Решение №09/3556 от 21.04.2017г. Решение по делу № 133/Р-2016 от 21 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«13» апреля 2017г.                          г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

 

<…> -

 

 

 

 

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело №  133/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Ариант» (ИНН 7424030241, ОГРН 1137424000207, дата регистрации: 19.02.2013г., юридический адрес: 457011, Челябинская область, Увельский район, ул. Совхозная, 2, далее по тексту – ООО «Агрофирма Ариант») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ООО «Агрофирма Ариант» <…> по доверенности № <…> от 23.01.2017г. (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили заявления <…> (вх. № 6275 от 29.09.2016г., вх. № 6276 от 29.09.2016г., вх. № 6277 от 29.09.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в кабинах лифтов многоквартирных домов в г. Кемерово, размещается реклама следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Сибирь WWW.ARIANT-AGRO-RU Агрофирма Ариант – один из крупнейших агропромышленных холдингов в Уральском Федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов «Ариант» в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях. Ветчина Утренняя вареная/ 500 г 159р/шт…Вареники Хуторские с картофелем и салом 500г 65р….Каша перловая со свининой Ариант/ГОСТ/340г 59р…Магазина «Ариант» г. Кемерово…Дегустация фирменной продукции каждую пятницу, ждем Вас!... В магазинах сети «Ариант». Цены действительны на момент размещения рекламы. Условия акции уточняйте у продавцов. Количество товаров ограничено. ООО «Агрофирма Ариант». Юр. адрес: Челябинская обл., Увельский р-н, с. Рождественка, ул. Совхозная, 2. ОГРН 1137424000207, ИНН 7424030241». Данная реклама размещалась в кабине лифта многоквартирного дома по адресам г. Кемерово, ул. <…>, в августе – сентябре 2016г.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Агрофирма Ариант – крупнейший агропромышленный холдинг в Уральском федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов Ариант в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях». Данная реклама размещалась в кабине лифта многоквартирного дома по адресу г. Кемерово, ул. <…>,в мае 2016г.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

27.12.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 133/Р-2016 в отношении ООО «Агрофирма Ариант» и назначено к рассмотрению на 25.01.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Агрофирма Ариант» заказным письмом с уведомлением о вручении.

25.01.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Агрофирма Ариант» об отложении рассмотрения данного дела в связи с невозможностью явиться.

Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 25.01.2017г. рассмотрение дела № 133/Р-2016 было отложено на 06.03.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Агрофирма Ариант» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

24.01.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Агрофирма Ариант» (исх. б/н от 20.01.2017г.), из которых следует, что по данным Национального Союза Свиноводов за 2012г., 2013г., 2015г. ООО «Агрофирма Ариант» входит в список 20 крупнейших производителей свинины в Российской Федерации. В соответствии с «Путеводителем инвестора. Челябинская область 2014», подготовленного ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» совместно с Министерством экономического развития Челябинской области, ООО «Агрофирма Ариант» является лидером по производству мясной продукции в Уральском федеральном округе. По данным УФАС по Челябинской области ООО «Агрофирма Ариант» входит в число крупнейших хозяйствующих субъектов – участников рынка розничной торговли продовольственными товарами Челябинской области. Кроме того, статус ООО «Агрофирма Ариант» как крупнейшего производителя мяса и мясных продуктов неоднократно подтверждался в ведущих СМИ.

Характеристика Агрофирмы Ариант в качестве крупнейшего холдинга по выпуску мясных продуктов не относится к описанию продовольственных товаров, указанных в рекламном материале, и не может быть воспринята неопределенным кругом потребителей в таком качестве. Указанным рекламный материал состоит из двух частей. В первой части приводится описание (характеристика) изготовителя и продавца (Агрофирма Ариант) как крупнейшего холдинга. Во второй части приводится описание товара. Таким образом, в рекламном материале проведено четкое разграничение характеристики изготовителя (продавца) и характеристики товара. В указанном рекламном материале приведен четкий перечень рекламируемых товаров. Изготовитель и продавец (ООО «Агрофирма Ариант») не заявлен в рекламе в качестве продукта деятельности, предназначенного для продажи или иного введения в оборот.

Таким образом, утверждение о том, что «Агрофирма Ариант – крупнейший холдинг по выпуску мясопродуктов на Урале с замкнутым циклом производства» не относится к характеристике свойств и преимуществ товара (мясной продукции). Указанная информация не содержит утверждений о том, что Агрофирма Ариант является производителем лучшей продукции, а относится исключительно к характеристике юридического лица, не являющегося по смыслу рассматриваемого рекламного материала объектом продажи или иного способа гражданского оборота, следовательно, признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Относительно признаков нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» из пояснений ООО «Агрофирма Ариант» следует, что в рекламе указана вся существенная информация о рекламируемом товаре и условиях его приобретения. В рекламе указан срок действия указанных цен – «на момент размещения рекламы», то есть на весь период размещения рекламы. Таким образом, в данном случае отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

06.03.2017г. состоялось рассмотрение дела № 133/Р-2016 в присутствии представителя по доверенности ООО «Агрофирма Ариант» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения, а также заявила ходатайство об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных документов.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела в связи с заявленным ходатайство представителя ООО «Агрофирма Ариант», а также о необходимости привлечения к рассмотрению данного дела общества с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» (ИНН 4205222957, ОГРН 1114205023679, дата регистрации: 01.06.2011г., юридический адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 120, далее по тексту – ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово») в качестве заинтересованного лица, лица, располагающего сведениями относительно распространения рекламы.

Определением от 06.03.2017г. рассмотрение дела № 133/Р-2016 было отложено на 13.04.2017г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Агрофирма Ариант», ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

03.04.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили запрашиваемые документы ООО «Агрофирма Ариант» (исх. б/н, б/д): копия договора № <…> от 23.11.2015г., заключенного с ООО «Продюсерский центр «Продвижение – Новокузнецк». В соответствии с приложением № 12 к данному договору реклама следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Агрофирма Ариант – крупнейший агропромышленный холдинг в Уральском федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов Ариант в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях» размещалась в кабинах лифтов на территории г. Кемерово, в мае 2016г.

13.04.2017г. состоялось рассмотрение дела № 133/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Агрофирма Ариант» <…>, которая пояснила, что в соответствии с представленными документами ООО «Агрофирма Ариант» входит в число крупнейших агропромышленных холдингов в Уральском федеральном округе, следовательно, признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Относительно отсутствия указания сроков акции в рекламе, представитель ООО «Агрофирма Ариант» пояснила, что в рекламе присутствует пометка «цены действительны на момент размещения рекламы», что само по себе является указанием периода действия акции.

Также представитель ООО «Агрофирма Ариант» пояснила, что в настоящее время указанная реклама не распространяется.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Агрофирма Ариант», Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

29.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили заявления <…> (вх. № 6275 от 29.09.2016г., вх. № 6276 от 29.09.2016г., вх. № 6277 от 29.09.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в кабинах лифтов многоквартирных домов в г. Кемерово.

 

По факту размещения рекламы следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Сибирь WWW.ARIANT-AGRO-RU Агрофирма Ариант – один из крупнейших агропромышленных холдингов в Уральском Федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов «Ариант» в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях. Ветчина Утренняя вареная/ 500 г 159р/шт…Вареники Хуторские с картофелем и салом 500г 65р….Каша перловая со свининой Ариант/ГОСТ/340г 59р…Магазина «Ариант» г. Кемерово…Дегустация фирменной продукции каждую пятницу, ждем Вас!... В магазинах сети «Ариант». Цены действительны на момент размещения рекламы. Условия акции уточняйте у продавцов. Количество товаров ограничено. ООО «Агрофирма Ариант». Юр. адрес: Челябинская обл., Увельский р-н, с. Рождественка, ул. Совхозная, 2. ОГРН 1137424000207, ИНН 7424030241», которая размещалась в кабине лифта многоквартирного дома по адресам г. Кемерово, ул. <…> в августе – сентябре 2016г., Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание в рекламе возможности уточнения условий у продавца не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам рекламы (сведения, сообщаемые по телефону, у продавца и т.д.) не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств (распространения рекламы в кабине лифта).

Отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждения относительно временного промежутка реализации акции, указанной в рекламе, нарушает права потребителей на получение достоверной информации о рекламируемой услуге. Данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно рекламируемой услуги.

ООО «Агрофирма Ариант» не доказало проведение заявленной в рекламе акции на постоянной основе, из текста рекламы также не следует, что акция проводится на постоянной основе, что товары продаются по цене, указанной в рекламе, у потребителя в данном случае отсутствует возможность определить срок, в течение которого он может получить возможность воспользоваться указанной акцией или предположить наличие у него неограниченного во времени права ей воспользоваться.

В случае, если рекламная акция носит не постоянный, а временный характер, отсутствие такой существенной информации о сроке ее проведения искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно наличия у них неограниченного во времени права на приобретение товара по цене, указанной в рекламе.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует информация о сроках проведения акции.

 

Относительно распространения ООО «Агрофирма Ариант» рекламы следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Агрофирма Ариант – крупнейший агропромышленный холдинг в Уральском федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов Ариант в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях» (реклама размещала в кабине лифта многоквартирного дома по адресу г. Кемерово, ул. <…>,  в мае 2016г.), Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вышеуказанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, использование в рекламе слова «крупнейший» прямо указывает на преимущество по отношению к другим агрофирмам, формирует у потребителей соответствующее мнение о производителе услуг как о самом крупном, и, следовательно, интерес к его товарам. В части фразы «крупнейший холдинг по выпуску мясопродуктов на Урале» не содержатся конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение, а именно, не представляется возможным определить по каким критериям ООО «Агрофирма Ариант» является крупнейшим, что понимается под понятием холдинг в данной рекламе и какими пространственными границами руководствовалось ООО «Агрофирма Ариант», указывая регион. Использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение.

Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги). Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

Действующее законодательство исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «крупнейший» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Слово «крупнейший» образовано от прилагательного «крупный» с добавлением суффикса -ейший. В толковом словаре Ожегова С.И. значение слова «крупный» определено как: большой по размеру, величине, большой и экономически мощный; значительный по общественному и экономическому положению. Согласно справочнику по правописанию и литературной правке Д.Э. Розенталя (изд. «Айрис-Пресс» 2002 г.) в прилагательных с суффиксами -ейший или -айший включено выражение предельного признака.

Следовательно, в данном случае, в рекламе общества слово «крупнейший» означает самый крупный, и использование в рекламе данного слова прямо указывает на преимущество заявителя по отношению к другим агрофирмам, формирует у потребителей соответствующее мнение о лице, оказывающем услуги, как о самом крупном, в связи с чем, и интерес к его услугам.

ООО «Агрофирма Ариант» в адрес Кемеровского УФАС России были представлены рейтинги крупнейших производителей свинины за 2012г., 2013г., 2015г., однако, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в представленный период времени, ООО «Агрофирма Ариант» входило в число крупнейших производителей свинины, но не являлось крупнейшим:

- в 2012г. ООО «Агрофирма Ариант» занимало 12 место в рейтинге;

- в 2013г. ООО «Агрофирма Ариант» занимало 9 место в рейтинге;

- в 2015г. ООО «Агрофирма Ариант» занимало 11 место в рейтинге, вместе с тем, в спорной рекламе отсутствовало подтверждение того, что, ООО «Агрофирма Ариант» является крупнейшим агропромышленным холдингом в Уральском федеральном округе.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы не содержится критериев, по которым ООО «Агрофирма Ариант» является «крупнейшим агропромышленным холдингом в Уральском федеральном округе», следовательно, использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО «Агрофирма Ариант», в связи с тем, что в вышеуказанной рекламе указаны ИНН, ОГРН, которые принадлежат данному юридическому лицу.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Ариант» (ИНН 7424030241, ОГРН 1137424000207, дата регистрации: 19.02.2013г., юридический адрес: 457011, Челябинская область, Увельский район, ул. Совхозная, 2) нарушившим требования пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы в кабинах лифтов многоквартирных домов в г. Кемерово.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Ариант» не выдавать в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2017 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны