Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 51/04-2017р  от 27 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 51/04-2017р 

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2017 года                                    

В полном объеме решение изготовлено 26 июля  2017 года

                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председателя Комиссии – <…> - руководителя управления, Членов Комиссии: <…> – начальника отдела ФРиР, <…>– специалиста отдела ФРиР;

при ведении протокола <…> – специалистом отдела ФРиР Кировского УФАС России;  

В отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения лиц, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе КПК  Кредитный дом «<…>», ООО МКК «Кредитный дом <…>»;

рассмотрев дело № 51/04-2017р по признакам нарушения ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») по факту размещения на торце здания по адресу: Кировская область, город Уржум, ул. Рокина, 9а, рекламы следующего содержания: «Займы до 30 000 Р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно. Кредитный дом «<…>». 8 (8332) <…>. www. <…>.ru»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О рекламе», Кировским УФАС России было установлено, что на торце здания по адресу: Кировская область, город Уржум, ул. Рокина, 9а, размещена реклама следующего содержания: «Займы до 30 000 Р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно. Кредитный дом «<…>». 8 (8332) <…>. www. <…>.ru», которая содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (Акт фиксации рекламы от 10.02.2017).

Определением от 25.05.2017г. возбуждено дело № 51/04-2017р в отношении КПК Кредитный дом «<…>». Рассмотрение дела № 51/04-2017р назначено на  21.06.2017г.

Ответчик – КПК Кредитный дом «<…>», надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения дела, явку не обеспечил, запрошенные документы не представил.

Вместе с тем, в материалы дела № 51/04-2017р были представлены документы ООО МКК «Кредитный дом <…>» (вх. № 4148 от 09.06.2017).

21.06.2017 определением о продлении срока рассмотрения дела № 51/04-2017р в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства Российской Федерации было привлечено ООО МКК «Кредитный дом <…>» (ИНН <…>; ОГРН <…>).

Рассмотрение дела № 51/04-2017р определением от 21.06.2017 года отложено на 20.07.2017.

КПК Кредитный дом «<…>», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку на рассмотрение дела не обеспечило, запрошенные документы  не представило, ходатайств не заявляло.

ООО МКК «Кредитный дом <…>», уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку на рассмотрение дела не обеспечило, запрошенные документы представило в полном объеме, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Комиссия приняла решение о рассмотрении дела № 51/04-2017р в отсутствие ответчиков ООО МКК «Кредитный дом <…>», КПК Кредитный дом «<…>».

Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация следующего содержания: «Займы до 30 000 Р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно. Кредитный дом «<…>». 8 (8332) <…>. www.kdpartner.ru», размещенная на торце здания по адресу: Кировская область, город Уржум, ул. Рокина, 9а, адресована неопределенному кругу  лиц, в том числе пешеходам, пассажирам и водителям транспортных средств, поскольку размещена рядом с тротуаром, вблизи от проезжей части дороги, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (финансовым услугам, предоставляемым ООО МКК «Кредитный дом <…>» - займы), формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке, соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и, таким образом, является рекламой.

Требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу финансовых услуг и финансовой деятельности. Соответственно для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются услуги либо деятельность, относящиеся к финансовым.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

Анализ указанных норм в совокупности с понятием финансовой услуги, установленным Федеральным законом «О защите конкуренции», позволяет сделать вывод о том, что оказываемые микрокредитными компаниями услуги по привлечению денежных средств (выдача займов) являются финансовыми услугами.

Объектом рекламирования спорной рекламы является услуга – выдача займов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативно определенных понятий, указанные в спорной рекламе услуги (займ) связаны с привлечением либо размещением денежных средств физических лиц, что позволяет идентифицировать их в качестве финансовых, на рекламу которых распространяются требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из анализа положений Федерального закона «О рекламе», целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Таким образом, необходимость информирования потребителя направлена на формирование у него правильного (достоверного) восприятия о соответствующей продукции (товаре, услуге). Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Таким образом, отсутствие наименования лица, предоставляющего финансовую услугу, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица состоит из организационно - правовой формы и фирменного наименования.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание «микрокредитная компания» и указание на ее организационно-правовую форму. Спорная реклама  содержит только фирменное наименование Кредитный дом «<…>», без указания организационно-правовой формы и указания на ее деятельность как микрокредитной компании. Таким образом, наименование лица, предоставляющего финансовую услугу - займы, отсутствует, что является нарушением ч. 1 ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» для заемщика и влияющие на нее.

Статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным относит условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», при этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 указанного закона.

Учитывая изложенное, если реклама услуг, связанных с предоставлением займа, пользованием им и погашением займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа и влияющие на нее.

Указание  условий оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.

Как было установлено, в спорной рекламе содержались сведения о сумме займа (до 30 000 Р). Информация о сроке предоставления займа, о процентных ставках по займам, влияющие на его фактическую стоимость и расходы вкладчика, в рекламе отсутствовали, что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», следует признать, что рекламная информация следующего содержания: «Займы до 30 000 Р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно. Кредитный дом «<…>». 8 (8332) <…>. www. <…>.ru», размещенная на торце здания по адресу: Кировская область, город Уржум, ул. Рокина, д. 9а, не отвечает требованиям рекламного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Установлено, что деятельность по адресу: Кировская область, г. Уржум, ул. Рокина, д. 9а согласно пояснениям ответчика ООО МКК «Кредитный дом <…>», договорам займа и договору субаренды нежилого помещения от 01.02.2017, представленным в материалы дела, осуществляется ООО МКК «Кредитный дом <…>». Таким образом, в рассматриваемом деле рекламодателем и рекламораспространителем спорной информации в одном лице выступает  ООО МКК «Кредитный дом <…>».

Как следует из пояснений ответчика, спорная информация была демонтирована, вместо нее размещена новая информация, в качестве подтверждения представлено фото новой рекламной информации.  Учитывая, что на момент принятия решения в материалах дела имеется документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила не выдавать ООО МКК «Кредитный дом <…>» предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.                                  

Комиссия считает необходимым передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Займы до 30 000 Р. Без справок и поручителей. Оформи быстро и удобно. Кредитный дом «<…>». 8 (8332) <…>. www. <…>.ru», размещенную на торце здания по адресу: Кировская область, город Уржум, ул. Рокина, д. 9а, так как она противоречит ч. 1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Производство по делу № 51/04-2017р в отношении КПК Кредитный дом «<…>» (ОГРН <…>; ИНН <…>) прекратить.
  3. Предписание Обществу с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Кредитный дом <…>» (ИНН <…>; ОГРН <…>) об устранении нарушения ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в связи с добровольным устранением нарушения не выдавать.
  4. Передать материалы дела № 51/04-2017р уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Кредитный дом <…>»  и его должностного лица.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                <>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны