Решение №08/7400 от 16.08.2016г. Решение по делу № 557/З-2016 от 17 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«12» августа 2016г.

Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2016г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «12» августа 2016г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В. -

врио руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 Михалевой Е.Е.-

 

главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

 Коломиец А.А.-

 

 специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок;

рассмотрев дело № 557/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона №0139300018016000074  на право заключения муниципального контракта: Строительство объектов водоснабжения п. Никиктинский (выполнение мероприятий на объекте незавершенного строительства по устройству проколов под железной дорогой, врезки в действующие сети п. Никитинский, промывки и дезинфекции тркбопровода  и сдачи объекта «под ключ»), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

 

    03.08.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО  «Строй-Мастер», ООО Стройинвест»  (вх. № 3170э от 03.08.2016г., №3176 от 04.08.2-016г.) (далее – Заявители) на действия заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа,  нарушающего, по мнению заявителей, требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона    №0139300018016000074  на право заключения муниципального контракта: Строительство объектов водоснабжения п. Никиктинский (выполнение мероприятий на объекте незавершенного строительства по устройству проколов под железной дорогой, врезки в действующие сети п. Никитинский, промывки и дезинфекции тркбопровода  и сдачи объекта «под ключ»). 

 

По мнению заявителя ООО «Стройинвест», аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:

 - заказчиком  установлено требование о необходимости предоставления участниками  закупки в составе заявки свидетельства СРО  33.7 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Объекты водоснабжения и канализации», установленное заказчиком требование по мнению заявителя, исключает возможность самостоятельного исполнения работ, а также ограничивает круг участников закупки.

              - в пункте 3.3 Проекта контракта заказчиком указаны условия, нарушающие положения статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ;

- цена контракта составляет более 15 миллионов рублей, но при этом заказчиком не предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, что является нарушением требований статьи 37 Закона о контрактной системе.

- заказчик не установил условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что является нарушением требований пункта 6.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ.

 

Заявитель ООО «Строй-Мастер» указывает на то, что заказчиком в  аукционной документации установлены противоречивые условия относительно срока выполнения работ, а именно: в извещении заказчик указал, что срок исполнения контракта декабрь 2017г., а в проекте контракта установлен срок – 45 дней. Также проект контракта не содержит условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Также заявитель ООО «Строй-Мастер» указывает на то, что  все установленные в аукционной документации нормативные документы утратили силу, либо не существуют.

 

         В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

19.07.2016г. в единой информационной системе заказчиком – Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона №0139300018016000074  на право заключения муниципального контракта: Строительство объектов водоснабжения п. Никитинский (выполнение мероприятий на объекте незавершенного строительства по устройству проколов под железной дорогой, врезки в действующие сети п. Никитинский, промывки и дезинфекции тркбопровода  и сдачи объекта «под ключ») и аукционная документация.

         Начальная (максимальная) цена контракта – 17 095 074,00 рублей.

На участие в аукционе было подано 3 заявки.

05.08.2016г. аукционной комиссией Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа были рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе и принято решение о допуске  всех участников закупки, подавших заявки, к участию в электронном аукционе (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.07.2016г.).

 

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона

Согласно части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.

           Из аукционной документации №0139300018016000074 (Техническое задание, приложения к извещению о проведении закупки «Объемы работ») следует, что работы, являющиеся предметом электронного аукциона,  включены в Перечень видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом № 624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития РФ.

 Пункт 16. Устройство наружных сетей водопровода

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных

16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода

 

Пункт 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно

 

Пункт 24. Пусконаладочные работы

24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении <*>

24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения

 

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 ФЗ №44-ФЗ 5. вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в рассматриваемой аукционной документации заказчиком правомерно было установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО 33.7 Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство, вследствие чего заказчик был обязан устанавливать в аукционной документации требование о предоставлении участниками закупки указанного свидетельства СРО в составе аукционной заявки.

 

В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно требованиям части 4 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно требованиям части 5 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

         Заказчиком в пункте 3.3 Проекта контракта установлено следующее: «В случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по контракту, Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по Контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе».

         Из буквального содержания пунктов проекта контракта и аукционной документации следует, что соответствующее условие о замене обеспечения исполнения обязательства включено в аукционную документацию и проект контракта с указанием на то, что его исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.

         Таким образом, в действиях заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа отсутствует нарушение требований статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе).

Как следует из документации электронного аукциона, а также п. 24 Информационной карты документации электронного аукциона, размер обеспечения исполнения муниципального контракта на участие в электронном аукционе составляет 5% от Н(М)ЦК, что не противоречит требованиям вышеуказанной нормы, и определен в сумме 854753,70 рублей.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Законом о контрактной системе не предусмотрено установление Заказчиком в проекте государственного контракта аукционной документации размера обеспечения контракта с учетом снижения цены контракта, предложенной участником закупки на 25 и более процентов.

   Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

 

Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и в 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Заказчиком в пункте 7.5 раздела 7 проекта контракта документации об Аукционе указано, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Включение в проект контракта условия о порядке отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списаний начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) является правом, а не обязанностью Заказчика.

 

        Таким образом, в действиях заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа отсутствует нарушение требований  части 6.1 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

 

 

Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

- приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

- оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

- взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

 

   В информационной карте аукционной документации указано, что срок и очередность выполнения работ -  с момента подписания муниципального контракта 45 дней. Работы считаются выполненными только после получения  подрядной организацией Разрешения на ввод объекта.   

В извещении о проведении электронного аукциона указано, что срок исполнения контракта - год 2017 месяц Декабрь. Под «исполнением кон­тракта» необходимо пони­мать исполнение установ­ленных им обязательств. Как следует из п. 1 ст. 408, п. 3 ст. 420 ГК РФ, контракт является исполненным, когда и поставщик (ис­полнитель, подрядчик), и заказчик исполнили над­лежащим образом свои обязательства, возникшие из этого контракта, т. е. для того чтобы контракт считался исполненным, поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан поста­вить товар (оказать услуги, выполнить работы), а за­казчик обязан оплатить та­кой товар (работы, услуги).

Таким образом, данный срок установлен как полный срок исполнения контракта, включающий в себя 45 дней выполнения работ со стороны Подрядчика  и  исполнения обязанности по оплате работ Заказчиком.

       Пунктом 6 Информационной карты и пунктом 2.6 проекта контракта предусмотрено, что «Оплата производится Заказчиком в строгом соответствии с объемами и источниками выделенных бюджетных ассигнований до 31 декабря 2017 года».

Заказчик указал срок оплаты работ по контракту периодом времени, т.е. указана конкретная дата «до 31 декабря 2017 года (последний день, когда Заказчик должен исполнить обязанность по оплате), что соответствует ст. 190, ч.1 ст.314 Гражданского кодекса РФ и предусматривает возможность поэтапной оплаты выполненных работ Подрядчиком в соответствии с ч. 5 ст.110.2 Закона 44-ФЗ.

   Таким образом, довод заявителя в данной части является необоснованным.

 

            Заявитель ООО «Строй-Мастер» указывает на то, что  все установленные в аукционной документации нормативные документы утратили силу, либо не существуют.

           Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы установленные аукционной документации нормативные документы и установлено, что  СНиП 12-01.2004, СНиП 3.06-03.85,  СНиП 2.04.02-84 являются действующими.

Вместе с тем, СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве» утратил силу. Однако, его упоминание в аукционной документации не может повлиять на исполнение контракта, поскольку в положении конкурсной документации говорится о сдаче результатов работ Заказчику в соответствии с условиями действующих нормативно-технических документов.

  Таким образом, установленные заказчиком - Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа нормативные документы вступают в противоречие с пунктом 1 части 1  статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

 

 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на действия заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа при проведении электронного аукциона №0139300018016000074 на право заключения муниципального контракта: Строительство объектов водоснабжения п. Никиктинский (выполнение мероприятий на объекте незавершенного строительства по устройству проколов под железной дорогой, врезки в действующие сети п. Никитинский, промывки и дезинфекции трубопровода  и сдачи объекта «под ключ») необоснованной.

 

          2. Признать жалобу  ООО «Строй-Мастер» на действия  заказчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа при проведении электронного аукциона №0139300018016000074 на право заключения муниципального контракта: Строительство объектов водоснабжения п. Никиктинский (выполнение мероприятий на объекте незавершенного строительства по устройству проколов под железной дорогой, врезки в действующие сети п. Никитинский, промывки и дезинфекции трубопровода  и сдачи объекта «под ключ») частично обоснованной (в части нарушения  пункта 1 части 1 статьи 33  Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»).

 

3. Признать заказчика - Комитет по управлению муниципальным имуществом Ленинск-Кузнецкого городского округа  нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

4. Предписание об устранении нарушения требований законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты аукциона №0139300018016000074 на право заключения муниципального контракта: Строительство объектов водоснабжения п. Никиктинский (выполнение мероприятий на объекте незавершенного строительства по устройству проколов под железной дорогой, врезки в действующие сети п. Никитинский, промывки и дезинфекции трубопровода  и сдачи объекта «под ключ»).

 

5.   Передать материалы дела № 557/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

   

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.  

 

Члены Комиссии:     

 

Михалева Е.Е.

 

 

Коломиец А.А.

Связанные организации

Связанные организации не указаны