Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №08-2018 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)... от 20 июля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Администрация Петрозаводского
городского округа
пр. Ленина, д. 2, г. Петрозаводск,
Республика Карелия, 185910
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №08-2018
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
19 июля 2018 года г.Петрозаводск
В рамках рассмотрения заявления ООО «Трой», переадресованного от Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Республике Карелия (исх.№10-УПП/00148 от 22.05.2018, вх.№2431 от 22.05.2018) по факту отказа Администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) в выдаче Обществу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.19а /Кирова 19 и намерении аннулирования ранее выданных разрешений установлено следующее.
1. В сентябре 2017 года ООО «Трой» направило в Администрацию пять заявлений о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций с соблюдением требований действующего законодательства.
Письмом исх.№5.3-07-480-0 от 11.09.2017 Администрация направила в адрес ООО «Трой» выписку из Протокола заседания комиссии по размещению средств наружной рекламы от 11.09.2017 №07, которой Обществу согласовано размещение рекламной конструкции (светодиодный экран LED) по 5-ти адресам: ул. Чапаева, д.56 (магазин), ул. Ровио, д.12а (ТСЖ Ровио 12а), ул. Ленина, д.19а (ТЦ «Пирамида»), ул. Гоголя, д.21 (ТЦ «АвтоКит»), ул. Максима Горького, д.25 (ТЦ «Гоголевский»).
В последующем Обществу были выданы разрешения по 4 адресам:
- Разрешение №16 от 26.12.2017 (адрес: г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д.21) сроком по 31.10.2027, к разрешению приложен лист согласования. Основание – Постановление Администрации №4359 от 22.12.2017;
- Разрешение №17 от 26.12.2017 (адрес: г. Петрозаводск, ул. Чапаева, д.56) сроком по 31.10.2027, к разрешению приложен лист согласования. Основание выдачи – Постановление Администрации №4360 от 22.12.2017.
- Разрешение №18 от 26.12.2017 (адрес: г. Петрозаводск, ул. Максима Горького, д.25) на срок до 31.10.2027, к разрешению приложен лист согласования. Основание выдачи - Постановление Администрации №4361 от 22.12.2017;
- Разрешение №19 от 26.12.2017 (ул. Ровио, 12а) на срок до 31.10.2017, к разрешению приложен лист согласования. Основание – Постановление Администрации №4362 от 22.12.2017. Основание выдачи - Постановление Администрации №4360 от 22.12.2017.
Разрешение на установку рекламной конструкции по адресу пр.Ленина, д.19а/Кирова, д.19 до настоящего времени не выдано, как указывает Администрация, - по причине отсутствия объекта в Схеме размещения рекламных конструкций.
Порядок размещения и эксплуатации рекламных конструкций урегулирован в статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ (далее - ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с частью 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 5.8 статьи 19 ФЗ «О рекламе», введенной в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 98-ФЗ, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В силу части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №98-ФЗ) с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Данным Законом введено такое основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, как несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (пункт 2 части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе»).
Имеющиеся в материалах заявления документы и пояснения Администрации свидетельствуют о том, что места размещения рекламных конструкций (пр.Ленина, 19а, ул.Чапаева, 56, ул.Ровио, 12а, ул.Гоголя, 21, ул.Горького, 25), в отношении которых ООО «Трой» были поданы заявления на выдачу разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не являются объектами государственной или муниципальной собственности, при этом четыре из пяти объектов (рекламных конструкций) подлежат размещению на земельных участках (за исключением одного объекта - по ул.М.Горького, д.25 (ТЦ Гоголевский), на котором конструкция планировалась к установке на фасаде здания).
Таким образом, разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по четырем адресам: пр.Ленина, 19а (Кирова, 19); ул.Чапаева, 56, ул.Ровио, 12а; ул.Гоголя, 21 подлежали выдаче только после включения указанных объектов в Схему размещения рекламных конструкций.
Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам ул.Чапаева, 56, ул.Ровио, 12а; ул.Гоголя, 21 выданы Администрацией 26 декабря 2017 года.
На указанную дату вышеуказанные места размещения рекламных конструкций, наряду с рекламной конструкцией по адресу Ленина, 19а (по которой разрешение не выдано по причине отсутствия объекта в Схеме) не были включены в Схему размещения рекламных конструкций.
Карельским УФАС России установлено, что места размещения рекламных конструкций по адресам ул.Чапаева, 56, ул.Ровио, 12а; ул.Гоголя, 21 были включены в Схему размещения рекламных конструкций Петрозаводского городского округа только 07.06.2018 на основании Решения Петрозаводского городского Совета от 07.06.2018 №28/16-333 «О внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа». Схема дополнена картами размещения рекламных конструкций за №334 - М.Горького, 25; №335 - ул.Гоголя, 21; №337 - ул.Чапаева, 56; №338- ул.Ровио, д.12а.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Администрацией требований части 5.8 статьи 19 ФЗ «О рекламе» и пункта 5 статьи 4 Закона №98-ФЗ при выдаче ООО «Трой» разрешений на установку вышеуказанных рекламных конструкций.
Фактически, разрешения выданы ООО «Трой» избирательно, поскольку ни один из объектов, подлежащих размещению на земельном участке, не был включен в Схему, при этом по одним адресам Администрация выдала Разрешения, а по другим (Ленина, 19а) - нет.
Такой подход в выдаче разрешений хозяйствующим субъектам не обеспечивает соблюдение принципов равенства, прозрачности, недискриминационного доступа на рынок установки и размещения рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа.
Вместе с тем, ввиду включения мест размещения рекламных конструкций по адресам ул.Чапаева, 56, ул.Ровио, 12а; ул.Гоголя, 21 в Схему, в настоящий момент у органа местного самоуправления отсутствуют основания для аннулирования ранее выданных Обществу разрешений.
-
- Согласно части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе», решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
- нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
- Согласно части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе», решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
Вместе с тем, в силу подпункта 2 пункта 4.4. Порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением ПетроСовета 05 сессии 28 созыва от 22.03.2017 №28/05-68 (далее – Порядок) решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивированным и принято Администрацией исключительно по основаниям, к которым, в том числе относится несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте Схеме размещения рекламных конструкций.
При этом в пункте 2.7.1 Административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций», утвержденного Постановлением Администрации от 24.09.2015 №4723 (в ред. от 30.06.2016, далее - Административный регламент) предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято по такому основанию, как «несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте Схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламной конструкции)».
Таким образом, основание, установленное в подпункте 2 пункта 4.4 Порядка не соответствует в полном объеме требованиям пункта 2 части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе» и пункту 2.7.1 Административного регламента; данное основание в рассматриваемой редакции может привести к возможности отказа Администрации в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, не подлежащем включению в Схему размещения рекламных конструкций; привести к избирательному, неравному подходу в выдаче разрешений отдельным хозяйствующим субъектам.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») органам местного самоуправления, наряду с другими перечисленными в нем органами запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (п.2), создание дискриминационных условий (п.8).
Вышеописанные действия Администрации нарушают требования ФЗ «О рекламе», могут привести к необоснованному препятствованию в осуществлении деятельности и созданию дискриминационных условий на рынке размещения рекламных конструкций в границах Петрозаводского городского округа.
При таких обстоятельствах вышеуказанные действия Администрации содержат признаки нарушения пунктов 2 и 8 части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».
В силу положений части 1 статьи 391 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении таких действий (бездействия). Основанием для выдачи предупреждения является выявление признаков нарушения статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» (часть 2 статьи 39' ФЗ «О защите конкуренции»).
Учитывая изложенное, на основании статьи 391 ФЗ «О защите конкуренции» Карельское УФАС России предупреждает о необходимости в срок до 01 сентября 2018 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции:
- приведения пп.2 пункта 4.4 Порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного Решением ПетроСовета 05 сессии 28 созыва от 22.03.2017 №28/05-68 в соответствие с требованиями пункта 2 части 15 статьи 19 ФЗ «О рекламе»;
- недопустимости отказа выдачи хозяйствующим субъектам (при предоставлении с заявлением всех необходимых документов и его соответствии требованиям действующего законодательства) разрешений на установку и размещение рекламных конструкций на объектах (здания и иное недвижимое имущество, за исключением земельных участков), расположенных в границах Петрозаводского городского округа, находящихся в частной собственности, в случае отсутствия указанных объектов в Схеме размещения рекламных конструкций Петрозаводского городского округа;
- необходимости соблюдения требований части 5.8 статьи 19 ФЗ «О рекламе» и пункта 5 статьи 4 Закона №98-ФЗ, а именно, - недопустимости выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, без наличия утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих исполнение предупреждения документов).
Частью 5 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководитель управления А.Б.Пряхин