Решение №02-01/3087 Заключение об обстоятельствах дела № А 01-01/18 от 4 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

 

 

24 апреля 2018 года

 

 

г. Сыктывкар

 

 
№02-01/3087

 

ООО «Эр-Си Групп»

Старовского ул., д. 44/38,

г. Сыктывкар, 167016

 

ООО «РК-Центр»

Маркова ул., д. 55, кв. 11,

г. Сыктывкар, 167016

 

Управление ФСБ России

по Республике Коми

Бабушкина ул., д. 1,

г. Сыктывкар, 167983

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – заместителя руководителя Управления – начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, председателя Комиссии, <…> – начальника отдела Управления, <…> – главного специалиста-эксперта отдела Управления, членов Комиссии, рассмотрев дело № А 01-01/18 по признакам нарушения ООО «Эр-Си Групп» (ИНН 1101092105), адрес места нахождения: 167016, Республика Коми, г. Сыктывкар, улица Старовского, д. 44/38, и ООО «РК-Центр» (ИНН 1101146569), адрес места нахождения: 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, улица Маркова, д. 55, офис (квартира) 11, пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя ООО «Эр-Си Групп» по доверенности от 02.02.2018 и ООО «РК-Центр» по доверенности от 02.02.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми № 4 от 11.01.2018 по признакам нарушения ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление Управления ФСБ России по Республике Коми от 06.10.2017 № 65/6/4/6146 (вх. № 5480 от 11.10.2017).

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы настоящего антимонопольного дела, установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции при проведении электронных аукционов:

- извещение № 0308200020815000008 «Поставка офисной техники» (далее – Торги-1);

- извещение № 0373200067115000561 «Поставка асфальтобетонных материалов для текущего содержания дворовых территорий ГБУ «Жилищник района Северное Тушино» (далее – Торги-2);

- извещение № 0107100003515000664 «Поставка оборудования для нужд МВД по Республике Коми» (далее – Торги-3);

- извещение № 0848300062716000572 «Поставка комплектов для релаксации и развития кругозора детей в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи» (далее – Торги-4);

- извещение № 0848300062716000573 «Поставка игровых комплектов в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи» (далее – Торги-5),

проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

Согласно пункту 10.9 Приказа № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения, в том числе пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11);

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

С учетом того, что анализ состояния конкуренции по Торгам-1, 2, 3, 4, 5 определен периодом с момента опубликования извещения о проведении электронных аукционов до момента фактического исполнения сторонами обязательств по контрактам, в соответствии с Порядком проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

Для целей проведения исследования состояния конкуренции на рассматриваемых электронных аукционах временной интервал определен периодом:

- по Торгам-1 с 28.07.2015 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 31.13.2016 (дата исполнения обязательств по контракту);

- по Торгам-2 с 29.09.2015 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 30.12.2015 (дата исполнения обязательств по контракту);

- по Торгам-3 с 31.10.2015 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 31.12.2015 (дата исполнения обязательств по контракту);

- по Торгам-4 с 24.08.2016 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 31.12.2016 (дата исполнения обязательств по контрактам);

- по Торгам-5 с 01.09.2016 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 31.12.2016 (дата исполнения обязательств по контракту).

Объект закупки определяется исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), и установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемому заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.

Документации проведенных электронных аукционов, в том числе Техническое задание, проект государственного контракта содержат перечень поставляемых товаров.

В рамках данного исследования предметом проведенных электронных аукционов является:

- по Торгам-1 – поставка офисной техники;

- по Торгам-2 – поставка асфальтобетонных материалов для текущего содержания дворовых территорий ГБУ «Жилищник района Северное Тушино;

- по Торгам-3 – поставка оборудования для нужд МВД по Республике Коми;

- по Торгам-4 – поставка комплектов для релаксации и развития кругозора детей в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи»;

- по Торгам-5 – поставка игровых комплектов в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи».

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, осуществляется с учетом требований, которые установлены Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Поскольку анализ состояния конкуренции проводится по результатам проведения электронных аукционов и определения поставщика, то состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, включает в себя лиц, подавших заявки на участие в рассматриваемых электронных аукционах.

Состав участников проведенных электронных аукционов определен на основании сведений, полученных от оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» и заказчиков торгов (письмо ЗАО «Сбербанк-АСТ» от 30.11.2017, письмо ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования» от 13.12.2017 № 939, письмо МКУ «Управление в сфере закупок для муниципальных нужд» от 12.12.2017 № 118, письмо МВД по Республике Коми от 07.12.2017 № 9/2-233 имеются в материалах антимонопольного дела № А 01-01/18).

На участие в Торгах-1 поступили заявки 4 участников (АО «Форт Диалог», ПАО «Ростелеком», ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Из информации, размещённой на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт), следует, что заявки АО «Форт Диалог» и ПАО «Ростелеком» были отклонены в связи с несоответствием аукционной документации, заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0308200020815000008-1 от 14.08.2015).

На участие в Торгах-2 поступили заявки 3 участников (ООО «РЕСУРС», ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Из информации, размещённой на официальном сайте, следует, что заявка ООО «РЕСУРС» была отозвана. Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0373200067115000561-1 от 08.10.2015).

На участие в Торгах-3 поступили заявки 2 участников (ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0107100003515000664-1 от 10.11.2015).

На участие в Торгах-4 поступили заявки 2 участников (ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0848300062716000572-1 от 08.09.2016).

На участие в Торгах-5 поступили заявки 4 участников (ООО «РК-Центр», ООО «Эр-Си Групп», ООО «Старт К» и ООО «Траст Проф»). Заявки ООО «Старт К» и ООО «Траст Проф» были отклонены в связи с несоответствием аукционной документации. Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0848300062716000573-1 от 13.09.2016).

В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Все участники проведенных Торгов-1, 2, 3, 4, 5, признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, предусмотренным аукционными документациями, являются потенциальными поставщиками (продавцами) предмета закупки, то есть все участники являются между собой конкурентами на право заключения государственного контракта.

Комиссией из материалов антимонопольного дела № А 01-01/18 установлено, что по всем рассматриваемым Торгам были допущены только заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» (исключение Торги-2, где ООО «РЕСУРС» отозвало свою заявку).

Таким образом, состав участников проведенных Торгов определён, как состав хозяйствующих субъектов, которые принимали участие в электронных аукционах, не отозвали свои заявки, и чьи заявки не были отклонены, а именно: ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп».

В соответствии со ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 68 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок проведения электронного аукциона.

В электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные в соответствии с настоящим параграфом и допущенные к участию в таком аукционе его участники.

Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.

При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

В соответствии со ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Таким образом, целью участника торгов является победа в торгах и заключение контракта.

2. Комиссией в ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено, что 28.07.2015 на официальном сайте размещено извещение № 0308200020815000008 о проведении электронного аукциона «Поставка офисной техники».

Заказчиком закупки являлось ГБУ Республики Марий Эл «Центр информационных технологий и оценки качества образования».

Аукцион проводился на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 433 047,5 рублей.

Из информации, размещённой на официальном сайте, следует, что заявки на участие в аукционе подали 4 участника (АО «Форт Диалог», ПАО «Ростелеком», ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Заявки АО «Форт Диалог» и ПАО «Ростелеком» были отклонены в связи с несоответствием аукционной документации, заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0308200020815000008-1 от 14.08.2015).

Дата проведения аукциона: 17.08.2015.

Участие в аукционе принимали ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп».

Электронный аукцион был начат на электронной площадке 17.08.2015 в 11:00.

11:00:40 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «РК-Центр» о снижении цены контракта до 4 410 882,26 рублей, что на 0,5% ниже начальной цены контракта.

Далее в 11:02:21 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «Эр-Си Групп» о снижении цены контракта до 4 388 700 рублей, что на 1% ниже начальной цены контракта.

Электронный аукцион был завершён 17.08.2015 в 11:12.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0308200020815000008-3 от 17.08.2015 заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп», поданные на участие в электронном аукционе, признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона, требованиям Закона о контрактной системе.

Победителем аукциона было признано ООО «Эр-Си Групп» с ценой 4 388 700 руб., что на 1 % ниже начальной цены контракта.

29.08.2015 заключен контракт с ООО «Эр-Си Групп».

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 01-01/18 заявки на участие в электронном аукционе № 0308200020815000008 от ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» поступили 12.08.2015 в 16:52 и 16:54 соответственно. Стилистика оформления заявок по Торгам-1 у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» идентична.

Комиссией установлено, что 29.09.2015 на официальном сайте размещено извещение № 0373200067115000561 о проведении электронного аукциона «Поставка асфальтобетонных материалов для текущего содержания дворовых территорий ГБУ «Жилищник района Северное Тушино».

Заказчиком закупки явилось ГБУ города Москвы «Жилищник района Северное Тушино», уполномоченным органом выступила Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы.

Аукцион проводился на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 870 566,67 рублей.

Из информации, размещённой на официальном сайте, следует, что заявки на участие в аукционе подали 3 участника (ООО «РЕСУРС», ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Заявка ООО «РЕСУРС» впоследствии была отозвана. Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0373200067115000561-1 от 08.10.2015).

Дата проведения аукциона: 12.10.2015.

Участие в аукционе принимали ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп».

Электронный аукцион был начат на электронной площадке 12.10.2015 в 11:45.

11:45:31 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «Эр-Си Групп» о снижении цены контракта до 2 856 213,84 рублей, что на 0,5% ниже начальной цены контракта.

Далее в 11:48:26 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «РК-Центр» о снижении цены контракта до 2 725 679 рублей, что на 5,05% ниже начальной цены контракта.

Электронный аукцион был завершён 12.10.2015 в 11:58.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0373200067115000561-3 от 12.10.2015, заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп», поданные на участие в электронном аукционе, признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона, требованиям Закона о контрактной системе.

Победителем аукциона было признано ООО «РК-Центр» с ценой 2 725 679 руб., что на 5,05 % ниже начальной цены контракта.

28.10.2015 заключен контракт с ООО «РК-Центр».

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 01-01/18, заявки на участие в электронном аукционе № 0373200067115000561 от ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» поступили 07.10.2015 в 16:41 и 16:51 соответственно. Стилистика оформления заявок по Торгам-2 у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» идентична.

Комиссией установлено, что 31.10.2015 на официальном сайте размещено извещение № 0107100003515000664 о проведении электронного аукциона «Поставка оборудования для нужд МВД по Республике Коми».

Заказчиком закупки явилось МВД по Республике Коми.

Аукцион проводился на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта: 670 000 рублей.

Из информации, размещённой на официальном сайте, следует, что заявки на участие в аукционе подали 2 участника (ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0107100003515000664-1 от 10.11.2015).

Дата проведения аукциона: 13.11.2015.

Участие в аукционе принимали ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп».

Электронный аукцион был начат на электронной площадке 13.11.2015 в 11:15.

11:18:55 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «Эр-Си Групп» о снижении цены контракта до 663 300 рублей, что на 1% ниже начальной цены контракта.

Далее в 11:19:18 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «РК-Центр» о снижении цены контракта до 659 950 рублей, что на 1,5% ниже начальной цены контракта.

Электронный аукцион был завершён 13.11.2015 в 11:29.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0107100003515000664-3 от 17.11.2015, заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп», поданные на участие в электронном аукционе, признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона, требованиям Закона о контрактной системе.

Победителем аукциона было признано ООО «РК-Центр» с ценой 659 950 руб., что на 1,5 % ниже начальной цены контракта.

30.11.2015 заключен контракт с ООО «РК-Центр».

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 01-01/18, заявки на участие в электронном аукционе № 0107100003515000664 от ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» поступили 06.11.2015 в 16:33 и 16:46 соответственно. Стилистика оформления заявок по Торгам-3 у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» идентична.

Комиссией установлено, что 24.08.2016 на официальном сайте размещено извещение № 0848300062716000572 о проведении электронного аукциона «Поставка комплектов для релаксации и развития кругозора детей в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи».

Заказчиками закупки являлись бюджетные учреждения г. Мытищи. Организация, осуществившее размещение, - МКУ «Управление в сфере закупок для муниципальных нужд».

Аукцион проводился на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 873 800 рублей.

Из информации, размещённой на официальном сайте, следует, что заявки на участие в аукционе подали 2 участника (ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп»). Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0848300062716000572-1 от 08.09.2016).

Дата проведения аукциона: 12.09.2016.

Участие в аукционе принимали ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп».

Электронный аукцион был начат на электронной площадке 12.09.2016 в 11:20.

11:22:49 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «РК-Центр» о снижении цены контракта до 2 845 062 рублей, что на 1% ниже начальной цены контракта.

Далее в 11:26:35 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «Эр-Си Групп» о снижении цены контракта до 2 830 693 рублей, что на 1,5% ниже начальной цены контракта.

Электронный аукцион был завершён 12.09.2016 в 11:36.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0848300062716000572-3 от 14.09.2016 заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп», поданные на участие в электронном аукционе, признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона, требованиям Закона о контрактной системе.

Победителем аукциона было признано ООО «Эр-Си Групп» с ценой 2 830 693 руб., что на 1,5 % ниже начальной цены контракта.

04-05.10.2016 заключены контракты с ООО «Эр-Си Групп».

Как следует из материалов антимонопольного дела № 01-01/18, заявки на участие в электронном аукционе № 0848300062716000572 от ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» поступили 01.09.2016 в 16:16 и 16:19 соответственно. Стилистика оформления заявок по Торгам-4 у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» идентична.

Комиссией установлено, что 01.09.2016 на официальном сайте размещено извещение № 0848300062716000573 о проведении электронного аукциона «Поставка игровых комплектов в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи».

Заказчиками закупки являлись бюджетные учреждения г. Мытищи. Организация, осуществившее размещение, - МКУ «Управление в сфере закупок для муниципальных нужд».

Аукцион проводился на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru.

Начальная (максимальная) цена контракта: 2 867 800 рублей.

Из информации, размещённой на официальном сайте, следует, что заявки на участие в аукционе подали 4 участника (ООО «РК-Центр», ООО «Эр-Си Групп», ООО «Старт К» и ООО «Траст Проф»). Заявки ООО «Старт К» и ООО «Траст Проф» были отклонены в связи с несоответствием аукционной документации. Заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» были допущены к участию в аукционе (Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 0848300062716000573-1 от 13.09.2016).

Дата проведения аукциона: 16.09.2016.

Участие в аукционе принимали ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп».

Электронный аукцион был начат на электронной площадке 16.09.2016 в 12:50.

12:51:06 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «РК-Центр» о снижении цены контракта до 2 853 461 рублей, что на 0,5% ниже начальной цены контракта.

Далее в 12:53:09 поступило предложение от участника электронного аукциона ООО «Эр-Си Групп» о снижении цены контракта до 2 839 122 рублей, что на 1% ниже начальной цены контракта.

Электронный аукцион был завершён 16.09.2016 в 13:03.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона № 0848300062716000573-3 от 14.09.2016, заявки ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп», поданные на участие в электронном аукционе, признаны соответствующими требованиям документации электронного аукциона, требованиям Закона о контрактной системе.

Победителем аукциона было признано ООО «Эр-Си Групп» с ценой 2 839 122 руб., что на 1 % ниже начальной цены контракта.

04.10.2016 заключены контракты с ООО «Эр-Си Групп».

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 01-01/18, заявки на участие в электронном аукционе № 0848300062716000573 от ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» поступили 08.09.2016 в 15:34 и 15:36 соответственно. Стилистика оформления заявок по Торгам-5 у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» идентична.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Поскольку цена на исполнение контракта в начале аукциона составляет максимально возможную, задача торгов - сбросить цену с целью предложения более выгодных условий заказчику и экономии государственных средств.

Если же все участники аукциона, кроме одного, бездействуют, то его предложение, как правило, почти не отличающееся от начальной (максимальной) цены, становится последним (хотя и первым по времени). Соответственно, контракт заключается на условиях именно такого предложения.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, которыми являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно разъяснениям ФАС России, при проведении торгов, товаром будет являться право на заключение договора, в рассматриваемом случае право на заключение договора на оказание услуги по организации диетического питания, соответственно товарным рынком выступают непосредственно сами торги как сфера обращения товара, то есть рынок в таких случаях формируется непосредственно организатором торгов и понимается в узком смысле. С учётом однородности товаров (работ, услуг), выставленных на аукцион, хозяйствующие субъекты, принявшие участие в аукционе являются конкурентами, осуществляют (планируют осуществлять) деятельность на одном товарном рынке.

С учётом изложенного, ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» применительно к рассматриваемой ситуации являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на одном товарном рынке.

В соответствии с ч. 7 ст.11 Закона о защите конкуренции положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» не входят в одну группу лиц в понимании ст. 9 Закона о защите конкуренции, у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» по отношению друг другу контроль не усматривается, следовательно, исключения, предусмотренные ч. 7 и ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, на ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» не распространяются.

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 9966/10 по делу № А27-12323/2009 (далее – Постановление Президиума РФ от 21.12.2010) из взаимосвязанных положений статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. При таких обстоятельствах отсутствует необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками соглашения, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Квалифицирующее значение имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Известность каждому из субъектов о согласованных действиях лиц, заранее входящих в сговор может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей извлекать неконкурентные преимущества.

Пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признает картелем и запрещает соглашение, которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. По этому пункту квалифицируются действия участников торгов, которые достигли соглашения с целью повлиять на цену товара, определяемую по итогам торгов. Эти соглашения могут быть самыми различными, начиная от соглашения не участвовать в торгах и заканчивая соглашением о повышении цены только до определенного уровня. Главным квалифицирующим признаком такого соглашения является его реальная или потенциальная возможность повлиять на цену на торгах.

Как следует из разъяснений № 3 Президиума ФАС России, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств так и совокупности косвенных доказательств.

На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:

- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;

- заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;

- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;

- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;

- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;

- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;

- наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

Согласно Постановлению Президиума РФ от 21.12.2010 сделать вывод о наличии соглашения на торгах позволяет тщательное изучение обстоятельств дела, в том числе установление с какого (каких) IP адресов осуществлялась подача предложений по аукциону; опрос иных участников аукционов, с целью выяснения по каким причинам они отказывались от дальнейшего участия в нём, а также возможно ли выполнить работы (оказать услуги) по ценам, предлагаемым недобросовестными участниками аукционов; установления наличия родственных связей между руководителями, сотрудниками участников аукционов; установление регистрации юридических лиц- участников аукциона по одному юридическому адресу; выяснение факта принятия юридическим лицом – участником аукциона участия ранее в аналогичных закупках; причины, по которым заявки участников, предложивших наименьшие цены контракта, отклоняются на втором этапе рассмотрения этих заявок.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Эр-Си Групп» адрес местонахождения Общества: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38, учредителем и директором Общества является <…>.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «РК-Центр» адрес местонахождения Общества: г. Сыктывкар, ул. Маркова, д. 55, офис (квартира) 1, учредителем и директором Общества является <…>.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, заявки на участие в электронных аукционах от ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» поступили почти в одно время с разницей в несколько минут.

Согласно сведениям, представленным электронной площадкой Сбербанк-АСТ письмом от 30.11.2017 и имеющимся в материалах рассматриваемого дела, ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» заявки и ценовые предложения по Торгам-1, 2, 3 направили с одного IP адреса <…>, а по Торгам-4, 5 – с одного IP адреса <…>.

Коми УФАС России в ходе рассматриваемого дела установлено, что Интернет-провайдером, обслуживающим IP-адрес <…> является ООО «Картелъ».

В соответствии с данными, представленными ООО «Картелъ» письмом от 01.12.2017 (вх. № 6442 от 05.12.2017), в период с 07.11.2014 по 01.07.2016 IP-адрес <…> был выделен на постоянной основе ООО «Ростком Трейд» по договору предоставления услуги доступа в интернет от 06.11.2014 № К-1354 в точке подключения по адресу: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38. Договор был расторгнут на основании заявления клиента от 03.07.2016.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ростком Трейд» адрес местонахождения Общества: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38, учредителем и директором Общества является <…>.

Коми УФАС России в ходе рассматриваемого дела установлено, что Интернет-провайдером, обслуживающим IP-адрес <…> является ПАО «Вымпел-Коммуникации».

В соответствии с данными, представленными ПАО «Вымпел-Коммуникации», IP-адрес <…> предоставлен ООО «Пятое измерение» по договору от 08.04.2016 № RM840, в точке подключения по адресу: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Пятое измерение» адрес местонахождения Общества: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38, учредителем и директором Общества является <…>.

Коми УФАС России в отношении ООО «Росмарт Сити» (до 04.08.2017 ООО «Эр-Си Тулс») и ООО «Ростком Трейд» возбуждено антимонопольное дело № А 02-01/18 по нарушению п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Росмарт Сити», адрес местонахождения Общества: Московская область, г. Долгопрудный, проезд Лихачевский, д. 14, учредителем и директором Общества является <…>.

Согласно сведениям, представленным письмом ООО «РК-Центр» от 15.12.2017 (вх. № 6658 от 15.12.2017) и письмом ООО «Эр-Си Групп» от 15.12.2017 (вх. № 6656 от 15.12.2017), выход в сеть Интернет для подачи заявок и ценовых предложений по Торгам осуществлялся с адреса: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38.

Таким образом, подача заявок и ценовых предложений по Торгам-1, 2, 3, 4, 5 подавались ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» с одного и того же адреса: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38, с одинаковых IP-адресов.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что подача ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» идентичных заявок на участие в торгах, подача заявок и ценовых предложений от формально независимых хозяйствующих субъектов, конкуренция которых предполагается на торгах, с одного и того же адреса: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38, с одинаковых IP-адресов указывает на их взаимосвязь при участии в рассматриваемых аукционах.

Как следует из представленных в материалы рассматриваемого дела доказательств, в заявках на участие в рассматриваемых электронных аукционах у ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» указаны одни и те же контактные телефоны <…>.

Согласно заявкам ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» на участие в Торгах-1, 2, 3, 4, 5, Общества имеют один и тот же почтовый адрес: г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 44/38.

Согласно пояснениям ООО «РК-Центр», представленным в материалы рассматриваемого антимонопольного дела письмом от 15.12.2017 (вх. № 6658 от 15.12.2017), предмет закупки по Торгам -1, 4, 5 не является профильным для ООО «РК-Центр», и Общество не планировало выигрывать данные торги. Заявка ООО «РК-Центр» на указанные Торги-1, 4, 5 была подана по просьбе руководства ООО «Эр-Си Групп» только на случай отклонения заявки ООО «Эр-Си Групп» по каким-либо причинам, а также во избежание лишней переписки с заказчиком после процедуры аукциона. Подача заявок одновременно от ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» неизбежно влекла за собой признание аукциона состоявшимся и снижение цены контракта в ходе процедуры аукциона как минимум на 0,5% от НМЦК. Следовательно, если рассматривать процедуру закупки в целом, а не только непосредственно процесс подачи ценовых предложений, то действия ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» привели к снижению цены контракта и экономии средств бюджета.

Согласно пояснениям ООО «Эр-Си Групп», представленным в материалы рассматриваемого антимонопольного дела письмом от 15.12.2017 (вх. № 6656 от 15.12.2017), предмет закупки по Торгам -2 не является профильным для ООО «Эр-Си Групп», и Общество не планировало выигрывать данные торги. Заявка ООО «Эр-Си Групп» не планировалась к подаче ввиду низкой рентабельности поставки (около 1 %). Заявка ООО «Эр-Си Групп» на указанные Торги-2, 3 была подана по просьбе руководства ООО «РК-Центр» только на случай отклонения заявки ООО «РК-Центр» по каким-либо причинам, а также во избежание лишней переписки с заказчиком после процедуры аукциона. Подача заявок одновременно от ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» неизбежно влекла за собой признание аукциона состоявшимся и снижение цены контракта в ходе процедуры аукциона как минимум на 0,5% от НМЦК. Следовательно, если рассматривать процедуру закупки в целом, а не только непосредственно процесс подачи ценовых предложений, то действия ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» привели к снижению цены контракта и экономии средств бюджета.

Также из пояснений ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» следует, что подобная модель поведения на Торгах была выбрана во избежание лишней переписки с заказчиками после процедуры аукциона.

Кроме того, как пояснили ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп», у некоторых заказчиков внутренними документами установлена обязанность заказчика добиваться снижения цены контракта в случае признания аукциона несостоявшимся на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе (причем даже иногда большем, чем рассчитывал заказчик при подаче заявок на участие).

Указанные доводы Обществ о том, что своими действиями ООО «Эр-Си Групп» и ООО «РК-Центр» не нарушили чьих-либо прав и публичных интересов, и имели целью исключительно признание аукционов состоявшимися, и сокращение общего срока процедуры проведения закупки, а также недопущение срыва сроков поставок по условиям контрактов, Комиссия считает необоснованными, основанными на неправильном толковании норм материального права ввиду нижеследующего.

Закон о защите конкуренции устанавливает безусловный запрет в отношении наиболее опасных для конкуренции интересов участников товарного рынка соглашений, предусмотренных частью 1 статьи 11 Закона.

Пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции содержит запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести, в частности, к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Из пояснений ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» следует, что Общества заранее решив не выигрывать в соответствующих аукционах, приняли участие в них по просьбе руководства другого Общества, что свидетельствует о договоренности между указанными лицами при проведении Торгов.

ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой являлась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение взаимовыгодного результата – победы ООО «Эр-Си Групп» в Торгах-1, 4, 5 и победы ООО «РК-Центр» в Торгах-2, 3.

Отсутствие соперничества между ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» при проведении оспариваемых электронных аукционов без объективных причин свидетельствует о наличии между участниками аукциона устного соглашения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что между ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» было достигнуто соглашение модели поведения в рамках участия в Торгах-1, 2, 3, 4, 5, направленное на поддержание цен на торгах, выразившееся в поддержании максимально возможных цен при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов:

- по Торгам-1 на поставку офисной техники;

- по Торгам-2 на поставку асфальтобетонных материалов для текущего содержания дворовых территорий ГБУ «Жилищник района Северное Тушино»;

- по Торгам-3 на поставку оборудования для нужд МВД по Республике Коми»;

- по Торгам-4 на поставку комплектов для релаксации и развития кругозора детей в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи»;

- по Торгам-5 на поставку игровых комплектов в дошкольных учреждениях ГО «Мытищи»,

путем отказа от конкурентной борьбы в представлении ценовых предложений в процессе определения поставщика.

Сведениями о наличии письменного соглашения между участниками антимонопольный орган не располагает. В рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу наличии договоренности в устной форме. Соглашение, достигнутое в устной форме, не может быть и не должно быть документально подтверждено. Свидетельствовать о наличии устного соглашения может определенная модель поведения его участников. В отсутствие доказательств наличия письменного соглашения вывод о наличии между сторонами устного соглашения может быть сделан на основе анализа их поведения.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 из взаимосвязанных положений статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. При таких обстоятельствах отсутствует необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками соглашения, поскольку нарушение состоит в достижении участниками договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции последствиям. Как следствие, доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основе анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

На основании вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что поведение ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» при проведении Торгов-1, 2, 3, 4, 5 свидетельствует о заключении между указанными участниками устного соглашения (договорённости), которое предусматривает поддержание (установление) цены на торгах.

Достигнутое соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» при участии в Торгах-1, 2, 3, 4, 5 имеет место заключение соглашения в устной форме, которое привело (могло привести) к поддержанию (установлению) цен на торгах.

Комиссия Коми УФАС России по рассмотрению дела № А 01-01/18 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО ООО «РК-Центр» и ООО «Эр-Си Групп» по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии

 

____________ <…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

____________ <…>

 

 

 

 

 

___________ <…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны