Определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 174/03-АДМ-2017 и проведении административного расследования

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
21.04.2017
Управление:
Кемеровское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в ТЭКАнтимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 174/03-АДМ-2017

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении

№ 174/03-АДМ-2017 и проведении административного расследования

«18» апреля 2017 г.                                                                       г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

            Я, начальник отдела топливно-энергетического комплекса Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <…>, рассмотрев материалы заявления <...>(вх. № 1909 от 03.04.2017 г.) (далее также – Заявитель) о наличии в действиях Публичного акционерного общества «МРСК Сибири» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/КПП 2460069527/24601001; ОГРН 1052460054327) в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» (650099, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 11) (далее – ПАО «МРСК Сибири») признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения), выразившихся в ненаправлении в адрес Заявителя подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: <…>, далее – объект Заявителя), а также в неправомерном требовании о представлении в составе заявки на технологическое присоединение документов и сведений, прямо не предусмотренных Правилами технологического присоединения,

УСТАНОВИЛА:

            Из материалов заявления от 03.04.2017 г. следует, что <…> принадлежит земельный участок по адресу: <…> Кемеровская область, Новокузнецкий район, СНТ <…>, уч. <…> (кадастровый номер <…>, Свидетельство о государственной регистрации права от <…>).

            09.09.2016 г. <…> подала заявку на заключение договора об осуществлении технологического присоединения энергопринмающих устройств в адрес ПАО «МРСК Сибири». Заявитель указала, что образец заявки был предоставлен в Центре обслуживания клиентов ПАО «МРСК Сибири» в г. Новокузнецк, к заявке были приложены все необходимые документы.

            16.09.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» направило в адрес <…> уведомление о необходимости представления недостающих сведений и документов (исх. № 1.4/03/7009-исх), а именно: документа, подтверждающего, факт ведения Заявителя на территории Садового некоммерческого товарищества «Любитель» (далее – СНТ <…>) в индивидуальном порядке, копию договора об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования, заключенного Заявителем с правлением СНТ <…>.

            Данным письмом ПАО «МРСК Сибири» также направило форму заявки на технологическое присоединение для заполнения, кроме того указало на то, что после получения вышеуказанных документов, ПАО «МРСК Сибири» направило в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения (оферту) в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

            В материалах заявления от 03.04.2017 г. имеется справка, выданная <…> Председателем СНТ <…>, из которой следует, что она не является членом СНТ <…>.

            Кроме того, в справке указано на то, что объекты инфраструктуры, а именно: электроснабжение, водоснабжение, автодорога от СНТ до объекта Заявителя не проведены.

            Данные сведения в ответ на уведомление ПАО «МРСК Сибири» от 16.09.2016 г.     (исх. № 1.4/03/7009-исх) <…> направила отдельным письмом в адрес ПАО «МРСК Сибири».

            27.10.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» повторно направило в адрес <…> уведомление о необходимости представления недостающих сведений и документов (исх. № 1.4/03/8290-исх), запрошенных письмом от 16.09.2016 г.

            Также из заявления от 03.04.2017 г. следует, что ПАО «МРСК Сибири» проект договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на объекте Заявителя, не направлен.

            В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

            Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

            Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

           В соответствии с абзацем 2 п. 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

            В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.

   В силу абз. 3 п. 8(3) Правил технологического присоединения заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку в сетевую организацию лично или через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.

            Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 186 утверждены единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Стандарты качества).

            Согласно п .2 Стандартов качества сетевая организация обеспечивает рассмотрение обращений потребителей, поступивших в устной, письменной форме или в форме электронного документа.

            На основании п. 12 Стандартов качества обслуживание потребителей посредством личного контакта работника сетевой организации с потребителем (далее – очное  обслуживание) осуществляется в офисах обслуживания потребителей, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с выездом к потребителю работника сетевой организации.

            В силу 13 Стандартов качества офисы обслуживания потребителей подразделяются на центры обслуживания потребителей (далее – центры обслуживания потребителей) и пункты обслуживания потребителей, организованные в обособленных подразделениях сетевой организации (далее – пункты обслуживания потребителей).

            Офисы обслуживания потребителей должны обеспечивать организацию очного обслуживания потребителей, исключающего необходимость взаимодействия потребителя с иными подразделениями сетевой организации (принцип «одного окна»).

            В соответствии с п. 1.2.1 Приложением № 3 к Стандартам качества к действиям сетевой организации при осуществлении очного обслуживания потребителей в офисах обслуживания потребителей относится прием заявки на технологическое присоединение.

            Сетевая организация обеспечивает обслуживание потребителей с соблюдением требований к организации офисов обслуживания потребителей, предусмотренных приложением № 2 к настоящим Единым стандартам.

            На основании п. 4.5, п. 4.8 Приложения № 2 к Стандартам качества в залах ожидания пунктов обслуживания потребителей должна содержаться информация о порядке подачи заявки на технологическое присоединение, основные этапы и сроки ее рассмотрения, сведения, которые должны содержаться в заявке, требования к прилагаемым к ней документам; бланки типовых документов по технологическому присоединению, на оказание услуг по передаче электрической энергии.

            В связи с изложенным Правилами технологического присоединения предусмотрено право заявителя, указанного в п. 14 настоящих правил, выбрать способ взаимодействия с сетевой организацией в рамках технологического присоединения: очное или заочное (обмен почтовыми сообщениями, через сеть Интернет).

            В рассматриваемом случае <…> выбрала очный способ взаимодействия, явившись в Центр обслуживания клиентов ПАО «МРСК Сибири» г. Новокузнецка, заполнив образец заявки, представленный в центре и представив документы в двух экземплярах.

            В свою очередь ПАО «МРСК Сибири» в соответствии Правилами технологического присоединения и Стандартами качества обязано принять заявку на технологическое присоединение.

            Форма заявки на технологическое присоединения, подаваемая заявителем, указанным в п. 14 Правил технологического присоединения императивно утверждена Приложением      № 6 к Правилам технологического присоединения.

            При этом в соответствии со Стандартами качества ПАО «МРСК Сибири» обязано было соблюдать принцип «одного окна», обеспечив Заявителя всеми необходимыми документами, формами заявок, а также требуемой Заявителю информацией.

            В связи с чем отказ ПАО «МРСК Сибири» принять заявку <…> в Центре обслуживания клиентов, равно как и требование к Заявителю представить заявку повторно не предусмотрено Правилами технологического присоединения, нарушает требования обеспечения «принципа одного окна», кроме того необоснованно растягивает сроки заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

            Согласно п. 14 Правил технологического присоединения в заявке, направляемой заявителем – физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:

            а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

            б) место жительства заявителя;

            в) сведения, предусмотренные подпунктами «б», «и» и «л» п. 9 настоящих Правил;

            г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

            В соответствии с пп. «г» п. 10 Правил технологического присоединения к заявке прилагается копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей, планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, – копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства).

             На основании п. 11 Правил технологического присоединения сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные   настоящими Правилами.

            В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения, в случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней с даты их получения направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

            Согласно абзацу 13 п. 15 Правил технологического присоединения при отсутствии сведений и документов, указанных в п. 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

            Как следует из материалов заявления от 03.04.2017 г. ПАО «МРСК Сибири» в пределах срока, установленного вышеуказанной нормой ПАО «МРСК Сибири» направило в адрес Заявителя уведомление о представлении необходимых сведений и документов.

            Однако, как следует из п. 8(5) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.

            Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

            В случае если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

            При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения.

            Правилами технологического присоединения не предусмотрено, представление документа подтверждающего, что Заявитель не является членом СНТ и ведет хозяйство в индивидуальном порядке.

            Вместе с тем <…> представила в адрес ПАО «МРСК Сибири» сведения о том, что она не является членом СНТ <…>.

            Справка, выданная <…>, подписана Председателем СНТ <…>, который согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц вправе действовать от имени СНТ <…> без доверенности.

            Обязанность представления Заявителем доказательств вышеуказанного факта    каким-либо иным образом действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

            Также из материалов заявления следует, что энергопринимающие устройства, расположенные на объекте Заявителя, никогда не были присоединены к объектам сетевого хозяйства СНТ <…> (в том числе опосредовано), а также следует, что Заявителем, в принципе, не предполагалось, совместное использование объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ <…>.

            В связи с чем у <…> отсутствовала обязанность заключения договора использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования с   СНТ <…>, а у СНТ <…> обязанность предоставления объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования товарищества в совместное пользование Заявителю.

            Таким образом, требование ПАО «МРСК Сибири» о предоставлении <…> договора использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ «Любитель» нарушает п. 11 Правил технологического присоединения.

            Вместе с тем Правилами технологического присоединения обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению возложена именно на сетевую организацию.

            Согласно п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

            Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в         п. 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

            В силу п. 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в п. 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

            заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

            сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

            Правилами технологического присоединения на ПАО «МРСК Сибири» возложена обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств до границы земельного участка <…>.

            В связи с изложенным после принятия заявки <…> о заключении договора об осуществлении технологического присоединения в Центре обслуживания клиентов г. Новокузнецка (по месту проживания Заявителя) ПАО «МРСК Сибири», а также после получения сведений, подтверждающих, что Заявитель не является членом СНТ <…> и энергопринимающие устройства, расположенные на объекте Заявителя ранее не имели технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, в том числе опосредованное через объекты электросетевого хозяйства СНТ <…>, на основании п. 15 Правил технологического присоединения в сроки, предусмотренные данным пунктом, исчисляемые со дня представления недостающих сведений и документов, ПАО «МРСК Сибири» было обязано в течение 30 дней направить <…> подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

            Данная обязанность в установленные сроки ПАО «МРСК Сибири» не была исполнена.

            Таким образом, из материалов заявления следует о наличии признаков нарушения ПАО «МРСК Сибири» требований п. 11, п. 15 Правил технологического присоединения.

            Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

            Ранее ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за нарушение Правил технологического присоединения, в части нарушения Правил технологического присоединения (Постановление по делу № 52/03-АДМ-2016 от 06.05.2016 г., вступившее в законную силу 26.08.2016 г.).

            В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

          Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

          Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - 

            влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

 Указанные материалы являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

 Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Возбудить в отношении ПАО «МРСК Сибири» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ИНН/КПП 2460069527/24601001; ОГРН 1052460054327) дело по признакам нарушения Правил технологического присоединения, выразившихся в ненаправлении в адрес Заявителя подписанного проекта договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, СНТ <…>, уч. <…> (кадастровый номер <…>), а также в неправомерном требовании о представлении в составе заявки на технологическое присоединение документов и сведений, прямо не предусмотренных Правилами технологического присоединения.
  2. Провести административное расследование.
  3. В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ ПАО «МРСК Сибири» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Кемеровское УФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

- копию заявки <…> от 09.09.2016 г., представленной в адрес ПАО «МРСК Сибири» с приложением копий документов, представленных Заявителем в составе заявки;

- копию всей переписки между <…> и ПАО «МРСК Сибири» по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства, расположенного на объекте Заявителя;

- нормативное правое объяснение отказа (уклонения) ПАО «МРСК Сибири» от заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства, расположенного на объекте Заявителя;

            - нормативное правовое обоснование требования к <…> о повторном направлении заявки для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, с учетом того, что Заявителем данная заявка была представлена лично в Центре обслуживания клиентов ПАО «МРСК Сибири» г. Новокузнецка (с указанием конкретных норм права);

            -нормативное правое обоснование требования ПАО «МРСК Сибири» о представлении <…> договора использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования с СНТ <…>, с учетом того, что Заявитель не является членом СНТ (что подтверждается справкой, выданной Председателем СНТ <…>, данные сведения представлены в адрес ПАО «МРСК Сибири»), не собирается совместно использовать объекты электросетевого хозяйства СНТ, а также с учетом того, что ранее энергопринимающие устройства на объекте Заявителя не имели технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации (с указанием конкретных норм права);

- копию бухгалтерского баланса за 2016 г. (с приложением отчёта о прибылях и убытках).

  1. Процедура составления и подписания протокола по делу об административном правонарушении № 174/03-АДМ-2017 назначена на 18.05.2017 г. на 10 часов 30 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 305.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.