Решение №02-01/5066 Решение по делу № А 11-10/17 от 23 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                            

 

                        Управление Федеральной антимонопольной службы

                                                     по республике Коми

 

              РЕШЕНИЕ

 

                                                             г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена     «10» июля 2018 года

В полном объеме решение изготовлено     «23» июля 2018 года           № 02-01/5066       

 

 

 

 

ООО «Газпром межрегионгаз Ухта»

169300, Республика Коми,

г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 1-а

 

Администрация МР «Печора»

169600, Республика Коми, г. Печора,

ул. Ленинградская, д. 15

 

АО «Коми тепловая компания»

167000, Республика Коми, г. Сыктывкар,

ул. Димитрова, д. 10

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> – временно исполняющей обязанности руководителя управления, председателя Комиссии, <…> – начальника отдела управления, члена Комиссии, <…> – главного специалиста - эксперта отдела управления, члена Комиссии,

рассмотрев дело № А 11-10/17 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ухта» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», Общество), адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 1-а, ОГРН 1021100730408, ИНН 1102025359, требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя ООО «Газпром межрегионгаз Ухта»,  действующей на основании доверенности от 01.01.2018 № 05-64,

в отсутствие представителей АО «Коми тепловая компания», Администрации МР «Печора», надлежащим образом извещённых о месте и времени рассмотрения настоящего дела  (соответствующие доказательства имеются в материалах рассматриваемого дела),  

УСТАНОВИЛА:

 

1. Приказом Коми УФАС России от 27.10.2017 № 164 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» возбуждено дело № А 11-10/17.

Основанием для возбуждения дела № А 11-10/17 послужило заявление Администрации МР «Печора» от 13.07.2017 № 01-35-3871, направленное Печорской межрайонной прокуратурой письмом от 24.07.2017 № 1р-2017 (вх. № 4116 от 27.07.2017), о неправомерных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в части прекращения поставки газа на котельные №№ 9, 25, 60 в г. Печора, что повлекло отключение горячего водоснабжения потребителей в г. Печора, пгт. Кожва, содержащее признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Коми УФАС России от 01.12.2017 № 177 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» возбуждено дело № А 13-11/17, основанием для возбуждения которого послужило заявление Администрации МР «Печора» от 30.08.2017 № 01-43-4550 (вх. № 4722 от 01.09.2017) о прекращении поставки газа на котельные АО «Коми тепловая компания» №№ 21, 56, что повлекло отключение горячего водоснабжения потребителей в пгт. Кожва, пгт. Изъя-Ю МР «Печора», содержащее признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 17.05.2018 № 02-01/3524 дело № А 11-10/17, дело № А 13-11/17 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А 11-10/17. 

Приказом Коми УФАС России от 17.05.2018 № 95 создана Комиссия по рассмотрению дела № А 11-10/17. 

В результате исследования материалов, представленных в антимонопольное дело № А 11-10/17 Администрацией МО МР «Печора», Печорским Управлением Ростехнадзора, ООО «Газпром трансгаз Ухта», АО «Газпром газораспределение Сыктывкар», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «ТЭК-Печора», АО «Интер РАО-Электрогенерация» (филиал «Печорская ГРЭС»), заслушав доводы ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», АО «Коми тепловая компания», Комиссией установлено нижеследующее. 

2. Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

2.1. В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 11-10/17, в соответствии с поручением председателя Комиссии, данным Определением о назначении дела № А 11-10/17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 13.11.2017 № 02-01/10579, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведено исследование товарного рынка услуги по оптовой торговле газом в МО МР «Печора» в период с 01.01.2016 по 30.09.2017 (аналитический отчет  от 16.05.2018 приобщен к материалам данного дела).

Согласно разделу 3 Порядка процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В силу пунктов 3.2, 3.3 Порядка, по способу и формам участия в обороте, месту приобретения товара, по предъявляемым к товару требованиям, количеству приобретаемого товара,  рассмотрена оптовая торговля газом.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка, проведено на основе:

1) условий договоров, заключенных в отношении товара;

2) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

3)  ГОСТа;

4) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Деятельность по реализации газа регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

- Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении),

 - Правилами поставки газа в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа),

- Правилами учёта газа, утвержденными приказом Минэнерго России от 30.12.2013 № 961,

- Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее Основные положения).

Законом о газоснабжении даны следующие понятия:

газ - природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями;

газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;

поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставку газа потребителям по договорам;

потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.

Законом о газоснабжении установлено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона (абз. 1 статьи 18).

При этом, в силу пункта 6 Правил поставки газа, преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, - на пролонгацию этих договоров.

В соответствии с пунктом 29 Правил поставки газа цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В результате исследования условий договоров о поставке газа, заключённых между поставщиками и покупателями газа, установлено, что предметом такого договора является поставка (реализация) газа горючего природного и/или газа горючего природного сухого отбензиненного по государственно регулируемым либо нерегулируемым ценам.

Согласно пункту 3 Основных положений цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

При этом, в силу пункта 2 Основных положений, регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ (или цена на газ, определяемая на основе утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) формулы цены на газ), по которой он должен реализовываться поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно потребителям газа или организациям для дальнейшей продажи потребителям газа.

Продуктовые границы данного товарного рынка определены на основе мнения покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Согласно пункту 3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателей, анализировались:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

В ходе исследования товарного рынка установлено, что газ, поставляемый ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в  адрес оптовых покупателей – хозяйствующих субъектов, приобретается последними в целях:

- профессионального (промышленного) использования, в том числе для  выработки тепловой и электрической  энергии, производства товаров (работ, услуг);

- коммунально-бытового использования.

Газ, поставляемый в адрес покупателей, должен соответствовать показателям качества, предусмотренным действующими стандартами и нормативными документами - ГОСТ 5542-2014  «Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия» (далее – Стандарт).

Стандарты, установленные ГОСТ 5542-2014, распространяются на природные горючие газы, предназначенные в качестве сырья и топлива для промышленного и коммунально-бытового использования.

Согласно ГОСТу 5542-2014 газ горючий природный (ГГП); природный газ; ГГП: газообразная смесь, состоящая из метана и более тяжелых углеводородов, азота, диоксида углерода, водяных паров, серосодержащих соединений, инертных газов. ГГП является газообразным малотоксичным пожаровзрывоопасным продуктом. По токсикологической характеристике ГГП относят к веществам 4-го класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

Согласно пункту 9 Стандарта транспортирование газа горючего природного осуществляется по распределительным газопроводам через газораспределительные станции и пункты. Газ может подаваться потребителям непосредственно с установок промысловой подготовки, газоперерабатывающих заводов, магистральных газопроводов и подземных хранилищ через газораспределительные станции и пункты.   

Качественные характеристики газа, поступающего в адрес потребителей в соответствии с заключенными договорами поставки газа, отражаются в паспорте качества газа. 

Условиями договоров поставки газа предусмотрено, что:

- поставка газа горючего природного и (или) газа горючего природного сухого отбензиненного, полученного в результате переработки нефтяного (попутного) газа, осуществляется на сертифицированное газоиспользующее оборудование, принадлежащее покупателю на законном основании, которое подключено в соответствии с техническими условиями на присоединение к газораспределительной системе; 

- годовой объем поставки газа распределяется по точкам подключения – месту соединения газопроводов покупателя газа к магистральным газопроводам или к газопроводам сетей газораспределения, находящихся соответственно у газотранспортной или газораспределительной организации в собственности или на законных основаниях.  

Условиями договоров, заключенных между ООО «Газпром межрегингаз Ухта» и потребителями газа, установлено, что цена на газ по договору на выходе из сетей газораспределения ГРО формируется из регулируемых оптовой цены на газ, рассчитанной по формуле цены на газ, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) России, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифа на транспортировку газа по сетям ГРО, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.   

При определении продуктовых границ товарного рынка антимонопольным управлением был проведён опрос оптовых покупателей товара, в ходе которого установлено, что:

- одним из крупнейших потребителей природного газа на территории Республики Коми – АО «Интер РАО-Электрогенерация» (филиал «Печорская ГРЭС») помимо газа горючего природного приобретается газ нефтяной (попутный),   соответствующий по качеству ГОСТу 5542-2014, при этом цена на газ нефтяной (попутный) ниже цены на газ горючий природный на 5 %, в связи с чем, газ горючий природный может быть взаимозаменен на газ нефтяной (попутный);

- замена газа - природного, нефтяного (попутного), отбензиненного сухого на иной вид топлива невозможна так как:

1) технология производства тепловой и (или) электрической энергии рассчитана на указанные виды топлива;

2) оборудование отопительных котельных не предназначено для сжигания другого вида топлива;

3) замена на иной вид топлива (в частности жидкое) потребует частичной замены оборудования, что потребует значительных затрат на переоборудование производственных мощностей;

4) стоимость резервного топлива – топочного мазута, значительно (более 10 %) превышает стоимость природного газа.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам  экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуга по торговле газом, подаваемым по трубопроводам, классифицируется по коду ОКПД 35.23, услуга по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и связанными продуктами - по коду ОКПД 46.71.

Исходя из отсутствия у покупателей экономической, технической и иной возможности заменить газ - природный, нефтяной (попутный), отбензиненный сухой на иной вид топлива, исходя из действующего ГОСТ 5542-2014,  продуктовыми границами товарного рынка является услуга по оптовой торговле газом природным, нефтяным (попутным), отбензиненным сухим, код ОКПД 35.23, 46.71 (далее –  услуга по оптовой торговле газом).

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При определении географических границ исследуемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка.

Учитывая, что предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства усматривается в городе Печоре, пгт. Кожва, пгт. Изъя-Ю, входящих в состав муниципального района «Печора» Республики Коми, предварительно географические границы товарного рынка услуги по оптовой торговле газом определены административно-территориальными границами МО МР «Печора».    

При определении географических границ исследуемого товарного рынка были выявлены следующие условия обращения товара, ограничивающие экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями):

- организационно-транспортные схемы поставки (приобретения) товара приобретателями;

- отсутствие возможности перемещения покупателя к товару.

Исходя из условий договоров поставки газа, опроса потребителей газа установлено, что поставка газа осуществляется на газоиспользующее оборудование потребителя по трубопроводу газотранспортной системы или сетям газораспределения, к которым технологически присоединены сети (газопровод) покупателя. В связи с чем, у покупателей отсутствует экономическая, техническая и иная возможность приобретать газ в объемах, необходимых для осуществления производственно - хозяйственной (иной) деятельности, на иной территории.  

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка, в том числе исходя из условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать товар на иных территориях, географическими границами товарного рынка является территория МО МР «Печора», в границах присоединенной сети газоиспользующего оборудования к трубопроводу, по которому транспортируется газ (далее – МО МР «Печора»).

В результате исследования товарного рынка установлены следующие хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую торговлю газом на территории МО МР «Печора» в 2016-2017 г.г.:

ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (ИНН 1102025359), адрес места нахождения: 169300,  Республика Коми, г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 1;

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (ИНН 1106014140), адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, ул. Нефтяников, д. 31;

АО «Русская газовая компания» (ИНН 7703525830), адрес места нахождения: 123112, г. Москва, Набережная Пресненская, д. 6, стр. 2, пом. 4523.

По показателям коэффициента рыночной концентрации (CR3  = 100%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI > 2000) товарный рынок услуги по оптовой торговле газом в МО МР «Печора» относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

По результатам исследования товарного рынка услуги по оптовой торговле газом в МО МР «Печора» установлены экономические и административные барьеры входа на рынок:

- необходимость осуществления капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, необходимых для строительства трубопровода; 

- стандарты и требования, предъявляемые к качеству газа;

- государственное регулирование цен на газ и услуг, связанных с его транспортировкой и реализацией.   

Указанные барьеры, с точки зрения возможности организации стать участником товарного рынка, являются труднопреодолимыми.  

Объем товарного рынка, определенный в соответствии с подп. «а» пункта 6.2 Порядка как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке, в период с 01.01.2016 по 30.09.2017 составил 1 684 927,4 тыс. куб.м.

В результате проведенного исследования товарного рынка услуги по оптовой торговле газом в МО МР «Печора» установлено, что на долю ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в период с 01.01.2016 по 30.09.2017 приходится более 50 % объема товарного рынка.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» занимает доминирующее положение на товарном рынке оптовой торговли газом в МО МР «Печора».

Частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции предусмотрены «иммунитеты», которые в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» не распространяются. 

На основании вышеизложенного, на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2.2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно абз. 1 статьи 18 Закона о газоснабжении, пункту 5 Правил поставки газа поставки газа производятся на основании договора между поставщиком и потребителем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), федеральных законов, правилами поставки газа и иных нормативных правовых актов.

Согласно статье 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.

Согласно пункту 32 Правил поставки газа, стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с ГК РФ, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В силу пункта статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно части 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 33 Правил поставки газа газораспределительная организация обязана незамедлительно осуществить полное ограничение подачи газа потребителю, сети которого имеют непосредственное присоединение к сетям указанной газораспределительной организации (транспортировщика газа), в случае выявления аварийной ситуации и угрозы жизни и (или) здоровью человека, вызванной неудовлетворительным состоянием газоиспользующего оборудования потребителя.

Согласно пункту 34 Правил поставки газа поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 утверждены Правила  ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее – Правила № 1245), которыми  установлен порядок ограничения подачи (поставки) газа.

В соответствии с подп. «в», «е» пункта 2 Правил № 1245 основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются, в том числе ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил («в»); полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев («е»).

Согласно пункту 8 Правил № 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Согласно Приложению к Правилам № 1245 к категориям потребителей газа, ограничение режима потребления которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, отнесены, в том числе организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

В соответствии с подп. «в» пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Согласно пункту 4 раздела II Приложения № 1 к Правилам № 354 продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно – технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09.      

В соответствии с пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

Из материалов настоящего антимонопольного дела следует, что Печорский филиал АО «Коми тепловая компания» осуществляет эксплуатацию котельных, производство, передачу и распределение пара и горячей воды и в соответствии с Постановлением Администрации МР «Печора» № 815 от 15.08.2016 является теплоснабжающей организацией в зоне действия котельных.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (Поставщик) и АО «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала (Покупатель) заключен договор поставки газа № 23-4-16.075 от 01.09.2016 (далее – Договор поставки газа), л.д. 62-65 т. 1.

Согласно условиям Договора поставки газа Поставщик обязуется поставлять, при наличии технической возможности газотранспортной и газораспределительной организацией, с 01.09.2016 по 31.12.2017 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный по государственно регулируемым либо нерегулируемым ценам, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.

Согласно пункту 2.1.2 Договора поставки газа поставка газа производится в объемах, в том числе в июле 2017 года в объеме 82 тыс. куб.м., в августе 2017 года – 302 тыс. куб.м.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора поставки газа поставка газа производится, в том числе в котельные №№ 9, 21, 25, 56, 60 АО «Коми тепловая компания», обеспечивающие горячей водой потребителей (юридических и физических лиц) в г. Печора, пгт. Кожва, пгт. Изья-Ю МО МР «Печора».

Согласно пункту 3.3 Договора поставки газа поставщик имеет право ограничить и/или полностью прекратить поставку газа Покупателю в соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа.

Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством РФ и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.

Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию Поставщика Покупателем самостоятельно, а в противном случае – принудительно ГРО и/или Трансгазом.

Пунктом 3.5 Договора поставки газа предусмотрено, что сторонами согласовывается проведение планово-предупредительных и внеплановых работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа, путем обмена уведомлениями:

- в случае планово-предупредительных работ – за 30 дней до их начала,

- в случае внеплановых работ – за 3 дня до их начала.

Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки газа в случае аварийных работ одна из Сторон направляет другой Стороне немедленно.

В случае согласования Сторонами планово-предупредительных, внеплановых работ, а также проведения ими аварийных работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа, сокращаются договорные объемы поставки на соответствующий период и в соответствующих объемах на основании письменного уведомления Сторон, без составления дополнительного соглашения к Договору.

Согласно абз. 2 пункта 4.3 Договора поставки газа Покупатель проводит отключение/подключение газоснабжения на летний/зимний периоды, после ремонта и первичный пуск газа в присутствии уполномоченных лиц Поставщика и ГРО с составлением соответствующего акта.  

Между ООО «Газпром трансгаз Ухта» (Трансгаз), ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (Регионгаз) и АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (ГРО) заключено Техническое соглашение № 970 от 31.12.2016 (далее – Техническое соглашение № 970 от 31.12.2016), согласно пункту 5.7 которого в случаях приостановки подачи или приемки газа при проведении плановых ремонтно-профилактических работ ДС (диспетчерская служба) филиала Трансгаз обязуется уведомлять ОДС (оперативно-диспетчерская служба) Регионгаза и ЦАДС (центральная аварийно-диспетчерская служба) ГРО письменно о начале работ и их продолжительности, о плановых остановках за 30 дней (л.д. 50 т. 3).  

Пунктом 5.10 Технического соглашения № 970 от 31.12.2016 стороны обязались производить полное (1 раз в год) прекращение подачи – приема газа для проведения планово-предупредительного ремонта ГРС.   

Между ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (Поставщик), АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» (ГРО) и АО «Коми тепловая компания» (Покупатель) заключено Техническое соглашение от 01.09.2016 (далее – Техническое соглашение), л.д. 66-70 т. 1.

Согласно пункту 2.2 Технического соглашения Поставщик обязуется поставлять, ГРО транспортировать, а Покупатель – принимать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный в пределах объемов, предусмотренных Договором поставки газа.    

Пунктом 3.1 Технического соглашения стороны установили, что поставка и транспортировка газа Покупателю может быть ограничена (прекращена) в соответствии с условиями Договора поставки газа и требованиями нормативных документов, в том числе: при проведении планово-предупредительных работ, при нарушении сроков оплаты по договору поставки газа.

Ограничение (прекращение) поставки газа производится по указанию Поставщика Покупателем самостоятельно, а в противном случае – принудительно Поставщиком и/или ГРО и/или Трансгазом.

Из материалов антимонопольного дела № А 11-10/17 установлено, что ООО «Газпром трансгаз Ухта» письмом от 15.12.2016 № 55-18669 направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» «График остановов ГРС ООО «Газпром трансгаз Ухта» в 2017 году» (л.д. 62-65 т. 3).

Из содержания данного Графика следует, что ООО «Газпром трансгаз Ухта» производятся остановки ГРС в 2017 году, в том числе:

ГРС-1 Печора с 03.07.2017 по 06.07.2017,

ГРС-2 Печора с 24.07.2017 по 01.08.2017.

О плановой остановке ГРС-2 с 24.07.2017 по 01.08.2017 ООО «Газпром трансгаз Ухта» также уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» письмом от 24.07.2017 № 2978.

Распоряжением Администрации МО МР «Печора» от 09.06.2017 № 626-р «О завершении отопительного периода 2016-2017 г.г. в муниципальном районе «Печора» утвержден график остановки котельных и отключение систем горячего водоснабжения на период ежегодных профилактических ремонтов, в том числе  котельных АО «Коми тепловая компания» №№ 9, 25, 60 в период с 19.06.2017 по 02.07.2017,  № 21 – с 02.08.2017 по 16.08.2017, № 56 – с 17.07.2017 по 30.07.2017. В период ежегодных профилактических ремонтов теплоснабжающим организациям рекомендовано не допускать отключение систем горячего водоснабжения на срок более 14 суток  (л.д. 11 – 13 т. 1).

Согласно графику остановки газовых котельных АО «Коми тепловая компания» установлены остановки котельных на нужды ГВС: №№ 9, 25, 60 в период с 19.06.2017 по 03.07.2017, № 21 в период с 02.08.2017 по 16.08.2017, № 56  в период с 17.07.2017 по 31.07.2017 (л.д. 60 т. 1).

При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» уведомило АО «Коми тепловая компания» об остановке ГРС-2 на планово-предупредительный ремонт в 2017 году и о полном прекращении подачи газа в котельные №№ 21, 25, 56, 60 с 24.07.2017 по 01.08.2017 только письмом от 03.07.2017 № 13-01-10/76 (л.д. 53 т. 1).

АО «Коми тепловая компания» приказом от 11.07.2017 № 02-257/2 внесло изменения в график остановки котельных на нужды ГВС, а именно: котельных №№ 21, 56 в период с 24.07.2017 по 07.08.2017 (л.д. 54 т. 1).  

АО «Коми тепловая компания» письмом от 15.06.2017 № 03-1003 уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (получено 15.06.2017 вх. № 2195) и ОАО «Газпром газораспределение Сыктывкар» о выводе котельных №№ 9, 25, 60 в ремонт согласно графику остановки котельных на нужды отопления и ГВС: с 19.06.2017 по 03.07.2017 (л.д. 59, 132 т. 1).

Таким образом, из материалов антимонопольного дела № А 11-10/17 установлено, что АО «Коми тепловая компания» уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» о проведении планово-предупредительных работ на котельных №№ 9, 25, 60 за 3 дня до начала указанных работ, котельных №№ 21, 56 более чем за 30 дней. При этом, ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», имея «График остановов ГРС ООО «Газпром трансгаз Ухта» в 2017 году», уведомило АО «Коми тепловая компания» об остановке ГРС и полном прекращении подачи газа в котельные №№ 25, 60 - за 20 дней до начала таких работ.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что ни АО «Коми тепловая компания», ни ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» не соблюли согласованный сторонами пункт 3.5 Договора поставки газа в части срока уведомления о проведении планово-предупредительных и внеплановых работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи газа, за 30 дней до их начала.

АО «Коми тепловая компания» письмом от 15.06.2017 № 03-1003 уведомило   ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» о необходимости опломбировать задвижки на вводах газопроводов согласно графику  остановки котельных на нужды отопления и ГВС: с 19.06.2017 по 03.07.2017. 

Из материалов настоящего антимонопольного дела следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» участок по реализации газа в г. Печора в соответствии с указанной заявкой в присутствии представителя АО «Коми тепловая компания» (г. Печора) произвело:

- опломбирование вводной задвижки на котельную № 9 с установкой  металлической заглушки и пломбы МРГ № 00044704, что подтверждено актом опломбирования № 16/2017 от 19.06.2017;

- опломбирование вводной задвижки на котельную № 25 с установкой  металлической заглушки и пломбы МРГ № 00044736, что подтверждено актом опломбирования № 14/2017 от 19.06.2017;

- опломбирование вводной задвижки на котельную № 60 с установкой  металлической заглушки и пломбы МРГ № 00044735, что подтверждено актом опломбирования № 15/2017 от 19.06.2017;

- опломбирование вводной задвижки на котельную № 21 с установкой  металлической заглушки и пломбы МРГ № 00044731, что подтверждено актом опломбирования № 20/2017 от 24.07.2017;

- опломбирование вводной задвижки на котельную № 56 с установкой  металлической заглушки и пломбы МРГ № 00044732, что подтверждено актом опломбирования № 21/2017 от 24.07.2017.

Таким образом, отключение котельных №№ 9, 21, 25, 56, 60 АО «Коми тепловая компания» произведено ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» и АО «Коми тепловая компания» в соответствии с требованиями абз. 2 пункта 4.3 Договора (в отсутствие представителя ГРО).

Из содержания вышеуказанных актов опломбирования следует, что возобновление поставки газа производится на основании письменного согласования с ООО «Газпром межрегионгаз Ухта». 

АО «Коми тепловая компания» письмом от 29.06.2017 № 03-1097 уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (получено 29.06.2017 вх. № 2375), АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» о завершении ремонтных работ в соответствии с графиком запуска котельных на нужды ГВС и просит разрешения на подачу газа на котельные №№ 9, 25, 60 с 03.07.2017 (л.д. 58, 134 т. 1).

Письмом от 03.08.2017 № 03-1325 АО «Коми тепловая компания» уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», АО «Газпром газораспределение Сыктывкар» о завершении ремонтных работ и разрешения на подачу газа на котельные № 21, № 56 с 07.08.2017 (л.д. 12 т. 1 дело № А 13-11/17).

Из переписки, имеющейся в материалах данного антимонопольного дела, следует, что АО «Коми тепловая компания» обратилось в адрес Администрации МО МР «Печора» (письмо от 04.07.2017 № 03-1129), в адрес Печорской межрайонной прокуратуры (письма от 04.07.2017 № 03-1129, от 11.07.2017 № 03-1175, от 10.08.2017 № 03-1370) об отсутствии возможности у АО «Коми тепловая компания» соблюсти требование по обеспечению горячим водоснабжением потребителей от котельных № 9 (ГП «Печора»), №№ 21, 25, 60 (ГП «Кожва»), № 56 (пгт. Изья-Ю) после проведения ремонтных работ ввиду отсутствия подачи газа от ООО «Газпром межрегионгаз Ухта».

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» согласовало АО «Коми тепловая компания» подачу природного газа  на нужды ГВС: на котельные №№ 9, 25, 60 письмом от 28.07.2017 № 09-01-06/1958 (л.д. 147 т. 1),  на котельные №№ 21, 56 письмом от 18.08.2017 № 09/1058.

Согласно актам от 28.07.2017, от 02.08.2017 (л.д. 71-73 т. 1, 20-21 т. 1 А 13-11/17), составленным сотрудниками АО «Коми тепловая компания», информации, представленной АО «Коми тепловая компания» в материалы дела № А 13-11/17 (л.д. 18 т. 1), остановки котельных на нужды ГВС составили:

котельная № 9 (г. Печора) в период с 19.06.2017 по 28.07.2017,

котельная № 21 (пгт. Кожва) в период с 23.07.2017 по 18.08.17,

котельная № 25 (пгт. Кожва) в период с 19.06.2017 по 02.08.2017.

котельная № 56 (пгт. Изья-Ю) в период с 23.07.2017 по 31.08.2017,

котельная № 60 (пгт. Кожва) в период с 19.06.2017 по 02.08.2017,

что превысило период отключения систем горячего водоснабжения на период ежегодных профилактических ремонтов, предусмотренный пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20.

Таким образом, из материалов антимонопольного дела № А 11-10/17 установлено, что:

котельная № 9 подключена к газоснабжению для нужд ГВС 28.07.2017 после получения АО «Коми тепловая компания» письменного согласования ООО «Газпром межрегионгаз Ухта»,

котельная № 21 подключена к газоснабжению для нужд ГВС 18.08.2017 после получения АО «Коми тепловая компания» письменного согласования ООО «Газпром межрегионгаз Ухта»,

котельная № 25 подключена к газоснабжению для нужд ГВС 02.08.2017 после получения АО «Коми тепловая компания» письменного согласования ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» и окончания планово-предупредительного ремонта на ГРС-2,

котельная № 60 подключена к газоснабжению для нужд ГВС 02.08.2017 после получения АО «Коми тепловая компания» письменного согласования ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» и окончания планово-предупредительного ремонта на ГРС-2.

Котельная № 56 (пгт. Изь-Ю) подключена к газоснабжению для нужд ГВС только 31.08.2017, то есть за пределами срока согласования ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» (18.08.2017).

 Таким образом, период отключения АО «Коми тепловая компания» систем горячего водоснабжения на период ежегодных профилактических ремонтов превысило период, предусмотренный пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09.

Из письменных пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», представленных в материалы антимонопольного дела письмом от 30.08.2017 № 05-01-13/2220 (вх. № 4727 от 01.09.2017), следует, что Общество в отношении АО «Коми тепловая компания» не вводило ограничений/прекращений подачи газа, поскольку условиями Договора поставки газа предусмотрено, что Покупатель самостоятельно производит отключение/подключение газоснабжения.

АО «Коми тепловая компания» в письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмом от 27.12.2017 № 03-2203 (л.д. 197 т. 1), указало, что у АО «Коми тепловая компания» отсутствовала возможность возобновить самостоятельно подачу газа на котельные в связи с тем, что ограничение поставки газа на котельные производится путем установления металлических заглушек на вводных задвижках  с последующей их опломбировкой специалистами ООО «Газпром межрегионгаз Ухта». Возобновление подачи газа производится по предварительному согласованию со специалистами ООО «Газпром межреионгаз Ухта».

Из письменных пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», изложенных в письме от 02.03.2018 № 05-01-15/544, следует, что:

- ни договором поставки газа № 23-4-16.075 от 01.09.2016, ни действующими нормативными правовыми актами в сфере газоснабжения не предусмотрена выдача поставщиком разрешения на пуск газа после проведения плановых ремонтных работ,

- покупатель (АО «Коми тепловая компания») вправе самостоятельно возобновить отбор газа на котельные №№ 9, 21, 25, 56, 60 (после проведения плановых ремонтных работ),

- АО «Коми тепловая компания» самостоятельно определяет готовность своего персонала и оборудования и определяет дату возобновления поставки газа на котельные,

- согласование сторонами пуска газа после проведения планово-предупредительных и внеплановых работ, проводимых потребителем, носит исключительно уведомительный характер,

- отключение-подключение газоснабжения на летний/зимний периоды после ремонта является исключительным правом АО «Коми тепловая компания».

ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела № А 11-10/17 письмом от 27.04.2018 № 05-01-13/1031 (вх. № 2122 от 27.04.2018), указало, что опломбирование закрытых вводных задвижек на котельных №№ 9,21, 25, 56, 60 производилось по заявке АО «Коми тепловая компания», которое оформлено актом об опломбировании (согласно типовой форме), но, по невнимательности представителя Поставщика, формулировка «возобновление поставки газа производится на основании письменном согласования с ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» не была исключена из актов (л.д. 71 т. 3).

Данные доводы Комиссией исследованы и установлено нижеследующее.

Из письменных пояснений Печорского управления Ростехнадзора, представленных в материалы антимонопольного дела № А 11-10/17 письмом от 19.04.2018 № 25/3906 (вх. № 1966 от 20.04.2018), следует, что согласно пункту 8.4 ГОСТ Р 54961-2012 остановка газоиспользуещего оборудования для ремонта во всех случаях, должна производиться после получения письменного разрешения ответственного за безопасную эксплуатацию газоиспользующего оборудования. Газоиспользующее оборудование при выводе из эксплуатации на срок более трех суток для проведения ремонтных работ или при переводе его в режим резерва должно отключаться с установкой заглушек на газопроводах. При этом, требование по опломбировке вводной задвижки на объекте потребителя (котельной) нормативными актами не предусмотрено.

Отключение, подключение газоиспользующего оборудования производится непосредственно (самостоятельно) потребителем в том случае, если организация, эксплуатирующая сети газораспределения и газопотребления, имеет оперативный персонал и свою собственную газовую службу.

Письменное согласие газоснабжающей организации и (или) ГРО на возобновление поставки газа на объект потребителя, равно как присутствие уполномоченных Поставщика и ГРО с составлением акта для отключения – подключения покупателем газоснабжения на летний/зимний периоды после ремонта также нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Из письменных пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Ухта», представленных в материалы дела № А 11-10/17 письмом от 27.04.2018 № 05-01-13/1031 (вх. № 2122 от 27.04.2018), следует, что ограничение подачи (поставки) газа в отношении АО «Коми тепловая компания» Поставщиком не вводилось (л.д. 72 т. 3).

В материалах антимонопольного дела № А 11-10/17 имеются письменные пояснения Администрации МО МР «Печора», представленных письмами от 29.01.2018 № 01-74-250 (вх. № 470 от 01.02.2018), от 29.01.2018 № 01-74-249,  из которых следует, что в период июль-август 2017 года Печорский филиал АО «Коми тепловая компания» прекратил и возобновил отбор газа на котельных №№ 9, 21, 25, 56, 60 самостоятельно (л.д. 185 т. 2, л. д. 118 т. 1 дело № А 13-11/17).

Из письменных пояснений АО «Коми тепловая компания», представленных в материалы настоящего антимонопольного дела письмами от 01.03.2018 № 03-359, от 01.03.2018 № 03-360, также следует, что фактическое подключение котельных №№ 9, 21, 25, 56, 60 произведено  Печорским филиалом АО «Коми тепловая компания» (л.д. 240 т. 2, л.д. 174 т. 1 дела № А 13-11/17), у Общества имеется свой обученный персонал для осуществления указанного подключения.   

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении поставщиком газа норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, имеет антиконкурентную направленность, напрямую нарушает антимонопольный запрет, привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № А 11-10/17, достаточных оснований полагать, что со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Ухта» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № А 11-10/17 в связи с отсутствием нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ухта».

 

 

Председатель Комиссии                                            __________________ <…>  

    

Члены Комиссии                                                      ___________________ <…>

 

                                                                                      __________________ <…>

           

  

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны