Решение №01-109/2458 Заключение об обстоятельствах дела АО 02-02/18 от 9 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № АО 02-02/18

 

 

07 июня 2018 года

 

 

г. Сыктывкар

 

                                          
                                

 

№ ___________________

 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта»

 

Газовиков наб.,  д. 10/1,

г. Ухта,

Республика Коми, 169312

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «Конструктив»

 

Мира ул., д. 62/4, оф. 202,

г. Новосибирск, 630049

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 02-02/18 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», место нахождения: Республика Коми, город Ухта, набережная Газовиков, дом 10/1, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при организации  закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на поставку штор и жалюзи для административного здания ООО «Газпром трансгаз Ухта» (извещение в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru  № 31705656179) (далее – запрос предложений, закупка) в части установления в документации о закупке проитворечивых сроков поставки товаров; неуказания в документации о закупке конкретных документов, которыми может быть подтверждена возможность применения товара на опасных производственных объектах; установления в документации о закупке требования о покрытии карнизов эмалью в цвет интерьера заказчика, при неуказании конкретных цветов; установления противоречивых требований о возможности/невозможности поставки аналогичного товара,

в присутствии на заседании Комиссии представителей ООО «Газпром трансгаз Ухта» по доверенности <…>,

руководствуя статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения настоящего дела явилось заявление общества с ограниченной ответственностью «Конструктив» (далее – ООО «Конструктив»),  содержащее указание на то, что обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» (далее – ООО «Газпром трансгаз Ухта») при организации закупки были установлены противоречивые сведения относительно  сроков поставки товара, в документации не были указаны конкретные документы о закупке, которыми может быть подтверждена возможность применения товара на опасных производственных объектах; в документации о закупке установлены требования о покрытии карнизов эмалью в цвет интерьера заказчика, при неуказании цвета интерьера, установления противоречивых требований о возможности/невозможности поставки аналогичного товара.

На основании приказа № 22 от 14.02.2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № АО 02-02/18 по признакам нарушения ООО «Газпром трансгаз Ухта» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено ООО «Конструктив», место нахождения: г. Новосибирск, ул. Мира, дом 62/4, офис 202.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «Газпром трансгаз Ухта» место нахождения: Республика Коми, город Ухта, набережная Газовиков, дом 10/1.

1. Запрос предложений проводился на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Организатором закупки явилось ПАО «Газпром» (место нахождения: г. Москва, ул. Наметкина, д. 16), заказчиком закупки – ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Извещение и документация о проведении закупки в действующей редакции размещены в единой информационной системе в сфере закупок 06.12.2017.

Протокол по итогам закупки подписан 20.12.2017.

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» в период проведения запроса предложений действовали следующие документы, регламентирующие взаимодействие заказчика и организатора закупки:

1.  Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром с изменениями;

2. Создание автоматизированной системы электронных закупок (АСЭЗ) ОАО «Газпром». Программа проведения опытной эксплуатации;

3. Создание автоматизированной системы электронных закупок (АСЭЗ) ОАО «Газпром». Технологическая инструкция. Проведение закупочных процедур в АСЭЗ;

4. Агентский договор № 21 от 14.01.2009, заключенный между ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Ухта» с дополнительными соглашениями.

Между ОАО «Газпром» (организатор торгов) и ООО «Газпром трансгаз Ухта» (заказчик торгов) заключен агентский договор № 21 от 14.01.2009.

Согласно пункту 1.1. агентского договора № 21 от 14.01.2009 организатор торгов обязуется за вознаграждение в соответствии с агентскими поручениями Заказчика торгов и за его счет в течение срока действия настоящего договора организовывать и проводить торги (конкурсы, аукционы) на право заключения с Заказчиком торгов договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг),  а также совершать  юридические и/или иные действия, связанные с исполнением настоящего договора.

Согласно пункту 1.3. агентского договора № 21 от 14.01.2009 конкретная информация о предмете торгов, финансировании, форме торгов, лимитной (расчетной, ориентировочной) цене предмета торгов указывается в агентских поручения Заказчика торгов.

Дополнительным соглашением от 05.07.2011 к агентскому договору № 21 от 14.01.2009  пункт 1.1 изложен в следующей редакции «организатор обязуется за вознаграждение в соответствии с агентскими поручениями Заказчика торгов и за его счет в течение срока действия настоящего договора организовывать и проводить конкурентные закупки (конкурсы, аукционы, запросы предложений) на право заключения с Заказчиком договоров на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг),  а также совершать  юридические и/или иные действия, связанные с исполнением настоящего договора».

Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках) утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» № 1696 от 19.04.2012.

Согласно пунктам 1.1.1. – 1.1.3. Положения о закупках, в редакции, действовавшей на дату проведения закупки, настоящее Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение) разработано в целях своевременного и полного обеспечения потребностей ПАО «Газпром» (далее – Общество) и Компаний Группы Газпром (далее вместе – Группа Газпром), в товарах, работах, услугах, совершенствования порядка и повышения эффективности закупок.

Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепринятыми правилами, сложившимися в мировой практике в сфере закупок.

Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением ПАО «Газпром» и Компаниями Группы Газпром закупочной деятельности, в том числе устанавливает единые правила и порядок закупок товаров, работ, услуг (далее – закупок)

Согласно пункту 1.1.4. Положения о закупках, в редакции, действовавшей на дату проведения закупки, требования настоящего Положения обязательны для применения при осуществлении закупочной деятельности ПАО «Газпром» и Компаниями Группы Газпром.

Согласно пункту 1.2.11 Положения о закупках запрос предложений – конкурентная закупка, не являющаяся торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со статьями 447–449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057-1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила проведения которой регламентируются настоящим Положением, по результатам проведения запроса предложений может быть определена лучшая заявка на участие в запросе предложений, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений, и заключен договор.

Согласно пункту 1.2.6. Положения о закупках заказчик – ПАО «Газпром» или Компания Группы Газпром – юридическое лицо, для обеспечения нужд которого осуществляется закупка.

Согласно пункту 1.2.13 Положения о закупках инициатор закупки – структурное подразделение Заказчика, заинтересованное в закупке, инициирующее ее проведение.

Согласно пункту 1.2.20 организатор конкурентной закупки (Организатор) – ПАО «Газпром» (Департамент), Компания Группы Газпром (Подразделение по подготовке и проведению конкурентных закупок), осуществляющие организацию и проведение процедур конкурентных закупок.

Согласно пунктам 3.1. – 3.3.  Положения о закупках проведение конкурентных закупок осуществляется Организатором на основании утвержденного плана конкурентных закупок Группы Газпром. В случае если Организатором проводится конкурентная закупка для нужд Компании Группы Газпром, то такие отношения Заказчика и Организатора оформляются в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Заказчик в соответствии с утвержденным планом конкурентных закупок Группы Газпром осуществляет подготовку условий и требований для проведения закупки.

Перечень исходных данных, подлежащий представлению Заказчиком (Инициатором закупки) Организатору для организации и проведения конкурентной закупки в зависимости от способа и предмета закупки, устанавливается Организатором.

Частью 9 Положения о закупках определен порядок закупок путем проведения открытого запроса предложений.

Согласно пункту 9.1.1. Положения о закупках, в редакции, действовавшей на дату проведения закупки, основанием для проведения  организатором запроса предложений является утвержденный годовой план конкурентных закупок Группы Газпром.

Согласно пункту 9.3.1. Положения о закупках, в редакции, действовавшей на дату проведения закупки, документация о запросе предложений должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы (услуги), установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» исх. от 11.05.2018 (вх. № 1662э от 14.05.2018) с 14.10.2014 ПАО «Газпром» и дочерними компаниями реализуется программа Автоматизированной системы электронных закупок. Соответственно, все количественные и качественные параметры закупки, а также основные условия закупки определяются заказчиком закупки и передаются в электронном виде организатору закупки.

ОАО «Газпром» утвержден документ «Создание Автоматизированной система электронных закупок (АСЭЗ) ОАО  «Газпром». Программа проведения опытной эксплуатации» (далее – Программа проведения опытной эксплуатации).

Согласно пункту 1 Программы проведения опытной эксплуатации:

- автоматизированная система электронных закупок – совокупность информации и информационных технологий, технических, программных и других средств, обеспечивающих ее обработку, основанную на комплексном использовании моделей, методов и технических средств обработки информации для решения задач управления закупками;

- бизнес-процесс – устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует исходные данные в выходные результаты;

- закупочная документация – комплект документов, разрабатываемый Заказчиком и содержащий информацию о предмете закупки, критериях выбора победителя, об условиях договора, заключаемого по результатам Закупочной процедуры и т.п. необходимых для формирования пакета закупочной документации;

- пользователь АСЭЗ – работник ОАО «Газпром» или Компании Группы Газпром, входящей в организационный  объем Проекта, который использует систему АСЭЗ для выполнения конкретной функции в рамках своих должностных обязанностей.

Приложением И к Программе проведения опытной эксплуатации является Перечень 2 структурных подразделений ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром.

В приложение И включено ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Согласно письму ОАО «Газпром» от 14.10.2014 № 01-21-14213 «О начале Опытной эксплуатации АСЭЗ» организациям, указанным в Приложении И Программы проведения опытной эксплуатации, необходимо планировать в АСЭЗ конкурентные закупки и закупки у единственного поставщика с 27.10.2014.

ОАО «Газпром» принят документ Технологической инструкции «Проведение закупочных процедур в АСЭЗ» (далее – Технологическая инструкция).

Согласно пункту 1 Технологической инструкции:

-  заказчик – ОАО «Газпром» или Компания группы Газпром – юридическое лицо, для обеспечения нужд которого осуществляется закупка;

- подразделение по подготовке и проведению конкурентных закупок – самостоятельное структурное подразделение Компании Группы Газпром, созданное в целях осуществления функций по организации и проведению конкурентных закупок, иных функций, связанных с организацией и проведением конкурентных закупок;

- организатор конкурентной закупки, организатор – ОАО «Газпром» (Департамент), Компания Группы Газпром (Подразделение по подготовке и проведению конкурентных закупок) осуществляющее организацию и проведение конкурентных закупок.

Согласно пункту 2.1. Технологической инструкции целью настоящего документа является определение последовательности выполнения бизнес процесса 02 «Проведение конкурентных закупок» в системе АСЭЗ. Технологическая инструкция содержит описание порядка выполнения бизнес-процесса 02 «Проведение конкурентных закупок» на уровне отдельных функций, выполняемых пользователем посредством АСЭЗ (или указание на то, что функция выполняется вне системы).

Согласно пункту 2.2. Технологической инструкции данная инструкция предназначена для применения, в том числе, подразделениями по подготовке и проведению конкурентных закупок Компаний Группы Газпром.

Согласно пункту 3 Технологической инструкции бизнес - процесс 02 «Проведение конкурентных закупок» представляет собой процесс подготовки и проведения закупок, подачу предложений участников закупки, проведение экспертной оценки поданных заявок, а так же подведение итогов по закупочным процедурам.

Бизнес-процесс 02 «Проведение конкурентных закупок» включает следующие подпроцессы:

02.01 «Подготовка документации для конкурентной закупки»;

02.02 «Объявление конкурентной закупки»;

02.03 «Предоставление Участникам закупки Документации о закупке»;

02.04 «Подача Предложения участником закупки»;

02.05 «Получение и публичное вскрытие  предложений участников закупки»;

02.06 «Проведение уторговывания цен предложений участников закупки»;

02.07 «Проведение экспертной оценки предложений участников закупки»;

02.08 «Подведение итогов Конкурентной закупки».

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» исх. от 23.03.2018 № 41-4220 все количественные и качественные параметры закупки, а также основные условия закупки определяются заказчиком закупки и передаются в электронном виде организатору закупки.

Определением об отложении рассмотрения дела № АО 02-2/18 от 11.04.2018 № 01-107/2672 Коми УФАС России у ООО «Газпром трансгаз Ухта» запрошены копии всех документов и письменной информации, направленной ООО «Газпром трангаз Ухта» в ардес ПАО «Газпром», ПАО «Газпром» в адрес ООО «Газпром трансгаз Ухта» по вопросу проведения  запроса предложений (письма, документы, скриншоты).

 ООО «Газпром трансгаз Ухта» на определение Коми УФАС России представлен скриншот закупки из АСЭЗ, согласно которому документация о закупке прикреплена в АСЭЗ отделом организации и проведения конкурентных закупок ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Таким образом, документация о закупке разработана ООО «Газпром трансгаз Ухта».

2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Согласно части 1  статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц целями регулирования настоящего Федерального закона являются, в том числе,  расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно пункту 7.7. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке, срок действия Договора устанавливается с даты подписания Протокола по итогам конкурентной закупки и действует по 22.11.2017 года, а в части оплаты до полного исполнения обязательств «Покупателем».

В пункте 4.9 информационной карты документации о закупке указано, что срок поставки: начало поставки  17.11.2017; окончание поставки 22.12.2017.

В техническом задании, являющемся частью документации о закупке, указано, что срок поставки товара октябрь - ноябрь 2017 г., либо ранее по предварительному согласованию сторон.

В файле «Таблица А», входящем в состав документации о закупке, указано, что срок поставки товара 22.11.2017.

В технико-коммерческом предложении на товар, предлагаемый к поставке (приложение к Форме 1) указан срок поставки  - по кол-ву с разбивкой по месяцам – декабрь.

Согласно письменным пояснения ООО «Газпром трансгаз Ухта» исх. № 41-19527 от 20.11.2017 установление различных сроков поставки товара в разных разделах документации о закупке обусловлено технической ошибкой. Все сроки, указанные в разных частях Документации о закупке варьируются между октябрем-декабрем 2017 года, и разница связана с тем, что был временной промежуток между началом подготовки документации о закупке и ее фактическим размещением, в связи с чем, в некоторые части документации сотрудники внесли изменения, а в некоторых они остались прежними. Указанные расхождения не являются неустранимым препятствием для участия в закупке и никак не влияют на конкуренцию.

Данный довод ООО «Газпром трансгаз Ухта» не принимается в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Таким образом, срок поставки является существенным условием договора поставки товара. Ответчиком в документации о закупке установлены противоречивые сроки поставки товара. По сути, конкретные сроки поставки товара не определены, что противоречит пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Установление ответчиком в документации о закупке противоречивых сроков поставки товара могло иметь своим результатом препятствование подаче заявок потенциальными участникамми закупки вследствие невозможности однозначного определения срока поставки и, как следствие, способности исполнения условий договора.

Указанные действия могли привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках поставки штор и жалюзи при проведении закупки.

Действия ООО «Газпром трансгаз Ухта» в части указания в документации противоречивых сроков поставки не соответствуют принципам Закона о  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Об ущемлении интересов хозяйствующих субъектов в результате указанных действий заказчика свидетельствует, в том числе, заявление ООО «Конструктив».

В действиях ООО «Газпром трансгаз Ухта» в виде установления в закупочной документации различных сроков поставки товара имеются нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Согласно пункту 9.3.3 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать сведения о предмете закупки с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, когда невозможно определить количество товара, конкретный объем работ, услуг.

Согласно пункту 4.6. Информационной карты документации о закупке предметом запроса предложений является поставка штор и жалюзи для Административного здания ООО «Газпром трансгаз Ухта»  (для субъектов малого и среднего предпринимательства).

Согласно пункту 4.10. Информационной карты документации о закупке поставка аналогов (эквивалентов) товара допустима.

 Согласно пункту 1.1.8 Технического задания, являющего частью документации о закупке,  допустима поставка аналогов (эквивалента) товара.

В составе документации о закупке также имеет документ «Таблица А» в которой указаны перечень, объемы и специальные технические требования к закупаемому товару.

Согласно «Таблице А» документации о закупке к поставке требуются следующие виды товаров – жалюзи горизонтальные, жалюзи вертикальные, штора портьерная, штора рулонная, производитель ООО «Альба СТ», Prama.

Согласно столбцу «Допустимость аналогов» «Таблицы А» ни по одной из позиций закупаемых товаров, не возможна поставка аналогов товаров, указных в данной таблице. Параметры определения аналогичности товара в закупочной документации также отсутствуют.

Следовательно, отдельные пункты документации о закупке относительно возможности/невозможности поставки аналогичного товара противоречат друг другу. В связи с этим,  возможность однозначного определения какой товар подлежит поставке, отсутствует.

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» установление в документации о закупке информации о возможности/невозможности поставки аналогичного товара осуществлено заказчиком и обусловлено технической ошибкой. Предметом закупки являлись жалюзи и шторы, которые должны соответствовать размеру окон, интерьеру, общей стилистике и концепции помещения, в документации о закупке указан размер, вид, материал, комплектность, цвет, механизм, направление сборки, покрытие рисунок вышивки и производители (ООО «Альба СТ», Prama), то есть поставка аналогичного товара с сохранением всех заданных критериев невозможна.

В силу Гражданского кодекса предмет договора является существенным условием договора.

Наличие в документации противоречивых сведений о предмете договора (возможности/невозможности поставки аналогичного товара) может препятствовать потенциальным участникам в подаче заявок на участие в закупке, что могло привести к ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции на товарных рынках поставки штор и жалюзи при проведении закупки.

Действия ООО «Газпром трансгаз Ухта» в части указания в документации противоречивых сведений о возможности/невозможности поставки аналогичного товаров не соответствует вышеназванным целям и принципам Закона о  закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Об ущемлении интересов хозяйствующих субъектов в результате указанных действий заказчика свидетельствует, в том числе, заявление ООО «Конструктив».

Таким образом, в действиях ООО «Газпром трансгаз Ухта» в виде установления в документации о закупке противоречивых сведений о возможности/невозможности поставки аналогичного товара имеются нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Пунктом 1.1.3. Технического задания документации о закупке, определены сертификаты, которые должны быть представлены в составе заявки, в том числе документ, подтверждающий возможность применения товара на опасных производственных объектах.

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» данное требование установлено в соответствии с пунктом 9.3.1. Положения о закупках товаров, работ и услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром», предусматривающим включение в документацию о запросе предложений требований, установленных Заказчиком к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара. ООО «Газпром трансгаз Ухта» указывает, что в Техническом задании и типовом договоре к документации о запросе были изложены требования к стандартам товара, в том числе требования к сертификации товара.

 Согласно письменным пояснениям ответчика ООО «Газпром трансгаз Ухта» эксплуатирует 143 опасных производственных объекта, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов. В подтверждение данного довода обществом представлена копия свидетельства о регистрации № А25-00261 с перечнем опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Ухта».

ООО «Газпром трансгаз Ухта» пояснено, что в целях эффективного расходования денежных средств, выполнения задач экономии и снижения затрат, шторы и жалюзи, явившиеся предметом закупки, в дальнейшем планируется эксплуатировать, в том числе, на объектах общества, которые относятся к опасным производственным объектам. В связи с чем, требование о подтверждении возможности товара на опасных производственных объектах является разумным и соответствует интересам общества.

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» возможность применения товара на опасных производственных объектах может быть подтверждена заключением экспертизы промышленной безопасности, декларацией, сертификатом соответствия на соответствие требованиям Технического регламента «О безопасности легкой промышленности».

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно статье 1 Закона о промышленной безопасности технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Согласно определению понятия механизм – совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения; устройство машины, прибора, аппарат и т.п.

Исходя из определения понятия механизм, рулонные шторы, жалюзи горизонтальные и вертикальные можно отнести к техническим устройствам.

 Согласно частям 1, 2 статьи 7 Закона о промышленной безопасности обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности

Согласно части 4 статьи 13 Закона о промышленной безопасности результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;

оценке соответствия.

