Предупреждение б/н Предупреждение от 14 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«21» сентября 2017 г.                                                                                                     г. Киров

 

Прокуратурой Верхнекамского района Кировской области от 11.09.2017 № 02-06-2017 (вх. от 14.09.2017 № 6434) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Кировское УФАС России) направлено обращение и материалы для установления факта нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области.

В ходе проверки Кировским УФАС России были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в следующем.

Администрацией Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области (далее – Учредитель управления) на основании договора доверительного управления имуществом от 12.04.2017 № 24/2017 (далее – Договор) осуществлена передача ООО «Ресурс» (далее – Доверительный управляющий) во временное владение и пользование имущества, предназначенного для оказания услуг водоотведения, без проведения процедуры торгов.

Перечень передаваемого имущества определен Приложением № 1 к Договору.

Вышеуказанное имущество находится в собственности муниципального образования Кирсинское городского поселение Верхнекамского района Кировской области.

 Согласно п. 4.2. Договора настоящий договор заключается на срок с 12.04.2017 по 12.05.2017 (включительно), исчисляемый с момента вступления договора в силу.

13.05.2017 администрацией Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области и ООО «Ресурс» заключено дополнительное соглашение к договору доверительного управления от 12.04.2017 № 24/2017.   Указанным соглашением стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора от 12.04.2017          № 24/2017 с 13.05.2017 по 13.06.2017 (включительно).

14.06.2017 администрацией Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области и ООО «Ресурс» заключено дополнительное соглашение к договору доверительного управления от 12.04.2017 № 24/2017.   Указанным соглашением стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора от 12.04.2017          № 24/2017 с 14.06.2017 по 14.07.2017 (включительно).

15.07.2017 администрацией Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области и ООО «Ресурс» заключено дополнительное соглашение к договору доверительного управления от 12.04.2017 № 24/2017.  Указанным соглашением стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора от 12.04.2017          № 24/2017 с 15.07.2017 по 15.08.2017 (включительно).

16.08.2017 администрацией Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области и ООО «Ресурс» заключено дополнительное соглашение к договору доверительного управления от 12.04.2017 № 24/2017.  Указанным соглашением стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора от 12.04.2017          № 24/2017 с 16.08.2017 по 16.09.2017 (включительно).

16.09.2017 администрацией Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области и ООО «Ресурс» заключено дополнительное соглашение к договору доверительного управления от 12.04.2017 № 24/2017.  Указанным соглашением стороны пришли к соглашению о продлении срока действия договора от 12.04.2017          № 24/2017 с 17.09.2017 по 17.10.2017 (включительно).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции» в ред. от 03.07.2016 № 264-ФЗ) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Законодательство не ус­танавливает возможность заключения органами местного самоуправления договоров, соглашений, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, без проведения процедуры торгов. Непроведение торгов приво­дит к ограничению равного доступа хозяйствующих субъектов к данной публичной процедуре.

Таким образом, договор доверительного управления имуществом от 12.04.2017         № 24/2017 был заключен в нарушение требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в ред. от 03.07.2016 № 264-ФЗ.

В связи с этим договор доверительного управления имуществом, заключенный без проведения торгов, является оспоримой сделкой (статья 168 ГК РФ), равно как и дополнительные соглашения к такому договору.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон «О концессионных соглашениях» в ред. от 03.07.2016 № 275-ФЗ ) объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» в ред. от 19.12.2016 № 458-ФЗ), передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в ред. от 19.12.2016 № 458-ФЗ, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Частью 6 названной статьи предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в ред. от 03.07.2016 № 275-ФЗ по общему правилу концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, передача органами местного самоуправления прав владения и (или) пользования объектами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, иначе как на основании договоров аренды или концессионных соглашений, заключенных по результатам конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом «О концессионных соглашениях», не допускается.

Администрация Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области, передавая указанные объекты водоотведения по договору доверительного управления имуществом без проведения торгов, нарушила требования ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в ред. от 19.12.2016    № 458-ФЗ.

В соответствии с п. 2, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»   органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам и создание дискриминационных условий.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Под дискриминационными условиями, согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

 Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) органов местного самоуправления нарушающими ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.

При этом для квалификации действий (бездействий) по ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги.

Действия администрации Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области по передаче на основании договора доверительного управления имуществом объектов водоотведения без проведения торгов, могут лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование и владение на законных основаниях путем участия в торгах на право заключения концессионного соглашения, препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам путем создания преимущественных условий для отдельного хозяйствующего субъекта, тем самым приводят или могут привести к ограничению, устранению и недопущению конкуренции на рынке водоотведения в территориальных границах Кирсинского городского поселения Верхнекамского района Кировской области и содержат признаки нарушения п. 2, п. 7, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»   государственные и муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Статьи 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции» регламентируют порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Администрация Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области, передавая по договору доверительного управления имуществом объекты водоотведения без проведения торгов, с заявлением о предоставлении преференции в Кировское УФАС России не обращалась, чем нарушила порядок предоставления муниципальной преференции, предусмотренный ст. 19, 20 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в случаях выявления в действиях органа местного самоуправления, признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства не допускается без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.

В связи с наличием в действиях администрации Кирсинского городского поселение Верхнекамского района Кировской области признаков нарушения п. 2, п. 7, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», Кировское УФАС России на основании ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения в срок до 16.10.2017 указанных действий путем:

- принятия мер по возврату в казну муниципального образования  Кирсинское городское поселение Верхнекамского района Кировской области муниципального имущества - объектов водоотведения, переданных ООО «Ресурс» на основании договора доверительного управления имуществом от 12.04.2017 № 24/2017.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (ч. 6             ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

            При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (ч. 7 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

            В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (ч. 8 ст. 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Связанные организации

Связанные организации не указаны