Решение б/н Решение по делу № 125/А-11-2013 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 125/А-11-2013

                                                                                                                    г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «17» марта 2014 г.                                                                              

Решение в полном объеме изготовлено «24» марта 2014 г. 

   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя  Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

    

Членов Комиссии:                  

Клостер Е.А. – заместителя руководителя управления;

Кондратьевой С.В. – начальника отдела социальной сферы и финансовых рынков;

Патрикеева К.А. – главного специалиста-эксперта отдела  судебной и правовой работы;

 

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела социальной сферы и финансовых рынков;

Заворотина И.М. – специалиста-эксперта отдела

 

социальной сферы и финансовых рынков

 

 

 

 

    при участии представителей ответчика:

- <…> – представителя Кемеровской областной нотариальной палаты по доверенности  № <…>.;

- <…> – представителя  Кемеровской областной нотариальной палаты по доверенности   № <…>.

 

        рассмотрев дело № 125/А-11-2013, возбужденное по признакам нарушения  Кемеровской областной нотариальной палатой (650004, г. Кемерово,  ул. Соборная, д. 5, ИНН/КПП 4207004231/420501001) части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило поручение Прокуратуры Кемеровской области (№ 7/2-1064-2013 от 03.10.2013) о проверке действий Кемеровской областной нотариальной палаты по установлению тарифов за услуги правового и технического характера на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.  

В результате выполнения данного поручения Кемеровским УФАС России были выявлены признаки нарушения части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации экономической деятельности нотариусов Кемеровской области, которая привела к установлению единых фиксированных цен (тарифов) за оказание услуг правового и технического характера.

31.12.2013 г. приказом Кемеровского УФАС России № 341 было возбуждено дело № 125/А-11-2013 по признакам нарушения Кемеровской областной нотариальной палатой (далее – КОНП) части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации Кемеровской областной нотариальной палатой экономической деятельности нотариусов Кемеровской области, которая привела к установлению единых цен (минимальных и максимальных тарифов) за оказание услуг правового и технического характера.

          Определением от 15.01.2014 г. рассмотрение дела № 125/А-11-2013 о  нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.02.2014 г.

          20.02.2014 г. Комиссией  по результатам рассмотрения дела № 125/А-11-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

          Определением от 20.02.2014 г. в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 125/А-11-2013 было отложено на 17.03.2014 г.

           В ходе рассмотрения дела представитель КОНП <…> пояснила, что экономическим обоснованием определения рекомендованных нотариусам Кемеровской области стоимости услуг правового и технического характера, является заключение аудиторской фирмы ООО «Аудит-Оптим-К» по результатам анализа обоснованности формирования стоимости услуг нотариуса. Каждым нотариусом величина стоимости услуг правового и технического характера определяется самостоятельно при оказании услуги конкретному клиенту исходя из себестоимости затрат на осуществление нотариальных действий. Нотариальная палата не осуществляет контроль за величиной тарифов за услуги правового и технического характера, взыскиваемых конкретным нотариусом. КОНП  не применяет к нотариусам санкций,  в случае не соблюдения ими величины тарифов за услуги правового и технического характера рекомендованных КОНП. Тарифы за услуги правового и технического характера для нотариусов Кемеровской области носят рекомендательный характер. КОНП не осуществляет деятельность, приносящую ей доход, а выполняет специфические публично значимые задачи.   Требования антимонопольного законодательства не применимы к нотариусам и нотариальной палате, т.к. в силу своего публично-правового статуса они не могут рассматриваться в качестве хозяйствующих субъектов.

         Также на заседании Комиссии представитель КОНП <…> пояснила, что величина тарифов, указанная в конце доверенности от  09.11.2012 г., обязательства от 06.02.2013 г., согласия от 18.01.2014 г., свидетельства о праве на наследство по закону от 28.01.2012 г., представленных в качестве доказательства рекомендательного характера тарифов за услуги правового и технического характера, фактически является нотариальным тарифом за совершенные нотариальные действия. Тарифы за услуги правового и технического характера в случае их оказания нотариусом обязательно указываются в нотариальном документе отдельной строкой. Если такой строки в нотариальном документе нет, значит, услуга правового и технического характера оказывалась бесплатно.

         Следовательно, тариф, взысканный за услугу правового и технического характера отражается в нотариальном документе.

          На заседании Комиссии представитель КОНП <…> отметил, что в декабре 2013 г. законодателем были внесены изменения в Закон от 11.02.1993  № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее – Основы законодательства о нотариате), что нашло отражение в статье 2 Федерального закона от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) положения, которой,  вступили в силу с 01.02.2014 г. Статья 22 Основ законодательства о нотариате дополнена частью шестой, согласно которой нотариальная деятельность, услуги нотариусов, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Общим собранием КОНП от 21.10.2009 г. были установлены только границы рекомендуемых тарифов за услуги правового и технического характера.  Мы можем представить документальные доказательства того, что нотариусы оказывают услуги правового и технического характера по тарифам отличным от тарифов рекомендованных нотариальной палатой.

           В ходе рассмотрения дела представитель КОНП  <…> указал, что услуги нотариуса являются государственными услугами. Наследственные дела хранятся у нотариуса 75 лет и в стоимость услуг правового и технического характера входит не только оформление нотариального документа нотариуса, но и плата за хранение, составление и сопровождение конкретного наследственного дела. Нотариус при оформлении наследственного дела подходит индивидуально к каждому клиенту в плане оплаты услуг правового и технического характера, а не руководствуется тарифами, рекомендованными нотариальной палатой за данные услуги. Услуга правового и технического характера иногда оказывается нотариусами бесплатно. Тариф, взимаемый нотариусом за услугу правового и технического характера, может быть ниже нижней границы тарифной «вилки» рекомендуемой нотариальной палатой за данную услугу, но выше верхней границы рекомендуемой тарифной «вилки», никогда.

          Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчиков, Комиссия установила следующее:

           В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции»  хозяйствующим субъектом является коммерческая, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. 

         Согласно статье 23 Основ законодательства о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

        В соответствии со статьей 22 Основ законодательства о нотариате установлено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусы, взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Также, данной статьей установлено, что за совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусы взимают нотариальные тарифы в размере, установленном статьей 22.1 Основ законодательства о нотариате.

        Помимо тарифов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и Основами законодательства о нотариате, оплате подлежат предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера. Выполнение вышеуказанных функций в соответствии со статьями 15, 16 Основ законодательства о нотариате является неотъемлемой частью деятельности нотариуса, а право получать плату за указанные действия предоставлено нотариусу статьями 15, 23 Основ законодательства о нотариате,  п. п. 15.1.   п. 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

        Законодательством Российской Федерации не установлены размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.

        КОНП действует на основании Устава, утвержденного 21.07.1993 года общим собранием членов палаты.

        Согласно пункту 1.1. вышеуказанного Устава КОНП является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве занимающихся частной практикой нотариусов Кемеровской области.

        Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь в развитии частной нотариальной деятельности.

        Нотариальная палата не является саморегулируемой организацией.

         Кроме того, в соответствии с пунктом 1.4. Устава КОНП осуществляет некоммерческую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению её уставных целей.

         На основании проведенного анализа текста Устава КОНП выявлено, что  нотариальная палата наделена полномочиями по установлению размеров оплаты услуг правового и технического характера (п.п. 2.1.4. раздела  II «Полномочия палаты» Устава).

        Решением Общего собрания членов КОНП от  21.10.2009 г. были рекомендованы тарифы за правовую и техническую работу для нотариусов Кемеровской области. Данные тарифы установлены в денежном выражении в виде фиксированных величин или минимального и максимального пределов.

         В столбце 3 таблицы с тарифами за услуги  правового и технического характера, прямо указано, что данные тарифы являются рекомендательными для нотариусов Кемеровской области.

         В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация в частности приводит к последствиям в виде установления или поддержания цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

        Согласно пункту 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельность на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов. 

         Решение об установлении единых тарифов, взимаемых нотариусами  за правовую и техническую работу, утверждено на общем собрания членов КОНП 21.10.2009 г., которая  является по отношению к  нотариусам Кемеровской области третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из нотариусов и не осуществляющим деятельность на одном с нотариусами товарном рынке, а именно рынке нотариальных услуг.

          По результатам анализа документов, представленных КОНП в качестве примеров подтверждения рекомендательного характера  тарифов за правовую и техническую работу,  было выявлено следующее:

         - доверенность от 09.11.2012 г. на получение,  оформление документов по продаже квартиры относится к нотариальному действию, указанному в строке 26 тарифов, взимаемых нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, согласно которой рекомендуемый тариф находится в пределах от 700 до 1500 рублей. По факту вышеназванная доверенность была оформлена нотариусом без взимания оплаты за услуги правового и технического характера, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей обязательной записи в нотариальном документе;

         - обязательство от 06.02.2013 г. на направление средств (части средств) материнского (семейного) на погашения основного долга по договору участия в долевом строительстве жилья, относится к нотариальному действию, указанному в строке 32 тарифов, взимаемых нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, согласно которой, рекомендуемый тариф находится в пределах от 300 до 500 рублей. Фактически  оплата за услуги правового и технического характера при нотариальном оформлении вышеуказанного обязательства не взималась, что подтверждается  отсутствием соответствующей обязательной записи об оказании данной услуги в нотариальном документе;

        - согласие от 18.01.2014 г. на заключение договора ипотеки (залога недвижимости) на приобретенную в браке квартиру с возможностью ее последующего отчуждения, относится к нотариальному действию, указанному в строке 32 тарифов, взимаемых нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, согласно которой, рекомендуемый тариф находится в пределах от 300 до 500 рублей. По факту вышеуказанный документ был оформлен нотариусом без взимания оплаты за услуги правового и технического характера, о чем свидетельствует отсутствие соответствующей обязательной записи в нотариальном документе;

        -  свидетельство о праве на наследство по закону от 28.01.2012 г. на земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, относится к нотариальному действию, указанному в строке 56 тарифов, взимаемых нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, согласно которой, рекомендуемый тариф находится в пределах от 2000 до 5000 рублей. Фактически  оплата за услуги правового и технического характера при нотариальном оформлении вышеуказанного свидетельства составила 1000 рублей, что подтверждается  соответствующей обязательной записью об оказании данной услуги в нотариальном документе.

         Таким образом, представленные КОНП в качестве примеров документы подтверждают, что оплата за фактически оказанные нотариусами услуги правового и технического характера может быть ниже рекомендованного КОНП тарифа за правовую и техническую работу либо может не взиматься совсем.

         Рекомендательный характер тарифов, взимаемых нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, подтверждается  Протоколом № 1 от 20.02.2014 г. заседания комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела  № 125/А-11-2013. Согласно данному протоколу представитель ответчика пояснил, что нотариальная палата не осуществляет контроль за величиной тарифов,  взыскиваемых нотариусами и не применяет санкций за нарушение рекомендованных тарифов, взыскиваемых за услуги правового и технического характера. Сведениями, подтверждающими применение санкций к нотариусам со стороны КОНП за несоблюдение величины тарифов, взимаемых нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, Кемеровское УФАС России не располагает.   

        Таким образом, вышеизложенные аргументы свидетельствуют о том, что тарифы за услуги правового и технического характера носят рекомендательный характер.

         Поскольку тарифы, взимаемые нотариусами КОНП за правовую и техническую работу, носят рекомендательный характер, то координация КОНП  деятельности нотариусов Кемеровской области не привела к  последствиям по установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, а, следовательно, не нарушила требования, указанные в части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

         Кроме того, Кемеровским УФАС России установлено, что Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации положения, которого, в части нотариата, вступили в силу с 01.02.2014 г. были внесены изменения в Основы законодательства о нотариате. В соответствии с частью 5 статьи 2 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства».

         Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия Кемеровской областной нотариальной палаты по координации экономической деятельности нотариусов Кемеровской области результатом которой является определение рекомендуемых тарифов  за оказание услуг правового и технического характера  не противоречат требованиям  части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

.

         На основании вышеназванного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

         Производство по делу № 125/А-11-2013 возбужденному по признакам нарушения части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Кемеровской областной нотариальной палаты прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).         

 

 

Председатель комиссии                                                                            Н.Е. Кухарская

 

         Члены комиссии                                                                                   Е.А. Клостер

 

                                                                                                                 С.В. Кондратьева

 

                                                                                                                     К.А. Патрикеев

                                                                                                                  

                                                                                                                    И.Г. Кириллова

 

                                                                                                                    И.М. Заворотин

                                                                                                                                                                                                                         

Решение  может быть обжаловано в течение  трех  месяцев  со дня его принятия в

      суд или  арбитражный суд.             

Связанные организации

Связанные организации не указаны