Решение №08/1556 от 20.02.2018 Решение по делу № 127/З-2017 от 20 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20» февраля 2018г.

Резолютивная часть решения оглашена «15» февраля 2018г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «20» февраля 2018г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе: 

Председателя комиссии: <…> заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии: <…> начальника отдела контроля в сфере закупок;

<…> специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 при участии:

         - <…>- представителей Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа, по доверенности,

рассмотрев дело № 127/З-2017, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300018718000001 «Реконструкция насосной станции первого подъема водозабора на р. Яя с размещением станции очистки питьевой воды в г. Тайга (первый этап)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

        09.02.2018 и 12.02.2018г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Перспектива» (вх.756э от 12.02.2018г.) и ООО «Новострой» (вх.626э от 09.02.2018г.) на действия заказчика – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа при проведении электронного аукциона № 0139300018718000001 «Реконструкция насосной станции первого подъема водозабора на р. Яя с размещением станции очистки питьевой воды в г. Тайга (первый этап)».

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе. 

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

24.01.2018г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией Тайгинского городского округа по заявке заказчика – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300018718000001 «Реконструкция насосной станции первого подъема водозабора на р. Яя с размещением станции очистки питьевой воды в г. Тайга (первый этап)» и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта – 26 446 990, 00 рублей.

 

Согласно требованиям части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, с 25 мая утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 г.;

- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

Согласно п.4.1.7 проекта контракта  Заказчиком установлено следующие:

«Выполнение работ по настоящему контракту осуществляется Подрядчиком лично. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 570 от 15.07.2017г. после заключения настоящего контракта Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту  в соответствии с Приложением №1 к настоящему контракту. 

В случае привлечения Подрядчиком субподрядной организации для выполнения работ по настоящему контракту, кроме видов и объемов работ, согласованных с Заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 570 от 15.07.2017г., Подрядчик обязан в трехдневный срок уведомить и получить разрешение от  Заказчика на привлечение  к выполнению работ субподрядных организаций. При этом в уведомлении должны быть указаны полное наименование субподрядной организации, реквизиты и иные сведения, касающиеся выполнения работ по данному контракту.»

Постановлением Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017г. утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правило).

Согласно пункту 7 Правил за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Вместе с тем в проекте контракта не установлена ответственность за нарушение подрядчиком указанной  обязанности.

Таким образом, заказчиком - Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа нарушены требования части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Заказчиком в пункте 1.3 Проекта контракта установлен срок выполнения работ, а именно: «Подрядчик выполняет работы в срок: начало работ: рабочий день, следующий за днем подписания настоящего контракта, окончание срока завершения работ:  01 августа      2018 года включительно».

Таким образом, срок действия банковской гарантии необходимо определить с учетом установленного в пункте 1.3 Проекта контракта срока выполнения работ на объекте.

Поскольку заказчиком установлен конкретный срок выполнения работ, участнику закупки представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.

На основании вышеизложенного в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ.

 

        В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. №775 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работ, услуг, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию» установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону №0139300018718000001 составляет 26 446 990, 00 рублей.

Таким образом, в рассматриваемом случае положения части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе не применимы. 

При этом требования Заказчика, установленные в пункте 4.1.7 проекта контракта, не противоречат положениям статьи 706 ГК РФ, предоставляющим возможность включения в договор условия о личном выполнении подрядчиком работ (оказания услуг).

На основании вышеизложенного в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 23 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Согласно требованиям части 13.1 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроке оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. 

В пункте 2.7 Проекта контракта заказчиком установлено следующее: «Оплата  Подрядчику производится по мере поступления денежных средств из Бюджета на расчетный счет Заказчика после удостоверения факта надлежащего выполнения Работы в соответствии с условиями настоящего контракта в следующем порядке:

 - 30 %  от цены настоящего контракта  - предоплата в течение семи дней на основании счета,   представленного Подрядчиком Заказчику;

 - дальнейшие расчеты -   после удостоверения факта надлежащего выполнения работ в соответствии с условиями настоящего контракта, а именно, даты (дня) подписания Сторонами  соответствующих  акта сдачи-приемки выполненных работ по форме КС-2  и справке о стоимости выполненных работ по форме КС-3 и предоставления Исполнителем счета-фактуры,  в  течение тридцати дней с даты подписания их заказчиком и получения заказчиком счетов-фактур на оплату работ».

Вышеуказанными нормами 44-ФЗ не предусмотрена возможность оплаты работ по мере поступления денежных средств из бюджета на расчетный счет Заказчика. Таким образом, срок оплаты, установленный Заказчиком в проекте контракта, противоречит требованиям части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ.

Исходя из требований пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона; 

Согласно части 2 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства  Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товара, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) Технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специального характера, способы поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (в действующей редакции от 04.08.2017)», Заказчик при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливает к участникам закупки следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. 

Документами, подтверждающими соответствие указанному требованию являются:

-копия исполненного контракта (договора);

-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

Согласно документации об аукционе заказчиком в пункте 10.2 установлено следующее требование к составу второй части заявки: «копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе».

Таким образом, заказчик установил дополнительные требования к составу второй части заявки в противоречие Постановлению Правительства Российской Федерации 4 февраля 2015 г. № 99, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия заказчика – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа при проведении электронного аукциона № 0139300018718000001 «Реконструкция насосной станции первого подъема водозабора на р. Яя с размещением станции очистки питьевой воды в г. Тайга (первый этап) частично обоснованной (в части нарушения требований  части  8, части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ).

2. Признать жалобу ООО «Новострой» на действия заказчика – Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа при проведении электронного аукциона № 0139300018718000001 «Реконструкция насосной станции первого подъема водозабора на р. Яя с размещением станции очистки питьевой воды в г. Тайга (первый этап) обоснованной.

3. Признать заказчика – Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа нарушившим требование пункта 2 части 1 статьи 64, частей 8, 13.1 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела № 127/З-2018 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4. 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии: <…>

Члены Комиссии:      <…>

<…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны