Определение о назначении дела № А 05-04/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
08.05.2018
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - в сфере транспорта
Номер документа:
№ 02-01/3210
Номер дела:

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Определение

о назначении дела № А 05-04/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

08 мая 2018 года

 

 

 

02-01/3210

город Сыктывкар

 

ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»

628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,

г. Ханты-Мансийск, Аэропорт

 

628422, Тюменская область,

г. Сургут, Аэропорт

 

<…>

 

<…>

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 23.04.2018 № 62 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр», адрес места нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, Аэропорт (далее – ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», Авиакомпания) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части действий, выразившихся в установлении с 01.04.2016 монопольно высоких цен (тарифов) на услугу по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию по маршруту Усинск-Москва, Москва – Усинск со сроком их приобретения в день вылета или за сутки до вылета, которые приводят к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 23.04.2018 № 62 по признакам нарушения ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужили заявления <…> от 22.01.2018, <…> от 30.01.2018 об установлении ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» необоснованно завышенных, по мнению заявителей, тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск.

В результате рассмотрения материалов, представленных заявителями, Авиакомпанией, нормативных правовых актов установлено нижеследующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По имеющимся в Коми УФАС России сведениям, ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию по маршруту Усинск-Москва, Москва – Усинск.

Нормативными правовыми актами не предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов) на рассматриваемую услугу. Тарифы на услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию устанавливаются ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» самостоятельно.

Согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В соответствии с пунктом 7 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 (далее – Правила), в пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 82, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика.

Согласно пункту 9 Правил в пассажирский тариф могут не включаться:

расходы на оформление билета, ордера разных сборов, электронного многоцелевого документа (далее - сбор за оформление билета, сбор за оформление ордера разных сборов, сбор за оформление электронного многоцелевого документа);

стоимость авиационных горюче-смазочных материалов (далее - топливный сбор);

плата перевозчика за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, установленная договором между перевозчиком и организацией, оказывающей указанные услуги, и расходы перевозчика на ввод и поддержание корректной информации в автоматизированной системе бронирования (далее - сбор(ы) за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования);

сумма, взимаемая перевозчиком с пассажиров в пользу иностранных государств и иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (далее - сборы иностранных государств);

аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса;

дополнительная плата, установленная перевозчиком за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок.

В соответствии с пунктом 15 Правил между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (далее - уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа. Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.

Согласно пунктам 16, 17, 18 Правил по условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (далее - нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (далее - специальные тарифы). По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес - класса, тарифы первого класса. В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

Из письменных пояснений ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», представленных в материалы заявления, следует, что конечная стоимость авиабилета формируется индивидуально для каждого пассажира в момент заключения договора перевозки и зависит от времени и места приобретения авиабилета. Цена перевозки, указанная в авиабилете (договоре перевозки), рассчитывается исходя из тарифов, применяемых авиакомпанией, с учетом взимаемых сборов (топливный сбор), а также с учетом стоимости предоставляемых за отдельную плату дополнительных услуг.

В случае приобретения авиабилета через агентства помимо тарифа такие агентства взимают сборы (например, за бланк авиабилета, если он оформляется не на бланке перевозчика, иные).

Из письменных пояснений Авиакомпании следует, что тарифы на перевозку пассажиров по маршруту Усинск-Москва, Москва-Усинск устанавливаются исходя из себестоимости перевозки.

Из материалов заявлений установлено, что исходя из плановой (расчетной) стоимости перевозки одного пассажира по маршруту Усинск-Москва, Москва-Усинск тариф Авиакомпании на 02.08.2016 составил 8 300 руб. (с НДС), на 30.12.2017 – 9 358 руб. (с НДС). Топливный сбор в период с 01.01.2017 по дату представления материалов составил 1 500 руб. (с НДС).

Авиакомпания указала, что основными причинами изменения плановой (средней) стоимости перевозки одного пассажира (рост 12,7 %) по маршруту Усинск-Москва, Москва-Усинск являются повышение ставок сборов за аэропортовое и наземное обслуживание в аэропортах, цен на авиаГСМ.

Так, согласно плановой калькуляции стоимости авиаперевозки одного пассажира по данному маршруту на 30.12.2017 по отношению к 02.08.2016 себестоимость услуги увеличилась на 13,5 %, в том числе аэронавигационные и аэропортовые сборы на 10,2 %, топливо – на 33,2 %, расходы на летный час (лизинговые платежи, фонд оплаты труда, страховые взносы, техническое обслуживание ВС, страхование, производственные и общехозяйственные расходы) – сократились на 2,4 %.

Анализ расчета себестоимости рейса по маршруту Усинск-Москва, Москва-Усинск показывает, что на долю расходов на летный час приходится 37,2 % от себестоимости, расходы на топливо 34,1 %, аэронавигационные и аэропортовые сборы – 34,3 %.

Фактическая рентабельность услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по маршруту Усинск-Москва, Москва-Усинск ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» за период с 01.01.2017 по 31.01.2018 составила 19,4 %.

Заявители указали, что стоимость авиабилета по маршруту Усинск-Москва за 30 дней до вылета составляет 12 500 рублей, в день вылета – 28 000 рублей.

Из материалов заявлений установлено, что ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в период с 01.04.2016 по 28.02.2018 установило тарифы по маршруту Усинск-Москва, Москва-Усинск экономического класса обслуживания, которые в зависимости от срока бронирования и условий их применения колеблются от 6 800 руб. (код тарифа Y) до 35 000 руб. (код тарифа YFLEXOW). Разница в тарифах составила 28 200 руб.

Разница между тарифами внутри одной группы, предусматривающие одинаковые условия применения тарифа, в зависимости от класса (срока) бронирования по стоимости составляет:

23 500 руб. – код тарифа LFLEXOW 11 500 руб., код тарифа YFLEXOW 35 000 руб., максимальный тариф превышает минимальный на 204,3 %,

24 000 руб. – код тарифа PLTOW15 7 000 руб., код тарифа YLTOW 31 000 руб., максимальный тариф превышает минимальный на 342,9 %,

19 500 руб. – код тарифа LLTSSOW 7500 руб., код тарифа YLTSSOW 26 500 руб., максимальный тариф превышает минимальный на 35,9 %,

19 000 руб. - код тарифа LSTDOW 9500, код тарифа YSTDOW 32 000 руб., максимальный тариф превышает минимальный на 236,8 %,

При этом тарифы, установленные Авиакомпанией, превышают плановый (расчетный) тариф по коду YLTSSOW на 183,2 %, по коду YLTOW на 231,3 %, по коду YSTDOW на 242 % по коду YFLEXOW на 274 %. При одинаковых условиях применения тарифов одной группы максимальный тариф отличается от минимального тарифа от 35,9 % (тарифы по группе LTSSOW, применялись с 27.11.2017 по 19.12.2017) до 342,9 % (тарифы группы LTOW).

Таким образом, тарифы на услугу по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию по маршруту Усинск-Москва, Москва – Усинск, установленные и применяемые ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» с 01.04.2016, реализуемые в день вылета и (или) за сутки до вылета, превышают сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли, содержат признаки монопольно высоких тарифов.

Потребители, приобретающие билеты в день вылета или за сутки до вылета, несут значительные материальные расходы по сравнению с потребителями, которые такие билеты приобрели заранее, в связи с чем, усматривается ущемление интересов неопределенного круга лиц - потребителей, которые приобрели такие билеты в день вылета или за сутки до вылета, потенциальных потребителей, которые могут такие билеты приобрести.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемых действиях ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № А 05-04/18 к рассмотрению на 20.06.2018 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Руководствуясь пунктами 3.3, 3.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России № 345 от 25 мая 2012 года, отделу защиты конкуренции Коми УФАС России:

- в срок до 20.06.2018 провести исследование товарного рынка услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию по маршруту Усинск-Москва, Москва – Усинск за период с 01.01.2016 по 30.03.2018.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 05-04/18, назначенного на 20.06.2018 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу - ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», адрес места нахождения: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, Аэропорт.

4. ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представить в антимонопольное управление в срок до 14.06.2018 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

4.1. Сведения о перевезенных Авиакомпанией пассажиров по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск (в отдельности по каждому маршруту) за 2016 год, 2017 год, первый квартал 2018 года (в отдельности за каждый период), всего, в том числе коммерческие пассажиры, некоммерческие пассажиры.

4.2. Сведения о количестве проданных пассажирских билетов по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск (в отдельности по каждому маршруту), выполняемому Авиакомпанией, за 2016 год, 2017 год, первый квартал 2018 года (в отдельности за каждый период).

4.3. Сведения о сумме выручки, полученной Авиакомпанией от услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом по расписанию по маршруту Усинск-Москва, Москва – Усинск (в отдельности по каждому маршруту) за 2016 год, 2017 год, первый квартал 2018 года (в отдельности за каждый период), тыс. руб. (с НДС).

В случае, если в объеме суммы выручки учтен топливный сбор, укажите отдельно сумму выручки от топливного сбора (в отдельности по каждому маршруту, за каждый период), тыс. руб.

4.4. По тарифам, указанным в приложении 2 к письму Авиакомпании от 16.03.2018 № 13с/101-1078/18-1, представьте:

4.4.1. сведения о тех тарифах, которые применялись ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в период с 01.04.2016 по дату ответа на настоящее Определение, с указанием размера тарифа в отдельности по каждому классу обслуживания (экономический класс, бизнес класс), классу бронирования, даты изменения (установления) тарифа,

4.4.2. подробное описание условий применения тарифов, указанных в пункте 4.4.1 настоящего Определения) по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск (в одну сторону), установленных ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в отдельности по каждому классу обслуживания (экономический класс, бизнес класс), классу бронирования в период с 01.04.2016 по дату ответа на настоящее Определение.

4.5. Укажите размер топливного сбора, установленного Авиакомпанией в период с 01.04.2016 по дату ответа на настоящее Определение, на каждую дату его установления (изменения), приложите копии подтверждающих документов об их установлении (изменении).

  1. Поясняющие, входит (не входит) топливный сбор, указанный в пункте 4.5 настоящего Определения, в тарифы, указанные в пункте 4.4.1 настоящего Определения.

4.7. Согласно плановым калькуляциям стоимости авиаперевозки одного пассажира по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск, представленным Авиакомпанией в приложениях 4-1, 4-2 к письму от 16.03.2018 № 13с/101-1078/18-1, затраты на топливо на 02.08.2016 составили 1982 руб., на 30.12.2017 – 2641 руб.

В связи с чем, представьте поясняющую информацию, определяется ли Авиакомпанией топливной сбор, указанный в пункте 4.5 настоящего Определения, исходя из затрат на топливо, указанных в пункте 4.7 настоящего Определения:

4.7.1. если определяется, представьте соответствующую письменную информацию, приложите копии подтверждающих документов,

  1. если не определяется, представьте расчет топливного сбора, указанного в пункте 4.5 настоящего Определения на каждую дату его установления (изменения), приложите копии подтверждающих документов.

4.8. Сведения об оказании ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» услуги по перевозке пассажиров и принадлежащего им багажа (в пределах нормы бесплатного провоза) по расписанию по маршруту Усинск-Москва, Москва – Усинск за 2016 год, за 2017 год, за первый квартал 2018 года (в отдельности за каждый период), а именно:

4.8.1. выручка от реализации услуги (включая топливный сбор), тыс. руб. (с НДС),

4.8.2. себестоимость услуги всего, в том числе по статьям затрат, тыс. руб.,

4.8.3. прибыль (убыток) от оказания услуги, тыс. руб.,

4.8.4. налоги, тыс. руб.,

  1. чистая прибыль, тыс. руб.
  2. Сведения о фактически сложившейся стоимости авиаперевозки одного пассажира по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск (в одну сторону) за 2016 год, за 2017 год, за первый квартал 2018 года (в отдельности за каждый период), с указанием расходов (себестоимости) с расшифровкой по статьям затрат, прибыли (убытка), налогов.

4.10. Поясняющие причины и основания, в том числе экономическую и технологическую обоснованность, по которым тарифы ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» экономического класса обслуживания по маршруту Усинск – Москва, Москва – Усинск, установленные с 01.04.2016, превышают плановую (расчетную) калькуляцию стоимости перевозки одного пассажира: по коду YLTSSOW на 183,2 %, по коду YLTOW на 231,3 %, по коду YSTDOW на 242 %, по коду YFLEXOW на 274 %, со ссылкой на норму (статью, пункт) нормативного акта, с приложением выписок из актов, копий подтверждающих документов.

4.11. Сведения о тарифах ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на авиаперевозку пассажиров экономического и бизнес класса обслуживания (по каждому коду тарифа/бронирования) по маршруту Сыктывкар – Москва, Москва – Сыктывкар, применяемых и действующих в период с 01.04.2016 по дату ответа на настоящее Определение, с подробным описанием условий применения тарифов.

4.12. Сведения о тарифах ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на авиаперевозку пассажиров экономического и бизнес класса обслуживания (по каждому коду тарифа/бронирования) по маршруту Мурманск – Москва, Москва – Мурманск, применяемых и действующих в период с 01.04.2016 по дату ответа на настоящее Определение, с подробным описанием условий применения тарифов.

4.13. Укажите марку ВС, вместимость ВС, на котором осуществляется перевозка пассажиров, время полета по маршруту:

4.13.1. Усинск – Москва, Москва - Усинск,

4.13.2. Сыктывкар – Москва, Москва – Сыктывкар,

4.13.3. Мурманск – Москва, Москва – Мурманск.

4.14. О должностном лице ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдением Авиакомпанией требований антимонопольного законодательства, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату ответа на настоящее Определение, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

4.15. Иные документы и информацию имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела.

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 05-04/18, назначенного на 20.06.2018 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя – <…>.

6. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 05-04/18, назначенного на 20.06.2018 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя - <…>.

7. <…>, <…> представить в антимонопольное управление в срок до 14.06.2018 иные документы и сведения, имеющие значение для рассмотрения настоящего антимонопольного дела по существу.

8. ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в срок до 19.06.2018 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

9. ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» обеспечить явку законного представителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) на участие в рассмотрении дела.

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии <…>