся Правила недискриминационного доступа, на момент вынесения настоящего постановления не истек.  

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является повторное совершение правонарушения, в связи с чем, как указано выше, подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что  при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая конкретные обстоятельства дела должностное лицо не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа в соответствии с нормой части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, на что указывает ПАО «МРСК Северо-Запада» в письме от 07.05.2018 №МР2/3/119-05/3608, полагает возможным назначить административный штраф в размере 620 000 руб.  

Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.

Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.

Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности.

В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу. Состав вменяемого правонарушения формальный, не требующий установления причинения вреда обществом.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 4.5, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ руководитель Карельского УФАС России Пряхин А.Б.

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

           Наложить на юридическое лицо – ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, административный штраф в размере 620 000 (шестьсот двадцать тысяч) рублей 00 копеек.

 

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк получателя: ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России г. Петрозаводск

БИК 048602001

Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001

Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)

Счет № 40101810600000010006

Код ОКТМО 86701000

КБК 161 1 16 41000 01 6000 140

 

             Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике (дело №03-17/11-32/2018).

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков отсрочки, рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

            Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа или информации, свидетельствующих об уплате административного штрафа, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

           Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

           В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны