Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 23 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
о назначении административного наказания по делу № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении
 «16» июня 2017 г.                                                                         г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 
Я, <…> (далее – также должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении дела № 341/03-АДМ-2016, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (650036, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ИНН/КПП 4205109214/424950001, дата создания юридического лица 01.07.2006 г.) (далее –  ОАО «Кузбассэнергосбыт»), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛА:
     Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 54/А-10-2015 от 20.07.2016 г. (в полном объеме изготовлено    03.08.2016 г.) ОАО «Кузбассэнергосбыт» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
     Нарушение ОАО «Кузбассэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции выразилось в направлении в адрес сетевой организации некорректной заявки на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных  ООО «Шанс», а также в неуведомлении потребителя ООО «Шанс» о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии, результатом чего явилось ущемление интересов ООО «Шанс». В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за злоупотребление занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом предусмотрена административная ответственность.
     Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
    09.08.2016 г. Кемеровским УФАС России в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03/7292), в котором было указано, что законному представителю общества надлежит явиться 30.08.2016 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
    В назначенное время 30.08.2016 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ОАО «Кузбассэнергосбыт» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направив защитников – <…>, <…>.
     При участии защитников ОАО «Кузбассэнергосбыт» был составлен и подписан протокол по делу № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении (исх. №03/7809 от 30.08.2016 г.). Копия протокола направлена в адрес законного представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт». 
     Определением от 30.08.2016 г. (исх. № 03/7840 от 31.08.2016 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было назначено на  14.09.2016 г. 
     14.09.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 427-ф) об отложении рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 14.09.2016 г. (исх. № 03/8381 от 19.09.2016 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на 13.10.2016 г. 
     12.10.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 6567) об отложении рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 13.10.2016 г. (исх. № 03/9341 от 14.10.2016 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на  10.11.2016 г. 
     09.11.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 7124) об отложении рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 10.11.2016 г. (исх. № 03/10230 от 11.11.2016 г.) рассмотрение дела  № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на 09.12.2016 г.
    09.12.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 7124) об отложении рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 09.12.2016 г. (исх. № 03/11249 от 12.12.2016 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на 09.01.2017 г.
     30.12.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 607-ф) об отложении рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 09.01.2017 г. (исх. № 03/79 от 10.01.2017 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на       14.02.2017 г.
     30.01.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 471) об отложении рассмотрения дела  № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 14.02.2017 г. (исх. № 03/1320 от 14.02.2017 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на  14.03.2017 г.
     14.03.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 102-ф) об отложении рассмотрения дела  № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении. 
     Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
     Определением от 14.03.2017 г. (исх. № 03/2200 от 14.03.2017 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было отложено на 14.04.2017 г.
     В назначенное время 14.04.2017 г. на рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении законный представитель ОАО «Кузбассэнергосбыт», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, не явился, направил защитников – <…>, <…>. 
     14.04.2017 г. в процессе рассмотрения дела заместителем руководителя Кемеровского УФАС России было установлено, что в протоколе по делу № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении неправильно указано время совершения административного правонарушения (содержится описка).
     Определением от 14.04.2017 г. протокол по делу № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении (исх. №03/7809 от 30.08.2016 г.) и другие материалы дела возращены начальнику отдела топливно-энергетического комплекса Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области для устранения нарушений, допущенных при составлении.
     Кроме того, защитниками ОАО «Кузбассэнергосбыт» было заявлено ходатайство о снижении размера административного штрафа.
     Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. 
     В связи с тем, что должностным лицом Кемеровского УФАС России было установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении была допущена ошибка, рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было прекращено на стадии подготовки к рассмотрению, не переходя к рассмотрению по существу, в удовлетворении ходатайства было отказано. Защитники были уведомлены о праве повторного направления данного ходатайства при рассмотрении дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении.
    14.04.2017 г. Кемеровским УФАС России в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03/3334) в котором было указано, что законному представителю общества надлежит явиться 03.05.2017 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
     В назначенное время 03.05.2017 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ОАО «Кузбассэнергосбыт» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направив защитника – <…>.
     При участии защитника ОАО «Кузбассэнергосбыт» был составлен и подписан протокол по делу № 341/03-АДМ-2017 об административном правонарушении (исх. № 03/3854 от 03.05.2017 г.). Копия протокола вручена представителю, а также направлена в адрес законного представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт».
     Определением от 03.05.2017 г. (исх. № 03/3928 от 04.05.2017 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было назначено на   17.05.2017 г. 
     17.05.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо вх. № 185-ф) об отложении рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении.
     Определением от 17.05.2017 г. (исх. № 03/4371 от 18.05.2017 г.) рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении было назначено на  16.06.2017 г.
    В назначенное время 16.06.2017 г. на рассмотрение дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении законный представитель ОАО «Кузбассэнергосбыт» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении, не явился, направил защитника – <…>, <…>. 
    Защитники ОАО «Кузбассэнергосбыт» представили письменное ходатайство о снижении размера административного штрафа в связи с наличием в рассматриваемом деле обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества.
     Рассмотрев вышеуказанное ходатайство согласно ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ, должностное лицо Кемеровского УФАС России сочло возможным его частичное удовлетворение.
     Изучив материалы дела, должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
     Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства от 20.07.2016 г. (в полном объеме изготовлено 03.08.2016 г.) ОАО «Кузбассэнергосбыт» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
     Нарушение ОАО «Кузбассэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции выразилось в направлении в адрес сетевой организации некорректной заявки на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных ООО «Шанс», а также в неуведомлении потребителя ООО «Шанс» о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии, результатом чего явилось ущемление интересов ООО «Шанс».
     Кемеровским УФАС России установлено и материалами дела № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждено, что ООО «Шанс» на основании договора аренды с Ленинск-Кузнецким муниципальным районом осуществляет эксплуатацию объектов производства тепловой энергии (котельных) и оказывает услуги централизованного теплоснабжения потребителям в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе.
     01.01.2008 г. между ООО «Шанс» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» заключен договор электроснабжения №2220э (далее – Договор № 2220э).
     В соответствии с п. 1.1 Договора № 2220э электроснабжения ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу ООО «Шанс» электрической энергии и мощности, а также путем заключения договоров с третьим лицами обеспечить передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
     Разделом 7 Договора № 2220э предусмотрен порядок расчетов за полученную энергию (мощность), разделом 8 – порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления энергии, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а том числе по предварительной оплате.
     Вместе с тем у ООО «Шанс» сформировалась задолженность перед ОАО «Кузбассэнергосбыт» за потребленную электрическую энергию.
     05.05.2015 г. в связи с нарушением ООО «Шанс» обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию ОАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ООО «Шанс» уведомление (исх. 80-22-30-29/753) о необходимости в срок до 19.05.2015 г. погасить имеющуюся задолженность, в противном случае общество будет вынуждено ввести частичное ограничение режима потребления электрической энергии, а именно: сетевая организация произведет отключение электрической энергии на следующих объектах ООО «Шанс»: котельная п. Чкаловский, котельная п. Мирный, котельная д/с с. Камышино, котельная школы с. Камышино, котельная школы с. Мусохраново, котельная школы д. Новопокасьма.
     Возобновление будет возможно после полного погашения задолженности.
     Кроме того, ОАО «Кузбассэнергосбыт» указало на то, что ООО «Шанс» необходимо оплатить затраты сетевой организации, связанные с вводом ограничения и возобновлением подачи электрической энергии.
     06.05.2015 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» направило заявку на введение режима ограничения потребления электрической энергии (письмо исх. № 80-22-30-29/766) в адрес сетевой организации (исполнителя) ПАО «МРСК Сибири» в отношении вышеуказанных объектов с 10:00 19.05.2015 г. в объеме 143 кВт.
     20.05.2016 г. сетевая организация ПАО «МРСК Сибири» ввела полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении котельной п. Чкаловский путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ в объеме 63 кВт (Акт ограничения режима потребления электрической энергии № 656) и в отношении котельной д. Новопокасьма путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ в объеме 41,5 кВт (Акт ограничения режима потребления электрической энергии № 655). 21.05.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» ввело полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении котельной п. Мирный путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ в объеме 85 кВт (Акт ограничения режима потребления электрической энергии № 654) и в отношении котельной д/с с. Камышино путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ в объеме 10 кВт (Акт ограничения режима потребления электрической энергии № 658). 26.05.2016 г. ПАО «МРСК Сибири» ввело полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении котельной школы с. Мусохраново путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ в объеме 58 кВт (Акт ограничения режима потребления электрической энергии № 706) и в отношении котельной школы с. Камышино путем физического разрыва соединения на опоре ВЛ в объеме 58 кВт (Акт ограничения режима потребления электрической энергии № 707).
     Согласно п. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения режима потребления) ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в: неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
     В соответствии с п. 7 Правил ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:
     а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;
     б) основания введения ограничения режима потребления;
     в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);
     г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления – также уровень ограничения);
     д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в п. 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
     В силу с п. 9 Правил ограничения режима потребления частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
     При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
     Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
     В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, если при этом отсутствует техническая возможность сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя (субисполнителя), то исполнитель (субисполнитель) вводит полное ограничение режима потребления в сроки, указанные в настоящих Правилах.
     Согласно п. 11 Правил ограничения режима потребления при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, в том числе в случаях, указанных в п. 8 и 9 настоящих Правил, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях).
     Потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) как исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях), так и инициатора введения ограничения, которые присутствуют при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления.
     Исполнитель обязан уведомить инициатора введения ограничения и потребителя о дате и времени, когда потребителю надлежит осуществить действия по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях). Если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то указанные дата и время определяются по согласованию между исполнителем и субисполнителем, при этом дата не может быть позднее 3 рабочих дней со дня, когда в соответствии с уведомлением об ограничении режима потребления потребитель должен был выполнить действия по самостоятельному ограничению режима потребления.
     Соответствующее уведомление должно быть направлено инициатору введения ограничения и потребителю способом, подтверждающим факт и дату его получения, не позднее чем за 2 рабочих дня до даты, в которую потребителю надлежит осуществить действия по самостоятельному ограничению режима потребления.
     Инициатор введения ограничения вправе присутствовать при осуществлении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства), о чем уведомляет исполнителя способом, подтверждающим факт и дату его уведомления.
     В случае отказа потребителя в доступе исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничений), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, или в случае необеспечения такого доступа ввиду отсутствия потребителя в месте нахождения принадлежащих ему энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства), исполнитель (субисполнитель) составляет акт об отказе в доступе. В акте указываются дата и время его составления, основания введения ограничения режима потребления, заявленные потребителем причины отказа в доступе, фамилия, инициалы и должность лиц, подписывающих акт. Дата и время составления акта являются датой и временем, когда исполнителю (субисполнителю или инициатору введения ограничения) было отказано в обеспечении доступа к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) потребителя. Акт подписывается потребителем и исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения). В случае отказа потребителя от подписания акта или в случае его отсутствия при составлении акта в акте делается соответствующая запись.
     В решении Кемеровского УФАС России по делу № 54/А-10-2015 г. установлено, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» в нарушение п. 9, 11 Правил ограничения режима потребления не уведомило ООО «Шанс» о необходимости совершения действий по самостоятельному ограничению режима потребления, таким образом, ООО «Шанс» не была предоставлена возможность самостоятельного частичного ограничения режима потребления, в том числе в объеме 143 кВт, указанных в заявке от 06.102015 г., что нарушает порядок введения режима ограничения электрической энергии.
     Довод представителя ОАО «Кузбассэнергосбыт» о том, что указание потребителю на необходимость самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии не предусмотрено прямо в уведомлении об ограничении потребления и по существу дублирует нормы Правил ограничения режима потребления Комиссией Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 54/А-10-2015 был отклонен, так как в соответствии с Правилами ограничения режима потребления введение самоограничения потребления электрической энергии является основным способом введения ограничения, обеспечивающим безопасную работу персонала и оборудования и должно предшествовать введению режима ограничения потребления электрической энергии с центров питания исполнителя и только в случае отказа в допуске потребителем представителей исполнителя, инициатора на территорию предприятия для проведения необходимых переключений по ограничению.
     При этом в решении Кемеровского УФАС России по делу № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» направлена в адрес сетевой организации некорректная заявка на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных ООО «Шанс» (сетевой организацией установлено, что введение режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельной клуба п. Мусохраново невозможно без ущемления интересов иных потребителей, своевременно осуществляющих оплату потребленной электрической энергии).
     Неуведомление ОАО «Кузбассэнергосбыт» потребителя о необходимости самостоятельного введения ограничения потребления электрической энергии на объектах (котельных) ООО «Шанс», а также направление в адрес сетевой организации некорректной заявки на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных ООО «Шанс», привело к ущемлению интересов ООО «Шанс», а также к общественно вредным последствиям в связи со следующим: 
     06.05.2015 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» направило заявку на введение режима ограничения потребления электрической энергии (письмо исх. № 80-22-30-29/766) в адрес сетевой организации (исполнителя) ПАО «МРСК Сибири» в отношении объектов (котельных) ООО «Шанс».
     Согласно письмам ПАО «МРСК Сибири», представленным в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 3117 от 10.05.2015 г., исх. № юр-090616-01 от 09.06.2016 г.) общество по заявке от 06.05.2015 г. должно было осуществить именно полное ограничение режима потребления в отношении объектов (котельных) ООО «Шанс», способом и с центров питания, прямо указанных ОАО «Кузбассэнергосбыт».
     Кроме того, в уведомлении ОАО «Кузбассэнергосбыт» от 05.05.2015 г. содержалось противоречие, а именно: указан вид ограничения – частичное в объеме 143 кВт, при этом одновременно указан способ введения ограничения – полное отключение исполнителем объектов (котельных) ООО «Шанс» от центров питания, т. е. согласно Актам разграничения балансовой принадлежности в объеме 315,5 кВт.
     В результате чего, согласно Актам ограничения режима потребления электрической энергии № 656, № 655, № 654, № 658, № 706, № 707, ПАО «МРСК Сибири», вместо требуемых 143 кВт по заявке ОАО «Кузбассэнергосбыт» от 06.05.2015 г., введено полное ограничение на вышеуказанных объектах ООО «Шанс» в объеме 315,5 кВт.
     Несогласованные действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» и сетевой организации     ПАО «МРСК Сибири» привели к введению режима ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Шанс» в значительно большем объеме, чем было указано в заявке от 06.05.2015 г., кроме того, на основании Актов ограничения режима потребления электрической энергии невозможно установить какие электроустановки на объектах ООО «Шанс», с каким режимом работы были полностью ограничены, соблюдены ли были при отключении электроустановок требования производственной безопасности.
     Пунктом 2.4. Постановления Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 13.05.2015 г. № 350 «Об окончании отопительного сезона на территории муниципального района с 15.05.2015 г.» руководителям предприятий, организаций, имеющих на балансе или в аренде котельные и тепловые сети, рекомендовано приступить к проведению намеченных мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2015 – 2016 г.г.
     ОАО «Кузбассэнергосбыт» не была предоставлена возможность ООО «Шанс» самостоятельно определить объекты для введения режима ограничения, а также уровень ограничения потребления на данных объектах, в том числе с условием выполнения        ООО «Шанс» требований по ограничению в объеме 143 кВт, указанном заявке от 06.05.2015 г., путем отключения неответственных электроустановок на территории котельных, в результате чего общество смогло бы вовремя приступить к подготовке объектов теплоснабжения (части объектов) к следующему отопительному сезону.
     В материалах дела № 54/А-10-2015 г. не представлено надлежащее обоснование ОАО «Кузбассэнергосбыт» выбора объектов, подлежащих ограничению, а также необходимости полного введения режима ограничения в отношении всех котельных  ООО «Шанс», что привело к невозможности осуществления работ по подготовке к следующему отопительному сезону на данных объектах и могло привести к срыву подготовки к отопительному периоду 2015 – 2016 г. в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе.
     Основания для признания хозяйствующего субъекта, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, установлены в ст. 5 Закона о защите конкуренции.
     Согласно проведенному анализу состояния рыночной конкуренции на розничном рынке поставки электрической энергии (мощности) в границах деятельности гарантирующего поставщика на территории Кемеровской области в 2015 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» занимало доминирующее положение данном на товарном рынке с рыночной долей 72,8 %.
     Таким образом, направление в адрес сетевой организации некорректной заявки на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных ООО «Шанс», а также неуведомление потребителя ООО «Шанс» о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии, является злоупотреблением доминирующим положением на вышеуказанном товарном рынке, запрет на которое, установлен ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
     Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена     ст. 14.31 КоАП РФ.
     Факт нарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
      Время совершения ОАО «Кузбассэнергосбыт» административного правонарушения:05.05.2015 г., 06.05.2015 г.
     Место совершения ОАО «Кузбассэнергосбыт» административного правонарушения: г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, д. 108.
     Потерпевшим является ООО «Шанс» (652572, Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, п. Чкаловский, ул. Садовая, 5 «А» – 2).
     Согласно ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
     Срок давности привлечения к административной ответственности  ОАО «Кузбассэнергосбыт», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
     Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 
     Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
     Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     В данном случае у ОАО «Кузбассэнергосбыт» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было. 
     ОАО «Кузбассэнергосбыт» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.
     Положения Закона о защите конкуренции и установление административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ, направлены на предупреждение совершения противоправных действий со стороны лиц, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках товаров, услуг и защиту интересов общества, государства, а также отдельных участников правоотношений, подпадающих под регулирование антимонопольного законодательства.
     В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
     Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
     Рассматриваемое правонарушение, совершенное ОАО «Кузбассэнергосбыт», является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Однако, характер правонарушения ОАО «Кузбассэнергосбыт» не позволяют признать данное правонарушение малозначительным.
     Кроме того, действия ОАО «Кузбассэнергосбыт» привели в ущемлению интересов ООО «Шанс» в сфере предпринимательской деятельности и угрозе срыва проведения ремонтных работ на объектах ООО «Шанс» при подготовке к следующему отопительному периоду, что установлено вступившим в законную силу решением Кемеровского УФАС России по делу № 54/А-10-2015 г.
     Таким образом, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
    В соответствии с ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, 
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
     В силу ч. 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо ст. 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные п. 2 - 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо ст. 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
     1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
     2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;
     3) совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.
     Решая вопрос о виде и размере административного наказания, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.
     Должностным лицом Кемеровского УФАС России установлены три обстоятельства, смягчающих административную ответственность общества, а именно: 
     1. Добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль (п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), что подтверждается уведомлением                           ОАО «Кузбассэнергосбыт» об исполнении предписания Кемеровского УФАС России (письмо вх. № 1450 от 14.03.2017 г.) по делу № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Уведомление об исполнении предписания).                       
2. Добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), выразившееся в указании гарантирующим поставщиком в уведомлении о введении режима ограничения электрической энергии, направляемых в адрес потребителей, имеющих задолженность, необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии до вступления в законную силу решения Кемеровского УФАС России по делу № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 г. по делу № А27-18581/2016, резолютивная часть оглашена 13.03.2017 г., при этом сама необходимость такого уведомления оспаривалась ОАО «Кузбассэнергосбыт» в суде). Доказательством добровольного прекращения противоправного поведения в данном случае являются сведения, представленные в Уведомлении об исполнении предписания. 
    В соответствии с предписанием Кемеровского УФАС России по делу № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательство ОАО «Кузбассэнергосбыт» надлежало в течение одного месяца представлять копии всех уведомлений потребителей (Ленинск-Кузнецкого муниципального района), в отношении которых гарантирующим поставщиком инициировано введение режима ограничения потребления электрической энергии в связи с наличием задолженности, с указанием на необходимость самостоятельного введения потребителем режима ограничения потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя.
     В результате проверки сведений, содержащихся в Уведомлении об исполнении предписания, установлено, что представленные уведомления в период с 08.08.2016 г. по 08.09.2016 г. (т. е. до вступления в законную силу предписания Кемеровского УФАС России по делу № 54/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, при этом отчетный период был выбран ОАО «Кузбассэнергосбыт» самостоятельно) содержали указания потребителю на необходимость самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии.
     3. Рассмотрев ходатайство ОАО «Кузбассэнергосбыт», заслушав пояснения представителей ОАО «Кузбассэнергосбыт», должностное лицо Кемеровского УФАС в силу ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ России сочло возможным признать в рассматриваемом случае в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность привлекаемого лица, тот факт, что общество на момент рассмотрения дела № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении не является подвергнутым административному наказанию за аналогичные правонарушения. 
     Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «Кузбассэнергосбыт», должностным лицом Кемеровского УФАС России не установлено.
     Согласно ч. 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
В целях определения размера административного штрафа, размер выручки рассчитывается в соответствии со ст. 248 – 249, 271 Налогового кодекса Российской Федерации. 
     Сумма выручки ОАО «Кузбассэнергосбыт» от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей) за 2015 г. составила <…> руб.
     Минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 300 000 (триста тысяч) руб.
     Максимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 1 000 000 (один миллион) руб.
     Половина разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 350 (триста пятьдесят тысяч) руб.
     Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного правонарушения, составляет 87 500 (восемьдесят семь тысяч пятьсот) руб.
     Таким образом, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, учитывая три обстоятельства, смягчающих административную ответственность, составляет 387 500 (триста восемьдесят семь тысяч пятьсот) руб., который не превышает одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки (ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ).
    Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
    Вместе с тем оснований для применении к ОАО «Кузбассэнергосбыт» ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в деле № 341/03-АДМ-2016 об административном правонарушении не установлено.
     Признаков чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности ОАО «Кузбассэнергосбыт» не имеется.
     Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ОАО «Кузбассэнергосбыт» доказанной, а действия верно квалифицированными по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ как действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и назначает административное наказание ОАО «Кузбассэнергосбыт» в пределах санкции, определенной ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
     Руководствуясь ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, а также частью 2 ст. 14.31 КоАП РФ, <…>
ПОСТАНОВИЛА: 
     Признать Открытое акционерное общество «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (650036, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ИНН/КПП 4205109214/424950001, дата создания юридического лица 01.07.2006 г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и назначить обществу наказание в виде административного размере 387 500 (триста восемьдесят семь тысяч пятьсот) руб.
     В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
     В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет. 
Реквизиты для уплаты административного  штрафа:
Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001
УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)
р/с 40101810400000010007
в Отделение КЕМЕРОВО 
БИК 043207001
КБК: 161 116 02010 01 6000 140
ОКТМО: 32701000
Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 341/03-АДМ-2016.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное Постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны