Решение №08/4298 от 16.05.2017г. Решение по делу № 306/З-2017 от 17 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
«17» мая 2017г.


Резолютивная часть решения оглашена «16» мая 2017г.                         г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено «17» мая 2017г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе: 
Председателя комиссии:     <…> -    заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;
Членов комиссии:     <…> –

 <…> -     начальника отдела контроля в сфере закупок; 
главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок; 
рассмотрев дело № 306/З-2017, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МКУ «Управление капитального строительства» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0139300013017000355 «МБДОУ "Гимназия №24" корпус 2 - капитальный ремонт – фасад, отмостка, цоколь», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,
установила:

         15.05.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Поликапитал»  (вх №1942э от 15.05.2017г.) и ООО «Строительные технологии» (вх. №1931э от 15.05.2017г.) на действия   заказчика – МКУ «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона №0139300013017000355 «МБДОУ "Гимназия №24" корпус 2 - капитальный ремонт – фасад, отмостка, цоколь».
По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
28.04.2017г. в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом – администрацией Междуреченского городского округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона №0139300013017000355 «МБДОУ "Гимназия №24" корпус 2 - капитальный ремонт – фасад, отмостка, цоколь» и аукционная документация.

Пунктами 2.2 и 2.4 проекта муниципального контракта установлены порядок и сроки оплаты работ: Источник финансирования – денежные средства бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ». Обязательства Заказчика по настоящему Контракту принимаются им и исполняются в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, по мере поступления бюджетного финансирования. Заказчик производит расчет с Подрядчиком по факту выполнения работ или отдельной части работ при поступлении бюджетного финансирования, но не позднее 31.12.2017г.
В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
При этом часть 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ. Как следует из статьи 2 Федерального закона № 83-ФЗ от 01.05.2017г. указанный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 01.05.2017г.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. 
Часть 1 статьи 4. Гражданского кодекса РФ устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Следовательно, в отсутствие прямого указания на обратную силу закона, положения закона №83-ФЗ не могут применяться к отношениям, возникшим до вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.05.2017г.
Заказчиком извещение о проведении электронного аукциона №0139300013017000355 «МБДОУ "Гимназия №24" корпус 2 - капитальный ремонт – фасад, отмостка, цоколь» и аукционная документация были размещены в единой информационной системе в сфере закупок 28.04.2017г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 01.05.2017 N 83-ФЗ, которым были введены в действия положения части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ
ФЗ №44-ФЗ в предыдущей редакции требований к порядку определения сроков и порядка оплаты товара, работы или услуги Законом о контрактной системе не устанавливал.
Таким образом, довод заявителя – ООО «Поликапитал» следует признать необоснованным.

Федеральным законом от 28.12.2016г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 ФЗ № 44-ФЗ (начало действия редакции – 09.01.2017г.) в часть 1 статьи 31 были внесены следующие изменения:
Пункт 7 об отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Пункт 7.1  участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 5 раздела 1 аукционной документации заказчиком установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ, в том числе:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного заказчиком в аукционной документации установлены требования к участникам закупки, соответствующие положениям ФЗ №44-ФЗ, с учетом изменений, введенных Федеральным законом от 28.12.2016г. № 489-ФЗ.
В силу пункта 12 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Пункт 25 аукционной документации содержит перечень оснований для отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
При этом ФЗ №44-ФЗ не регламентирует обязанности по включению в аукционную документацию условия об отказе заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным  частью 9 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ, вследствие чего при установлении таких оснований заказчик будет обязан отказаться от заключения контракта в силу Закона, а не положений аукционной документации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Техническом задании аукционной документации установленным требования к используемым при выполнении работ материалам, в том числе:

Кирпич керамический одинарный, размером 250х120х65 мм    Кирпич полнотелый, рядовой, по теплотехническим характеристикам обыкновенный.  По прочности кирпич марки М100, соответствие ГОСТ 530-2012 «КИРПИЧ И КАМЕНЬ КЕРАМИЧЕСКИЕ. Общие технические условия»
Марка по морозостойкости более F25.
По показателю средней плотности не менее 0,7 класса.

ООО «Строительные технологии» указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование к материалу «Кирпич керамический» по показателю средней плотности не менее 0,7 класса.
Согласно "ГОСТ 530-2012. Межгосударственный стандарт. Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 N 2148-ст) пункт 4.1.5. устанавливает, что по показателю средней плотности изделия подразделяют на классы 0,7; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 2,0; 2,4. Следовательно, установив требование не менее 0,7 класса заказчик установил требование в соответствии с ГОСТ.
На основании изложенного требования заказчика к вышеуказанному материалу установлены в соответствии с ГОСТ, что соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ, вследствие чего доводы заявителя в указанной части являются необоснованными.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом требований к порядку формирования инструкции по заполнению аукционной заявки ФЗ №44-ФЗ не устанавливает.
Документация об аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст.33 ФЗ №44-ФЗ (в соответствии с п.12 Информационной карты описание объекта закупки - Согласно техническому заданию (приложение к документации об аукционе в электронной форме).
В пункте 10 раздела III аукционной документации заказчиком определена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.   
На основании изложенного доводы ООО «Строительные технологии» в указанной части являются необоснованными.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Поликапитал»  на действия   заказчика – МКУ «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона №0139300013017000355 «МБДОУ "Гимназия №24" корпус 2 - капитальный ремонт – фасад, отмостка, цоколь»  необоснованной.
2. Признать жалобу ООО «Строительные технологии» на действия   заказчика – МКУ «Управление капитального строительства» при проведении электронного аукциона №0139300013017000355 «МБДОУ "Гимназия №24" корпус 2 - капитальный ремонт – фасад, отмостка, цоколь» необоснованной.
3. Производство по делу №306/З-2017 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны