Решение по делу № 86/З-2017

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
20.03.2017
Управление:
Кемеровское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ №08/2004 от 09.03.2017г.
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

«10» марта 2017г.                                                                                        г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «07» марта 2017г.

Решение в полном объеме изготовлено  «10» марта 2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии:

Стельмах С.В. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

Михалевой Е.Е. -

главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

Сивороновой Т.В. -

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

рассмотрев  дело №86/З-2017, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком - Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области требований ФЗ № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона №0139100002517000010 на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации, в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

 

01.03.2017г.  в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «СибСтрой» (вх. №745э от 01.03.2017г.) на действия заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области при проведении электронного аукциона №0139100002517000010 на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации.

По мнению заявителя, аукционная документация противоречит законодательству о контрактной системе.

 

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

21.02.2017г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком -  Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона  №0139100002517000010 на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации и аукционная документация.

На участие в аукционе была подана 1 заявка.

06.03.2017г. состоялось рассмотрение аукционной комиссией единственной заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме – ООО «Центр систем безопасности», которая была признана несоответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион был признан несостоявшимся (Протокол  рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе от 06.03.2017г.).

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Из вышеизложенного следует, что информация, содержащаяся в документации о проведении электронного аукциона, должна соответствовать информации, указанной в извещении о таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ  в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ   участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).

Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На заседании Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и п. 14 Информационной карты документации установлены единые требования к участникам закупки "(в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".

 Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в извещении и аукционной документации установлено требование в соответствии с Постановлением № 1457  от 29.12.2015г.

Таким образом, довод заявителя ООО «СибСтрой» в данной части является необоснованным.

 

Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Таким образом, заказчик устанавливает в аукционной документации сроки предоставления участникам аукциона разъяснения положений документации о таком аукционе с учетом требования части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона и пункту 5 информационной карты аукционной документации окончание срока подачи заявок 10 ч. 00 мин. (местное время) 01.03.2017г.

В пункте 4 информационной карты аукционной документации установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе - 24.02.2017 года.

Вместе с тем с учетом положений части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ срок окончания предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений аукционной документации следовало установить до 27.02.2017г, вследствие чего действия заказчика противоречат требованиям части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ.

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ №44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В пункте  7.1 Технического задания аукционной документации указано место оказания услуг: структурные подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области в соответствии с перечнем - Приложение к Техническому заданию,  который содержит наименования и места нахождения структурные подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствуют нарушения пункта 2 статьи 42 ФЗ №44-ФЗ, а доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.

 

Согласно пункту 4 статьи 42 ФЗ №44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 4 статьи 27 ФЗ №44-ФЗ установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Заказчиком в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона и пунктах 15 и 17 информационной карты аукциона установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ) и преимущество в соответствии со статьей 30 ФЗ №44-ФЗ - участником закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пунктам 5 и 7 части 5 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем заказчиком в противоречие пункту 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ установлено следующее требование к составу второй части заявки: документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, или копии этих документов.

 

В соответствии  с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки,  в том числе  соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

         В пункте 2 Технического задания заказчиком установлены требования к составу исполнителю: Наличие лицензий МЧС, ФСБ - степень секретности не ниже «секретно». Приложение копий лицензий во второй части заявок.

Согласно требованиям пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют:

- сведения об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- сведения об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.

На основании пункта 1 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», к объектам, подлежащим государственной охране, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.

Поскольку Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти (пункта 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316), а Управление является его территориальным органом (пункт 1 Положения, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2008 №326), помещения Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области являются объектами государственной охраны.

Проектом государственного контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона №0139100002517000010, предусмотрено проведение технического обслуживания, ремонта, наладки, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации, в связи, с чем Исполнитель получает доступ к сведениям об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, отнесенным к государственной тайне, вследствие чего в рассматриваемом случае заказчик вправе установить  требование к участникам закупки о наличии лицензии УФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Вместе с тем вышеуказанные требования установлены заказчиком исключительно к исполнителю контракта в разделе «Техническое задание» аукционной документации, при этом такие требования к участникам закупки в извещении о проведении электронного аукциона и в информационной карте (п.14) аукционной документации не установлены, что вступает в противоречие положениям пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ, части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

      

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» монтаж систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов входит в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возможно только при наличии лицензии МЧС России.

Согласно разъяснительному письму МЧС России от 22.04.2013 г. № 43-1744-19 наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

В этой связи, в целях соблюдения законных прав субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, организациям, осуществляющим работы и услуги в указанной сфере и являющимся членами саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, необходимо иметь лицензию МЧС России.

Комиссией Кемеровского УФАС России  установлено, что предметом рассматриваемого электронного аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации, однако в извещении о проведении аукциона и в аукционной документации (п.14 информационной карты) требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием конкретных видов лицензируемой деятельности отсутствуют, что вступает в противоречие положениям пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ, части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу ООО «СибСтрой» на действия заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области при проведении электронного аукциона №0139100002517000010 на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации частично обоснованной (в части нарушения части 4 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ).

2. Признать заказчика – Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области нарушившим часть 4 статьи 65, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 4. Передать материалы дела №86/З-2017 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частями 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

 

Председатель комиссии:                                                         С.В. Стельмах

  

          Члены  комиссии:                                                          Е.Е. Михалева

 

                                                                                                   Т.В. Сиворонова