Решение б/н Решение по жалобам № 100/11-18.1-2017, № 101/11-18.1-2017 от 13 июля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Решение по жалобам № 100/11-18.1-2017, № 101/11-18.1-2017
«10» июля 2017 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобы ООО «ТеплоСнаб» и материалы жалоб № 100/11-18.1-2017, № 101/11-18.1-2017
УСТАНОВИЛА:
03.07.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО «ТеплоСнаб» на действия организатора конкурса (концедента) - Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (лоты №№ 1, 5, 8) (извещение № 110517/0048762/01, размещено на сайте www.torgi.gov.ru).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушен порядок организации и проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, а именно:
- ООО «ТеплоСнаб» необоснованно отказано в допуске к участию в конкурсе по лотам №№ 1, 5, 8;
- в протоколе вскрытия конвертов отсутствует информация о целостности конвертов участников;
- в протоколе вскрытия конвертов отсутствует информация о секретаре конкурсной комиссии;
- нарушен порядок принятия решения о признанию конкурса несостоявшимся;
- нарушен срок предоставления заявок;
- ООО «ТеплоСнаб» необоснованно отказано в допуске к участию в конкурсе по лотам №№ 1, 5, 8.
Уведомлением от 05.07.2017г. № 11/6076 рассмотрение жалобы было назначено на 10.07.2017г. на 11 часов 00 минут.
10.07.2017г. состоялось рассмотрение жалоб № 100/11-18.1-2017,101/11-18.1-2017 в присутствии представителей ООО «ТеплоСнаб», Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения (далее – УИЖ Мариинского городского поселения).
На заседании Комиссии, состоявшемся 10.07.2017г., представитель ООО «ТеплоСнаб» поддержала доводы, изложенные в жалобах. Представитель ООО «ТеплоСнаб» представила дополнения к жалобам, согласно которым: отсутствует информация, в соответствии с которой конкурсная комиссия правомочна проводить заседание, в протоколе вскрытия конвертов содержится недостоверная информация по лоту № 9, протокол вскрытия конвертов не размещен на сайте Мариинского городского поселения. Также в дополнениях к жалобам ООО «ТеплоСнаб» указывает на отсутствие в заявках иных участников документов, обязательных для участия в конкурсе.
Представитель УИЖ Мариинского городского поселения пояснила, что вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе проводилось в присутствии всех подавших заявки претендентов, все поступившие конверты с заявками на участие в конкурсе были запечатаны, целостность конвертов была проверена конкурсной комиссией и присутствующими претендентами, о чем свидетельствует аудиозапись. Срок представления заявок на участие в конкурсе составляет 30 рабочих дней – с 12.05.2017г. по 23.06.2017г.
Представитель УИЖ Мариинского городского поселения пояснила, что заявителем в составе заявки не представлены документы, подтверждающие наличие персонала, обладающего опытом эксплуатации оборудования, являющегося объектом соглашения по лотам № 1, 5, 8, а также отсутствуют документы подтверждающие опыт работы в сфере теплоснабжения на аналогичном оборудовании не менее 6 месяцев.
Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения представителей ООО «ТеплоСнаб», УИЖ Мариинского городского поселения, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ № 115-ФЗ).
11.05.2017г. извещение № 110517/0048762/01 о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru.
Согласно указанному извещению дата и время начала подачи заявок – 12.05.2017г. 08:00, дата и время окончания подачи заявок – 23.06.2017г.10:00, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе проведения аукциона – 23.06.2017г.10:00.
В соответствии с решениями УИЖ Мариинского городского поселения № 21, № 21-1 от 02.09.2014г. утверждено положение о конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения (далее – положение о комиссии), утвержден состав конкурсной комиссии.
1. Согласно части 1 статьи 28 ФЗ № 115-ФЗ конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются на заседании конкурсной комиссии в порядке, в день, во время и в месте, которые установлены конкурсной документацией. При этом объявляются и заносятся в протокол о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается, а также сведения о наличии в этой заявке документов и материалов, представление которых заявителем предусмотрено конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 17.7 конкурсной документации на открытом заседании конкурсной комиссии в порядке, в день, во время и в месте, указанном в сообщении о проведении открытого конкурса и в настоящей конкурсной документации, производится вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Перед вскрытием конвертов комиссия проверяет их целостность, что фиксируется в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Секретарь конкурсной комиссии ведет протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, который подписывается членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании.
Установлено, что аудиозапись протокола, сделанная во время вскрытия конвертов с заявками участников, содержит информацию о целостности конвертов.
Обязательными сведениями, подлежащими внесению в протокол о вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе в соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ № 115-ФЗ, являются - наименование (фамилия, имя, отчество) и место нахождения (место жительства) каждого заявителя, сведения о наличии в этой заявке документов и материалов, представление которых заявителем предусмотрено конкурсной документацией. Требование о внесении в указанный протокол сведений о целостности конвертов с заявками участников данной нормой не установлено.
Таким образом, довод заявителя о необходимости размещения в протоколе вскрытия конвертов информации о целостности, предоставленных на конкурс конвертов, является необоснованным, не может быть расценен как содержащий признаки нарушения ФЗ № 115-ФЗ.
2. Согласно решению УИЖ Мариинского городского поселения № 21-1 от 02.09.2014г. утвержден состав конкурсной комиссии в количестве пяти человек.
В соответствии с пунктом 3.2 решения УИЖ Мариинского городского поселения № 21 от 02.09.2014г. в состав комиссии входят председатель комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии. Число лиц, входящих в состав комиссии должно быть не менее пяти человек.
Согласно пункту 3.5 решения УИЖ Мариинского городского поселения № 21 от 02.09.2014г. секретарь конкурсной комиссии осуществляет подготовку и организует проведение заседаний комиссии, в том числе обеспечивает подготовку протоколов комиссии.
Пунктом 3.6 решения УИЖ Мариинского городского поселения № 21 от 02.09.2014г. установлено, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании комиссии присутствуют не менее чем пятьдесят процентов общего числа лиц, входящих в ее состав.
Согласно пункту 17.2 конкурной документации на процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе секретарем конкурсной комиссии ведется протокол вскрытия конвертов.
Таким образом, секретарь конкурсной комиссии входит в состав конкурсной комиссии, а также осуществляет подготовку и организует проведение заседаний комиссии. Требование об обязательном указании в протоколе рассмотрения заявок сведений о секретаре конкурсной комиссии указанные выше решения УИЖ Мариинского городского поселения не содержат.
Установлено, что в протоколе вскрытия конвертов содержатся сведения о составе комиссии, проводившей вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, а именно, о том, что заседание конкурсной комиссии проводится в присутствии четырех членов комиссии, а также что комиссия правомочна принимать решения и выполнять свои функции.
С учетом того, что, на заседании комиссии присутствовало более пятидесяти процентов общего числа лиц, входящих в ее состав, конкурсная комиссия правомочна принимать соответствующее решение.
Таким образом, доводы заявителя о неуказании в протоколе рассмотрения заявок сведений о секретаре комиссии, а также о неправомочности принятия решения являются необоснованными.
3. В соответствии с частью 6 статьи 27 ФЗ № 115-ФЗ в случае, если по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе, конкурс по решению концедента, принимаемому на следующий день после истечения этого срока, объявляется несостоявшимся.
Установлено, что в протоколе предварительного отбора участников открытого конкурса в резолютивной части содержится решение комиссии об объявлении конкурса несостоявшимся по причине того, что для участия в конкурсе допущено менее двух заявок по лотам №№ 1-9. Также конкурсной комиссией принято решение о предоставлении единственным допущенным заявителем по лотам №№ 1-8, единственным допущенным заявителем по лоту № 9 предложений о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации в течении шестидесяти рабочих дней со дня получения заявителем предложения концедента.
Исходя из изложенного, довод заявителя о нарушении конкурсной комиссией порядка принятия решения о признании конкурса несостоявшимся является необоснованным, не может быть расценен как содержащий признаки нарушения ФЗ № 115-ФЗ.
4. Относительно довода заявителя о несоблюдении срока предоставления заявок на участие в конкурсе Кемеровское УФАС России сообщает следующее:
В соответствии со статьей 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Частью 2 статьи 27 ФЗ № 115-ФЗ установлено, что срок представления заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее чем тридцать рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении конкурса или со дня направления такого сообщения лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пунктом 9.1 конкурсной документации установлено, что заявка должна быть представлена в конкурсную комиссию по адресу: Кемеровская обл., г. Мариинск, ул. Ленина, 40, к.115, в рабочие дни с 08:00 до 16:15, в пятницу и предпраздничные дни до 14:30, обеденный перерыв с 12:00 до 13:00, по местному времени, с 12.05.2017г. по 23.06.2017г. Срок поступления заявки определяется по дате и времени регистрации конверта с заявкой в журнале регистрации заявок.
Таким образом, время начала и окончания работы определено с 08:00 до 16:15, ежедневно, кроме обеденного перерыва, выходных и предпраздничных дней.
11.05.2017г. извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.torgi.gov.ru.
Согласно указанному извещению дата и время окончания подачи заявок – 23.06.2017г.10:00.
Установлено, что срок предоставления заявок составляет 30 рабочих дней, начинает исчисляться с 12.05.2017г. по 23.06.2017г. включительно. Время приема заявок в рабочие дни должно быть определено с 8:00 до 16:15.
Вместе с тем в извещении о проведении конкурса указано, что прием заявок заканчивается 23.06.2017г. в 10:00.
Таким образом, организатор торгов, установив срок окончания приема заявок до 23.06.2017г. 10:00, сократил указанный срок на 5 часов 15минут.
Согласно журналу регистрации заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения заявки от хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в конкурсе, поступили 21.06.2017г., 22.06.2017г., 23.06.2017г. заявки от претендентов в конкурсную комиссии не поступали.
С учетом изложенного, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода ООО «ТеплоСнаб» о сокращении организатором торгов срока представления заявок на участие в конкурсе.
На основании изложенного, с учетом фактических обстоятельств, указанные действия УИЖ Мариинского городского поселения могли повлечь сокращение числа хозяйствующих субъектов, желавших принять участие в данном конкурсе, но не реализовавших свое право из-за сокращения срока представления заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, действия организатора торгов - УИЖ Мариинского городского поселения, выразившиеся в сокращении времени приема заявок, вступают в противоречие с требованиями части 2 статьи 27 ФЗ № 115-ФЗ.
5. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 ФЗ № 115-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.
Пунктом 4.1.6 конкурсной документации установлено, что к заявителю предъявляется требование, в соответствии с которым проводится предварительный отбор участников конкурса, о наличии опыта работы в сфере теплоснабжения на аналогичном оборудовании не менее 6 месяцев.
Согласно пункту 4.1.7 конкурсной документации необходимо наличие персонала, обладающего опытом эксплуатации соответствующего оборудования, квалификационные требования к руководству и персоналу компании, наличие у персонала профильного образования, аттестации по промышленной безопасности (подтверждается справкой о численности производственного персонала предприятия, по профессиям, квалификационный состав рабочих, специалистов, руководителей, заверенными копиями протоколов аттестации по промышленной безопасности).
В соответствии с пунктом 18.2 конкурсной документации конкурсная комиссия на основании результатов проведения предварительного отбора участников конкурса принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе.
Согласно пункту 18.3 конкурсной документации решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается в случае, если:
- заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса и установленным разделом 4 конкурсной документации;
- заявка не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам и установленным конкурсной документацией;
- представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны;
- задаток, вносимый заявителем, не поступил на счет в срок и в размере, установленные конкурсной документацией.
Исходя из изложенного решение об отказе в допуске к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией в случаях, установленных пунктом 18.3 конкурсной документации. Данный список является исчерпывающим.
Согласно протоколу предварительного отбора участников открытого конкурса от 23.06.2017г. в отношении ООО «ТеплоСнаб» принято решение об отказе в допуске по лотам №№ 1, 5, 8 в связи с неполнотой представленных документов, отсутствием документов, подтверждающих опыт работы на аналогичном оборудовании не менее 6 месяцев.
Установлено, что договор № 01, заключенный между ООО «ТеплоСнаб» и ПАО «Ростелеком» в ноябре 2016г., не может быть расценен как подтверждение опыта работы на аналогичном оборудовании, так как мощность обслуживаемого оборудования (0,23 Г/кал/ч) не соответствует мощности объектов теплоснабжения, являющихся предметом концессионного соглашения (10 Гкал/ч.). Кроме того, отличается способом подачи топлива: в первом случае – ручная подача, во втором – автоматизированная.
Также ООО «ТеплоСнаб» в составе заявки не представлено штатное расписание предприятия, копии трудовых книжек, свидетельствующих о наличии на предприятии квалифицированного персонала.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения является необоснованным.
Относительно доводов, изложенных заявителем в дополнениях к жалобам по лоту № 9, представленных в комиссию Кемеровского УФАС России считаем необходимым сообщить следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ № 115-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
У Кемеровского УФАС России отсутствует информация о том, что ООО «ТеплоСнаб» является лицом, подавшим заявку на участие в конкурсе по лоту № 9.
Объективных оснований, не позволивших принять участие в вышеуказанном конкурсе, а также конкретных доказательств совершения организатором торгов действий, ограничивающих возможность ООО «ТеплоСнаб» участвовать в данном конкурсе, не представлено.
В связи с изложенным у ООО «ТеплоСнаб» в настоящее время отсутствует право на подачу жалобы на действия организатора торгов - УИЖ Мариинского городского поселения по лоту № 9 спорного конкурса.
Изучив представленные документы, выслушав пояснения представителей ООО «ТеплоСнаб», УИЖ Мариинского городского поселения, с учетом фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что допущенное организатором торгов нарушение срока предоставления заявок не привело к ограничению числа хозяйствующих субъектов, желавших принять участие в конкурсе, так как заявки от претендентов в последний день приема заявок – 23.06.2017г. не поступали, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ТеплоСнаб» на действия организатора конкурса (концедента) - Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (лоты №№ 1, 5, 8) (извещение № 110517/0048762/01, размещено на сайте www.torgi.gov.ru) в части нарушения сроков подачи заявок на участие в конкурсе, обоснованной.
2. Признать Управление по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения нарушившим часть 2 статьи 27 Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
3. Предписание Управлению по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.