Решение б/н Решение по делу № 53/А-10-2016 от 23 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 53/А-10-2016

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2017 г.                                          г. Кемерово                                                                                

В полном объеме решение изготовлено «16» июня 2017 г.  
                     
     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:    
Членов Комиссии:                    

при видении аудиозаписи заседания Комиссии
       при участии:
                   представителя ГБУЗ КО КОКНД (доверенность от         );
                   представителя Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге (доверенность от           ); 
                   представителя Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге (доверенность от            ); 

рассмотрев дело № 53/А-10-2016, возбужденное по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер» (650010, г. Кемерово,    ул. Карболитовская, д. 15; ИНН 4205117342) (далее – ГБУЗ КО КОКНД)  пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

 По результатам рассмотрения заявлений физических лиц, Кузбасского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге о наличии в  действиях ГБУЗ КО КОКНД признаков нарушения антимонопольного законодательства, приказом Кемеровского УФАС России от 29.11.2016 г. № 152 возбуждено дело № 53/А-10-2016, по признакам нарушения ГБУЗ КО КОКНД пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении монопольно высокой цены на платную медицинскую услугу в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств и психоактивных веществ (психотропных веществ и их метаболитов) (далее – ХТИ) для лиц на получение лицензии на приобретение оружия в географических границах Кемеровского городского округа, результатом чего явилось ущемление интересов неопределенно круга потребителей.
Определением от 08.12.2016 г. рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 22 декабря 2016 г. на 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5.
Копии определения были направлены в адрес ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области  (далее – ДОЗН КО) заказными письмами с уведомлением о вручении.
Надлежащее уведомление ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО     о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016, подтверждается материалами дела.
Уведомлением от 22.12.2016 № 05/11611 в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства перенесено на 31.01.2017 на 14 часов 00 минут.
Уведомлением от 10.01.2017 № 05/55 в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства перенесено на 26.01.2017 на 13 часов 30 минут.
Копии Уведомлений были направлены в адрес ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО  заказными письмами.
Надлежащее уведомление лиц участвующих в рассмотрении дела  о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016,  подтверждается материалами дела.
26.01.2017 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ДОЗН КО не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ДОЗН КО не направил.
26.01.2017 г. на рассмотрении дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представители ответчика вменяемое нарушение не признали и поддержали представленные ранее доводы и пояснения.  На рассмотрении дела представители ответчика каких-либо дополнительных материалов и сведений по делу не представили.
По результатам рассмотрения 26.01.2017 г. дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией была установлена необходимость  получения дополнительных доказательств в целях полного и всестороннего рассмотрения данного дела, в связи с чем, определением от 26.01.2017 г. рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 14.03.2017 на 14 часов 00 минут.
Копии определения об отложении рассмотрения дела № 53/А-10-2016 были направлены в адрес ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО заказными письмами.
Надлежащее уведомление лиц участвующих в рассмотрении дела  о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016,  подтверждается материалами дела.
Определением от 07.03.2017 г. срок рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства был продлен до 08 сентября 2017 года.
Копии определения о продлении срока рассмотрения дела 14.03.2017 г. были вручены под роспись представителям ГБУЗ КО КОКНД и Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге о чем в материалах дела имеются соответствующие расписки. Также копия определения о продлении срока рассмотрения дела была направлена в адрес ДОЗН КО  заказным письмом с уведомлением о вручении.
Надлежащее уведомление ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016, подтверждается материалами дела.
14.03.2017 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ДОЗН КО не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ДОЗН КО не представил.
На рассмотрении дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства 14.03.2017 г. представители ответчика нарушение не признали и поддержали ранее изложенные доводы и пояснения. На рассмотрении дела представители ответчика и заявителя представили дополнительные материалы и сведения по делу, которые были приобщены к материалам данного дела.
По результатам рассмотрения 14.03.2017 г. дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией была установлена необходимость  получения дополнительных доказательств в целях полного и всестороннего рассмотрения данного дела. Определением от 14.03.2017 г. рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 13.04.2017 на 13 часов 30 минут.
Копии определения об отложении рассмотрения дела № 53/А-10-2016 были направлены в адреса ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО заказными письмами.
Надлежащее уведомление лиц участвующих в рассмотрении дела  о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016,  подтверждается материалами дела.
13.04.2017 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ДОЗН КО не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ДОЗН КО не направил.
13.04.2017 г. Комиссией по результатам рассмотрения дела № 53/А-10-2016  о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения данного дела. Определением от 13.04.2017 г. рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 22.05.2017 на 15 часов 00 минут.
Копии определения об отложении рассмотрения дела № 53/А-10-2016 были направлены в адреса ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО заказными письмами с уведомлением.
Надлежащее уведомление ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016, подтверждается материалами дела.
22.05.2017 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представители ДОЗН КО и ГБУЗ КО КОКНД не явились. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя  ГБУЗ КО КОКНД не поступало.
15.05.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство от ДОЗН КО с просьбой о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя департамента (вх. № 3732). Данное ходатайство было удовлетворено.
На заседании Комиссии, состоявшейся 22.05.2017 г., принято заключение об обстоятельствах дела.
Определением от 22.05.2017 г. рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 07.06.2017 на 14 часов 00 минут.
Копии определения об отложении рассмотрения дела № 53/А-10-2016 были направлены в адреса ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО заказными письмами, а также продублированы посредством факсимильной связи.
Надлежащее уведомление ГБУЗ КО КОКНД, Кузбасского отряда  ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге, ДОЗН КО о назначении времени и места рассмотрения дела № 53/А-10-2016, подтверждается материалами дела.
07.06.2017 г. в назначенное время на рассмотрение дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ДОЗН КО не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ДОЗН КО не направил.
07.06.2017 г. на рассмотрении дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства представители лиц, участвующих в деле, пояснений и дополнительных доказательств Комиссии не представили. Дополнительных доводов  в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представитель ответчика не приводил.  
По результатам заседания Комиссии, состоявшейся 07.06.2017 г., была оглашена резолютивная часть решения по делу № 53/А-10-2016.
Изучив материалы дела № 53/А-10-2016, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
ГБУЗ КО КОКНД осуществляет свою деятельность на основании Устава  утвержденного Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области (далее – ДОЗН КО) и согласованного с Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области. 
На основании пункта 1.5. Устава ГБУЗ КО КОКНД (далее – Устав) учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий ДОЗН КО в сфере здравоохранения.
Согласно пункту 1.6. Устава учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении ДОЗН КО. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Кемеровской области осуществляет ДОЗН КО. 
Пунктом 2.2. Устава установлено, что предметом деятельности Учреждения является обеспечение населения Кемеровской области специализированной наркологической и психиатрической помощью в надлежащем объеме. 
Согласно пункту 2.5. Устава Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных нормативными правовыми актами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при  оказании одних и тех же условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается Учредителем.
В соответствии с пунктом 3.8. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются в том числе, доходы от приносящей доход деятельности.
Пунктом 3.9. Устава установлено, что доходы, полученные Учреждением от разрешенной настоящим Уставом приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения и учитываются отдельно.  
Кемеровским УФАС России было установлено, что на момент возбуждения дела  № 53/А-10-2016 в отношении ГБУЗ КО КОКНД стоимость платной медицинской услуги в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением химико-токсикологического исследования наличия в организме человека наркотических средств и психоактивных веществ (психотропных веществ и их метаболитов) (далее – ХТИ) для лиц на получение лицензии на приобретение оружия, в ГБУЗ КО КОКНД составляло 2023 руб., что подтверждается выпиской из прейскуранта платных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых  ГБУЗ КО КОКНД на платной основе сверх программы государственных гарантий или лицам, проходящим анонимное лечение (далее – Прейскурант). 
Вышеуказанный Прейскурант был утвержден и введен в действие Приказом главного врача ГБУЗ КО КОКНД № 90 от 02.06.2016 г.  с 10.06.2016 г. (далее – Прейскурант от 10.06.2017 г.).   
Установлено, что согласно ранее действующего (до 10.06.2016 г.) Прейскуранта, утвержденного Приказом главного врача ГБУЗ КО КОКНД № 193 А от 16.10.2015 г., стоимость вышеназванной платной услуги составляла 1294 руб., что подтверждается выпиской из Прейскуранта. 
Из вышеуказанного следует, что стоимость медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на наличие медицинских противопоказаний для лиц на получение лицензии на приобретение оружия в ГБУЗ КО КОКНД, установленная с 10.06.2016 г., выросла на 56,3 % по сравнению со стоимостью вышеуказанной платной услуги действующей в предыдущем временном периоде.  
Согласно абзацу 15 статьи 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства, предусмотренные настоящим Федеральным законом документы, в том числе, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. 
На основании абзаца 21 статьи 13 Закона об оружии осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации. 
Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015     № 230) в Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» были внесены изменения, обязывающие медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, проводить химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов при проведении врачом-психиатром-наркологом медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.
Согласно абзацу 21 статьи 13 Закона об оружии  Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Следовательно, Порядок проведения медицинского освидетельствования с проведением ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием относится исключительно к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав РФ).
Комиссией  выявлено, что на момент возбуждения дела № 53/А-10-2016, в Российской Федерации порядок проведения медицинского освидетельствования с проведением ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием установлен не был.  Нормативными правовыми актами, регулирующими в 2016 году медицинское освидетельствование граждан получающих лицензии на право приобретения оружия и организацию проведения ХТИ, являлись Приказ Министерства здравоохранения  РФ от 11.09.2000 г. № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия» (далее – Приказ № 344) и Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.01.2006 г. № 40 «Об организации проведения  химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (далее – Приказ № 40).
В Приказе № 344 устанавливается порядок медицинского освидетельствования граждан получающих лицензии на право приобретения оружия, вводится учетная форма № 046-1 «Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия». 
В пункте 2 Приказа № 40, в том числе установлено, что организационно-методическое и научно-исследовательское обеспечение ХТИ при аналитической диагностике наличия в организме человека наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, и их метаболитов, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по аналитической диагностике наличия в организме человека вышеуказанных веществ осуществляется кафедрой аналитической и судебно-медицинской токсикологии факультета последипломного профессионального образования провизоров Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (далее - Кафедра аналитической и судебно-медицинской токсикологии ММА им. И.М. Сеченова). 
Кафедрой аналитической и судебно-медицинской токсикологии ММА им. И.М. Сеченова (г. Москва) в декабре 2015 года были разработаны и утверждены «Клинические рекомендации – Правила проведения химико-токсикологических исследований на предмет наличия в организме человека наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ (их метаболитов) при проведении медицинских осмотров и медицинских освидетельствований отдельных категорий граждан» (далее - Клинические рекомендации), в которых, устанавливались требования к выполнению ХТИ при проведении медицинских  осмотров (освидетельствований) граждан, включая граждан РФ при оформлении  лицензии на приобретение оружия.
В пункте 3 Клинических рекомендациях указано, что химико-токсикологические исследования включают предварительные ХТИ и подтверждающие ХТИ. 
Абзацем 21 статьи 13 Закона об оружии установлено, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием с  проведением ХТИ осуществляется за счет средств граждан. 
Взимание платы производится в соответствии с утвержденным прейскурантом цен на медицинские услуги, оказываемые на платной основе, сверх территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Расчет цены на медицинскую услугу производится в соответствии с «Методическими рекомендациями по  расчету цен на медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями здравоохранения Кемеровской области (всех типов) на платной основе», утвержденными в соответствии с Приказом ДОЗН КО от 19.04.2012 г.  № 498 (далее – Методические рекомендации по расчету цен).  
На основании пункта 1.4. Методических рекомендации по расчету цен основными принципами ценообразования на платные медицинские услуги являются окупаемость затрат на их оказание, обеспечение рентабельной работы учреждений и уплата налогов и сборов  согласно действующему законодательству Российской Федерации.
На момент возбуждения дела  № 53/А-10-2016 ГБУЗ КО КОКНД оказывало платные медицинские услуги по ценам, указанным в Прейскуранте от 10.06.2016 г., который был согласован с ДОЗН КО.
Медицинский осмотр (медицинское освидетельствование) врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ в ГБУЗ КО КОКНД осуществляется в соответствии с действующей лицензией на осуществление данного вида деятельности и проводится в соответствии с Приказом ДОЗН КО от 10.04.2014 г. № 637 (с изменениями согласно Приказу ДОЗН КО от 29.06.2015 г. № 918 «Об организации проведения медицинских наркологических осмотров, медицинских освидетельствований в медицинских наркологических организациях и наркологических подразделениях медицинских организаций Кемеровской области»).
В рамках антимонопольного регулирования Кемеровское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. 
Для установления факта наличия либо отсутствия нарушения хозяйствующим субъектом вышеуказанной правовой нормы, антимонопольному органу необходимо установить, занимает ли данный хозяйствующий субъект доминирующее положение на определенном товарном рынке.  
Кемеровским УФАС России по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке оказания медицинской услуги в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ  для лиц на получение лицензии на приобретение оружия в Кемеровском городском округе было установлено, что ГБУЗ КО КОКНД занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке вышеназванной услуги в пределах географических границ муниципального образования Кемеровский городской округ, с долей на данном товарном рынке составляющей 100%. 
По сведениям, указанным в письме ДОЗН КО от 12.10.2016 г. вх. № 6589, на территории города Кемерово медицинской организацией оказывающей услугу осмотра врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и  ХТИ наличия в организме человека  наркотических средств, психотропных и других токсических веществ является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер»,  г. Кемерово, ул. Карболитовская, д. 15.
Другие медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения, оказывающие платную медицинскую услугу в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ  для лиц на получение лицензии на приобретение оружия, кроме ГБУЗ КО КОКНД, в Кемеровском городском округе,  отсутствуют. 
Таким образом, на данном товарном рынке отсутствует конкурентная среда. 
Кемеровским УФАС России не установлено наличие сопоставимого рынка, находящегося  в условиях конкуренции на территории Кемеровской области и других регионов РФ.
Комиссией был проведен сравнительный анализ  цен, которые были установлены на аналогичную платную медицинскую услугу  в наркологических диспансерах других регионах РФ, а также в муниципальных образованиях Кемеровской области наркологические диспансеры которых, проводят ХТИ предварительными и подтверждающими методами.
На основании информации, представленной Кемеровскому УФАС России наркологическими диспансерами Новосибирской, Томской областей, Красноярского и Алтайского краев, городов Новокузнецк и Прокопьевск было установлено, что на  момент возбуждения дела № 53/А-10-2016, цены на вышеуказанную услугу составляли:
- в ГБУЗ МО «Московский областной  наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ МО «МОНД») - 800 руб. (цена установлена в соответствии с Приказом главного врача от 30.12.2015 г.);
- в ГАУЗ Свердловской области «Областной  наркологический диспансер» (далее – ГАУЗ СО «ОНД») - 440 руб. (цена установлена в соответствии с Приказом главного врача от 12.01.2015 г.);
- в ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» (далее – ГБУЗ НСО «НОКНД») - 1150 руб. (цена установлена в соответствии с Приказом главного врача № 42 от 29.01.2016 г.);
- в  ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» (далее - ОГБУЗ «ТОНД») -950 руб. (цена установлена в соответствии с Приказом и.о. главного врача  № 73 от     30.05.2016 г.);
- в КГБУЗ «Красноярский краевой наркологический диспансер № 1» (далее – КГБУЗ «ККНД № 1) - 1550 руб. (цена установлена Приказом министерства здравоохранения Красноярского края  № 64-н от 14.07.2016 г.);
- в  КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер» (далее - КГБУЗ «АКНД») - 950 руб. (цена установлена с 06.04.2016 г. в соответствии с дополнением в прейскурант цен на платные услуги);
- в ГБУЗ КО «Новокузнецкий наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ КО ННД) - 1228 руб. (цена установлена в соответствии с Приказом и.о. главного врача  № 151 а от 26.09.2016 г.);
- в ГБУЗ КО «Прокопьевский наркологический диспансер»  (далее - ГБУЗ КО  ПНД)   - 1140 руб. (цена установлена в соответствии с Приказом главного врача № 91 а от 29.01.2016 г.).
В результате проведения сравнительного анализа цен на медицинский осмотр (медицинское освидетельствование) врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в ГБУЗ КО КОКНД с ценами 2016 года на аналогичную медицинскую услугу в вышеперечисленных регионах РФ и городских округах Кемеровской области Комиссией было определено, что цена данной медицинской услуги в ГБУЗ КО КОКНД превышает цену аналогичной услуги в наркологических диспансерах вышеперечисленных регионов РФ, городских округах Кемеровской области в пределах от 30,5% до 359,8% в сопоставимом  временном периоде. 
Из пояснений ГБУЗ КО КОКНД следует, что повышение стоимости  медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия с 10.06.2016 г. до 2023 руб. связанно с реализацией требований действующего законодательства, а также требований установленных Клиническими рекомендациями которые привели к увеличению расходов медицинской организации.
Исходя из необходимости, по мнению  ГБУЗ КО КОКНД, обязательного исполнения требований Клинических рекомендаций, ГБУЗ КО КОКНД увеличило количество групп наркотических веществ, психотропных веществ и их метаболитов, подлежащих исследованию.
По данным, представленным ГБУЗ КО КОКНД, в период с 20.10.2015 г. по 10.06.2016 г. услуга по проведению медицинского осмотра с предварительным ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия проводились на 7 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а с 10.06.2016 г. данный хозяйствующий субъект стал проводить предварительное ХТИ на 12 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
На основании пункта 9 Клинических рекомендаций, предварительные химико-токсикологические исследования проводятся на следующие группы наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов:опиаты, растительные каннабиноиды, синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины, синтетические катиноны, барбитураты, этилглюкуронид. Перечень наркотических средств, психотропных и иных  токсических веществ (их метаболитов) может быть дополнен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, составленный с учетом особенностей обследуемого контингента и региональных особенностей.
Как следует из вышеназванного пункта Клинических рекомендаций предварительные ХТИ исследования проводятся на 7 определенных групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Дополнительные группы наркотических средств, психотропных и иных  токсических веществ сверх вышеуказанных определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Поскольку органом исполнительной власти Кемеровской области  в сфере охраны здоровья в 2016 году не были установлены дополнительные группы наркотических средств, психотропных и иных  токсических веществ подлежащих предварительным ХТИ исследованиям, то ГБУЗ КО КОКНД неправомерно увеличило количество данных групп для проведения ХТИ исследования с 7 до 12.
В единственном нормативном правовом акте, регулирующим проведение ХТИ в 2016 году - Приказе № 40 отсутствуют указания на количество и группы веществ, на которые проводятся предварительные ХТИ для выдачи медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в том числе для получения лицензии на оружие. 
В ходе рассмотрения дела Комиссией был проведен сравнительный анализ количества групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов на которые проводились в 2016 году предварительные ХТИ в наркологических диспансерах других субъектов РФ и городов Кемеровской области.
На основании данных полученных от наркологических диспансеров других субъектов РФ и городов Кемеровской области установлено, что в аналогичном временном периоде 2016 года предварительное ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия проводилось в ГБУЗ НСО «НОКНД» на 11 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, в  ГБУЗ МО «МОНД» на 10 групп, в КГБУЗ «ККНД № 1 на 7 групп,  в ОГБУЗ «ТОНД» на 7 групп,  в КГБУЗ «АКНД» на 7 групп, в ГБУЗ КО ННД на 7 групп,  в ГБУЗ КО  ПНД на 7 групп, в ГАУЗ СО «ОНД» на 6 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. 
Следовательно, количество групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов на которые проводились предварительные ХТИ в 2016 году, у  ГБУЗ КО КОКНД было наибольшим (12).
Комиссией установлено, что рассматриваемые  Клинические рекомендации не утверждены Министерством здравоохранения РФ. Данные Клинические рекомендации имеют статус экспертного мнения, что прямо указано в самих рекомендациях, следовательно, не являются нормативным правовым актом обязательным для исполнения, а носят рекомендательный характер.  
Согласно письму ДОЗН КО от 11.11.2016 г. вх. № 7160 вышеназванные Клинические рекомендации не имеют статус нормативного правового акта. В настоящее время отсутствует порядок утверждения клинических рекомендаций, что может свидетельствовать о невозможности принятия их за основу для принятия юридических решений. Кроме того, в данном письме указано, что Клинические рекомендации могут быть квалифицированы как обычаи, т.е. сложившиеся и широко применяемые в той или иной области медицинской деятельности, не предусмотренные законодательством правила поведения. 
Клинические рекомендации не могут быть обязательными для исполнения в части определения объемов и методик ХТИ при проведении медицинских осмотров (медицинских освидетельствований) граждан при оформлении лицензии на приобретение оружия, т.к. Федеральный закон от 13.07.2015 № 230 предусматривает, что порядок проведения медицинских осмотров (медицинских освидетельствований) для отдельных категорий граждан должен быть утвержден Министерством здравоохранения РФ. На момент возбуждения дела  № 53/А-10-2016 такой распорядительный документ Минздрава РФ в отношении проведения медицинских осмотров (медицинских освидетельствований) граждан при оформлении лицензии на приобретение оружия отсутствовал. 
Вышеуказанные выводы в отношении Клинических рекомендаций подтверждаются мнениями, изложенными в письмах: ГБУЗ НСО «НОКНД» (вх. № 7183 от 14.11.2016),  ОГБУЗ «ТОНД» (вх. № 7220 от 15.11.2016), КГБУЗ «АКНД» (вх. № 7182 от 14.11.2016), ГБУЗ КО ННД (вх. № 7191 от 14.11.2016).   
Следовательно, доводы ГБУЗ КО КОКНД об обязательности исполнения требований Клинических рекомендаций, включая необходимость обязательного проведения предварительного ХТИ на 12 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, послуживших одной из причин повышения цены медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия являются неправомерными и необоснованными.
В числе причин, повлиявших на повышение цены до 2023 руб. за медицинский осмотр  врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, согласно представленным на заседании Комиссии пояснениям представителя ГБУЗ КО КОКНД, следует считать  использование ГБУЗ КО КОКНД другого более сложного и дорогостоящего метода при проведении предварительного ХТИ (иммунохроматографический анализ), по сравнению с менее затратными методами проведения предварительного исследования в наркологических диспансерах других субъектов РФ.  
В силу пункта 3 Приложения № 12 к Приказу № 40 в строке «Методы исследования» указываются использованные предварительные методы (иммунохроматографический, иммуноферментный, поляризационный флуороиммуноанализ, тонкослойная хроматография).
На основании справок о результатах ХТИ (учетная форма № 454/у-06), представленных ГБУЗ КО КОКНД за сентябрь-ноябрь 2016 года (выборочно), определено, что методом предварительного исследования (ХТИ)  на получение лицензии на приобретение оружия являлся иммунохимический метод (иммунохроматографический анализ).
Вместе с тем, по сведениям, представленным вышеперечисленными наркологическими диспансерами других субъектов РФ проведение предварительного исследования (ХТИ) в 2016 году осуществлялось иммунохимическими методами (иммунохроматографический анализ), следовательно, метод проведения предварительного ХТИ в данных медицинских учреждениях был одинаковым и не мог повлиять на повышение цены на рассматриваемую платную услугу. Следовательно, вышеуказанный довод  ГБУЗ КО КОКНД является необоснованным.
Одной из причин повышение цены медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия, по мнению   ГБУЗ КО КОКНД явилось увеличение расходов связанных с повышением заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, в том числе, оказывающих услугу медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия. 
Согласно представленных ГБУЗ КО КОКНД калькуляций на данную платную медицинскую услугу расходы на заработную плату персонала и начислений на зарплату в 2016 году по отношению к 2015 году выросли на 82,4%.
Вместе с тем, в соответствии с выпиской из отчетной формы «Информация о повышении в 2016 году заработной платы работников»  ГБУЗ КО КОКНД следует, что в 2016 году по отношению к 2015 году средняя заработная плата медицинского персонала осуществляющего медицинские осмотры и проведение ХТИ выросла на 30,0%, при среднем росте по учреждению на 8,2% за аналогичный период.
В качестве документов, регламентирующих повышение заработной платы в 2016 году врачей и среднего медицинского персонала, осуществляющих проведение медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ в ГБУЗ КО КОКНД ответчиком были предоставлены: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ Президента РФ № 597 и План мероприятий («дорожная карта») «изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» (далее – План мероприятий), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г.  № 2599-р (далее – Распоряжение Правительства РФ № 2599-р).
В соответствии с подпунктами а),  е) пункта 1 Правительству РФ в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики поручено обеспечить, в том числе, повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы младшего и среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) – до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В пункте 3 Распоряжения Правительства РФ № 2599-р определено, рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана. 
Из вышеуказанного следует, что вышеперечисленные документы не имеют никакого отношения к ГБУЗ КО КОКНД и его действиям в части повышения в 2016 году заработной платы медицинскому персоналу, следовательно, не могут служить в качестве документов обосновывающих и регламентирующих повышение зарплаты в ГБУЗ КО КОКНД в указанный временной период. Следует отметить, что План мероприятий («дорожная карта»), утвержденная Правительством РФ носит рекомендательный характер.
Кроме того, представленное ГБУЗ КО КОКНД письмо обосновывающее, по мнению ГБУЗ КО КОКНД, повышение заработной платы медицинскому персоналу данного учреждения в 2014-2016 году, не имеют доказательной силы, т.к. являются справочными сведениями, не подтвержденными первичными документами. 
Также, на основании представленной ГБУЗ КО КОКНД информации о количестве врачей и среднего медицинского персонала, задействованных непосредственно в проведении ХТИ в 2015 и 2016 годах было установлено, что количественный состав данного персонала в указанном периоде оставался стабильным, т.е. довод ГБУЗ КО КОКНД о привлечении к проведению ХТИ дополнительного медицинского персонала повлекший дополнительные расходы по начислению на заработную плату в 2016 году является несостоятельным.
Таким образом, Комиссия считает, что повышение цены медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия с 10.06.2016 г. по причине  увеличения  расходов связанных с повышением заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала является необоснованным.
Из пояснений ГБУЗ КО КОКНД следует, что в числе причин, повлиявших на повышение цены медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия с 10.06.2016 г., является установленная Клиническими рекомендациями обязанность о наличии в штате специалистов прошедших обучение (г. Москва). Обучение персонала в соответствии с вышеуказанным пунктом 2 Приказа № 40, проводится исключительно на базе кафедре аналитической и судебно-медицинской токсикологии данного высшего учебного заведения.
В процессе рассмотрения дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства ГБУЗ КО КОКНД в качестве обоснования своих действий по вопросу обучения персонала на кафедре аналитической и судебно-медицинской токсикологии ММА им. И.М. Сеченова предоставили копии документов о прохождении специалистами ГБУЗ КО КОКНД соответствующей подготовки и подтверждающих затраты на прохождение обучения согласно требованиям Клинических рекомендаций в 2016 году для прохождения ХТИ, а именно:
-   копию договора № 31603629467 от 10.05.2016 г., заключенного между ГБУЗ КО КОКНД и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова (далее – Исполнитель);
- копию приказа ГБУЗ КО КОКНД от 18.05.2016 г. № 121лс «О направлении на обучение по программе повышения квалификации»;
- копии удостоверений о повышении квалификации сотрудников ГБУЗ КО КОКНД;
- список обучающихся (приложение к договору № 31603629467 от 10.05.2016 г.);
- копию платежного поручения от 25.05.2016 г. № 506474 на 540000 руб.;
- копию платежного поручения от 22.06.2016 г. № 84513 на 14000 руб.;
- копию акта от 04.06.2016 г. сдачи – приемки оказанных услуг по гражданско-правовому договору  № 31603629467 от 10.05.2016 г. на оказание услуг по дополнительному профессиональному обучению;
- копию акта от 06.06.2016 г. сдачи – приемки выполненных работ по договору о получении дополнительного профессионального образования № 1-МФ-347;
- копию письма Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова о проведении II-ой Научно-практической конференции (26-27 мая 2016 г. г. Москва).
На основании пункта 1.1 договора № 31603629467 от 10.05.2016 г. исполнитель обязуется оказать образовательную услугу по повышению квалификации врачей по программе «Химико-токсикологическое исследование биожидкостей на наркотические средства и психоактивные вещества», а ГБУЗ КО КОКНД обязуется оплатить повышение квалификации направленных Обучающихся в количестве 36 человек, согласно приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора, по дополнительной профессиональной программе: Программе повышения квалификации «Химико-токсикологическое исследование биожидкостей на наркотические средства и психоактивные вещества» форма обучения: дистанционная, в соответствии с образовательной программой Исполнителя Приложение № 2.
Согласно пункту 1.2. договора № 31603629467 от 10.05.2016 г. срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения) на момент подписания Договора составляет 72 часа. Срок обучения Обучающихся: с 23.05.2016 г. по 04.06.2016 г.
В соответствии с пунктом 4.1. договора № 31603629467 от 10.05.2016 г. полная стоимость услуг за весь период обучения согласно пункту 1.2. на момент заключения настоящего Договора составляет 540000 руб. 00 коп., из расчета 15000 руб.00 коп. за одного обучающегося.
На основании пункта 4.2. оплата услуг производится из внебюджетных средств учреждения в размере стоимости обучения, указанной в пункте 4.1. договора до 14.06.2016 г. на основании представленной Исполнителем счета-фактуры или счета, и акта оказанных услуг. 
Комиссией установлено, что согласно приказу ГБУЗ КО КОКНД от 18.05.2016 г. № 121лс на повышение квалификации по программе «Химико-токсикологическое исследование биожидкостей на наркотические средства и психоактивные вещества» без отрыва от производства с 23.05.2016 г. по 28.05.2016 г. было направлено 36 сотрудников ГБУЗ КО КОКНД, включая сотрудников химико-токсикологической лаборатории и кабинетов медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Факт произведенной оплаты на сумму 540000 руб. 00 коп. за прохождение повышения квалификации медицинского персонала ГБУЗ КО КОКНД по вышеуказанной учебной программе  подтверждается приложенной копией платежного поручения от 25.05.2016 г.       № 506474, со штампом Управления Федерального казначейства по Кемеровской области подтверждающим проводку денежных средств. 
Фактическое оказание ГБУЗ КО КОКНД Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова вышеназванной услуги для 36 слушателей в период с 23.05.2016 г. по 28.05.2016 г. на сумму  540000 руб. 00 коп. подтверждается копией акта от 04.06.2016 г.   сдачи – приемки оказанных услуг по гражданско-правовому договору  № 31603629467 от 10.05.2016 г. на оказание услуг по дополнительному профессиональному обучению.
Таким образом, вышеуказанный довод  ГБУЗ КО КОКНД, связанный с обучением медицинского персонала, проводящим ХТИ и возникшими у медицинского учреждения дополнительными финансовыми затратами является обоснованным.
Из пояснений ГБУЗ КО КОКНД следует, что среди основных причин, повлиявших на повышение цены медицинского осмотра врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на получение лицензии на приобретение оружия с 10.06.2016 г. является установленная Клиническими рекомендациями обязанность в закупке дополнительного дорогостоящего аналитическим оборудованием, дополнительного холодильного оборудования и оснащение им химико-токсикологической лаборатории ГБУЗ КО КОКНД, а также амортизация оборудования.
В ходе рассмотрения дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства ГБУЗ КО КОКНД в качестве доказательств приобретения оборудования для проведения ХТИ в 2016 году ответчик предоставил копии следующих документов:
- список оборудования и расходных материалов приобретенных для проведения ХТИ для лиц на  получение лицензии на приобретение оружия в 2016, 2017 годах;
- копию договора от 20.07.2016 г. № 31603900616 на поставку товаров для государственных нужд с приложением № 1 Перечень товаров их количество и стоимость, заключенного с ООО «ЕвроДиагностик», на сумму 210000 руб. (предмет договора – Анализатор для ХТИ IK200609);
- копию  платежного поручения от 03.10.2016 г. № 884431 на 210000 руб.;
- копию договора от 07.12.2016 г. № 31604348811 на поставку товаров для государственных нужд с приложением № 1 Спецификация, заключенного с ООО «Синерджи групп», на сумму 280705 руб., предмет договора – Офисная техника – компьютеры, т.е. процессор, монитор, мышь, клавиатура (каждого наименования в количестве 9 штук, монитор – 10 штук);
- копию  платежного поручения от 19.12.2016 г. № 486826 на 280705 руб.;
- копию договора от 29.09.2016 г. № 502 на поставку товара с приложением № 1 Спецификация, заключенного с ООО «Новые технологии», на сумму 76500 руб. (предмет договора – Принтер ECOSYS P2035d);
- копию  платежного поручения от 19.10.2016 г. № 257057 на 22950 руб.;
- копию  платежного поручения от 07.11.2016 г. № 564664 на 53550 руб.;
- копию договора от 16.12.2016 г. № 689 на поставку товара с приложением № 1 Спецификация, заключенного с ООО «Сервис плюс», на сумму 27180 руб. (предмет договора – Лазерный МФУ);
- копию  платежного поручения от 27.12.2016 г. № 772605 на 27180 руб;
- копию договора поставки от 03.02.2016 г. № 50 с приложением № 1 Спецификация, заключенного с ООО «Интермедиа», на сумму 41835 руб. (предмет договора – Рециркулятор бактерицидный «Сибэст-100»);
- копию  платежного поручения от 11.02.2016 г. № 663925 на 12550,5 руб;
- копию  платежного поручения от 25.02.2016 г. № 859784 на 29284,5 руб;
- копию договора поставки от 02.03.2016 г. № 129 с приложением № 1 Спецификация, заключенного с ООО «Интермедиа», на сумму 34680 руб. (предмет договора – Устройство дозирующее локтевое настенное ДУ-10);
- копию  платежного поручения от 15.03.2016 г. № 210305 на 10404,00 руб;
- копию  платежного поручения от 14.04.2016 г. № 739309 на 24276,00 руб.
Также, к вышеперечисленным договорам поставки ГБУЗ КО КОКНД предоставило соответствующие товарные накладные подтверждающие факт отгрузки в адрес  ГБУЗ КО КОКНД оборудования и других товаров на соответствующую сумму.
В соответствии с пунктом 3.4. вышеуказанных договоров поставки: от 20.07.2016 г.  № 31603900616 и от 07.12.2016 г. № 31604348811;  с пунктом 4.4  договоров поставки: от 29.09.2016 г. № 502 и от 16.12.2016 г. № 689;  с пунктом 2.5  договоров поставки: от 03.02.2016 г. № 50, от 02.03.2016 г. № 129,  расчеты за поставляемый товар осуществляются  Заказчиком (ГБУЗ КО КОКНД) в безналичной форме без предварительной оплаты Поставщику. Источник финансирования: внебюджетные средства учреждения 090_. КВР 224.
Согласно, списку оборудования и расходных материалов, приобретенных для проведения ХТИ для лиц на  получение лицензии на приобретение оружия в 2016, 2017 годах, ГБУЗ КО КОКНД в 2016 году закупило на общую сумму 405635 руб., а именно:
-  рециркулятор бактерицидный – 1 шт. на сумму 13495 руб;
- устройство дозирующее ДУ-10 – 1 шт. на сумму 34680 руб;
- анализатор IK200609 – 1 шт. на сумму 210000 руб;
- принтер ECOSYS P2035d – 2 шт. на сумму 17000 руб;
- компьютер – 1 шт. на сумму 29885 руб;
- многофункциональное устройство – 2 шт. на сумму 27180 руб;
- центрифуга – 1 шт. на сумму 57795 руб;
- кресло офисное – 4 шт. на сумму 15600 руб. 
На основании  сравнительного анализа вышеуказанных договоров поставки товаров, соответствующих им товарных накладных и копий  платежных поручений с представленным  ГБУЗ КО КОКНД списком оборудования и расходных материалов, приобретенных для проведения ХТИ в 2016 году, Комиссия установила факт поставки данного оборудования в  ГБУЗ КО КОКНД в указанный период и произведенной по нему фактической оплате. Вместе с тем, в части  поставки центрифуги в 2016 году для проведения ХТИ и фактической оплате за поставку данного оборудования, подтверждающие документы ГБУЗ КО КОКНД представлены не были.
С  01.01.2017 г. вступил в силу Приказ Министерства здравоохранения  РФ от  30.06.2016 г. № 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на  наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее – Порядок), в котором четко регламентируется порядок  обследования лиц на  наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В соответствии с пунктом 8 Порядка химико-токсикологические исследования проводятся в наркологических диспансерах (наркологических больницах) или иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) освидетельствуемого, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "клинической лабораторной диагностике" или "судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)".
В силу пункта 10 Порядка химико-токсикологические исследования проводятся в два этапа:
- предварительные химико-токсикологические исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой;
- подтверждающие химико-токсикологические исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.
На основании пункта 13 Порядка, химико-токсикологическое исследование в обязательном порядке проводится на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин и метадон, бензодиазепины, барбитураты.
Таким образом, вышеназванный Порядок четко определил этапы проведения ХТИ и 10 групп веществ, на которые в обязательном порядке должны проводятся предварительные и подтверждающие ХТИ.
В целях проведения медицинского осмотра (медицинское освидетельствование) врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием в соответствии с действующим законодательством РФ, ГБУЗ КО КОКНД с 09.01.2017 г. снизил количество групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов,  исследуемых при проведении ХТИ с 12 до 10. Данный факт подтверждается сведениями, предоставленными  ГБУЗ КО КОКНД в письме от 27.02.2017 г. вх. № 1120. 
Из пояснений представителя  ответчика следует, что в связи с уменьшением до 10 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов при проведении ХТИ,  ГБУЗ КО КОКНД снизил цену на платную медицинскую услуги в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия с 2023 руб. до 1780 руб.
В качестве доказательств снижения цены до 1780 руб. ГБУЗ КО КОКНД представил Прейскурант, утвержденный  и введенный в действие Приказом главного врача ГБУЗ КО КОКНД № 1 от 09.01.2017 г.  с 10.01.2017 г.  Данный Приказ был согласован с ДОЗН КО, что подтверждается копией справки согласования к проекту данного приказа.
Кроме того, фактическое снижение цены ГБУЗ КО КОКНД на медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия до 1780 руб. подтверждается копиями 30 договоров на оказание платных медицинских услуг заключенных ГБУЗ КО КОКНД с физическими лицами за период с 16.01.2017 г. по 20 .03.2017 г.
Согласно пункту 1.1 вышеназванных договоров предметом договора является прием (осмотр, консультация) врача психиатра-нарколога с проведением ХТИ для допуска на оружие.
В соответствии с пунктом 2.1 данных договоров стоимость услуги согласно прейскуранту составляет 1780 руб. 00 коп.
Расшифровка цен медицинского осмотра (медицинское освидетельствование) врачом-психиатром-наркологом с проведением предварительного ХТИ на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием для лиц на получение лицензии на оружие за период 2015-2017 года представлена ГБУЗ КО КОКНД в таблице.
                                                                                                                                           Таблица 
Этапы проведения медицинского осмотра    Цены этапов (в рублях)
    с 16.10.2015 года    с 10.06.2016 года    с 10.01.2017 года
Медицинский осмотр врачом психиатром-наркологом    246,00    400,00    400,00
Предварительные химико-токсикологические исследования    1048,00    1457,15    1214,15
Подтверждающие химико-токсикологические исследования    0    165,85    165,85
ИТОГО:    1294,00    2023,00    1780,00
Согласно сведениям, приведенным в таблице,  повышение цены медицинского осмотра  врачом-психиатром-наркологом с проведением предварительного ХТИ для лиц на получение лицензии на оружие связано, в том числе, с введением оплаты с 10.06.2016 г. и с 10.01.2017 г. в размере  165,85 руб. за подтверждающее ХТИ для лиц получивших отрицательный результат на этапе проведения предварительного ХТИ. 
В соответствии с пунктом 18 Порядка,  по окончании предварительного химико-токсикологического исследования в случае отсутствия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, подтверждающее химико-токсикологическое исследование не проводится.
По окончании предварительного химико-токсикологического исследования в случае наличия в образце биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов и вне зависимости от их концентрации проводится подтверждающее химико-токсикологическое исследование.
Таким образом, взимание ГБУЗ КО КОКНД платы в размере 165,85 руб. за подтверждающее ХТИ, с лиц, прошедших предварительное ХТИ и в образце биологического объекта (моче) которых, не были обнаружены наркотические средства, психотропные вещества и их метаболиты является неправомерным и противоречит требованиям пункта 18 Порядка проведения медицинского освидетельствования.
Из вышеуказанного следует, что повышение ГБУЗ КО КОКНД с 10.06.2016 г. цены на медицинский осмотр (медицинское освидетельствование) врачом-психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия с 1294 руб. до 2023 руб., является необоснованным, т.к. ГБУЗ КО КОКНД неправомерно включило в цену предварительного ХТИ дополнительную оплату за подтверждающее ХТИ в размере 165,85 руб., и добавило  при проведении предварительного ХТИ ещё 5 групп наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, доведя их общее количество до 12.
Комиссия по рассмотрению дела № 53/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, доводы ответчика об отсутствии в действиях ГБУЗ КО КОКНД нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в установлении монопольно высокой цены на платную медицинскую услугу в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия в географических границах Кемеровского городского округа, результатом чего явилось ущемление интересов неопределенно круга потребителей несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ГБУЗ КО КОКНД по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ   «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать ГБУЗ КО КОКНД (650010, г. Кемерово, ул. Карболитовская, д. 15, ИНН 4205117342) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на платную медицинскую услугу в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия в географических границах Кемеровского городского округа, результатом чего явилось ущемление интересов неопределенно круга потребителей.
2. Выдать предписание ГБУЗ КО КОКНД об исключении из цены платной медицинской услуги в виде медицинского осмотра (медицинского освидетельствования) врачом психиатром-наркологом с проведением ХТИ для лиц на получение лицензии на приобретение оружия сумму в размере 165,85 руб. путем внесения соответствующего изменения в действующий прейскурант платных медицинских услуг и иных услуг, оказываемых  ГБУЗ КО КОКНД на платной основе сверх программы государственных гарантий.  


Председатель Комиссии:                                                                                           
Члены Комиссии:                                                                                                        

 


В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны