Решение б/н Решение по делу № 19/Р-2017 от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«17» июля 2017г.                                                                                               г. Кемерово

              

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

<…>;

Членов Комиссии:

<…> -

 <…> -

<…>;

<…>;

рассмотрев дело № 19/Р-2017, возбужденное в отношении <…> (адрес регистрации: <…>, далее – <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006  № 38-ФЗ  «О рекламе»  (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

06.02.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ФАС России (вх. № 681 от 06.02.2017г.) о рассмотрении  заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе»)

Из заявления следует, что компания «Сибирский сети» в сети «Интернет» рекламирует себя как «лучшая» сеть в городе.

Кемеровским УФАС России в адрес заявителя был направлен запрос о предоставлении ссылок на страницы сайта, на которых размещена информация, указанная в заявлении.

17.02.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ заявителя (исх. б/н от 16.02.2017г.), из которого следует, что указанная в заявлении информация размещена по следующим ссылкам:

http://ok.ru/group53698490335471/topic/663694331179631;

http://ok.ru/group53698490335471/topic/66486674855407;

http://vk.com/public11504106w=wall-11504106_216370;

http://vk.com/ssmzk.

А также на личной странице физического лица <…>.

Кемеровским УФАС России были просмотрены указанные страницы сайта, по результатам осмотра были составлены Акты осмотра сайтов от 22.03.2017г. и установлено следующее:

На страницах http://ok.ru/group53698490335471/topic/663694331179631, http://ok.ru/group53698490335471/topic/66486674855407 размещена реклама следующего содержания:

- «Лучший интернет в 34 городах Сибири! Для вас уникальная акция февраля…А в дальнейшем выгодный тариф 400 руб/месс за 100 мбит!...Звони: <…>…»;

- «Лучший интернет в городе по доступной цене! В честь нового 2017 года у нас АКЦИЯ!...Звони: <…>…».

В соответствии с письмом ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. Следовательно, на такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Таким образом, информация, размещенная на странице физического лица в социальной сети <…> не является рекламой.

На страницах http://vk.com/public11504106w=wall-11504106_216370;, http://vk.com/ssmzk, представленных заявителем в адрес Кемеровского УФАС России информация, указанная в обращении отсутствует.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Т2 Мобайл» (исх. № 122 от 27.02.2017г.) следует, что абонентский номер <...> указанный в рекламе зарегистрирован на <> в соответствии с договором на оказание услуг связи от 08.05.2014г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является <>.

24.03.2017г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 19/Р-2017 в отношении <> и назначено к рассмотрению на 27.04.2017г. в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <> заказным письмом с уведомлением о вручении.

07.04.2017г. в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 19/Р-2017, назначенное на 27.04.2017г. в 10 часов 00 минут было отложено на 22.05.2017г. в 11 часов 00 минут. Письмо о переносе рассмотрения данного дела было направлено в адрес <> заказным письмом с уведомлением о вручении.

22.05.2017г. на рассмотрение дела № 19/Р-2017 <>, не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении <> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 22.05.2017г. рассмотрение дела № 19/Р-2017 было отложено на 22.06.2017г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <> заказным письмом с уведомлением о вручении.

07.06.2017г. в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 19/Р-2017, назначенное на 22.06.2017г. было перенесено на 17.07.2017г. в 15 часов 00 минут. Письмо о переносе рассмотрения данного дела было направлено в адрес <> заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

31.05.2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <> (исх. б/н от 31.05.2017г.), из которых следует, что ссылки на спорную рекламу, указанную в данном деле <> не доступны. Также из пояснений следует, что реклама интернета не может быть взаимосвязанас рекламой ресторана, как указано в предложении: «в данном случае спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью…что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иного ресторана». Типайкину Д.А. в данном случае доступна только ссылка на страницу сайта http://vk.com/ssmzk, на которой присутствуют отзывы абонентов компании «Сибирские сети».

17.07.2017г. состоялось рассмотрение дела № 19/Р-2017 в отсутствие <>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

06.02.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ФАС России (вх. № 681 от 06.02.2017г.) о рассмотрении  заявления <> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе») при размещении рекламы в сети «Интернет».

Из заявления следует, что компания «Сибирский сети» в сети «Интернет» рекламирует себя как «лучшая» сеть в городе.

Кемеровским УФАС России были просмотрены указанные страницы сайта, по результатам осмотра были составлены Акты осмотра сайтов от 22.03.2017г. и установлено следующее:

На страницах http://ok.ru/group53698490335471/topic/663694331179631, http://ok.ru/group53698490335471/topic/66486674855407 размещена реклама следующего содержания:

- «Лучший интернет в 34 городах Сибири! Для вас уникальная акция февраля…А в дальнейшем выгодный тариф 400 руб/мес за 100 мбит!...Звони: <>…»;

- «Лучший интернет в городе по доступной цене! В честь нового 2017 года у нас АКЦИЯ!...Звони: <>…».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

В данной рекламе отсутствует подтверждение того, что интернет, предоставляемый компанией «Сибирский сети» является «лучшим интернетом в городе». Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением должна считаться недостоверной.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.

В указанной рекламе присутствует информация, содержащая сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, без указания на конкретный критерий, по которому идет сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

В данном случае в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования – «лучший интернет в городе» над интернетом иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иной компании, предоставляющей интернет.

Общее восприятие рекламы не содержит соответствующие действительности сведения, вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого интернета перед аналогичными не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.

Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «лучший» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например утверждений о «самом», «лучшем», «абсолютном», «единственном» и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Изучив письменные пояснения, представленные <>, Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено следующее:

Относительно взаимосвязи рекламы интернета с рекламой ресторана, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в абзаце: «В данном случае в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования – «лучший интернет в городе» над интернетом иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иного ресторана» была допущена опечатка, в связи с чем, слова «…относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иного ресторана» необходимо читать как «относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор иной компании, предоставляющей интернет».

Также <> ссылается на то, что из всех указанных ссылок на страницы сайта ему доступна только ссылка на страницу сайта http://vk.com/ssmzk, в которой содержатся отзывы абонентов компании «Сибирский сети» и отсутствует реклама. Остальные ссылки, указанные в определениях по данному делу <> не доступны.

Относительно указания <> на единственную рабочую ссылку на страницу в сети Интернет, на которой отсутствует реклама, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что указанная ссылка не является предметом рассмотрения данного дела, данную ссылку указал в своем обращении заявитель, вместе с тем, при рассмотрения данного обращения Кемеровским УФАС России было установлено, что на указанной странице сайта реклама отсутствует (Акт осмотра сайта от 22.03.2017г.).

Вместе с тем, Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что данное дело возбуждено по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на страницах сайта http://ok.ru/group53698490335471/topic/663694331179631,http://ok.ru/group53698490335471/topic/66486674855407. Сотрудниками отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков был проведен осмотр указанных страниц сайта в сети Интернет, составлены Акты осмотра сайтов от 22.03.2017г. и было установлено, что на указанных страницах сайта размещена реклама следующего содержания:

- «Лучший интернет в 34 городах Сибири! Для вас уникальная акция февраля…А в дальнейшем выгодный тариф 400 руб/мес за 100 мбит!...Звони: <>…»;

- «Лучший интернет в городе по доступной цене! В честь нового 2017 года у нас АКЦИЯ!...Звони: <>…». На момент рассмотрения данного дела (17.07.2017г.) данные страницы в сети Интернет отсутствуют, что также подтверждается Актами осмотра сайтов от 17.07.2017г.

Таким образом, в вышеуказанной рекламе присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Т2 Мобайл» (исх. № 122 от 27.02.2017г.) следует, что абонентский номер <...> указанный в рекламе зарегистрирован на <> в соответствии с договором на оказание услуг связи от 08.05.2014г.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является <>.

На момент рассмотрения данного дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что на страницах:

http://ok.ru/group53698490335471/topic/663694331179631,

http://ok.ru/group53698490335471/topic/66486674855407 спорная реклама отсутствует (Акт осмотра сайта от 17.07.2017г.).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,   

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать <…> (<…>) нарушившим требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы сети Интернет.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе <…> не выдавать в связи с устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны