Решение №08/10783 от 30.11.2016г. Решение по делу № 723/З-2016 от 8 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«29»  ноября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена «24» ноября 2016г.

Решение изготовлено в полном объеме «29»  ноября  2016г.                            г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

Стельмах С.В. -

Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

Лыжина Д.А. -      

начальника отдела контроля в  сфере закупок;

 

Жихаревой Ю.П. -

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела  контроля в сфере закупок,

 

при участии:

          рассмотрев дело № 723/З-2016, возбужденное по признакам нарушения   заказчиком – Администрацией Тяжинского муниципального района Кемеровской области законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300015316000128 «Выполнение работ по реконструкции тепловых сетей котельной ЦРБ», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

         В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила  жалоба ООО  «Стройинвест» (вх. № 4596э от 18.11.2016г.), на действия заказчика – Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области  о нарушении законодательства в сфере закупок  при проведении электронного аукциона №0139300015316000128 «Выполнение работ по реконструкции тепловых сетей котельной ЦРБ».

         По мнению заявителя ООО «Стройинвест», аукционная  документация не соответствует требованиям закона о контрактной системы, а именно:

         - Заказчик не разместил надлежащим образом на официальном сайте разъяснения о положениях документации об аукционе,

        -  Заказчиком нарушены сроки подачи запроса разъяснений,

         - Заказчиком  в проекте контракта не установлен конкретный срок выплаты аванса,

          - в проекте контракта величина штрафа не определена, следовательно, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

02.11.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Администрацией Тяжинского муниципального района Кемеровской области   размещены извещение о проведении электронного аукциона  № 0139300015316000128 «Выполнение работ по реконструкции тепловых сетей котельной ЦРБ» и аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта –    7423019,95     рублей.

На участие в электронном аукционе было подано 8 заявок.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.11.2016 г.  аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в аукционе   всех участников закупки.

Согласно части 4 статьи 65 Ф3 № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. 

Заказчиком в ответ на  поступившие запросы  № РД1 от 13.11.2016 и  № РД2 от 16.11.2016 на электронной площадке в сети Интернет были размещены разъяснения положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, в соответствии с  частью 4 статьи 65 Ф3 № 44-ФЗ.

Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

Согласно части 4 статьи 65 Ф3 № 44-ФЗ  запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Положениями части 1 статьи 2 Ф3 № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Заказчиком в Аукционной документации  (п.15) установлено, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 18.11.2016 г.,  следовательно, течение трехдневного срока начинается с 17.11.2016.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводам, что дата окончания срока предоставления разъяснений -14.11.2016, что и установлено в п.21 документации об электронном аукционе.

Кроме того,  информация о датах окончания срока предоставления разъяснений содержалась в разъяснениях положений документации Заказчика (Уполномоченного органа) от 16.11.2016 г.

Следовательно, довод заявителя является необоснованным.

 

Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

При этом требований,  в качестве обязательных условий, условия об указании конкретных сроков выплаты аванса Законом о контрактной системе не установлено.

В проекте контракта Заказчиком определен порядок и срок оплаты за выполненные работы:

« 3.2. Оплата за выполненные работы производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в рублях РФ из средств бюджета    Тяжинского  муниципального района на 2016 и 2017  годы, в течение 30 дней со дня подписания акта о приемке выполненных работ на основании формы справок КС-2 и КС-3.

3.3. Авансовый платеж предусмотрен в размере 30% от цены контракта.»

Таким образом, заказчиком соблюдены требования части 13 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ, вследствие чего довод заявителя  следует признать необоснованным.

 

В соответствии с частью 4 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, учитывая, что ФЗ № 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации об открытом конкурсе.

На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:

- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату

 

уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;

- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил;

- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 –8 Правил;

- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 4 Правил.

Подпункты «а» - «г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Вместе с тем в пунктах 8.2 и 8.5 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации электронного аукциона № 0139300015316000128 «Выполнение работ по реконструкции тепловых сетей котельной ЦРБ», установлены штрафы для заказчика и исполнителя в виде конкретного процента (2% и 5% соответственно), исходя из начальной (максимальной) цены контракта, без учета возможного снижения цены в результате торгов, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и требованиям частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ.

 

  Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

                                              РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест»  на  действия  заказчика - Администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области  при проведении электронного аукциона  № 0139300015316000128 «Выполнение работ по реконструкции тепловых сетей котельной ЦРБ»  частично  необоснованной (в части нарушения требования частей 5 и 8 статьи 34  ФЗ № 44-ФЗ).

3. Признать заказчика  – Администрацию Тяжинского муниципального района Кемеровской области  нарушившим требования  частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

5. Выдать предписание об устранении нарушения требований законодательства о контрактной системе.

6. Передать материалы дела № 723/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.  

  

Члены Комиссии:     

Лыжин   Д.А.

Жихарева Ю.П.

Связанные организации

Связанные организации не указаны