ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 08-07/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
04.07.2018
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер документа:
№ 01-111/4612
Номер дела:

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 08-07/18 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

04 июля 2018 года

г. Сыктывкар

 

 

№ 01-111/4612

 

<…>

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № АО 08-07/18 возбуждено по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя <…>, поступившего с сайта Федеральной антимонопольной службы, а также из Отдела обращений граждан Управления обращений граждан Администрации Главы Республики Коми, в отношении Администрации муниципального района «Печора» (далее – Администрация МР «Печора»), касающегося создания для МУП «Ритуал» преимущественных условий деятельности на рынке ритуальных услуг в границах городского поселения «Печора» (далее – ГП «Печора»), и после невыполнения  Администрацией МР «Печора» предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Ранее Коми УФАС России рассматривалось заявление другого индивидуального предпринимателя, заявитель также указывал, что места под захоронение выделяет МУП «Ритуал», указывал на создание незаконных препятствий в деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (за исключением МУП «Ритуал») в сфере оказания ритуальных услуг.

При рассмотрении такого заявления индивидуального предпринимателя установлено, что  решением Совета ГП «Печора» от 12.05.2017 № 4-6/27 «Об организации ритуальных услуг и содержание мест погребения на территории муниципального образования городского поселения «Печора» (далее – решение Совета ГП «Печора» от 12.05.2017) утверждены:

1)Положение об организации ритуальных услуг и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования городского поселения «Печора» (далее – Положение об организации ритуальных услуг);

2)Порядок содержания мест погребения на территории муниципального образования городского поселения «Печора» (далее - Порядок содержания мест погребения).

Согласно Положению об организации ритуальных услуг и Порядку содержания мест погребения в редакции, действовавшей до 28.12.2017, общественные кладбища г. Печора находись в ведении МП «Ритуал», места для захоронений выделял данный хозяйствующий субъект.

В действиях Совета ГП «Печора» по принятию некоторых пунктов Положения об организации ритуальных услуг и Порядка содержания мест погребения установлены признаки нарушения частей 3, 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Совета ГП «Печора» выдано предупреждение от 07.09.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем исключения из Положения об организации ритуальных услуг и Порядка содержания мест погребения спорных положений.

О выдаче предупреждения была проинформирована также Администрация МР «Печора».

Предупреждение Советом ГП «Печора» выполнено.

Согласно части 4 статьи 37 Устава МР «Печора» в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения «Печора».

Согласно внесенным изменениям в решение Совета ГП «Печора» от 12.05.2017 функции по выделению мест под захоронение в соответствии с действующим законодательством переданы от МУП «Ритуал» органу местного самоуправления - Администрации МР «Печора».

Согласно представленной Советом ГП «Печора» информации решение Совета ГП «Печора» № 4-10/47 от 25.12.2017, на основании которого в Положение об организации ритуальных услуг и Порядок содержания мест погребения внесены соответствующие изменения, вступило в силу с 28.12.2017.

Индивидуальный предприниматель <…> указывал, что несмотря на принятый акт, для МУП «Ритуал» по-прежнему созданы преимущественные условия деятельности, в настоящее время – со стороны Администрации МР «Печора».

Согласно части 2 стати 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), , в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

8) создание дискриминационных условий.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции:

1) товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

4) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

7) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заявителем указано и материалами дела подтверждается, что рабочее место ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства Администрации МР «Печора» располагается в здании, занимаемом МУП «Ритуал», по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 12 А.

При этом отдел городского хозяйства и благоустройства располагается в  Администрации МР «Печора», находящейся в другой части города Печора, по адресу: Республика Коми, г. Печора, улица Ленинградская, д. 15.

Из материалов заявления следует, что на здании имеется небольшая вывеска: «Ведущий эксперт по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» под вывеской: «МУП «Ритуал» Организация похорон и связанных с ними услуг».

По пункту 2.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выделение земельного участка на кладбище для захоронения», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Печора» от 30.03.2018 № 303, документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, предоставляются заявителем следующим способом:

- лично (по адресу: Печорский проспект, д. 12 "а", Печора, Республика Коми, 169600).

Расположение в здании хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по оказанию ритуальных услуг, ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора, создает преимущественные условия деятельности МУП «Ритуал», поскольку родственники всех умерших лиц, посещая здание по указанному адресу в целях выделения места на кладбище для захоронения, получают информацию в приоритетном порядке именно о МУП «Ритуал». В связи с чем, данный хозяйствующий субъект обладает большей возможностью рекламировать и предлагать свои услуги родственникам каждого умершего на территории г. Печора. Как следствие, это позволяет им оказывать большее количество ритуальных услуг, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, не имеющих в своих помещениях специалистов Администрации МР «Печора», выделяющих места для захоронения.

Администрация МР «Печора» пояснила, что здание по адресу: Печорский проспект, д. 12 «а», является муниципальной собственностью. Расположение там ведущего эксперт по организации похоронного дела связано с целесообразностью и удобством предоставления населению муниципальной услуги (рядом располагается морг).

 Расположение ведущего эксперта по организации похоронного дела в здании, в котором располагается МУП «Ритуал», является выгодным для хозяйствующего субъекта и повышает реализацию ритуальных услуг, а также торговлю ритуальными товарами.

 Другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичные виды деятельности в границах г. Печора, по сравнению с МУП «Ритуал», вынуждены нести дополнительные временные и финансовые затраты для привлечения заказчиков ритуальных услуг.

 Такие преимущественные условия созданы для МУП «Ритуал» Администрацией МР «Печора».

Негативные последствия для конкурентной среды в данном случае установлены ввиду определенных возможностей для МУП «Ритуал» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке ритуальных услуг, которые получены в результате действий Администрации МР «Печора».

 Таким образом, Администрацией МР «Печора» в нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции МУП «Ритуал», осуществляющим ритуальные услуги в границах г. Печора, были необоснованно предоставлены преимущества в виде обеспечения ему более выгодных условий деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичные услуги на территории г. Печора, путем размещения ведущего эксперт по организации похоронного дела в здании, в котором также располагается данный хозяйствующий субъект, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в границах г. Печора.

На основании статьи 39.1 Закон о защите конкуренции Коми УФАС России по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя <…> в адрес Администрации МР «Печора» выдано предупреждение от 17.05.2018 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем определения рабочего места ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» в здании, в котором не располагаются хозяйствующие субъекты (в том числе МУП «Ритуал»), осуществляющие деятельность в сфере организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, ритуальных услуг, с внесением соответствующих изменений в пункт 2.6.1, приложение № 1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выделение земельного участка на кладбище для захоронения», утвержденного постановлением администрации МР «Печора» от 30.03.2018 № 303, а также при необходимости в иные документы администрации МР «Печора», которыми предусмотрено расположение ведущего эксперта по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» в здании по адресу: Республика Коми, г. Печора, Печорский проспект, д. 12а.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (часть 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Срок выполнения предупреждения был установлен до 21.06.2018. О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в Коми УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Администрация МР «Печора» письмом № 01-74-6141 от 09.06.2018 (вх. № 2905 от 15.06.2018) сообщила о несогласии с выданным в ее адрес предупреждением.

Предупреждение Администрацией МР «Печора» не выполнено в установленный срок.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В рассматриваемых действиях Администрации МР «Печора» имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ от 04.07.2018 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией МР «Печора», место нахождения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Назначить дело № АО 08-07/18 к рассмотрению на 09.08.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160 корпус «А», 3 этаж,  зал заседаний.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Администрацию МР «Печора», место нахождения: Республика Коми, город Печора, улица Ленинградская, дом 15.
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя индивидуального предпринимателя <…>.
  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица МУП «Ритуал», место нахождения: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 12а.
  1.  Администрации МР «Печора» в срок до 03.08.2018 представить в адрес Коми УФАС России:
    1. копию действующего договора (договоров) безвозмездного пользования либо иного договора, заключенного между Администрацией МР «Печора» и МУП «Ритуал» в отношении всех нежилых помещений в здании по адресу: Республика Коми, город Печора, Печорский проспект, дом 12а, с указанием договора, на основании которого ведущий эксперт по организации похоронного дела отдела городского хозяйства и благоустройства администрации МР «Печора» располагается в указанном здании;
    2. письменную информацию о количестве выделенных земельных участках на кладбищах г. Печора для захоронения за период с начала оказания данной услуги  Администрацией МР «Печора» (с указанием такой даты) по 30.06.2018, с приложением копий подтверждающих документов (копий журналов либо копий иных документов);
    3. письменную информацию о количестве выделенных МУП «Ритуал» земельных участках на кладбищах г. Печора для захоронения в 2017 году, с приложением копий подтверждающих документов (копий журналов либо копий иных документов);
    4. письменный перечень известных хозяйствующих субъектов (с указанием по юридическим лицам – организационно-правовой формы, полного наименования, места нахождения, по индивидуальным предпринимателям – фамилии, имени, отчества, ИНН, адреса нахождения), предоставляющих ритуальные услуги на территории ГП «Печора» и МР «Печора» (в отдельности по ГП «Печора» и по МР «Печора» в целом);
    5. при наличии – дополнительную письменную позицию по делу и (или) копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 08-07/18.
  2. МУП «Ритуал» в срок до 03.08.2018 представить в адрес Коми УФАС России:
    1. письменный перечень известных хозяйствующих субъектов (с указанием по юридическим лицам – организационно-правовой формы, полного наименования, места нахождения, по индивидуальным предпринимателям – фамилии, имени, отчества, ИНН, адреса нахождения), предоставляющих ритуальные услуги на территории ГП «Печора» и МР «Печора» (в отдельности по ГП «Печора» и по МР «Печора» в целом);
    2. письменную информацию о количестве оказанных МУП «Ритуал» в 2017 году, в 1 полугодии 2018 года ритуальных услуг (включающих рытье могил и (или) захоронение, продажу ритуальных принадлежностей (венков, гробов, памятников и т.п.)), с разбивкой по оказанным услугам - рытье могил и (или) захоронение; продажа ритуальных принадлежностей, с указанием сумм оказанных услуг, выполненных работ, проданных товаров;
    3. письменную информацию о понесенных МУП «Ритуал» в 2017 году, в 1 полугодии 2018 года затратах в денежном выражении на рекламирование своих услуг, товаров, с приложением копий подтверждающих информацию документов (копий договоров, счетов, платежных поручений и т.п.);
    4. при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 08-07/18.
  3. Индивидуальному предпринимателю <…> в срок до 03.08.2018 представить в адрес Коми УФАС России:
    1. письменный перечень известных хозяйствующих субъектов (с указанием по юридическим лицам – организационно-правовой формы, полного наименования, места нахождения, по индивидуальным предпринимателям – фамилии, имени, отчества, ИНН, адреса нахождения), предоставляющих ритуальные услуги на территории ГП «Печора» и МР «Печора» (в отдельности по ГП «Печора» и по МР «Печора» в целом);
    2. письменную информацию о количестве оказанных индивидуальным предпринимателем <…> в 2017 году, в 1 полугодии 2018 года ритуальных услуг (включающих рытье могил и (или) захоронение, продажу ритуальных принадлежностей (венков, гробов, памятников и т.п.)), с разбивкой по оказанным услугам - рытье могил и (или) захоронение; продажа ритуальных принадлежностей, с указанием сумм оказанных услуг, выполненных работ, проданных товаров;
    3. письменную информацию о понесенных индивидуальным предпринимателем <…> в 2017 году, в 1 полугодии 2018 года затратах в денежном выражении на рекламирование своих услуг, товаров, с приложением копий подтверждающих информацию документов (копий договоров, счетов, платежных поручений и т.п.);
    4. при наличии – письменную позицию по делу и (или) копии документов, имеющие значение для рассмотрения дела № АО 08-07/18.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <…>