Решение б/н Решение по делу в отношении ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», ООО ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 59/А-11-2011

 

                                                                                                                г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена  «05» декабря 2011 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» декабря 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов Комиссии: 

Стельмах С.В. – заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

 

Кондратьевой С.В. – начальника отдела социальной сферы и финансовых рынков Кемеровского УФАС России;

 

Лугининой С.С. – начальника отдела платежных систем и расчетов Главного управления Центрального банка по Кемеровской области  (по согласованию);

 

Алешкиной О.В. – начальника управления по регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций Главного управления Центрального банка по Кемеровской области  (по согласованию);

 

Пирогова Е.Г. – главного юрисконсульта  юридического отдела  Главного управления Центрального банка по Кемеровской области  (по согласованию)

при участии:     

         <…> – заместителя Председателя Правления ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность № <…> от <…>)

         <…> – начальника управления договорно-правовой работы  ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» (доверенность  № <…>от <…>);

         <…> - представителя ОАО «Кузбассэнерго» (доверенность  б/н  от <…>);

<…> – представителя ОАО «Кузбассэнерго» (доверенность № <…>от <…>);

         <…> – представителя ОАО «Кузбассэнерго» (доверенность б/н от <…>);

         <…> – представителя ОАО «Кузбассэнерго» (доверенность б/н от <…>);

         <…> – представителя ООО «Энергосбыт» (доверенность № <…> от <…>);

         <…> – представителя ЗАО «Водоканал» (доверенность   № <…> от <…>);

         <…> – представителя ЗАО «Водоканал» (доверенность № <…> от <…>);

         <…> – представителя ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» (доверенность № <…> от <…>).

  

рассмотрев дело № 59/А-11-2011, возбужденное по признакам нарушения                                 ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» (654080, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 89А),                             ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» (654041,                                    г. Новокузнецк, ул. Кузнецова, 2), ОАО «Кузбассэнерго» (650000, г. Кемерово,                          пр. Кузнецкий, 30), ЗАО «Водоканал» (654005, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 98), ООО «Энергосбыт» (654007, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 42) части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),  

установила:

 

Основанием для возбуждения дела, согласно пункту 2 части 4 статьи 39 Закона о защите конкуренции, явилось обнаружение Кемеровским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях                                                     ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей» (далее – ООО «ГЦРКП), ОАО «Кузбассэнерго», ЗАО «Водоканал»,                    ООО «Энергосбыт».

Кемеровским УФАС России в результате анализа полученной информации в действиях ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», ООО «ГЦРКП», ОАО «Кузбассэнерго»,                                 ЗАО «Водоканал», ООО «Энергосбыт» выявлены признаки нарушения части  2 статьи 11 Закона о защите конкуренции, приказом Кемеровского УФАС России от 22.07.2011г. № 224 возбуждено дело № 59/А-11-2011.

         Определением от 26.07.2011 г. рассмотрение дела № 59/А-11-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 10.08.2011 г.

В связи с необходимостью изучения материалов, полученных в ходе заседания от лиц участвующих в деле, а также с необходимостью истребования дополнительной информации определением от 10.09.2011 г. рассмотрение дела № 59/А-11-2011 было отложено до 03.10.2011 г. 

         03.10.2011г. в связи  с необходимостью получения дополнительной информации, а также в связи с привлечением к участию в деле лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Кемеровским УФАС России было вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 59/А-11-2011. Данным определением в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах к участию в деле были привлечены ООО «Управляющая компания Центр» (654066, г. Новокузнецк, ул. Грдины, 1) и ООО «Управляющая компания Губерния» (654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 80).

         Определением о продлении срока рассмотрения дела № 59/А-11-2011 от 26.10.2011г. срок рассмотрения дела № 59/А-11-2011 продлен до 26.12.2011г.

         Рассмотрение дела было назначено на 02.11.2011г.

02.11.2011г.  уведомлением о назначении времени и места рассмотрения дела                   № 59/А-11-2011 рассмотрение дела было назначено на 28.11.2011г.

         28.11.2011г. представители ООО «Энергосбыт», ООО «УК Центр», ООО «УК Губерния», уведомленные надлежащим образом, не явились.

         На заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела                  № 59/А-11-2011, представитель ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» <…> пояснила (пояснения приобщены к материалам дела), что банк, принимая от населения платежи за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги, осуществляет банковскую операцию по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и генеральной лицензии ЦБ РФ. Прием платежей от населения не зависит от наличия или отсутствия каких-либо регламентов (договоров) между банком и организациями, оказывающими коммунальные услуги. Наличие лицензии ЦБ РФ, является объективной причиной собственного поведения банка по приему и перечислению денежных средств по поручению физических лиц.

Далее <…> отметила, что Регламенты по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения, заключенные между банком и ресурсоснабжающими организациями не носят договорного характера, а являются документом, который определяет технологию и порядок приема платежей физических лиц за коммунальные услуги с использованием Системы учета и сбора платежей (далее – СУСКП). Безналичный перевод денежных средств может осуществляться несколькими способами, в том числе с использованием СУСКП. СУСКП используется как один из способов осуществления перевода без открытия счета не только при оплате коммунальных услуг, но и при оплате услуг связи, интернета и т.д. Способ оплаты выбирает сам плательщик. Услуги по переводу денежных средств оплачивает физическое лицо. Помимо использования СУСКП, население может осуществить платежи за коммунальные услуги следующими способами:

         - перечисление по поручению физического лица со счета, открытого на его имя в любом кредитном учреждении;

         - перечисление по поручению (заявлению) физического лица без открытия счета.

Программное обеспечение СУСКП приобретено банком на основании договора, заключенного с ООО «НПО Центр Финансовых Технологий». Производить прием платежей через СУСКП возможно только при наличии Реестров плательщиков. Реестры плательщиков поступают в банк от Расчетной организации клиента, которую выбирает клиент самостоятельно, либо от самого клиента. В связи с вышеизложенным, по мнению представителя <…>, ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» не нарушает антимонопольное законодательство.

Представитель ОАО «Кузбассэнерго» <…> отметила, что Регламент по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения, заключенный между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ОАО «Кузбассэнерго», имеет информационный характер и направлен на упорядочение и обработку принятых платежей от физических лиц за коммунальные услуги. В регламенте отражен порядок действий ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» в случае поступления денежных средств за тепловую энергию от населения г. Новокузнецка. Данный документ не содержит преимущественных условий для ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» при приеме платежей от физических лиц за коммунальные услуги. Необходимость в регламентации отношений по обработке уже принятых денежных средств обусловлена тем, что имеющиеся у ООО «ГЦРКП» данные по расчету и учету платежей за коммунальные услуги, взаимосвязаны с СУСКП ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк».

Представитель ОАО «Кузбассэнерго» <…> обратила внимание на то, что ОАО «Кузбассэнерго» представляет возможность физическим лицам производить оплату за теплоэнергию любыми другими способами, без использования СУСКП ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», в помещении ОАО «Кузбассэнерго» оформлен «Информационный стенд», где размещается информация о банковских реквизитах ресурсоснабжающей организации. Банковские реквизиты размещены на официальном сайте ОАО «Кузбассэнерго» и указываются в договорах, заключенных с абонентами. В связи с тем, что у ОАО «Кузбассэнерго» отсутствует техническая возможность принимать наличные денежные средства в счет оплаты за теплоэнергию,                              ОАО «Кузбассэнерго» был заключен договор на прием платежей от населения и организаций  с ОАО «Кемеровский социально-инновационный банк». Отделение данного банк находится в том же доме где и ОАО «Кузбассэнерго», что создает дополнительные удобства физическим лицам производить оплату за теплоэнергию. Между ОАО «Кузбассэнерго» и ООО «ГЦРКП» заключен договор от 01.01.2011г.            № А-111/11 на оказание услуг по расчету и учету платежей за коммунальные услуги, в соответствии с которым ООО «ГЦРКП» формирует начисления и ведет учет платы за потребленную тепловую энергию в отношении населения г. Новокузнецка, получающего данную услугу от ОАО «Кузбассэнерго». В свою очередь, ООО «ГЦРКП» рассылает физическим лицам расчетно-информационный листок (единую квитанцию), информирующий о размере оплаты за потребленную услугу. Поскольку, в данной единой квитанции отсутствуют банковские реквизиты ОАО «Кузбассэнерго», обществом было направлено в ООО «ГЦРКП» письмо от 03.08.2011г. № 27-00/4-19/696 о необходимости внесения в расчетно-информационный листок (единую квитанцию), доставляемый физическим лицам, информации о банковских реквизитах                             ОАО «Кузбассэнерго».

Представитель ЗАО «Водоканал» <…> на заседании Комиссии 10.08.2011г. пояснила, что для оптимизации работы абонентского отдела по учету поступивших денежных средств от населения, ЗАО «Водоканал» были заключены Регламенты по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения, с организациями, которые используют в своей работе СУСКП. Заключение Регламента по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения с ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ФГУП «Почта России» произведено ни с целью посредничества, а лишь для обеспечения оперативного учета платежей, поступивших от населения. Кроме того, население имеет возможность производить оплату за коммунальные услуги любым способом без каких-либо ограничений со стороны ЗАО «Водоканал». Население г. Новокузнецка может внести платежи за коммунальные услуги через отделения почты, финансовые учреждения, путем удержания из заработной платы на предприятии и т.д. По мнению <…> ЗАО «Водоканал не ограничивает население г. Новокузнецка в оплате за оказанные     ЗАО «Водоканал» жилищно-коммунальные услуги, любым удобным для них способом.

Согласно информации представителя ООО «Энергосбыт» <…>, между                                 ООО «Энергосбыт» и ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» заключен Регламент по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения. С иными кредитными организациями подобные Регламенты (договоры, соглашения) не заключались. Переписка с кредитными организациями по поводу заключения данного Регламента отсутствует. ООО «Энергосбыт» готово заключить с иными кредитными организациями аналогичные Регламенты (договоры, соглашения) в соответствии с которым производились бы прием платежей от населения за коммунальные услуги, однако такие организации с предложениями об их заключении в ООО «Энергосбыт» не обращались. При этом, ни факт заключения Регламента между ООО «Энергосбыт» и                                                     ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», ни его содержание, не препятствуют приему платежей другими кредитными организациями от населения за коммунальные услуги и перечислению их в пользу ООО «Энергосбыт»  Прием платежей от населения является услугой, оказываемой физическому лицу кредитной организацией и может производиться без участия ресурсоснабжающей организации, в отсутствие какого-либо соглашения с ней.

По мнению <…>, заключение данного Регламента с ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» не может ограничивать конкуренцию на рынке платежей и не препятствует оплате коммунальных услуг населением через иные кредитные организации.

         03.10.2011 года на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 59/А-11-2011 представитель ООО «Энергосбыт» <…> пояснил следующее:

         ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ООО «Энергосбыт» не нарушало антимонопольное законодательство. В соответствии с пунктом 2.1.3. договора                        № А-222/11 от 01.01.2011г., заключенного между ООО «Энергосбыт» и ООО «ГЦРКП», в обязанности ООО «ГЦРКП» входило формирование адресных платежных документов, ежемесячное их изготовление и доставка населению. Форма или образец платежного документа сторонами не утверждалась. Вышеуказанный договор с ООО «ГЦРКП» расторгнут 04.07.2011 года. В настоящее время начисление платежей за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) ООО «Энергосбыт» осуществляет самостоятельно. Формирование, изготовление и доставку счетов-квитанций для населения осуществляет ООО «Жилкомсервис» на основании договора № 9/Э-114-11 от 25.05.2011 года, заключенного с ООО «Энергосбыт». В настоящее время                              ООО «Энергосбыт» предоставляет населению информацию о своих банковских реквизитах.

         Представитель ЗАО «Водоканал» <…> заявила, что население имеет возможность оплатить коммунальные услуги в различных кредитных организациях, а также на почте (к материалам дела приобщены платежные поручения).

         Согласно письменным объяснениям представителя ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» <…>, бланки единой квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг были разработаны банком до введение в действие Жилищного кодекса РФ, как информационный материал для населения, содержащий правильное наименование оплачиваемых жилищно-коммунальных услуг, размер оплаты услуг, местонахождения и контактные данные некоторых поставщиков услуг. Данный бланк не имел и не имеет правового статуса для его использования, ни в деятельности жилищно-коммунального хозяйства, ни в деятельности кредитных организаций при приеме платежей от населения города Новокузнецка. В соответствии со статьей 155 ЖК РФ и пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила), плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы – управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Пунктом 38 Правил определено содержание платежного документа. Обязательными реквизитами платежного документа являются наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адреса сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

         Единая квитанция не является обязательным документом для осуществления перевода денежных средств, так как отсутствуют банковские реквизиты получателей платежей. Таким образом, юридически значимым для физического лица при оплате коммунальных услуг является только платежный документ, определенный Постановлением Правительства РФ.

         Согласно письменным объяснениям, представленным генеральным директором ЗАО «Водоканал» <…> в Кемеровское УФАС России 07.11.2011г. следует, что в сентябре 2011 года в адрес ЗАО «Водоканал» в устной форме обратился ОАО Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный» с просьбой о взаимодействии по оперативному учету платежей населения за коммунальные услуги. В настоящее время ЗАО «Водоканал» ведется работа по согласованию и подписанию  регламента с ОАО Новосибирский социальный коммерческий банк «Левобережный» регламента, аналогичного регламенту, заключенного с ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк». Обращений от иных кредитных организаций в адрес ЗАО «Водоканал» не поступало.

 

         Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского  УФАС  России установила следующее:

         Между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ресурсоснабжающими организациями             (ЗАО «Водоканал», ООО «Энергосбыт» и ОАО «Кузбассэнерго») утверждены следующие Регламенты по работе с денежными средствами, принимаемыми от населения (далее – Регламент) в пользу вышеназванных хозяйствующих субъектов, с использованием СУСКП, которые действуют в настоящее время:

         - регламент от 24.11.2010г. № 08-1694 между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и                  ЗАО «Водоканал».

         - регламент от 18.01.2011 г. № 08-38 между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и                 ООО «Энергосбыт»;

         - регламент от 06.03.2009г. № 08-351 между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и              ОАО «Кузбассэнерго».

         До 2009 года в соответствии с Постановлением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 25.12.2008г. № 12/161 «Об установлении размера платы населения за жилищно-коммунальные услуги» в размер тарифа за коммунальные услуги входила комиссия за услуги банковских учреждений, поэтому все управляющие компании (УК, ТСЖ, РСО), должны были сами оплачивать банку услугу по переводу денежных средств. В тот период, с целью согласования размера комиссионного вознаграждения и реквизитов для перечисления принятых банком денежных средств в адрес поставщика услуг, ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» заключались договоры на прием платежей с УК, ТСЖ, РСО.

         В настоящее время, все ТСЖ, УК отказались оплачивать банку услугу по переводу денежных средств и ранее заключенные договоры потеряли свою актуальность (письмо ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк от 10.08.2011г. № 10-7748/1). Учитывая тот факт, что банковские услуги по приему и переводу денежных средств оказываются физическому лицу, необходим был документ, который бы определял последовательность действий УК, ТСЖ, расчетных организаций при оплате населением г. Новокузнецка коммунальных услуг. Таким документом стал Регламент.

         Аналогичные Регламенты (договоры) заключены между                                                      ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и  УК, ТСЖ г. Новокузнецка.

         Для примера использовались следующие Регламенты (договоры):

         - договор № 08-391 от 14.03.2011г. на прием и перечисление денежных средств, принятых от населения между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ООО «Управляющая компания «ГУБЕРНИЯ»;

         - регламент от 28.10.2009г. № 08-1347 между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и  ООО «Управляющая компания Центр».

         Условиями Регламентов (договоров), заключенных ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» с УК, ТСЖ, РСО предусмотрено, что ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» осуществляет прием платежей от населения и перечисляет их в пользу ресурсоснабжающих организаций, либо организаций оказывающие коммунальные услуги.

         Пунктом 2.2. вышеуказанного регламента и пунктом 3.1. вышеуказанного договора предусмотрено, что население г. Новокузнецка осуществляет оплату жилищно-коммунальных услуг на основании единой квитанции

         В пункте 2.4. Регламента, прописаны банковские реквизиты ресурсоснабжающих организаций, также организаций оказывающие коммунальные услуги, по которым,     ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» осуществляет перечисление принятых коммунальных платежей от населения в пользу получателей платежей. В договоре с                                     ООО «УК «ГУБЕРНИЯ» пункт в котором прописаны банковские реквизиты отсутствует.

ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» были заключены договоры (соглашения) на прием платежей за коммунальные услуги (далее – Договоры) с 9 кредитными организациями и филиалом ФГУП «Почта России» по Кемеровской области.

В соответствии с пунктом 1.1. Договоров (соглашений) кредитные организации осуществляют прием платежей физических лиц без открытия банковского счета и их отражения в СУСКП.

Согласно заключенным договорам (соглашениям), кредитные организации только принимают платежи физических лиц г. Новокузнецка за коммунальные услуги и не могут самостоятельно осуществить перечисление денежных средств по поручению физических лиц получателям платежей, так как все суммы коммунальных платежей  принятые кредитными организациями, передаются на транзитный счет                                  ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» для дальнейшего перевода денежных средств получателям платежей за оказанные услуги.

         Вследствие этого, полноценно услугу по приему и перечислению денежных средств по поручению физических лиц за коммунальные услуги  ресурсоснабжающим организациям либо организациям, оказывающим коммунальные услуги, может оказывать только  – ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк».  

         Иные кредитные организации, не имеющие заключенного договора (соглашения) на прием платежей от населения за коммунальные услуги с ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк», не имеют возможности принять от физических лиц платежи за коммунальные услуги, поскольку в единых квитанциях отсутствуют банковские реквизиты получателей платежа.

         Обществом с ограниченной ответственностью «ГЦРКП» заключены договоры на оказание услуг по расчету и учету платежей за коммунальные услуги (далее – Договоры) со следующими ресурсоснабжающими организациями:

        - договор от 01.01.2011г. № А-111/11  с Кузбасским ОАО энергетики и электрификации в лице Кузнецкой ТЭЦ Кузбасского филиала ОАО «Кузбассэнерго», срок действия договора до 31.12.2011г., договор будит считаться продленным на  следующий календарный срок, если ни одна из сторон за месяц до истечении срока договора в письменной форме не заявит другой стороне о несогласии в продлении договора;

         - договор от 01.01.2011г. № А-222/11 с ООО «Энергосбыт», срок действия договора до 31.12.2011г., договор расторгнут 04.07.2011г.

         Согласно пункту 2.1.3 вышеуказанных Договоров, ООО «ГЦРКП» обязуется ежемесячно формировать адресные платежные документы производить их изготовление и доставлять до населения (получателей) до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

         Поскольку, банковские реквизиты получателей платежей за услуги отражены в соответствующих регламентах (договорах), заключенных между ОАО АБ «Кузнецкбизнесбанк» и ресурсоснабжающими организациями появилась возможность, используя систему СУСКП принимать и перечислять платежи за коммунальные услуги по информационным письмам, поступающим из ООО «ГЦРКП», либо просто назвав фамилию плательщика.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения  между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

         В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. При переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов банк осуществляет ряд последовательных банковских операций, начиная с приема наличных денежных средств от физического лица и до зачисления их на банковский счет получателя в безналичном порядке.

В соответствии с пунктом 1.2.2. Положения Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской федерации» (далее – Положение), порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, включая порядок оплаты расчетных услуг, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются банком в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

Согласно пункту 1.2.3. Положения, банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа. Форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены реквизиты, необходимые для перечисления денежных средств.

СУСКП кредитной организации предназначена для автоматизации в процессе приема и обработки платежей, поступающих от населения, в целях минимизации операционных рисков банка и экономии времени на оформление документов, необходимых для осуществления перевода денежных средств. Технология приема и обработки платежей в СУСКП определяется банком в Регламенте, носящем информационный характер, и доведенном до сведения организаций получателей платежей.

Согласно пункту 1.2.3. Положения, пунктом 2.2. Регламента определен состав сведений, необходимых для приема и обработки платежа с использованием автоматизированного комплекса СУСКП: ФИО плательщика, назначение платежа, адрес и сумма. Указанные сведения предоставляются физическим лицом одним из  следующих способов:

         - в единой квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг населения;

         - в извещении о задолженности;

         - в распоряжении на перечислении денежных средств;

         - в других видах.

         В пункте 2.2. Регламента единая квитанция указана как один из видов предоставления сведений для перечисления платежей за коммунальные услуги и не содержит ограничений передачи их в другом виде.

         В соответствии с пунктом 40 Правил, физические лица самостоятельно выбирают способ оплаты коммунальных услуг, поэтому наличие Регламента не препятствует внесению платы населением за коммунальные услуги в иные кредитные организации.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях                        ОАО АБ «Кузнецкбизнесбане», ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей», ОАО «Кузбассэнерго», ЗАО «Водоканал» отсутствует состав правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в заключении  регламентов (договоров), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по приему и перечислению платежей  физических лиц               г. Новокузнецка.

         На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать в действиях ОАО АБ «Кузнецкбизнесбане», ООО «Городской центр расчетов коммунальных платежей», ОАО «Кузбассэнерго», ЗАО «Водоканал», выразившихся в заключении регламентов (договоров), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по приему и перечислению платежей  физических лиц г. Новокузнецк, отсутствие нарушения антимонопольного законодательства.

         2. Производство по делу № 59/А-11-2011, возбужденному по признакам нарушения  части 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

         Председатель Комиссии                                                   Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии                                                               С.В. Стельмах

                                                                                                     Е.Г. Пирогов

                                                                                            С.С. Лугинина

                                                                                            О.В. Алешкина

                                                                                            С.В. Кондратьева

              

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны