Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 12 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

о назначении административного наказания по делу № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении  

«12» января 2018 г.                                                                                                   г. Кемерово

 

 Я, <...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <...> (далее также – должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела №467/03-АДМ-2017, возбужденного в отношении Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН: 1052460054327; ИНН/КПП: 2460069527/246001001; дата регистрации: 04.07.2005 г.; адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144-а) в лице филиала «Кузбассэнерго-региональные электрические сети» (650099, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д.11) (далее – ПАО «МРСК Сибири»), по факту совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения заявления <...> (вх. №6466 от 20.09.2017 г.) в действиях ПАО «МРСК Сибири» были выявлены признаки нарушения требований, установленных пунктом 3, подпунктами «а», «г» пункта 15 и пунктом 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Ответственность за нарушение Правил недискриминационного доступа предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Кемеровским УФАС России в адрес ПАО «МРСК Сибири» было направлено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №467/03-АДМ-2017 и проведения административного расследования (исх. № 03/9395 от 06.10.2017 г.), в котором было указано, что  законному представителю ПАО «МРСК Сибири»  надлежит явиться 31.10.2017 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 31.10.2017 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ПАО «МРСК Сибири», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направив защитника – <...> (доверенность <...>).

При участии защитника ПАО «МРСК Сибири» был составлен и подписан протокол по делу № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении (исх. № 03/10202 от 31.10.2017г.). Копия протокола направлена в адрес законного представителя ПАО «МРСК Сибири»,  вручена защитнику общества, а также направлена в адрес заявителя. 

Определением от 31.10.2017 г. (исх. № 03/10260 от 02.11.2017 г.) рассмотрение дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении было назначено на 15.11.2017г. 

02.11.2017 г. определением об истребовании дополнительных необходимых материалов по делу №467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении (исх. №03/10285) у Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Администрации Юргинского муниципального района, ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области» и ПАО «Кузбассэнрегосбыт» запрошены необходимые документы, для  получения дополнительных материалов по делу об административном правонарушении.

В назначенное время 15.11.2017 г. на рассмотрение дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири» не явился, защитника не направил.

Сведениями о надлежащем извещении законного представителя ПАО «МРСК Сибири» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении должностное лицо Кемеровского УФАС России не располагало.  

Кроме того изучив представленные хозяйствующими субъектами документы, Кемеровским УФАС России установлено, что ПАО «МРСК Сибири» сведения, запрошенные в определении от 06.10.2017 г. (исх. № 03/9395), представлены не в полном объеме.

Определением от 15.11.2017г.  (исх. № 03/10607) рассмотрение дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении было назначено на 13.12.2017 г. 

В назначенное время 13.12.2017 г. на рассмотрение дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения указанного дела, не явился, направив защитника – <...> (доверенность <...>). 

В процессе рассмотрения дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении от защитника ПАО «МРСК Сибири» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 467/03-АДМ-2017, в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу.

Определением от 13.12.2017 г. (исх. № 03/11654 от 15.12.2017 г.) рассмотрение дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении было отложено на 12.01.2018г. 

В назначенное время 12.01.2018 г. на рассмотрение дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, не явился, направил защитника <...> (доверенность <...>).

Защитник общества, дополнительных доказательств, возражений  не представила, вину общества не признала, просила прекратить производство по делу. 

Также защитник озвучила доводы, представленные в возражениях ПАО «МРСК Сибири», поступивших в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №8281 от 15.12.2017 г.), а именно указала на то, что обязанность по обеспечению качества подаваемой электрической энергии возложена на ПАО «Кузбассэнергосбыт».

Изучив материалы дела, должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

Из заявления <...> (вх. №6466 от 20.09.2017 г.) следует, что ЦКМ ФБУЦ «Кемеровский ЦСМ» проводил замеры в электрических сетях, расположенных на вышеуказанной территории, и подтвердил несоответствие параметров качества ГОСТ 32144-2013 и ГОСТ 1310-97.

Согласно сведениям, представленным ПАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №7571 от 13.11.2017 г.), 25.07.2016 г. в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» поступило заявление <...> о ненадлежащем качество электрической энергии, перенаправленное Юргинской межрайонной прокуратурой.

Принятие мер технологического характера, направленных на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей электрической энергией надлежащего качества, возможно только в рамках договорных отношений с сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири». Самостоятельное принятие таких мер силами ПАО «Кузбассэнергосбыт» невозможно, поскольку данные меры являются составляющей деятельности по передаче электрической энергии.

При этом в целях определения параметров качества электрической энергии, поставляемой сетевой организацией, ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило в адрес ЦКМ ФБУ «Кемеровский ЦСМ» запрос на проведение проверки. В результате проведенной проверки было выявлено несоответствие параметров качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Также ПАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес ПАО «МРСК Сибири» был направлен запрос о проведении проверки и устранении причин отклонения параметров качества электрической энергии, а также о необходимости принятия мер, препятствующих возникновению подобных ситуаций.

Согласно письму ПАО «МРСК Сибири» (№1.4/03/7834-исх от 13.10.2016 г.), направленному в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» (письмо исх. №80-29/5891 от 17.08.2016г.), по обращению <...> по вопросу качества электрической энергии, для улучшения качества электроснабжения потребителей в срок до 15.11.2016г. общество выполнит ревизию контактных соединений в ТП и на ВЛ-0,4 кВ, а также перераспределение нагрузки по фазам и перевод электроустановок дома, расположенного по адресу: Юргинский район, д. Любаровка, ул. Украинская, <...>, на менее загруженную фазу. В ходе ревизии ВЛ-0,4 кВ общество произведет опиловку деревьев в охранной зоне ВЛ-0,4 кВ, замену дефектных элементов опор, выправку опор, перетяжку проводов.

Кроме того общество сообщило, что мероприятия по реконструкции указанных электрических сетей планируется к включению в Инвестиционную программу ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Кузбассэнерго-РЭС» на 2017-2021 год.

Вместе с тем до настоящего времени (ноябрь 2017 г.) информация о нормализации качества электроснабжения объекта, расположенного по адресу: Юргинский район, д. Люборовка, ул. Украинская, <...>, от ПАО «МРСК Сибири» в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» не поступала.

Согласно письму ПАО «МРСК Сибири», представленному в адрес Кемеровского УФАС России (вх.№7925 от 30.11.2017г.), ПАО «МРСК Сибири» проведена реконструкция объектов электросетевого хозяйства и построена дополнительная ТП-137 для распределения нагрузки и улучшения качества электроснабжения потребителей д.Люборовка, Юргинского района (схемы прилагаются).

Должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что данные схемы датированы 01.03.2017г., 28.03.2017г. и 30.10.2017 г. 

Вместе с тем в вышеуказанном письме ПАО «МРСК Сибири» отсутствуют акты о допуске ТП-137  к дальнейшей эксплуатации, кроме того отсутствует информация об улучшении параметров качества электрической энергии на объекте, принадлежащем заявителю.

Однако из заявления <...> от 20.09.2017 г. следует, что ситуация, по состоянию направления заявления, не улучшилась, а в отдельные дни напряжение опускалось до 150 вольт.

Статья 542 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) устанавливает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), который определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

В статье 3 Закона об электроэнергетике установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. 

В силу статьи 25 Закона об электроэнергетике на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключительным положением на оптовом и розничных рынках.

Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

ПАО «Кузбассэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Кемеровской области (Постановление Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 18.10.2006 № 109 «О гарантирующих поставщиках на территории Кемеровской области»).

Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии (статье 3 Закона об электроэнергетике). 

ПАО «МРСК Сибири» владеет объектами электросетевого хозяйства на территории Кемеровской области, в том числе в Загорском сельском поселении и осуществляет по ним передачу электрической энергии.  

Согласно определению, данному в статье 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией. 

На основании вышеизложенного ПАО «МРСК Сибири» и ПАО «Кузбассэнергосбыт» являются субъектами электроэнергетики.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 2 Основных положений точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

В связи с вышеизложенным между ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 2465 от 01.01.2007 г. (далее – Договор).

Согласно данному Договору ПАО «МРСК Сибири» обязалось оказывать ПАО «Кузбассэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих обществу на праве собственности или ином установленном федеральном законе основании, а также через технические устройства смежных сетевых компаний (ССК), включенных в группу 3.1 Реестра энергоснабжающих организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов, а ПАО «Кузбассэнергосбыт» - оплачивать оказанные услуги в порядке, установленном настоящим договором.

Пунктами 3.3.2, 3.3.11, 3.3.12 Договора установлены обязанности ПАО «МРСК Сибири»:

- информировать ПАО «Кузбассэнергосбыт» об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии в сроки и в порядке, определенные в приложении №6 к Договору;

- незамедлительно ставить ПАО «Кузбассэнергосбыт» в известность о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электрической энергии, об обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии;

- согласовывать с потребителями и уведомить ПАО «Кузбассэнергосбыт» о сроках проведения ремонтных работ на принадлежащих ПАО «МРСК Сибири» объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость  введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления потребителям, не позднее чем за 15 дней до начала данных работ.

Согласно пункту 24 Приложения №6 к Договору при необходимости проведения плановых ремонтных работ в электроустановках ПАО «МРСК Сибири», связанных с частичным или полным ограничением режима потребления электроэнергии потребителям, ПАО «МРСК Сибири» в порядке оперативных взаимоотношений уведомляет потребителей об этом за 10 дней.

В соответствии с пунктом 33 Приложения №6 к Договору для принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии имеет право частично или полностью ограничивать режим потребления электроэнергии потребителям с последующим уведомлением потребителя и ПАО «Кузбассэнергосбыт» в оперативном порядке.

В соответствии с пунктом 7 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наличие оснований и размер ответственности субъектов электроэнергетики перед потребителями за действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия, определяются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Таким образом, законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическою энергию, качество которой соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества и урегулировать процедуру поставки электрической энергии между собой в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Пунктом 3 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с пунктом 3.3.1 ПАО «МРСК Сибири» обязано обеспечивать передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах разрешенной мощности, указанной в технических условиях, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.

Согласно подпунктам «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа, при исполнении договора сетевая организация обязана в том числе:

- обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

- в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

Пунктом 30 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила ограничения № 442), установлено, что в  случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Таким образом, пунктом 15 Правил недискриминационного доступа, пунктом 30 Правил ограничения № 442, а также Договором на ПАО «МРСК Сибири» возложена обязанность по уведомлению потребителей и гарантирующего поставщика об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии, в частности, о проведении ремонтных работ и аварийных ситуациях в электрических сетях, повлекших отключения электроэнергии.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей в том числе осуществляет:

- информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт «г»);

- контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «м»);

- проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт «о») и т.д.

Приказом Госстандарта от 22.07.2013 № 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.

До 01.07.2014 показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения устанавливались в соответствии с ГОСТом 13109-97.

Пункт 10 раздела IV Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусматривает Постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2014); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

Следовательно, ПАО «МРСК Сибири», как сетевая организация, несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Стабильный уровень напряжения, предусмотренный техническими регламентами и другими обязательными требованиями, является фактором, обуславливающим безопасное и надежное электроснабжение потребителей. 

Подача электрической энергии ненадлежащего качества (в том числе с перепадами напряжения, вызванными неудовлетворительным состоянием электрических сетей, авариями и пр.) является негативным фактором для потребителей, так как они не получают товара (электрической энергии) надлежащего качества, на которое рассчитывают по договорам электроснабжения. Потребление электрической энергии ненадлежащего качества влечет наступление более тяжелых негативных последствий для потребителей, таких как повреждение электробытовой техники, иного имущества, включая уничтожение жилых домов в результате пожаров, вызванных таким потреблением.

Правилам технической эксплуатации электрических сетей и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - Правила №229), работники энергообъектов обязаны поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений, вести учет технологических нарушений в работе оборудования (пункт 1.1.7 Правил №229). При эксплуатации воздушных линий электропередачи должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (пункт 5.7.1 Правил № 229). При техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа (пункт 5.7.5 Правил №229).

Следовательно, необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии, должны проводиться именно на объектах электросетевого оборудования, которые находятся в сфере контроля сетевой компании - ПАО «МРСК Сибири».

Вышеуказанные действия (в т.ч. бездействие) ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необеспечении надежной и качественной передаче электрической энергии потребителям свидетельствует о выходе данной сетевой организации за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав путем наложения на потребителей электрической энергии необоснованных ограничений, связанных с невозможностью реализовать их право на качественное электроснабжение, в том числе без использования дополнительных технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения электросети.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» нарушило требования, установленные пунктом 3, подпунктами «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа, в части передаче электрической энергии ненадлежащего качества на объекты, расположенные в д. Любаровка, Юргинского района, Кемеровской области, а также в неустранении технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятию необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства).

Ответственность за нарушение Правил недискриминационного доступа предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.

Ранее ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за нарушение Правил технологического присоединения (Постановление по делу №52/03-АДМ-2016 от 06.05.2016г., вступившее в законную силу 26.08.2016 г., Постановление по делу № 90/03-АДМ-2016 от 25.07.2016г., вступившее в законную силу 16.11.2016 г., Постановление по делу №91/03-АДМ-2016 от 25.07.2016г., вступившее в законную силу 23.11.2016 г.).

Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. 

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ПАО «МРСК Сибири» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования, установленные пунктом 3, подпунктами «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного  статьи 9.21 КоАП РФ.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, указанная правовая норма содержит право должностного лица в результате совокупной оценки всех имеющихся материалов административного дела признать совершенное административное правонарушение того или иного лица малозначительным и освободить от административной ответственности.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

Должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что рассматриваемое правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Сибири», является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, публичный статус ПАО «МРСК Сибири» как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия данной организации, нарушают права граждан, потребляющих электрическую энергию.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении ПАО «МРСК Сибири» публично-правовых обязанностей, возникающих у него при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии. При этом могли быть нарушены права и законные интересы физического лица.

Кроме того характер совершенного ПАО «МРСК Сибири» правонарушения не свидетельствуют об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности.

На основании вышеизложенного следует, что у должностного лица Кемеровского УФАС России, основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Факт совершения ПАО «МРСК Сибири» административного правонарушения подтверждается протоколом по делу № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении, а также другими материалами дела.

Время совершения административного правонарушения: период  с ноября 2016г. по октябрь 2017 г.

Место совершения административного правонарушения: д. Любаровка, Юргинский район, Кемеровская область. 

Потерпевшими являются потребители электрической энергии, проживающие  в д.Любаровка, Юргинского района, Кемеровской области, в том числе <...>

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике, на момент вынесения постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу административного правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим контроль (надзор).

Должностным лицом Кемеровского УФАС России не установлено обстоятельств, смягчающих вину, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность лица, является повторность совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ). Так, ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей за нарушение Правил технологического присоединения (Постановление по делу № 33/03-АДМ-2016 от 18.04.2016 г. и №52/03-АДМ-2016 от 06.05.2016г.), кроме того повторное совершение ПАО «МРСК Сибири» действий за нарушение вышеуказанных Правил, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (Постановление о назначении административного наказания по делу №548/03-АДМ-2016 от 27.01.2017г., вступившее в законную силу 09.06.2017г., постановление о назначении административного наказания по делу № 585/03-АДМ-2016, вступившее в законную силу 13.09.2017г.).

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем оснований для применения к ПАО «МРСК Сибири» части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в деле № 467/03-АДМ-2017 об административном правонарушении не установлено.

  Признаков чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности ПАО «МРСК Сибири» не имеется.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Кемеровского УФАС России находит вину ПАО «МРСК Сибири» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ как нарушение требований, установленных пунктом 3, подпунктами «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа в части передаче электрической энергии ненадлежащего качества на объекты, расположенные в д. Любаровка, Юргинского района, Кемеровской области, а также в неустранении технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятию необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства), и назначает административное наказание ПАО «МРСК Сибири» в пределах санкции, определенной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области,

ПОСТАНОВИЛА:

Признать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОГРН: 1052460054327; ИНН/КПП: 2460069527/246001001; дата регистрации: 04.07.2005г.; адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144-а) в лице филиала «Кузбассэнерго-региональные электрические сети» (650099, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 11) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 670 000 (шестьсот семьдесят тысяч) руб.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьей 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет. 

 

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в Отделение КЕМЕРОВО 

БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКТМО: 32701000

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу №467/03-АДМ-2017.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и части 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также части 1 статьи 30.3 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1 КоАП РФ Постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное Постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны