Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 329/03-АДМ-2017 о... от 23 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

о наложении штрафа по делу № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении

«16» ноября 2017 г.                                                                       г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

Я, <…> (далее также – должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 329/03-АДМ-2017, возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «МРСК Сибири» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527; дата регистрации юридического лица 04.07.2005 г.) в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» (650099, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11) (далее – ПАО «МРСК Сибири»), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения обращения заявления (вх. № 4180 от 05.06.2017 г.) <…> и <…> (далее также – Заявители), перенаправленного Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Новокузнецка, в действиях ПАО «МРСК Сибири» были выявлены признаки нарушения п. 17, пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения) при определении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств в жилом доме, расположенным по адресу: <…> (кадастровый номер земельного участка <…>, далее – объект Заявителей). 

Нарушение ПАО «МРСК Сибири» п. 17 Правил технологического присоединения выразились в неверном определении размера платы по договору об осуществлении технологического присоединения объекта Заявителей, в результате чего размер платы, рассчитанный ПАО «МРСК Сибири» согласно стандартизированным тарифным ставкам, был существенно завышен.

Нарушение ПАО «МРСК Сибири» пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения выразились, в несоблюдении требования обоснованности при определении мероприятий по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования), установленные данным пунктом Правил технологического присоединения, а именно: в необоснованном определении в п. 10 технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 переченя технических мероприятий (строительство линий электропередач 6 кВ, трансформаторной подстанции ТП 6/0,4 кВ, строительство линий электропередач 0,4 кВ), выполняемых сетевой организацией, от объектов электросетевого хозяйства о, расположенных на большем расстоянии от земельного участка Заявителей (при наличии близлежащих объектов), более высокого уровня напряжения, чем требуется Заявителям (при наличии объектов требуемого уровня напряжения 0,4 кВ).

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

04.08.2017 г. Определением о возбуждении дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении и проведении административного расследования (исх. № 03/7195 от 04.08.2017 г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в отношении ПАО «МРСК Сибири» возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

В определении от 04.08.2017 г. указано, что законному представителю ПАО «МРСК Сибири» надлежит явиться 04.09.2017 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

По результатам анализа представленных документов в целях всестороннего полного и объективного рассмотрения дела о нарушении об административном правонарушении возникла необходимость истребования дополнительных доказательств по делу.

Определением о продлении срока проведения административного расследования по делу № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении от 05.09.2017 г. (исх. № 8253) срок проведения административного расследования продлен до 05.10.2017 г.

В Определении от 05.09.2017 г. указано на то, что законному представителю ПАО «МРСК Сибири» надлежит явиться 02.10.2017 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 02.10.2017 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ПАО «МРСК Сибири», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направил защитника – <…>. 

При участии защитника ПАО «МРСК Сибири» был составлен и подписан протокол по делу № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении (исх. №03/9200). Копия протокола была вручена защитнику ПАО «МРСК Сибири», также копии протокола были направлены в адрес ПАО «МРСК Сибири» и Заявителей.

Определением от 02.10.2017 г. (исх. № 03/9200-1) рассмотрение дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении было назначено на 17.10.2017 г.

В назначенное время 17.10.2017 г. на рассмотрение дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, не явился, направил защитника – <…>. 

Изучив протокол и материалы дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, заслушав пояснения защитника ПАО «МРСК Сибири», должностное лицо Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что для всестороннего полного и объективного рассмотрения дела о нарушении об административном правонарушении возникла необходимость истребования дополнительных доказательств по делу.

Определением от 17.10.2017 г. (исх. № 03/9806 от 19.10.2017 г.) рассмотрение дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении было отложено на 16.11.2017 г.

В назначенное время 16.11.2017 г. на рассмотрение дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, не явился, направил защитника – <…>. 

Защитник ПАО «МРСК Сибири» вину общества не признала, представила дополнительные пояснения по обстоятельствам дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении.

Заявители, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств не направили.

Изучив материалы дела, заслушав защитника ПАО «МРСК Сибири» должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

28.11.2016 г. <…> в адрес ПАО «МРСК Сибири» была направлена заявка для заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на объекте Заявителей.

08.12.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» в адрес <…> был направлен подписанный обществом проект договора об осуществлении технологического присоединения объекта Заявителей к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» № 20.4200.3308.16 (далее – Договор № 20.4200.3308.16), а также Технические условия № 8000296991 как неотъемлемое приложение к нему.

Согласно п. 5 Договора № 20.4200.3308.16 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения настоящего договора.

Из п. 10 Договора № 20.4200.3308.16 следует, что размер платы для <…> за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2015 г. № 1024 и составляет 783 683,41 руб.

Согласно п. 1, п. 2 Технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 объектом технологического присоединения является жилой дом, расположенный по адресу: <….> (кадастровый номер земельного участка <…>).

В соответствии с п. 3-5 Технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 9 кВт, класс напряжения 0,22 кВ, категория надежности электроснабжения третья.

Согласно п. 7 Технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 точкой присоединения является проектируемая линия электропередач 0,4 кВ, проектируемая подстанция ТП 6/04 кВ, линия электропередач ВЛ 6кВ фидер Ф6-24-3 подстанции ПС 110/35/6 кВ «Ново-Байдаевская».

На основании п. 10 Технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 ПАО «МРСК Сибири» осуществляет проектирование и строительство трансформаторной подстанции ТП 6/04 кВ, воздушную линию электропередач от ВЛ 6кВ фидер Ф6-24-3 до возводимой ТП 6/0,4 кВ, установку линейного разъединителя на отпаечной опоре ВЛ 6 кВ, проектирование и строительство воздушной линии электропередач ВЛ 0,4 кВ от ТП 6/0,4 кВ до земельного участка Заявителя.

В соответствии с п. 11 Технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 <….> осуществляет монтаж прибора учета, вводного коммутационного аппарата, а также осуществление ввода до щита учета электрической энергии кабелем или самонесущим изолированным проводом.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Согласно п. 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с абз. 2 п. 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в п. 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных п. 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).

Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные пп. «б» п. 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Заявитель является физическим лицом, осуществляющим технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, таким образом, подпадает под п. 14 Правил технологического присоединения.

Для заключения договора об осуществлении технологического принимающих устройств Заявитель направляет в сетевую организацию в соответствии с п. 8(3), п. 9, п. 10 Правил технологического присоединения.

В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации.

В силу п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

4 месяца – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

6 месяцев – для заявителей, указанных в п. 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно абз. 1 п. 17 Правил технологического присоединения плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В иных случаях согласно абз. 6 п. 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2015 г. № 1024 установлены стандартизированные тарифные ставки, стандартизированные ставки и формулы расчета платы за технологическое присоединение к сетям ПАО «МРСК Сибири» на 2016 год (далее – стандартизированные тарифные ставки).

Правилами технологического присоединения обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению возложена именно на сетевую организацию.

В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в п. 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

В силу п. 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в п. 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Согласно сведениям, представленным Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в адрес Кемеровского УФАС России письмом от 07.07.2017 г. (вх. № 4932) на расстоянии 400 метров от границ земельного участка Заявителей находится трансформаторная подстанция ТП-130 6,04 кВ, принадлежащая ПАО «МРСК Сибири», на расстоянии 10 метров от данного земельного участка расположена воздушная линия ВЛ 0,22 кВ (уровень напряжения, необходимый Заявителям), ф. п. Зыряновка, которая находится на балансе Орджоникидзевского района г. Новокузнецка и не передана на обслуживание сетевой организации.

Сведения о собственнике объектов электросетевого хозяйства, к которому подключена воздушная линия ВЛ 0,22 кВ Ростехнадзор не указал.

Определением об истребовании дополнительных материалов по делу № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении (исх. № 03/8207 от 04.07.2017 г.) Кемеровское УФАС России запросило подтверждение ранее представленных сведений, а также представления иных сведений, необходимых для всестороннего полного и объективного рассмотрения дела.

В дополнение к ранее представленным сведениям Ростехнадзор представил сведения, полученные в результате проверки (фактического осмотра объектов электросетевого хозяйства) (письмо вх. № 3959э от 08.09.2017 г.), от объекта Заявителей до центра питания ПАО «МРСК Сибири» (ПС 110/35/6 кВ «Ново-Байдаевская», ВЛ двухцепная 6 кВ Ф 6-24-3, Ф 6-14-3 ), указанного п. 7 Технических условий № 8000296991 к Договору составляет 2510 м.

Кроме того на расстоянии 406 м от объекта Заявителей распложена опора ПАО «МРСК Сибири» 76 ВЛ (Ф 6-24-3, Ф 6-14-3 оп. 76, ф. п. Зыряновка).

Таким образом, из совокупности сведений, представленных Ростехнадзором следует, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири», к которому необходимо осуществить технологическое присоединения энергопринимающих устройств Заявителей, является трансформаторная подстанция ТП-130 6/04 кВ, расположенная на расстоянии 400 метров от границ земельного участка Заявителей.

01.11.2017 г. ПАО «МРСК Сибири» представило в материалы дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении сведения о принадлежности обществу ТП-130 ТП-130 6/04 кВ (свидетельство о государственной регистрации права от 03.06.2008 г., адрес объекта, г. Новокузнецк, ул. Земная, д. 12б), которая согласно карте, сформированной программным обеспечением ПАО «МРСК Сибири» (геомодуль), расположена на расстоянии 396,5 м от объекта Заявителей (далее – карта).

Согласно письму ПАО «МРСК Сибири» (вх. № 7362 от 01.11.2017 г.), представленному в материалы дела, технологическое присоединение объекта Заявителей от данного центра питания обществом рассматривалось, однако технологическое присоединение от ТП-130 6/04 кВ приведет к несоблюдению п. 28 Правил технологического присоединения, а именно: к несохранению условий электроснабжения (условий категории надежности электроснабжения и сохранения качества передачи электрической энергии) для прочих потребителей, энергопринимающие устройства которых на момент подачи заявки присоединены к сетям ПАО «МРСК Сибири» или смежных организаций.

В соответствии с пп. «а» п. 28 Правил технологического присоединения одним из критериев наличия технической возможности технологического присоединения является сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

Каких-либо доказательств, подтверждающих несоблюдение пп. «а» п 28 Правил технологического присоединяя объекта Заявителей к ТП-130 6/04 кВ ПАО «МРСК Сибири» не представило.

Вместе с тем должностным лицом Кемеровского УФАС России было установлено наличие сведений прямо опровергающих вышеуказанное утверждение ПАО «МРСК Сибири».

В соответствии с абз. 17 п. 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (далее – Стандарты раскрытия) сетевая организация раскрывает информацию о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше.

Согласно информации, раскрытой ПАО «МРСК Сибири» на официальном сайте общества в соответствии со Стандартами раскрытия, по состоянию на 31.12.2016 г. центр питания ТП ТП-130 6/04 кВ (Ордж.) имеет резерв свободной мощности 0,3557 МВт, в том числе свободной для технологического присоединения 0,3457 МВт (345,7 кВт, при необходимых Заявителям 9 кВт). 

Данные сведения подтверждаются информацией, содержащейся в карте (резерв факт. 0,375 МВт, резерв с учетом договоров и заявок 0,355748 МВт).

С учетом изложенного в случае, если действующий центр питания является закрытым не обязывает раскрывать данную информацию, напротив, размещая информацию о наличии свободной для технологического присоединения сетевая организация информирует потребителей о возможность заключения договора технологического присоединения от данного центра питания.

Кроме того, согласно п. 33.1 Правил технологического присоединения положения раздела III Правил (в том числе п. 28) не применяются к лицам, указанным в п. 12.1 и 14 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных заявителей к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири», определило в технических условиях № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 объекты электросетевого хозяйства (подстанцию ПС 110/35/6 кВ «Ново-Байдаевская», ВЛ 6 кВ Ф 6-24-3), к которым следует осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителей объекты, расположенные на большем расстоянии от земельного участка Заявителей, чем ТП-130 6,04 кВ, кроме того были определены объекты другого класса напряжения, что требует дополнительных финансовых затрат на его трансформацию.

Согласно пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных п. 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.

В силу п. 2 ст. 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Перечень конкретных мероприятий технического характера, которые необходимо выполнить сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, определяются сетевой организацией самостоятельно с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

ПАО «МРСК Сибири», определив в п. 10 технических условий № 8000296991 к Договору № 20.4200.3308.16 перечень технических мероприятий (строительство линий электропередач 6 кВ, трансформаторной подстанции ТП 6/0,4 кВ, строительство линий электропередач 0,4 кВ), выполняемых сетевой организацией, от объектов электросетевого хозяйства общества, расположенных большем расстоянии от земельного участка Заявителей (при наличии близлежащих объектов), более высокого уровня напряжения, чем требуется Заявителям (при наличии объектов требуемого уровня напряжения 0,4 кВ), нарушило требования обоснованности к определению мероприятий по усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования), установленные пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения.

В результате чего размер платы, рассчитанный ПАО «МРСК Сибири» согласно стандартизированным тарифным ставкам, был существенно завышен.

Пункт 17 Правил технологического присоединения устанавливает нормативный порядок определения платы заявителя по договору об осуществлении технологического присоединения, в том числе в случае, когда расчет платы осуществляется на основе стандартизированных тарифных ставок, установленных для сетевой организации уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в неверном определении размера платы по договору об осуществлении технологического присоединения объекта Заявителей нарушает требования данного пункта.

Согласно письму ПАО «МРСК Сибири», представленному в материалы дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении (вх. № 5731 от 17.08.2017 г.) общество не имеет правовых оснований для понуждения собственника ВЛ 0,22 кВ к совершению действий в интересах осуществления технологического присоединения объекта Заявителей.

Кроме того ПАО «МРСК Сибири» указало на то, что 10.01.2017 г. <…> было направлено письмо об аннулировании заявки от 28.11.2016 г., а также проекта Договора   № 20.4200.3308.16 и не воспользовался предусмотренным п. 15 Правил технологического присоединения правом направления в сетевую организацию мотивированного отказа от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие настоящими Правилами.

Данный довод также приводился защитником ПАО «МРСК Сибири» при рассмотрении дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении 16.11.2017 г.

Оценивая данный довод ПАО «МРСК Сибири» должностное лицо приходит к необходимости его отклонения.

Согласно абз. 16-18 п. 15 Правил технологического присоединения, в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 60 дней со дня получения заявителем подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется.

  Из материалов дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении следует, что Договор № 20.4200.3308.16 не был подписан <…>.

  Вместе с тем согласно п. 3 ч.1 ст. 38.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и            ст. 14.52 настоящего Кодекса).

ПАО «МРСК Сибири», направляя <…> проект договора, с несоблюдением требований Правил технологического присоединения совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

То обстоятельство, что Черкасовым И.И. не был направлен в адрес ПАО «МРСК Сибири» мотивированный отказ, с указанием на несоответствие проекта договора Правилам технологического присоединения, не снимает ответственность с ПАО «МРСК Сибири» за вмененное правонарушение. Кроме того, направление мотивированного отказа от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами является правом заявителя, а не обязанностью. В свою очередь, законодательством Российской Федерации об электроэнергетике на сетевую организацию возложена обязанность надлежащего расчета платы по договору об осуществлении технологического присоединения, не дожидаясь направления заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения.

  Кроме того, установлено, что ПАО «МРСК Сибири» Заявителю расчет платы за технологическое присоединение по Договору № 20.4200.3308.16 не направлялся. 

  Сведениями об объектах электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири», расстояниях до них, а также объеме (стоимости) технических мероприятий, подлежащих возмездному выполнению сетевой организацией (согласно п. 10а - 10в Технических условий № 8000296991 объем строительных работ определяется в результате разработки проектной документации) <…> не мог располагать.

Таким образом, <…> объективно не мог в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Из материалов заявления (вх. № 4180 от 05.06.2017 г.) следует, что <…> был не согласен только с размером платы за технологическое присоединение, которая (в том числе его семейных обстоятельств) для него является неподъемной.

Кроме того из материалов дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении следует, что <…> позднее обращался по вопросу необоснованного определения ПАО «МРСК Сибири» платы за технологическое присоединения объекта Заявителей к Губернатору Кемеровской области, а также в Прокуратуру Орджоникидзевского района г. Новокузнецка и антимонопольный орган.

Следовательно, Заявители были заинтересованы в осуществлении технологического присоединения и могли отозвать заявку и отказаться от подписания проекта Договора № 20.4200.3308.16 только в связи с необходимостью внесения платы в размере, определенном ПАО «МРСК Сибири».

До настоящего времени ПАО «МРСК Сибири» новый проект договора (оферта) в адрес <…> не направлен.

Вышеуказанные действия ПАО «МРСК Сибири» не соответствуют интересам Заявителей, являющихся юридически слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях, существенно нарушают их права и законные интересы.

В связи с вышеизложенным установлен факт нарушения ПАО «МРСК Сибири» требований п. 17, пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ.

Ранее ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за нарушение Правил технологического присоединения; Постановление по делу    № 90/03-АДМ-2016 от 25.07.2016 г., вступившее в законную силу 16.11.2016 г., дело № А27-16650/2016).

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ, повторным признается совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо было подвергнуто административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» события административного правонарушения, предусмотренного   ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Факт совершенного ПАО «МРСК Сибири» правонарушения подтвержден протоколом и материалами дела № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении. 

Объектом правонарушения являются охраняемые законодательством Российской Федерации права и интересы граждан Российской Федерации.

Субъектом правонарушения является ПАО «МРСК Сибири».

Время совершения административного правонарушения: 08.12.2016 г.

Место совершения административного правонарушения: г. Кемерово, ул. Н.Островского, д. 11.

Потерпевшими являются <…>, <…>.

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было. 

ПАО «МРСК Сибири» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования п. 17, пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

Рассматриваемое правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Сибири», является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, публичный статус ПАО «МРСК Сибири», как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан, потребляющих электрическую энергию.

Вместе с тем совершенное ПАО «МРСК Сибири» правонарушение, безусловно, нарушает права и законные интересы Заявителей, не позволяет достичь поставленных целей, для достижения которых <…> обращался в сетевую организацию с заявкой на технологической присоединение.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении ПАО «МРСК Сибири» публично-правовых обязанностей, возникающих у него при осуществлении деятельности на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, публичный статус ПАО «МРСК Сибири» как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права потребителей электрической энергии.

ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, у должностного лица Кемеровского УФАС России отсутствуют основания для применения к ПАО «МРСК Сибири» ст. 2.9 КоАП РФ. 

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, должностное лицо Кемеровского УФАС России учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

В ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ закреплен перечень смягчающих вину обстоятельств. 

При этом ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ установлены обстоятельства отягчающие вину ответчика.

Должностным лицом Кемеровского УФАС России обстоятельств, смягчающих и отягчающих вину ПАО «МРСК Сибири», не установлено.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем доказательств, подтверждающих у ПАО «МРСК Сибири» наличие исключительных обстоятельств, позволяющих применения к правонарушителю ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в дело № 329/03-АДМ-2017 об административном правонарушении не представлено.

Между тем, в связи с неоднократным совершением правонарушений ПАО «МРСК Сибири», ответственность, за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП РФ в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ) находит возможным назначить административное наказание выше низшего предела, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Признаков чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности ПАО «МРСК Сибири» не установлено.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Кемеровского УФАС России находит вину ПАО «МРСК Сибири» доказанной, а действия верно квалифицированными по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ как нарушение Правил технологического присоединения к электрическим сетям, а именно: п. 17, пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения, и назначает административное наказание ПАО «МРСК Сибири» в пределах санкции, определенной ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, а также ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, <…>,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН: 1052460054327; ИНН: 2460069527; дата регистрации юридического лица 04.07.2005 г.; адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144-а) в лице филиала «Кузбассэнерго – РЭС» (650099, г. Кемерово, ул. Н. Островского, д. 11) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 665 000 (шестьсот шестьдесят пять тысяч) руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в местный бюджет. 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в Отделение КЕМЕРОВО 

БИК 043207001

КБК: 161 116 41000 01 6000 140

ОКТМО: 32701000

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 329/03-АДМ-2017.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное Постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

<…>                                                                                                                                           <…> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны