определение о назначении дела № АО 12-07/17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
14.07.2017
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль распределения государственного и муниципального имущества
Номер документа:
№ 01-107/6706 от 14.07.2017
Номер дела:

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 12-07/17 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

14 июля 2017 года

 

 

№ 01-107/6706

г. Сыктывкар

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение Контрольно-счетной палаты городского округа «Вуктыл»  № 291 от 07.09.2016 (вх. № 4587 от 09.09.2016) в отношении Администрации городского округа «Вуктыл», касающееся нарушений при распоряжении муниципальным имуществом, по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

Коми УФАС России ранее рассматривалось заявление Администрации муниципального района «Вуктыл» от 20.02.2015 № 943 (вх. № 1039 от 24.02.2015) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Аквасервис» путём передачи в аренду с 31.01.2015 находящегося в муниципальной собственности муниципального района «Вуктыл» муниципального недвижимого и движимого имущества – объектов коммунальной инфраструктуры (всего 120 наименований, включая здания котельных, тепловые сети, очистные сооружения, артезианские скважины, водопроводные сети).

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение от 16.03.2015 № 05-01/2304 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Аквасервис» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем передачи в аренду с 31.01.2015 находящегося в собственности муниципального района «Вуктыл» имущества – объектов коммунальной инфраструктуры и имущества (движимого и недвижимого), необходимого для их обслуживания, предназначенного для использования (производства, транспортировки и сбыта тепловой энергии) и горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) организаций и населения (потребителей) на территории муниципального района «Вуктыл», с введением ограничений:

1) предельного срока предоставления преференции - до 1 года;

2) в течение указанного срока – 1 года Администрации муниципального района «Вуктыл» необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и провести соответствующие процедуры.

Между Комитетом по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл» и ООО «Аквасервис» заключены договоры аренды № 19/15, № 20-15 в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, движимого и недвижимого имущества, предназначенного для использования  в целях оказания услуг по теплоснабжению, горячему и холодному водоснабжению  и водоотведению для организаций и населения муниципального района «Вуктыл», сроком с 31.01.2015 по 29.01.2016 (далее – договоры аренды №№ 19/15, 20/15).

На основании решения Совета муниципального района «Вуктыл» от 28.01.2016 № 48 Комитет по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл» реорганизован в форме присоединения к Администрации муниципального района «Вуктыл»; Администрация муниципального района «Вуктыл» стала правопреемником Комитета по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл».

В соответствии с решением Совета муниципального района «Вуктыл» от 19.04.2016 № 48 Администрация муниципального района «Вуктыл» переименована в Администрацию городского округа «Вуктыл» (далее – Администрация ГО «Вуктыл»).

Контрольно-счетной палатой городского округа «Вуктыл» на основании требования прокуратуры г. Вуктыла проведена внеплановая проверка Администрации ГО «Вуктыл», в ходе которой установлено, что после окончания сроков действия договоров аренды №№ 19/15, 20/15 муниципальное имущество не возвращено арендатором.

Контрольно-счетной палатой городского округа «Вуктыл» получены объяснения Администрации ГО «Вуктыл» о том, что в течение срока действия договоров аренды №№ 19/15, 20/15 мероприятия в соответствии с решением Коми УФАС России от 16.03.2015 № 05-01/2304 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничений не проводились.

У Администрации ГО «Вуктыл» запрошены копии договоров аренды №№ 19/15, 20/15 и письменная поясняющая информация, из которой следует, что имущество после  окончания срока действия договоров аренды №№ 19/15, 20/15 арендатору не возвращено, договоры в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации возобновлены на неопределенный срок. Мероприятия в соответствии с пунктом 2 решения Коми УФАС России от 16.03.2015 № 05-01/2304 о даче согласия на предоставление муниципальной преференции с введением ограничений не проводились.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

Главой 5 Закона о защите конкуренции определен порядок предоставления государственных или муниципальных преференций.

По пункту 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, принимает одно из следующих мотивированных решений, о чем в день принятия указанного решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения:

4) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции. Такое мотивированное решение с обоснованием применения указанных в нем ограничения или ограничений принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, и для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:

а) предельный срок предоставления государственной или муниципальной преференции;

б) круг лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;

в) размер государственной или муниципальной преференции;

г) цели предоставления государственной или муниципальной преференции;

д) иные ограничения, применение которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции в случае, если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано в соответствии с пунктом 4 части 3 настоящей статьи, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.

Статьей 21 Закона о защите конкуренции в случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 настоящего Федерального закона, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.

Исходя из приведенных норм Администрацией ГО «Вуктыл» муниципальная преференция была предоставлена ООО «Аквасервис» в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции в части несоблюдения ограничений в отношении предоставления муниципальной преференции ООО «Аквасервис», установленных в решении Коми УФАС России от 16.03.2015 № 05-01/2304 о даче согласия на предоставлении муниципальной преференции с введением ограничений.

С 05.01.2016 в Закон о защите конкуренции Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения.

Частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения заявления Контрольно-счетной палаты городского округа «Вуктыл» принято решение о выдаче в адрес Администрации ГО «Вуктыл» на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (предупреждение от 08.12.2016).

На основании предупреждения от 08.12.2016 Администрации городского округа «Вуктыл» необходимо было принять меры по расторжению договоров аренды № 19/15 от 27.03.2015, № 20/15 от 27.03.2015, заключенных с ООО «Аквасервис», в том числе, при необходимости с обращением в суд с иском о расторжении договоров, в срок до 30.06.2017.

О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Коми УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Администрация ГО «Вуктыл» письмом от 31.05.2017 (вх. № 2994 от 02.06.2017) обратилась с ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения Коми УФАС России от 08.12.2016 на шесть месяцев.

Коми УФАС России был установлен разумный и достаточный срок для выполнения предупреждения от 08.12.2016.

У Комитета по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл», его правопреемника Администрации ГО «Вуктыл» в совокупности имелось 1,5 года для проведения необходимых процедур для передачи прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры какому-либо хозяйствующему субъекту в соответствии с требованиями действующего законодательства (регистрация имущества, проведение торгов и т.д.).

В Коми УФАС России отсутствовали документы, свидетельствующие, что уполномоченным органом местного самоуправления на протяжении указанного срока (1,5 года) велась необходимая работа, и невозможность возврата муниципального имущества в казну ГО «Вуктыл» связана с действиями (бездействием) третьих лиц.

Продление срока выполнения предупреждения привело бы к затягиванию срока, на протяжении, которого ООО «Аквасервис» в нарушении действующего законодательства владеет, пользуется муниципальным имуществом. Это в свою очередь могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке в границах ГО «Вуктыл».

 В связи с этим, было  принято решение об отказе в продлении срока выполнения предупреждения от 08.12.2016 (письмо Коми УФАС России от 19.06.2017 № 01-107/5698.

Информация о выполнении предупреждения от 08.12.2016 в Коми УФАС России не поступила.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В рассматриваемом бездействии Администрации ГО «Вуктыл» имеются признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ от 14.07.2017 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией ГО «Вуктыл», место нахождения: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 14, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Назначить дело № АО 12-07/17 к рассмотрению на 09.08.2017 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160 корпус «А», 3 этаж,  зал заседаний.

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя Контрольно-счетную палату городского округа «Вуктыл», место нахождения: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 14.

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Администрацию ГО «Вуктыл», место нахождения: Республика Коми, город Вуктыл, улица Комсомольская, дом 14.

Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО «Аквасервис», место нахождения: Республика Коми, город Вуктыл, Производственная зона, Лабораторный корпус «Вахта-19», каб. 4.

 Администрации ГО «Вуктыл»» в срок до 07.08.2017 представить в адрес Коми УФАС России:

5.1.копию решения Совета муниципального района «Вуктыл» от 28.01.2016 № 48 «О реорганизации Комитета по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл»;

5.2. копию решения Совета городского округа «Вуктыл» от 19.04.2016 № 28 «Об Администрации городского округа «Вуктыл»;

5.3. при наличии  - копии дополнений, изменений к договорам аренды № 19/15 от 27.03.2015, № 20/15 от 27.03.2015, заключенным между Комитетом по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл» и ООО «Аквасервис»;

5.4. письменную информацию о расторжении либо нерасторжении договоров аренды № 19/15 от 27.03.2015, № 20/15 от 27.03.2015, заключенным между Комитетом по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл» и ООО «Аквасервис», и возврате либо невозврате муниципального имущества, в случае расторжения договоров и возврате имущества – копии подтверждающих документов, включая копии соглашений о расторжении договоров, актов приема-передачи;

5.5. копии документов, касающихся выставления в адрес ООО «Аквасервис» счетов по арендной плате по договорам аренды № 19/15 от 27.03.2015, № 20/15 от 27.03.2015 в период с апреля 2016 года по настоящее время.

Контрольно-счетной палате городского округа «Вуктыл» в срок до 07.08.2017 представить в адрес Коми УФАС России копии письменных пояснений Администрации ГО «Вуктыл», полученных в ходе проведения проверки, результаты которой явились основании для подачи Контрольно-счетной палатой городского округа «Вуктыл» заявления № 291 от 07.09.2016 в Коми УФАС России.

ООО «Аквасервис» в срок до 07.08.2017 представить в адрес Коми УФАС России копии документов, касающихся оплаты ООО «Аквасервис» за период с апреля 2016 года по настоящее время арендной платы по договорам аренды № 19/15 от 27.03.2015, № 20/15 от 27.03.2015, заключенным с Комитетом по управлению имуществом муниципального района «Вуктыл».

8. Лица, участвующие в деле, в срок до 07.08.2017 вправе представить в адрес Коми УФАС России письменную позицию по делу и (или) копии документов, письменную информацию, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 12-07/17.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>