Определение №02-01/1965 Определение о назначении дела № А 03-03/17 о нарушении антим... от 7 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

о назначении дела №  А 02-02/17

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

06 марта 2017 года

 

 

 

№ 02-01/1965

Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 22.02.2017 № 25 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал» муниципального образования «Муниципальный район «Печора» (далее – МУП «Горводоканал», Предприятие), адрес места нахождения: 169607, Республика Коми, г. Печора, ул. Куратова, д. 6, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части действий, выразившихся:

- в применении 15.12.2015 при расчетах с Управлением ФСБ России, 21.12.2015 при расчетах с Управлением записи актов гражданского состояния Республики Коми (Минюстом Республики Коми) тарифа на услуги по водоотведению выше тарифа, установленного Службой Республики Коми по тарифам приказом от 24.11.2014 № 77/22,

- в применении при расчетах за подключение объектов потребителей (ООО «УрбанСтройГрупп», ИП Цыба Н.Н.) к централизованной системе холодного водоснабжения и централизованного водоотведения тарифа за подключение, не утвержденного Службой Республики Коми по тарифам,

 что привело к нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования, привело (могло привести) к ущемлению интересов потребителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 22.02.2017 № 25 по признакам нарушения МУП «Горводоканал» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужили материалы проверки, проведенной Службой Республики Коми по тарифам (далее – Служба) в отношении МУП «Горводоканал», представленные  письмом от 16.10.2016 № 06-17/4229 (вх. № 5923 от 24.11.2016).

В результате рассмотрения материалов проверки, проведенной Службой, а также дополнительно собранных материалов, в том числе у МУП «Горводоканал», установлено следующее.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) к деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В силу положений пункта 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «Горводоканал», оказывающее услуги централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО МР «Печора», является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В связи с чем, на его действия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 6 Закона № 147-ФЗ органами регулирования естественных монополий могут применяться методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования), в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно подп. «а», «в» пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения входят, в том числе: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тариф на водоотведение, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с Положением о Службе Республики Коми по тарифам[1] (далее – Положение), утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми № 148 от 23.04.2012, Служба является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий и уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласно абз. «е» подп. 53 пункта 9 Положения Служба (в настоящее время Минстрой Республики Коми) регулирует деятельность субъектов естественных монополий посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Из материалов, представленных Службой, установлено, что между МУП «Горводоканал» и Управлением ФСБ России по Республике Коми заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 138 от 17.04.2015, в соответствии с которым осуществляется холодное водоснабжение и водоотведение административного здания, расположенного по адресу: г. Печора, ул. Строительная, д. 18, по тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение, устанавливаемым в соответствии и в порядке определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).   

Служба приказом от 24.11.2014 № 77/22 установила для МУП «Горводоканал» тариф на водоотведение в размере 33,60 руб./куб.м. (без НДС) на период с 01.07.2015 по 31.12.2015.  

Согласно счету-фактуре от 15.12.2015 № 4197 МУП «Горводоканал» предъявило к оплате Управлению ФСБ России по Республике Коми стоимость услуги по отведению за период ноябрь – декабрь 2015 года в размере 1053,03 руб. (с НДС), исходя из объема 26 куб.м. и тарифа в размере 34,32 руб./куб.м. (без НДС), тогда как стоимость данной услуги, рассчитанной исходя из объема водоотведения 26 куб.м. и тарифа, установленного Службой приказом от 25.11.2014 № 77/22, в размере 33,60 руб./куб.м. (без НДС), составляет 1030,85 руб. (с НДС).

Управление ФСБ России по Республике Коми произвело оплату указанного счета – фактуры платежным поручением от 21.12.2015 № 581439.

В результате произведенного МУП «Горводоканал» расчета стоимости услуги по водоотведению за ноябрь-декабрь 2015 исходя тарифа, превышающего установленный Службой тариф на водоотведение,  переплата составила 22,18 руб. (с НДС). 

Согласно государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения № 235 от 22.01.2015, заключенному между Предприятием и Управлением записи актов гражданского состояния Республики Коми (Минюстом Республики Коми), Предприятие осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение в здание территориального отдела ЗАГСа, расположенное по адресу: г. Печора, ул. Булгаковой, д. 20, по тарифам на холодное водоснабжение и водоотведение, устанавливаемым в соответствии и в порядке определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).       

 Согласно счету-фактуре от 21.12.2015 № 4199 МУП «Горводоканал» предъявило к оплате Минюсту Республики Коми стоимость услуги по водоотведению за  декабрь 2015 года в размере 84,51 руб. (с НДС), исходя из объема 2 куб.м. и тарифа в размере 35,81 руб./куб.м. (без НДС), тогда как стоимость данной услуги, рассчитанной исходя из объема водоотведения 2 куб.м. и установленного Службой приказом от 25.11.2014 № 77/22 тарифа в размере 33,60 руб./куб.м. (без НДС), 79,30 руб. (с НДС).

Указанный счет – фактура оплачен Минюстом Республики Коми платежным поручением от 23.12.2015 № 607601. 

В результате произведенного МУП «Горводоканал» расчета стоимости услуги  по водоотведению за декабрь 2015 исходя из тарифа, превышающего установленный Службой тариф на водоотведение, переплата составила 5,21 руб. (с НДС). 

Таким образом, МУП «Горводоканал», при расчетах с Управление ФСБ России по Республике Коми,  Управлением записи актов гражданского состояния Республики Коми (Минюстом Республики Коми) 15.12.2015, 21.12.2015 применило тарифы на услуги по водоотведению выше тарифов, установленных Службой.

Из содержания акта проверки Службы от 07.10.2016 № 30 следует, что МУП «Горводоканал» при осуществлении расчетов за подключение объектов потребителей к централизованной системе холодного водоснабжения и централизованного водоотведения предъявляло в адрес контрагентов к оплате стоимость услуги по тарифу, неутвержденному Службой.

На основании части 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 данных правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.  

В пункте 10 Правил № 83 установлено, что технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

Согласно пункту 11 Правил № 83, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, определяется в соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно частям 13, 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами тарифы МУП «Горводоканал» на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и на подключение к централизованной системе водоотведения подлежат государственному регулированию, в Республике Коми  данные тарифы устанавливаются Службой (в настоящее время Минстроем Республики Коми).

Из письменных пояснений Службы следует, что МУП «Горводоканал» за установлением тарифов на подключение к централизованной системе водоснабжения, к централизованной системе водоотведения не обращалось, Службой такие тарифы для МУП «Горводоканал» не устанавливались.   

Из материалов, представленных Предприятием и Минстроем Республики Коми, установлено, что при подключении объектов капитального строительства ООО «УрбанСтройГрупп» - жилых домов по ул. Ленинградская в г. Печора, ИП Цыба Н.Н.  - ангара, расположенного по адресу: г. Печора, Печорский пр., д. 80 А к системам централизованного холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Горводоканал» согласно счетам-фактурам от 20.08.2015 № 410, от 23.09.2015 № 489 предъявило в адрес каждого из указанного хозяйствующего субъекта плату за работы по отключению и подключению холодного водоснабжения в размере 4652,52 руб. (с НДС), определенной в соответствии с расчетом затрат Предприятия на прекращение подачи воды с обратным включением на жилые дома и общественные здания на 2011 год.

В соответствии с подп. 6 пункта 3 статьи 21 Закона № 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение в случае проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей.

Согласно акту от 14.09.2015, акту от 24.09.2015 объекты капитального строительства ООО «УрбанСтройГрупп», ИП Цыба Н.Н.  подключены МУП «Горводоканал» к системам централизованного водоснабжения/водоотведения.

Таким образом, в рассматриваемых случаях МУП «Горводоканал» произвело подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства ООО «УрбанСтройГрупп», ИП Цыба Н.Н. к системам централизованного холодного водоснабжения и водоотведения, при этом применило при расчетах с контрагентами тариф, не утвержденный Службой, что противоречит требованиям Федерального закона № 416-ФЗ.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемых действиях МУП «Горводоканал» усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № А 02-02/17 к рассмотрению на 18.04.2017 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 02-02/17, назначенного на 18.04.2017 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу МУП «Горводоканал», адрес места нахождения: 169607, Республика Коми, г. Печора, ул. Куратова, д. 6.

3. МУП «Горводоканал» представить в антимонопольное управление в срок до 10.04.2017 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. Копии учредительных документов МУП «Горводоканал», действующих на дату ответа на настоящее Определение.

3.2. Копии документов, в соответствии с которыми Предприятие владеет (пользуется) имуществом для оказания услуг централизованного холодного водоснабжения и водоотведения в городе Печора.

3.3. Поясняющие, на какой территории МО МР «Печора» МУП «Горводоканал» оказывает услуги по централизованному холодному водоснабжению и водоотведению, приложите копии подтверждающих документов.

3.4. Сведения о размере выручки, полученной МУП «Горводоканал» от оказания услуги централизованного холодного водоснабжения в МО МР «Печора» в 2015 году, 2016 году (в отдельности за каждый год), тыс. рублей.

3.5. Сведения о размере выручки, полученной МУП «Горводоканал» от оказания услуги централизованного водоотведения в МО МР «Печора» в 2015 году, 2016 году (в отдельности за каждый год), тыс. рублей.

3.6. Поясняющие причины и основания, по которым Предприятие при расчетах с Управление ФСБ России по Республике Коми,  Управлением записи актов гражданского состояния Республики Коми (Минюстом Республики Коми) 15.12.2015, 21.12.2015 за услуги водоотведения применило тариф, превышающий тариф, установленный Службой Республики Коми по тарифам приказом 25.11.2014 № 77/22, со ссылкой на норму (статью, пункт) нормативного правового акта, с приложением выписок из актов, копий подтверждающих документов.

3.7. Поясняющие, имеется ли у Предприятия инвестиционная программа, если имеется – представьте копию инвестиционной программы, действующей на период с 01.01.2014 по дату ответа на настоящий запрос, если не имеется – представьте соответствующую  поясняющую информацию.

3.8. Поясняющие причины и основания, по которым Предприятие при расчетах с потребителями, в том числе ООО «УрбанСтройГрупп», ИП Цыбом Н.Н., Борисовым С.Ю., Даранкевичем М.С., Лапугой Р.А., Пустоваровой Н.В., за услуги по подключению (технологическому присоединению) применяет тариф, не утвержденный Службой Республики Коми по тарифам (в настоящее время Минстрой Республики Коми), со ссылкой на норму (статью, пункт) нормативного правового акта, с приложением выписок из актов, копий подтверждающих документов.

3.9. Поясняющие, обращалось ли Предприятие в адрес Службы (Минстроя Республики Коми) по утверждению тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения в период с 01.10.2016 по дату ответа на настоящее Определение:

3.9.1. если обращалось – представьте копию всей имеющейся переписки, включая копии решений, принятых Службой (Минстроем Республики Коми) по результатам рассмотрения обращений,

3.9.2. если не обращалось – представьте письменную информацию, в том числе поясняющие причины, по которым Предприятие не обращалось в Службу (Минстрой Республики Коми) за установлением тарифа, приложите копии подтверждающих документов.

3.10. О должностном лице МУП «Горводоканал», ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдением Предприятием требований нормативных правовых актов в сфере ценообразования, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату ответа на настоящее Определение, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

3.11. Иные документы и информацию имеющие значение для рассмотрения  антимонопольного дела.

   4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 02-02/17, назначенного на 18.04.2017 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Минстрой Республики Коми, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая,  д. 8.

5. Минстрою Республики Коми представить в антимонопольное управление в срок до 10.04.2017 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. Поясняющие, обращалось ли МУП «Горводоканал» в адрес Службы Республики Коми по тарифам (Минстроя Республики Коми) по утверждению тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения в период с 01.10.2016 по дату ответа на настоящее Определение:

5.1.1. если обращалось – представьте копию всей имеющейся переписки, включая копии решений, принятых Службой (Минстроем Республики Коми) по результатам рассмотрения обращений,

5.1.2. если не обращалось – представьте соответствующую поясняющую информацию.

5.2. Иные документы и информацию имеющие значение для рассмотрения  антимонопольного дела.

6. МУП «Горводоканал» в срок до 10.04.2017 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

7. МУП «Горводоканал» обеспечить явку законного представителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) на участие в рассмотрении дела.

8. Минстрою Республики Коми обеспечить явку представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) на участие в рассмотрении дела.

9. Явка представителя МУП «Горводоканал» обязательна.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота. Кроме того, документы объемом более 1 печатного листа должны быть представлены в прошитом виде и пронумерованы.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <…>

 

 

[1] Согласно Указу Главы Республики Коми № 123 от 17.10.2016 Служба Республики Коми по тарифам присоединена к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, которому переданы функции в области установления цен (тарифов), далее – Минстрой Республики Коми.

Связанные организации

Связанные организации не указаны