Решение по делу № 133/Р-2016

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
21.04.2017
Управление:
Кемеровское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер документа:
№ № 09/3556 от 21.04.2017г.
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

«13» апреля 2017г.                          г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

 

<…> -

 

 

 

 

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело №  133/Р-2016, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Ариант» (ИНН 7424030241, ОГРН 1137424000207, дата регистрации: 19.02.2013г., юридический адрес: 457011, Челябинская область, Увельский район, ул. Совхозная, 2, далее по тексту – ООО «Агрофирма Ариант») о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ООО «Агрофирма Ариант» <…> по доверенности № <…> от 23.01.2017г. (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили заявления <…> (вх. № 6275 от 29.09.2016г., вх. № 6276 от 29.09.2016г., вх. № 6277 от 29.09.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что в кабинах лифтов многоквартирных домов в г. Кемерово, размещается реклама следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Сибирь WWW.ARIANT-AGRO-RU Агрофирма Ариант – один из крупнейших агропромышленных холдингов в Уральском Федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов «Ариант» в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях. Ветчина Утренняя вареная/ 500 г 159р/шт…Вареники Хуторские с картофелем и салом 500г 65р….Каша перловая со свининой Ариант/ГОСТ/340г 59р…Магазина «Ариант» г. Кемерово…Дегустация фирменной продукции каждую пятницу, ждем Вас!... В магазинах сети «Ариант». Цены действительны на момент размещения рекламы. Условия акции уточняйте у продавцов. Количество товаров ограничено. ООО «Агрофирма Ариант». Юр. адрес: Челябинская обл., Увельский р-н, с. Рождественка, ул. Совхозная, 2. ОГРН 1137424000207, ИНН 7424030241». Данная реклама размещалась в кабине лифта многоквартирного дома по адресам г. Кемерово, ул. <…>, в августе – сентябре 2016г.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Агрофирма Ариант – крупнейший агропромышленный холдинг в Уральском федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов Ариант в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях». Данная реклама размещалась в кабине лифта многоквартирного дома по адресу г. Кемерово, ул. <…>,в мае 2016г.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

27.12.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 133/Р-2016 в отношении ООО «Агрофирма Ариант» и назначено к рассмотрению на 25.01.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Агрофирма Ариант» заказным письмом с уведомлением о вручении.

25.01.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «Агрофирма Ариант» об отложении рассмотрения данного дела в связи с невозможностью явиться.

Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 25.01.2017г. рассмотрение дела № 133/Р-2016 было отложено на 06.03.2017г. в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Агрофирма Ариант» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

24.01.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Агрофирма Ариант» (исх. б/н от 20.01.2017г.), из которых следует, что по данным Национального Союза Свиноводов за 2012г., 2013г., 2015г. ООО «Агрофирма Ариант» входит в список 20 крупнейших производителей свинины в Российской Федерации. В соответствии с «Путеводителем инвестора. Челябинская область 2014», подготовленного ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» совместно с Министерством экономического развития Челябинской области, ООО «Агрофирма Ариант» является лидером по производству мясной продукции в Уральском федеральном округе. По данным УФАС по Челябинской области ООО «Агрофирма Ариант» входит в число крупнейших хозяйствующих субъектов – участников рынка розничной торговли продовольственными товарами Челябинской области. Кроме того, статус ООО «Агрофирма Ариант» как крупнейшего производителя мяса и мясных продуктов неоднократно подтверждался в ведущих СМИ.

Характеристика Агрофирмы Ариант в качестве крупнейшего холдинга по выпуску мясных продуктов не относится к описанию продовольственных товаров, указанных в рекламном материале, и не может быть воспринята неопределенным кругом потребителей в таком качестве. Указанным рекламный материал состоит из двух частей. В первой части приводится описание (характеристика) изготовителя и продавца (Агрофирма Ариант) как крупнейшего холдинга. Во второй части приводится описание товара. Таким образом, в рекламном материале проведено четкое разграничение характеристики изготовителя (продавца) и характеристики товара. В указанном рекламном материале приведен четкий перечень рекламируемых товаров. Изготовитель и продавец (ООО «Агрофирма Ариант») не заявлен в рекламе в качестве продукта деятельности, предназначенного для продажи или иного введения в оборот.

Таким образом, утверждение о том, что «Агрофирма Ариант – крупнейший холдинг по выпуску мясопродуктов на Урале с замкнутым циклом производства» не относится к характеристике свойств и преимуществ товара (мясной продукции). Указанная информация не содержит утверждений о том, что Агрофирма Ариант является производителем лучшей продукции, а относится исключительно к характеристике юридического лица, не являющегося по смыслу рассматриваемого рекламного материала объектом продажи или иного способа гражданского оборота, следовательно, признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Относительно признаков нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» из пояснений ООО «Агрофирма Ариант» следует, что в рекламе указана вся существенная информация о рекламируемом товаре и условиях его приобретения. В рекламе указан срок действия указанных цен – «на момент размещения рекламы», то есть на весь период размещения рекламы. Таким образом, в данном случае отсутствуют признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

06.03.2017г. состоялось рассмотрение дела № 133/Р-2016 в присутствии представителя по доверенности ООО «Агрофирма Ариант» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения, а также заявила ходатайство об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных документов.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела в связи с заявленным ходатайство представителя ООО «Агрофирма Ариант», а также о необходимости привлечения к рассмотрению данного дела общества с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр «ПРОдвижение - Кемерово» (ИНН 4205222957, ОГРН 1114205023679, дата регистрации: 01.06.2011г., юридический адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 120, далее по тексту – ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово») в качестве заинтересованного лица, лица, располагающего сведениями относительно распространения рекламы.

Определением от 06.03.2017г. рассмотрение дела № 133/Р-2016 было отложено на 13.04.2017г. в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Агрофирма Ариант», ООО «Продюсерский центр «ПРОдвижение – Кемерово» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

03.04.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили запрашиваемые документы ООО «Агрофирма Ариант» (исх. б/н, б/д): копия договора № <…> от 23.11.2015г., заключенного с ООО «Продюсерский центр «Продвижение – Новокузнецк». В соответствии с приложением № 12 к данному договору реклама следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Агрофирма Ариант – крупнейший агропромышленный холдинг в Уральском федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов Ариант в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях» размещалась в кабинах лифтов на территории г. Кемерово, в мае 2016г.

13.04.2017г. состоялось рассмотрение дела № 133/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Агрофирма Ариант» <…>, которая пояснила, что в соответствии с представленными документами ООО «Агрофирма Ариант» входит в число крупнейших агропромышленных холдингов в Уральском федеральном округе, следовательно, признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Относительно отсутствия указания сроков акции в рекламе, представитель ООО «Агрофирма Ариант» пояснила, что в рекламе присутствует пометка «цены действительны на момент размещения рекламы», что само по себе является указанием периода действия акции.

Также представитель ООО «Агрофирма Ариант» пояснила, что в настоящее время указанная реклама не распространяется.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Агрофирма Ариант», Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

29.09.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили заявления <…> (вх. № 6275 от 29.09.2016г., вх. № 6276 от 29.09.2016г., вх. № 6277 от 29.09.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в кабинах лифтов многоквартирных домов в г. Кемерово.

 

По факту размещения рекламы следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Сибирь WWW.ARIANT-AGRO-RU Агрофирма Ариант – один из крупнейших агропромышленных холдингов в Уральском Федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов «Ариант» в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях. Ветчина Утренняя вареная/ 500 г 159р/шт…Вареники Хуторские с картофелем и салом 500г 65р….Каша перловая со свининой Ариант/ГОСТ/340г 59р…Магазина «Ариант» г. Кемерово…Дегустация фирменной продукции каждую пятницу, ждем Вас!... В магазинах сети «Ариант». Цены действительны на момент размещения рекламы. Условия акции уточняйте у продавцов. Количество товаров ограничено. ООО «Агрофирма Ариант». Юр. адрес: Челябинская обл., Увельский р-н, с. Рождественка, ул. Совхозная, 2. ОГРН 1137424000207, ИНН 7424030241», которая размещалась в кабине лифта многоквартирного дома по адресам г. Кемерово, ул. <…> в августе – сентябре 2016г., Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание в рекламе возможности уточнения условий у продавца не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам рекламы (сведения, сообщаемые по телефону, у продавца и т.д.) не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств (распространения рекламы в кабине лифта).

Отсутствие в рекламе указания на сроки проведения акции не позволяет потребителям правильно и адекватно воспринимать рекламную информацию, вводит их в заблуждения относительно временного промежутка реализации акции, указанной в рекламе, нарушает права потребителей на получение достоверной информации о рекламируемой услуге. Данная информация является существенной для потребителя рекламы, поскольку влияет на оценку и решение потребителей относительно рекламируемой услуги.

ООО «Агрофирма Ариант» не доказало проведение заявленной в рекламе акции на постоянной основе, из текста рекламы также не следует, что акция проводится на постоянной основе, что товары продаются по цене, указанной в рекламе, у потребителя в данном случае отсутствует возможность определить срок, в течение которого он может получить возможность воспользоваться указанной акцией или предположить наличие у него неограниченного во времени права ей воспользоваться.

В случае, если рекламная акция носит не постоянный, а временный характер, отсутствие такой существенной информации о сроке ее проведения искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно наличия у них неограниченного во времени права на приобретение товара по цене, указанной в рекламе.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует информация о сроках проведения акции.

 

Относительно распространения ООО «Агрофирма Ариант» рекламы следующего содержания:

- «Мясные продукты из собственного сырья Ариант Агрофирма Ариант – крупнейший агропромышленный холдинг в Уральском федеральном округе. Лидер по производству мясной продукции. Полный цикл производства: от формирования собственной сырьевой базы до сети фирменных магазинов. Открыто более 650 фирменных магазинов Ариант в Челябинской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях» (реклама размещала в кабине лифта многоквартирного дома по адресу г. Кемерово, ул. <…>,  в мае 2016г.), Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Вышеуказанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения, использование в рекламе слова «крупнейший» прямо указывает на преимущество по отношению к другим агрофирмам, формирует у потребителей соответствующее мнение о производителе услуг как о самом крупном, и, следовательно, интерес к его товарам. В части фразы «крупнейший холдинг по выпуску мясопродуктов на Урале» не содержатся конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение, а именно, не представляется возможным определить по каким критериям ООО «Агрофирма Ариант» является крупнейшим, что понимается под понятием холдинг в данной рекламе и какими пространственными границами руководствовалось ООО «Агрофирма Ариант», указывая регион. Использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение.

Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги). Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

Действующее законодательство исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «крупнейший» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Слово «крупнейший» образовано от прилагательного «крупный» с добавлением суффикса -ейший. В толковом словаре Ожегова С.И. значение слова «крупный» определено как: большой по размеру, величине, большой и экономически мощный; значительный по общественному и экономическому положению. Согласно справочнику по правописанию и литературной правке Д.Э. Розенталя (изд. «Айрис-Пресс» 2002 г.) в прилагательных с суффиксами -ейший или -айший включено выражение предельного признака.

Следовательно, в данном случае, в рекламе общества слово «крупнейший» означает самый крупный, и использование в рекламе данного слова прямо указывает на преимущество заявителя по отношению к другим агрофирмам, формирует у потребителей соответствующее мнение о лице, оказывающем услуги, как о самом крупном, в связи с чем, и интерес к его услугам.

ООО «Агрофирма Ариант» в адрес Кемеровского УФАС России были представлены рейтинги крупнейших производителей свинины за 2012г., 2013г., 2015г., однако, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в представленный период времени, ООО «Агрофирма Ариант» входило в число крупнейших производителей свинины, но не являлось крупнейшим:

- в 2012г. ООО «Агрофирма Ариант» занимало 12 место в рейтинге;

- в 2013г. ООО «Агрофирма Ариант» занимало 9 место в рейтинге;

- в 2015г. ООО «Агрофирма Ариант» занимало 11 место в рейтинге, вместе с тем, в спорной рекламе отсутствовало подтверждение того, что, ООО «Агрофирма Ариант» является крупнейшим агропромышленным холдингом в Уральском федеральном округе.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы не содержится критериев, по которым ООО «Агрофирма Ариант» является «крупнейшим агропромышленным холдингом в Уральском федеральном округе», следовательно, использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 1 части 3, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО «Агрофирма Ариант», в связи с тем, что в вышеуказанной рекламе указаны ИНН, ОГРН, которые принадлежат данному юридическому лицу.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Ариант» (ИНН 7424030241, ОГРН 1137424000207, дата регистрации: 19.02.2013г., юридический адрес: 457011, Челябинская область, Увельский район, ул. Совхозная, 2) нарушившим требования пункта 1 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы в кабинах лифтов многоквартирных домов в г. Кемерово.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма Ариант» не выдавать в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 21 апреля 2017 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.