Согласно статье 2 Закона о техническом регулировании:

- безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

- декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

- сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;

- технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876 принят Технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности» (далее – Технический регламент).

Согласно пункту 2 предисловия Технического регламента настоящий Технический регламент разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности, обеспечения свободного перемещения продукции легкой промышленности, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

 Согласно пунктам 1, 2 Технического регламента настоящий Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию легкой промышленности.

К продукции легкой промышленности (далее - продукция), на которую распространяется действие настоящего Технического регламента, относятся, в том числе изделия текстильно-галантерейные.

Согласно пункту 3 Технического регламента Перечень продукции, в отношении которой устанавливаются требования настоящего Технического регламента, указан в Приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.

Согласно Приложению 1 к Техническому регламенту к изделиям текстильно-галантерейным относятся шторы и другие аналогичные изделия.

Согласно пункту 10 Технического регламента соответствие продукции легкой промышленности настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Технического регламента.

Согласно пункту 11 Технического регламента перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации.

Таким образом, документом, которым можно было подтвердить возможность использования товара на опасных производственных объектах, могли являться декларация соответствия, сертификат соответствия или заключение промышленной экспертизы безопасности.

Требования, которые установлены законом, установлены нормативно, их содержание распространяется на неопределенный круг лиц, данное обстоятельство исключает неизмеримость требования, возможность неоднозначного понимания и неравного применения ко всем участникам закупки.

Следовательно, информация о документе, подтверждающем возможность использования товара на опасных производственных объектах являлась определимой - выводы о ней могли быть сделаны самостоятельно участником закупки, обладающим необходимым уровнем профессионализма и опыта.

Таким образом, в действиях ООО «Газпром трансгаз Ухта»  в виде установления в документации о закупке требования о предоставлении документа, которым подтверждается возможность использования товара на опасных производственных объектах, отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

5. В состав документации о закупке входит Спецификация № 1, являющаяся приложением к проекту договора.

Согласно пунктам 1-3, 5 спецификации, карниз для жалюзи вертикальных и горизонтальных, требуемых к поставке, должен быть покрыт эмалью в цвет интерьера заказчика. При этом документация о закупке не содержит информации о цвете интерьера заказчика.

Согласно письменным пояснениям ООО «Газпром трансгаз Ухта» на момент формирования заявки на поставку указанных товаров для включения в План конкурентных закупок в 2017 году, цветовые решения интерьера производственных помещений и кабинетов находились на стадии согласования. Внесение изменений в План не представлялось возможным. Данное условие не является непреодолимым условием участия в данной закупке и не препятствует формированию ценового предложения, поскольку не оказывает существенного влияния на его определение. В документации о закупке установлено наименование  товара, вид, размер, материал, комплектность и производитель (ООО «Альба СТ» Prama), то есть цвет карниза строго ограничен выбором цвета, имеющегося в ассортименте у конкретного производителя. Указанные требования нельзя назвать неизменяемыми, они не могли повлиять на желание потенциальных претендентов на участие в закупке. ООО «Газпром трансгаз Ухта» представлена копия письма ООО «Альба СТ»  исх. от 01.12.2017 № 2004, согласно которому производство и поставка карнизов для жалюзи осуществляется только в стандартном белом цвете. Цвета карнизов были строго ограничены выбором цвета, имеющегося в ассортименте у конкретного производителя.

В антимонопольном управлении отсутсвууют достаточные доказательства недопущения, устранения, ограничения конкуренции в результате указания заказчиком требований к цвету карнизов, в связи с чем, основания для констатации нарушения ответчиком части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции по указанному факту отсутсвууют.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», при проведении запроса предложений установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом: с 23.10.2017 (дата опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения о проведении запроса предложений) по 31.03.2018 (дата окончания срока действия договора поставки);

2. Предмет торгов: поставка штор и жалюзи  (код 46.49 ОКВЭД).

 

Председатель Комиссии

 

                            

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны