Решение №62/04-2017р РЕШЕНИЕ по делу № 62/04-2017р от 1 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 62/04-2017р

                                                                                                                        

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 01 ноября  2017 года

 

Комиссия Кировского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения  законодательства о рекламе  в составе: Председателя комиссии <…> – заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, Членов Комиссии: <…> – – главного специалиста-экперта отдела ФРиР Кировского УФАС России; <…>– специалиста отдела ФРиР Кировского УФАС России, при ведении протокола <…> – специалистом ОФРиР.

В присутствии лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:        

<…> - представителя ООО «Блик» по доверенности б/н от <…>;

<…>– представителя ИП <…> по доверенности б/н от <…>;

 рассмотрев материалы дела № 62/04-2017р, возбужденного по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», по факту трансляции 04.08.2017 на телеканале «Первый городской канал в Кирове» в рекламном блоке в период с 12 часов 30 минут по 12 часов 32 минуты рекламы следующего содержания: кадр с изображением девочки с книгами и информацией: «Подготовьте детей к учебному году С 1 августа по 30 сентября Суперскидка 40% на лечение гигиену удаление <…> Детям до 16 лет г. Киров, <…>, т.357030, <…>, т. <…>» в сопровождении аудиосообщения: «В стоматологии «Блик» суперскидка 40% детям до 16 лет на лечение, удаление, гигиену. Подробности по телефону <…>»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»), Кировским УФАС России было установлено, что на телевизионном канале «Первый городской канал в Кирове» 04.08.2017 в рекламном блоке в период с 12 часов 30 минут по 12 часов 32 минуты транслировалась реклама следующего содержания: кадр с изображением девочки с книгами и информацией: «Подготовьте детей к учебному году С 1 августа по 30 сентября Суперскидка 40% на лечение гигиену удаление <…>Детям до 16 лет г. Киров, <…>, т. <…>, <…>, т. <…>» в сопровождении аудиосообщения: «В стоматологии «Блик» суперскидка 40% детям до 16 лет на лечение, удаление, гигиену. Подробности по телефону <…>».

Определением №62/04-2017р в отношении ООО «Блик» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Рассмотрение дела № 62/04-2017р назначено на  04.10.2017.

Ответчик - ООО «Блик» обеспечил на рассмотрение дела № 62/04-2017р явку представителя по доверенности б/н от <…><…>, запрошенные документы представил. Представитель ООО «Блик» пояснила, что спорный ролик изготавливался рекламораспространителем – индивидуальным предпринимателем <…>. Спорный рекламный макет на момент утверждения ООО «Блик» содержал предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, то есть соответствовал рекламному законодательству, выход ролика в эфир в некорректном виде произошел по вине индивидуального предпринимателя <…>, о чем ООО «Блик» была направлена претензия. Согласно ответу ИП <…> ролик был приведен в соответствие с ранее утвержденными характеристиками и в последующем транслировался корректно.

Определением от 04.10.2017г. рассмотрение дела № 62/04-2017р  продлено и назначено  на  31.10.2017г., к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен ИП <…>

Ответчик – ООО «Блик» на заседание Комиссии, состоявшемся 31.10.2017,  обеспечил явку законного представителя по доверенности б/н от <…><…>.

Ответчик - ИП <…> на заседание Комиссии, состоявшемся 31.10.2017, обеспечил явку представителя по доверенности от <…>г. <…>Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, транслировавшаяся на телевизионном канале «Первый городской канал в Кирове» 04.08.2017 в рекламном блоке в период с 12 часов 30 минут по 12 часов 32 минуты следующего содержания: кадр с изображением девочки с книгами и изображением: «Подготовьте детей к учебному году С 1 августа по 30 сентября Суперскидка 40% на лечение гигиену удаление <…> Детям до 16 лет г. Киров, <…>, т. <…>, <…>, т. <…>» в сопровождении аудиосообщения: «В стоматологии «Блик» суперскидка 40% детям до 16 лет на лечение, удаление, гигиену. Подробности по телефону <…>», адресована неопределенному кругу лиц (зрителям телевизионного канала), направлена на привлечение внимания покупателей к объекту рекламирования (медицинским услугам, оказываемым в стоматологии «Блик»), способствует формированию интереса к рекламируемым услугам и их продвижению на рынке, и по своему содержанию является рекламой.

Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, которое должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Требования статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются на рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий. Соответственно, для квалификации нарушения по указанной статье Федерального закона необходимо установить, что объектом рекламирования являются медицинские услуги.

Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Частью 2 ст. 12 Закона о лицензировании предусмотрено, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно Приложению к Положению о лицензировании. Услуги по стоматологии входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, так как содержатся в Приложении к Положению о лицензировании.

ООО «Блик» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности  № <…>от <…>г., в том числе на выполнение работ (услуг) при оказании первичной, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: стоматологии детской, стоматологии терапевтической.

На основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Услуги по удалению и гигиене зубов включены в перечень услуг, относящихся к медицинским, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»:

- код услуги: A16.07.001, наименование медицинской услуги: Удаление зуба;

- код услуги:  A14.07.003 , наименование медицинской услуги: Гигиена полости рта и зубов.

Таким образом, рекламируемые услуги являются медицинскими.

В рекламной информации, транслировавшейся 04.08.2017 в эфире телевизионного канала «Первый городской канал в Кирове» в рекламном блоке в период с 12 часов 30 минут по 12 часов 32 минуты, следующего содержания: кадр с изображением девочки с книгами и изображением: «Подготовьте детей к учебному году С 1 августа по 30 сентября Суперскидка 40% на лечение гигиену удаление <…>Детям до 16 лет г. Киров, <…>, т. <…>, <…>, т. <…>» в сопровождении аудиосообщения: «В стоматологии «Блик» суперскидка 40% детям до 16 лет на лечение, удаление, гигиену. Подробности по телефону <…>» отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

С учетом названных обстоятельств и положений  ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», следует признать, что рассматриваемая реклама не отвечает требованиям данного закона.

Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

При рассмотрении дела установлено, что во исполнение договора №<…>от <…>, заключенного между ООО «Блик» и ИП <…>, последним был изготовлен спорный рекламный ролик. Изготовленный Исполнителем (ИП <…>макет ролика, содержащий диклеймер (предупреждающую надпись) был утвержден Заказчиком (ООО «Блик»). Согласно пояснениям представителя ИП <…> по техническим причинам в эфир вышел ролик, в котором предупреждающие надписи отсутствовали. 04.08.2017 ООО «Блик» направило в адрес ИП <…> письмо, в котором указало на то, что вышедший в эфир ролик не соответствует утвержденному макету, а именно: отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста.  Согласно письменному ответу от 05.08.2017 ролик приведен в соответствие с ранее утвержденными Заказчиком характеристиками.

В соответствии с представленным в материалы дела договором между учредителем и редакцией СМИ от <…> г. редакцией средства массовой информации «Первый городской канал в Кирове» является  ИП <…>.

Исходя из совокупности представленных документов, в рассматриваемой ситуации ООО «Блик» является рекламодателем, а  ИП <…> является рекламораспростанителем и рекламопроизводителем спорной рекламы.

Учитывая тот факт, что на момент принятия решения  в материалах дела отсутствует документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать ИП <…> предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.

Комиссия решила ООО «Блик» предписание не выдавать, административное производство в отношении ООО «Блик» не возбуждать, в связи с отсутствием вины данного лица.

На основании ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комиссия считает необходимым передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя <…> по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст. 3, ч. 7 ст. 24,  ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: кадр с изображением девочки с книгами и информацией: «Подготовьте детей к учебному году С 1 августа по 30 сентября Суперскидка 40% на лечение гигиену удаление <…> Детям до 16 лет г. Киров, <…>, т. <…>, <…>, т. <…>» в сопровождении аудиосообщения: «В стоматологии «Блик» суперскидка 40% детям до 16 лет на лечение, удаление, гигиену. Подробности по телефону <…>», так как она противоречит части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

2. Выдать индивидуальному предпринимателю <…>  (ИНН <…>; 610018, г. Киров, дер. <…>, ул. <…>, д. <…>) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ  «О рекламе».

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя <…> (ИНН <…>, 610018, г. Киров, <…>, ул. <…>, д.<…>).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                                               <…>

 

                                                                                                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны