Решение по делу № 13/А-16-2018

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
09.07.2018
Управление:
Кемеровское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов властиАнтимонопольное регулирование
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

«06» июля 2018 г.                                                                                       г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «03» июля 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено «06» июля 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

Председатель Комиссии: <…> – руководитель управления;

Члены Комиссии: <…> – начальник отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

в отсутствие: представителей управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 13/А-16-2018, возбужденное по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа (654005, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 55), муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа  (654005, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 55) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

установила:

 

По результатам осуществления Кемеровским УФАС России полномочий по контролю за соблюдением органами местного самоуправления требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа были выявлены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении 11.01.2018 ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) а именно: затрат, связанных с оказанием услуг (выполнение работ) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализ и мониторинг качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учет выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбор, хранение, обработка телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах.

Приказом Кемеровского УФАС России от 12.04.2018 № 59 по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 13/А-16-2018, создана Комиссия по рассмотрению дела № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства.   

Определением от 13.04.2018 дело № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       29.05.2018 на 14 часов 00 минут. 

24.04.2018 в адрес Кемеровского УФАС России от управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 13/А-16-2018 обстоятельствам. 

Из представленных пояснений следует, что выполнение работ по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта входит в исключительную компетенцию органов власти в соответствии с их полномочиями или подведомственным им учреждениям.

Также из представленных письменных пояснений следует, что соглашение № 4 от 11.01.2018 о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа было заключено с учетом требований, установленных положениями постановления администрации г. Новокузнецка от 30.11.2010 № 114 «О совершенствовании правового положения муниципальных учреждений».

Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

Присутствующий, 29.05.2018 на заседании комиссии, представитель управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа по существу пояснений не давал, подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях от 24.04.2018.   

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Учитывая изложенное 29.04.2018 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России принято решение о направлении сторонам заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 29.05.2018 дело № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       03.07.2018 на 11 часов 00 минут. 

05.06.2018 лицам, участвующим в деле № 13/А-16-2018, было направлено заключение об обстоятельствах данного дела.

В срок до 03.07.2018 от лиц, участвующих в деле № 13/А-16-2018, в Комиссию не представлены пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела.  

В заседание Комиссии, состоявшееся 03.07.2018, представители управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, не явились, направили ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствие представителей.

Указанные ходатайства были удовлетворены.

Руководствуясь   частью   2   статьи   45   Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лиц, участвующих в деле № 13/А-16-2018. 

Изучив материалы дела № 13/А-16-2018 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

11.01.2018 между управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа (далее - МБУ «ЕЦОПП») было заключено соглашение № 4 о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа.

Согласно пункту 1.1 указанного выше соглашения предметом соглашения являются порядок, объем и условия предоставления управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка из средств бюджета города субсидии на возмещение нормативных затрат МБУ «ЕЦОПП», связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ).

В соответствии с Приложением № 1 к Соглашению № 4 от 11.01.2018 сумма субсидий на 2017 год составила 44 053 000 руб.

Пунктом 4.1 Соглашения установлено, что настоящее соглашение вступает  в силу с момента подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018 года и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

11.01.2018 управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка был издан приказ № 6 «Об утверждении муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа (далее – МБУ ЕЦОПП).

В соответствии с муниципальным заданием на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 гг., утвержденным приказом от 11.01.2018 № 6, МБУ ЕЦОПП в рамках исполнения задания выполняет работы (оказывает услуги) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализ и мониторинг качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учет выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбор, хранение, обработка телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах.  

  Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа

В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 45 Устава города Новокузнецка, принятого Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 07.12.2009 № 11/117, к полномочиям администрации города Новокузнецка относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению, утверждение маршрутов и графиков движения городского транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Работы по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования, на выполнение которых выделяются субсидии, являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание необходимых условий для транспортного обслуживания населения г. Новокузнецка, следовательно, выполнение данных работ и оказание данных услуг относится к муниципальным нуждам.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий. 

В соответствии с частью 1 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, ФЗ № 44-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Как следует из пункта 1.1 Соглашения № 4 от 11.01.2018 субсидии на возмещение нормативных затрат МБУ «ЕЦОПП» связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализ и мониторинг качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учет выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбору, хранение, обработка телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах предоставляются из средств бюджета г. Новокузнецка. 

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров,  работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок,  предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. 

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции,  согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком,  исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров,  выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками,  специализированными организациями,  их должностными лицами,  комиссиями по осуществлению закупок,  членами таких комиссий,  участниками закупок любых действий,  которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона,  в том числе приводят к ограничению конкуренции,  в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителя на предоставление услуг для муниципальных нужд города Новокузнецка, а именно: по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализ и мониторинг качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учет выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбор, хранение, обработка телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах, администрацией г. Новокузнецка не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары,  работы, услуги,  доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11).

В данном случае создается ситуация, при которой хозяйствующим субъектам, с которыми органы местного самоуправления впоследствии заключат гражданско-правовые договоры, будут предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности в сфере организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов. Разработки и согласования в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализа и мониторинга качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учета выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбора, хранения, обработки телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах. 

При этом доступ иных хозяйствующих субъектов к осуществлению вышеуказанных работ (услуг) будет невозможен, что, в свою очередь, приведет к недопущению,  ограничению или устранению конкуренции.

В случае проведения уполномоченным органом власти торгов, напротив,  будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.

Решение вопросов местного значения в сфере организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов. Разработки и согласования в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализа и мониторинга качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учета выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбора, хранения, обработки телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах предоставляются из бюджета г. Новокузнецка даже на территории отдельно взятого муниципального образования  не снимает с компетентного органа власти обязанности соблюдать положения ФЗ № 44-ФЗ,  Закона № 131-ФЗ и статьи 72 Бюджетного кодекса РФ в части проведения им закупок в случае и в порядке, установленном данными нормативными актами.

Как следует из соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа от 11.01.2018 субсидии МБУ «ЕЦОПП» предоставляются  в связи с оказанием последним работ (услуг) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов. Разработке и согласованию в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализу и мониторингу качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учету выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбору, хранению, обработке телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах. 

Во исполнение условий соглашения управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка перечисляло МБУ «ЕЦОПП» денежные средства из местного бюджета, то есть фактически со стороны управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка выполнялся заказ на определенные виды работ (услуг), а МБУ «ЕЦОПП» обеспечивало оказание данных услуг (выполнение работ).  

При этом перечисленные работы и услуги относятся к муниципальным нуждам, следовательно, исполнитель данных работ должен определяться путем проведения торгов (потенциальные исполнители работ связанных с оказанием работ по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов. Разработке и согласованию в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализу и мониторингу качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учету выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбору, хранению, обработке телематических данных и/или системы ГЛОНАСС, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах должны быть  публичным образом информированы о потребностях муниципального образования и его намерениях заключения такого соглашения).

Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления Российской Федерации устанавливать ограничения прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в сфере организации и диспетчерскому регулированию движения городского пассажирского транспорта.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Реализация данного соглашения привела к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в указанных сферах, предоставлению преимущественных условий для МБУ «ЕЦОПП» в сфере выполнения указанных работ, созданию возможности для  МБУ «ЕЦОПП» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках.

Действия управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа по заключению 11.01.2018 ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат МБУ «ЕЦОПП», связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных  интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступают в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ      «О защите конкуренции». 

Доводы представителей управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа о том, что выполнение работ по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта входит в исключительную компетенцию органов власти в соответствии с их полномочиями или подведомственным им учреждениям не могут быть приняты в связи со следующим:

Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от   06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, в том числе, обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из выше указанного следует, что решение вопросов местного значения в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа осуществляется путем финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями в соответствующих сферах. 

В соответствии с частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Статья 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальное задание должно содержать: 

- порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- порядок оказания соответствующих услуг.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Под государственными (муниципальными) услугами (работами), согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).

Таким образом, понятие «муниципальные услуги», приведенные в ФЗ № 210-ФЗ и статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются равнозначными.

Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. 

В осуществлении данной деятельности могут принимать участие подведомственные органам местного самоуправления учреждения, предприятия иные организации, в которых размещается муниципальное задание (заказ) на предоставление муниципальных услуг и (или) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

Статья 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ устанавливает, что муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Решение вопроса местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа не связано с непосредственным предоставлением органом местного самоуправления услуг (выполнением работ) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования. 

Более того, выполнение работ (услуг) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования не входит в исключительную компетенцию органов исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственным им учреждениям, предприятиям. 

Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к деятельности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, равно как и требований к субъектам, которые должны (могут) их осуществлять. Данную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты в соответствии с требованиями законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

2.  Признать муниципальное бюджетное учреждение «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

3. Выдать управлению по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

4. Выдать муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              <…>

 

 

 

Члены Комиссии:      <…>