Постановление №02-06/8929 Постановление о назначении административного наказания по де... от 25 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

14 сентября 2017 года

 

 

 

№ 02-06/8929

Сыктывкар

 

о назначении административного наказания по делу № АШ 24-09/17

об административном правонарушении

 

 

Заместитель руководителя управления – начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <….>, рассмотрев протокол от 01.09.2017, материалы дела № АШ 24-09/17 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица АО «Воркутауголь» - <…>, родившейся <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 01.09.2017, составленным в отсутствие <…>, надлежащим образом извещённой о времени и месте его составления, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № 16799114230090 от 25.08.2017, письмом от 29.08.2017 б/н, подписанным <…>, которым она просила составить протокол в её отсутствие.

Определением Коми УФАС России № 02-06/8417 от 01.09.2017 рассмотрение дела № АШ 24-09/17 назначено на 14.09.2017.

Административное дело № АШ 24-09/17 рассмотрено 14.09.2017 в отсутствие <…>, надлежащим образом извещённой о времени и месте его рассмотрения, что подтверждается письмом от 14.09.2017 б/н (вх. № 3251э от 14.09.2017), заявившей ходатайство о возможности рассмотрения настоящего административного дела в её отсутствие.

Административное дело № АШ 24-09/17 рассмотрено 14.09.2017 в отсутствии <…>.

Письмом от 29.08.2017 (вх. № 3024э от 30.08.2017, вх. № 4775 от 05.09.2017) <…> заявлено ходатайство о снижении штрафа, установленного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, ниже низшего предела.

Определением от 14.09.2017 в удовлетворении заявленного письмом от 29.08.2017 (вх. № 3024э от 30.08.2017, вх. № 4775 от 05.09.2017) ходатайства <…> отказано.

Письмом от 14.09.2017 (вх. № 3251э от 14.09.2017) <…> заявлено ходатайство об освобождении её от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.

Определением от 14.09.2017 в удовлетворении заявленного письмом от 14.09.2017 (вх. № 3251э от 14.09.2017) ходатайства <…> отказано.

Рассмотрев материалы административного дела № АШ 24-09/17, должностным лицом Коми УФАС России установлено нижеследующее.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Поводом для возбуждения настоящего административного дела в силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ явилось решение Комиссии Коми УФАС России № 02-01/2139 от 10.03.2017 по делу № А 08-07/15 , которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Основанием для возбуждения данного дела послужили материалы проверки, проведенной Службой Республики Коми по тарифам, в ходе которой выявлены нарушения Обществом установленного нормативными актами порядка ценообразования на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов на подъездных путях, принадлежащих АО «Воркутауголь».

Приказом от 22.07.2015 № 137 Коми УФАС России возбудило дело № А 08-07/15 по признакам нарушения АО «Воркутауголь» антимонопольного законодательства.

1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в редакции, действующей с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «Воркутауголь» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 08-07/15 и в соответствии с поручением, данным председателем Комиссии Коми УФАС России Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела № А 20-07/15 от 23.11.2016 № 02-01/11161, отделом защиты конкуренции антимонопольного управления проведено исследование товарного рынка услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», за период с 01.01.2013 по 30.09.2016.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок).

В результате исследования товарного рынка (аналитический отчет от 24.01.2017 приобщен к материалам антимонопольного дела № А 20-07/15) определены параметры товарного рынка, предусмотренные пунктом 1.3 Порядка.

АО «Воркутауголь» в письме б/н и б/д (вх. № 896 от 20.02.2017) заявлен довод о том, что Общество не осуществляет услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, поскольку услуга по перевозке грузов включает в себя различные услуги, которые образуют разные товарные рынки, в том числе по составу продавцов и покупателей услуг.

  • Коми УФАС России данный довод был исследован и установлено следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 1).

В соответствии со статьей 2 Закона о железнодорожном транспорте и статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определённых пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

Транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях, включают комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и другие (Решение Верховного суда РФ от 14.02.2008 № ГКПИ07-1160, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.08.2008 по делу № А 29-2591/2008).

В соответствии со статьей 60 Устава железнодорожного транспорта на владельца железнодорожных путей необщего пользования возложена обязанность по оказанию услуг по предоставлению в пользование железнодорожных путей необщего пользования контрагентам, имеющим на данных железнодорожных путях свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к данным железнодорожным путям свои железнодорожные пути.

Отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Уставом железнодорожного транспорта установлено, что в случае обслуживания владельцами железнодорожных путей необщего пользования грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. В данном случае операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования на основании полномочий, переданных владельцам железнодорожных путей необщего пользования грузоотправителями, грузополучателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Из материалов, представленных АО «Воркутауголь» в рамках исследования товарного рынка письмом от 26.12.2016 № РС/3-36 (дело № А 20-07/15), следует, что АО «Воркутауголь» на праве собственности принадлежат подъездные железнодорожные пути общей протяженностью 248,94 км, расположенные в городе Воркуте Республики Коми.

Согласно техническому паспорту железнодорожного хозяйства СП АО «Воркутауголь» на территории МО ГО «Воркута» имеются подъездные пути необщего пользования, принадлежащие АО «Воркутауголь», №№ 1, 2, 3, 4, 4 а, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 63, 64, 66, 67, 67а, 68, 69, 71, 73, 74, 75, 86, 87, 88, 90, 92, 101, 102, 103, 104, 105, расположенные на станциях Примыкания, Южная, Предшахтная, Аяч-Яга, ВЦЗ, шахта Северная, Центральная, Комсомольская, Мульда, Воргашорская.

  • соответствии с договором № 8-24 (л.д. 38-53 т. 2) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги от 14.10.2009 (далее – договор № 8-24 от 14.10.2009), заключенным между ОАО «РЖД» (перевозчик) и АО «оркутауголь» (владелец), эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, расположенного на продолжении соединительного пути № 1а станции Воркута, обслуживаемого локомотивом владельца, производится в соответствии с Уставом, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора (параграф 1).

Движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил и Инструкций, в том числе Инструкции по движению поездов и маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на подъездных путях АО «Воркутауголь» (параграф 3).

Согласно параграфу 4, 8 договора № 8-24 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны выставляются локомотивом ОАО «РЖД» на один из выставочных путей №№ 1, 4, 6, 8, 10, 12, 14 станции Воркута, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом АО «Воркутауголь», в том числе контрагентам, указанным в приложении № 1 договора.

Дальнейшее продвижение вагонов в адрес контрагентов осуществляется АО «Воркутауголь» по принадлежащим Обществу железнодорожным путям необщего пользования в соответствии с договорами оказания услуг, заключенными между АО «Воркутауголь» и контрагентами, согласно которым Общество оказывает контрагентам транспортные услуги по подаче вагонов к месту погрузки, выгрузки и уборке вагонов по тарифам, установленным Службой Республики Коми по тарифам (в настоящее время Минстрой Республики Коми).

Договорами на оказание услуг, заключенными между АО «Воркутауголь» (исполнитель) и контрагентами (заказчик), предусмотрены условия, в том числе: подача заказчиком заявки на перевозку грузов и железнодорожной транспортной накладной исполнителю; подача исполнителем заказчику под погрузку вагоны для перевозки конкретных грузов, в случае несвоевременной оплаты исполнитель вправе приостановить оказание услуг связанных с перевозкой грузов.

Таким образом, перевозка грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим владельцам таких путей, невозможна без осуществления подачи и уборки подвижного состава (грузовых вагонов) на железнодорожные пути необщего пользования, на которых выполняются начально-конечные операции с железнодорожным подвижным составом.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.01.2017 в отношении АО «Воркутауголь» имеются сведения об осуществлении Обществом деятельности по коду ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС. ред. 2) 49.20 «Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки».

Таким образом, АО «Воркутауголь», оказывая контрагентам услуги по подаче и уборке вагонов, осуществляет железнодорожные перевозки грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, услуга по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования классифицирована по коду ОКПД 49.20.1.

В связи с чем, предварительно продуктовые границы товарного рынка были определены как услуга по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, код ОКПД 49.20.1.

АО «Воркутауголь» в письме б/н и б/д (вх. № 896 от 20.02.2017) указало, что в качестве взаимозаменяемой услуги может рассматриваться услуга по транспортировке грузов со станции Воркута Северной железной дороги автомобильным транспортом.

Данный довод Комиссией исследован и был отклонен ввиду нижеследующего.

В соответствии с требованиями статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункта 3.7 Порядка определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

  • результатам опроса покупателей рассматриваемой услуги установлено, что доставка/отправка грузов в адрес отдельных контрагентов производится АО «Воркутауголь» по определенным железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим Обществу, примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги.

В силу статьи 60 Устава железнодорожного транспорта РФ на владельца железнодорожных путей необщего пользования возложена обязанность по предоставлению в пользование железнодорожных путей необщего пользования контрагентам, имеющим на данных железнодорожных путях свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к данным железнодорожным путям свои железнодорожные пути.

  • имеющим на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо свои железнодорожные пути (тупики), примыкающие к путям необщего пользования АО «Воркутауголь», экономически, технологически невыгодно и нецелесообразно использовать автомобильный транспорт для перевозки грузов на станцию (со станции) Воркута Северной железной дороги со своих складов (на свои склады), погрузочно-разгрузочных площадок (погрузочно-разгрузочные площадки), железнодорожных путей (тупиков).

Так, ООО «ЛСЕГ» использует принадлежащие АО «Воркутауголь» железнодорожные пути необщего пользования №№ 16, 87, 88, 90 на станции Предшахтная в целях доставки/отправки вагонов со строительными материалами, с трубами большого диаметра, с техникой; Объединенный Арктический авиационный отряд ФСБ России использует железнодорожные пути необщего пользования №№ 6, 7, 8 на станции Южная в целях доставки со станции Воркута СЖД на железнодорожный тупик аэропорта АО «Комиавиатранс» вагонов с топливом (ТС-1, Р, бензин, дизтопливо) для их разгрузки с соблюдением требований безопасности; ООО «Унивекс» использует железнодорожные пути необщего пользования №№ 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57 на станции Предшахтная в целях доставки вагонов с товарами народного потребления, продовольственными товарами, строительными материалами, торговым оборудованием, поступающими в его адрес для их разгрузки.

Потребители услуг указали, что у них отсутствует возможность заменить рассматриваемую услугу на иную услугу, в том числе на услугу по перевозке грузов автомобильным транспортом, ввиду отсутствия автомобильных дорог, связывающих г. Воркуту с другими городами Российской Федерации, отдаленности поставщиков (покупателей) товаров (грузов), расположенных за пределами г. Воркуты (в том числе в городах Москва, Санкт-Петербург, Киров), значительных объемов перевозимых товаров (грузов).

Предоставление железнодорожного пути необщего пользования в аренду также не может рассматриваться в качестве взаимозаменяемой услуги, поскольку в данном случае организация, получая в пользование такой путь, должна осуществлять доставку/отправку грузов (подачу и уборку вагонов) на этот путь самостоятельно (собственными силами) либо заключить договор с АО «Воркутауголь» на оказание такой услуги.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.7 Порядка, услуга по перевозке грузов автомобильным транспортом, услуга по предоставлению в аренду участка железнодорожного пути необщего пользования, не являются взаимозаменяемыми рассматриваемой услуги.

Вышеизложенные обстоятельства позволили определить продуктовые границы товарного рынка как услуга по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», код ОКПД 49.20.1.

При определении географических границ исследуемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4.7 Порядка.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать покупателями товар на определенной территории, учитывались:

- организационно-транспортные схемы доставки грузов железнодорожным транспортом со станции (на станцию) Воркута Северной железной дороги,

- наличие и расположение железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к железнодорожным путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги,

- наличие складов, разгрузочных площадок, железнодорожных путей (тупиков), используемых контрагентами АО «Воркутауголь» (покупателями), к которым примыкают железнодорожные пути необщего пользования АО «Воркутауголь».

В результате определения географических границ товарного рынка было установлено, что доставка (отправка) грузов, поступающих контрагентам (отправляемых контрагентами) с использованием ими складов, разгрузочных площадок, железнодорожных путей (тупиков) возможна в границах железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги, расположенных на территории МО ГО «Воркута».

Руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, разделом 4 Порядка, в том числе исходя из условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности либо целесообразность приобретать товар на иных территориях, географическими границами товарного рынка является:

- территория, в границах железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги, расположенных в МО ГО «Воркута» (далее – МО ГО «Воркута»).

В результате исследования товарного рынка установлено, что АО «Воркутауголь» в период с 01.01.2013 по 30.09.2016 оказало транспортные услуги по подаче и уборке вагонов для погрузки/выгрузки грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», в объеме 28 242 вагонов.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Для осуществления перевозки грузов необходимо оказание услуг по подаче и уборке вагонов (пропуску вагонов), перевозка грузов и оказание таких услуг в местах общего и необщего пользования предоставляют собой единый технологический процесс железнодорожных перевозок, подпадающий под сферу регулирования законодательства о естественных монополиях.

В ходе исследования товарного рынка установлено, что АО «Воркутауголь» осуществляет железнодорожные перевозки на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги.

АО «Воркутауголь» в письме б/н и б/д (вх. № 896 от 20.02.2017) указало, что помимо Общества услуги по подаче и уборке вагонов оказывает ОАО «РЖД».

Данный довод Общества Комиссией исследован и отклонен ввиду нижеследующего.

Из материалов антимонопольного дела № А 08-07/15 следует, что в рассматриваемом случае взаимоотношения перевозчика (ОАО «РЖД»), владельца железнодорожных путей необщего пользования (АО «Воркутауголь»), грузополучателей, грузоотправителей (контрагентов АО «Воркутауголь») регулируются договором № 8-24 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги от 14.10.2009, заключенным между ОАО «РЖД» и АО «Воркутауголь» и договорами на оказание услуг (связанных с подачей и уборкой вагонов), заключенными АО «Воркутауголь» с контрагентами, в соответствии с которыми транспортные услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов с грузами на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», в адрес контрагентов оказывает именно АО «Воркутауголь» своими (арендованными) локомотивами.

Таким образом, в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции положение АО «Воркутауголь» на товарном рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», является доминирующим.

2. Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлены, в том числе основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в порядке, установленном для субъектов естественных монополий, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Согласно части 3 статьи 6 Закона о естественных монополиях, перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» необходимо осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Право устанавливать порядок регулирования тарифов предоставлено Правительству РФ.

Пунктом 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643, определены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, подлежащие государственному регулированию, в том числе выполнение маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов; предоставление вагонов, контейнеров в пользование.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2002 № 196 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми» на территории Республики Коми государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляет Служба Республики Коми по тарифам (в настоящее время Минстрой Республики Коми).

Таким образом, хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, оказывающие на территории Республики Коми транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным Службой (в настоящее время Минстрой Республики Коми) соответствующими нормативными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Служба Республики Коми по тарифам приказом от 28.09.2012 № 77/1 (действующим в период с 14.10.2012 по 30.11.2015) утвердила предельный максимальный уровень тарифа на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые АО «Воркутауголь» на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь», расположенных на территории МО ГО «Воркута», в размере 3432,57 руб. (без НДС) за один вагон, единый для всех грузов.

Из письменных пояснений Службы Республики Коми по тарифам, представленных письмами от 20.08.2015 № 01-17/3335 (вх. № 4705 от 21.08.2015), от 28.09.2015 № 01-17/3772 (вх. № 5437 от 28.09.2015) в материалы антимонопольного дела № А 08-07/15, следует, что в указанном тарифе учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением Обществом регулируемой деятельности по оказанию транспортной услуги по подаче и уборке вагонов, в том числе расходы, связанные с эксплуатацией собственных и арендованных (в том числе при необходимости, у ОАО «РЖД») вагонов, необходимых для оказания регулируемых услуг надлежащего качества, в полном объеме (л.д. 151, 170 т. 1).

  • материалов антимонопольного дела № А 08-07/15 следует, что между Обществом и ООО «ЛСЕГ» заключены договоры на оказание услуг № 59/11 от 01.05.2011, № 59/13 от 01.01.2013, в соответствии с которыми АО «Воркутауголь» предусмотрело оказание контрагенту услуги по подаче вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборки вагонов по тарифам, утвержденным Службой, а также почасовую оплату за пользование вагонами парка ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных).

Комиссией установлено, что АО «Воркутауголь» при расчетах с ООО «ЛСЕГ» за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» помимо тарифа на подачу и уборку вагонов, установленного Службой приказом от 28.09.2012 № 77/1 в размере 3432,57 руб. (без НДС), в котором учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по оказанию Обществом транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, согласно счетам – фактурам № 10000250 от 05.01.2013, № 10000928 от 05.02.2013, № 10001671 от 05.03.2013, № 10002354 от 05.04.2013, № 10003091 от 05.05.2013, № 10008237 от 05.12.2013 предъявило в адрес ООО «ЛСЕГ» плату за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственными, привлеченными) 263 464,61 руб. (с НДС) (л.д. 124-129 т.1, 39 т. 2).

Согласно статье 41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Поскольку с момента предъявления АО «Воркутауголь» к оплате ООО «ЛСЕГ» за пользование последним вагонами парка ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных) согласно счётам-фактурам от 05.01.2013, от 05.02.2013, от 05.03.2013, от 05.04.2013, от 05.05.2013, от 05.12.2013 истёк трёхгодичный срок, дело в указанной части прекращено.

Согласно условиям договора оказания услуг № 59/13 от 01.01.2013/2 (л.д. 135-170 т. 5), далее – Договор № 59/13 от 01.01.2013, АО «Воркутауголь» оказывает ООО «ЛСЕГ» услуги по подаче вагонов к местам погрузки, выгрузки и уборки вагонов по тарифам, утвержденным Службой (пункты 1.1, 1.2, 1.2.1).

Комиссия Коми УФАС России, изучив порядок ценообразования АО «Воркутауголь» на транспортную услугу по подаче и уборке вагонов, установила, что согласно пункту 4.1 Договора № 59/13 от 01.01.2013 плата за подачу и уборку вагонов производится АО «Воркутауголь» по тарифу, утвержденному Службой приказом № 77/1 от 28.09.2012, в размере 3432,57 руб. за один вагон (без учета НДС).

Кроме того, пунктом 4.2 Договора № 59/13 от 01.01.2013 Обществом предусмотрена почасовая оплата за пользование контрагентом вагонами ОАО «РЖД» (собственными, привлеченными).

Из письменных пояснений Службы Республики Коми по тарифам, представленных письмами от 20.08.2015 № 01-17/3335 (вх. № 4705 от 21.08.2015), от 28.09.2015 № 01-17/3772 (вх. № 5437 от 28.09.2015) в материалы антимонопольного дела № А 08-07/15, следует, что плата за пользование вагонами, предъявленная АО «Воркутауголь» в адрес ООО «ЛСЕГ» взималась дополнительно при оказании транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» помимо тарифа, установленного Службой, в котором учтен весь комплекс затрат, связанных с осуществлением регулируемой деятельности по оказанию Обществом транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, что является нарушением установленного нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 424 ГК РФ и часть 1 приказа Службы № 77/1 от 28.09.2012) порядка ценообразования.

  • АО «Воркутауголь» на заседании Комиссии по рассмотрению дела № А 08-07/15 01.10.2015 заявлен довод о том, что Общество не включило в расчет тарифа на подачу и уборку вагонов расходы, связанные с оплатой за пользование вагонами парка ОАО «РЖД», поскольку в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта РФ данные затраты компенсируются контрагентами.

В целях выяснения заявленного довода АО «Воркутауголь» Коми УФАС России Определениями по делу № А 08-07/15 от 01.10.2015 № 02-01/8862, от 29.11.2016 № 02-01/11408 у Службы (в настоящее время Минстрой РК) запросило информацию, поясняющую, включены (включаются) ли расходы АО «Воркутауголь», связанные с оплатой за пользование вагонами парка перевозчика (ОАО «РЖД»), которые подавались Обществом в адрес заказчика (в том числе ООО «ЛСЕГ») от станции Воркута к местам погрузки, выгрузки грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», и уборкой вагонов с этих мест в расчет тарифа на транспортную услугу по подаче и уборке вагонов, утвержденного Службой приказом № 77/1 от 28.09.2012, оказываемую АО «Воркутауголь» на железнодорожных путях необщего пользования.

Согласно письменным пояснениям Службы (в настоящее время Минстрой РК), представленным письмами от 28.09.2015 № 01-17/3772, от 16.10.2015 № 04-17/4617, АО «Воркутауголь» при обращении за установлением тарифа, утвержденного приказом № 77/1 от 28.09.2012, представляло в Службу материалы о расходах, величина которых, по мнению АО «Воркутауголь», в полной мере отражала фактическую специфику оказания транспортных услуг по подаче и уборке вагонов, оказываемых Обществом на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь», с учетом необходимости покрытия за счет тарифных источников всех возникающих при этом расходов, включая расходы, связанные с эксплуатацией собственных и арендованных вагонов, необходимых для оказания соответствующих услуг надлежащего качества в полном объеме. Затраты, которые АО «Воркутауголь» несёт при расчетах с ОАО «РЖД» в результате оплаты платы за пользование контрагентами вагонами парка ОАО «РЖД» относятся к затратам на эксплуатацию арендованных вагонов, которые учитываются в составе действовавшего в рассматриваемом периоде тарифа.

  • письме от 23.01.2017 (вх. № 364 от 25.01.2017) Минстрой Республики Коми уточнило, что расходы на аренду или пользование вагонами ОАО «РЖД» органом регулирования не включены в тариф на транспортную услугу по подаче и уборке вагонов.

АО «Воркутауголь» в письменных пояснениях от 14.08.2015 № 16-6/802, от 21.11.2016 № РС/3-18, представленных в материалы антимонопольного дела № А 08-07/15 (л.д. 7 т. 1, 131 т. 5), указало, что, в рассматриваемом случае ООО «ЛСЕГ» компенсировало Обществу расходы за пользование контрагентом вагонами парка ОАО «РЖД», которые приходили под погрузку-выгрузку контрагенту, что предусмотрено статьей 62 Устава железнодорожного транспорта РФ.

Комиссия исследовала указанный довод и установила нижеследующее.

Согласно абзацу 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. В этом случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования перечисленную этим владельцем перевозчику плату.

  • параграфу 9 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги № 8-24 от 14.10.2009 (далее – договор № 8-24 от 14.10.2009), заключенного между ОАО «РЖД» (далее – Перевозчик) и АО «Воркутауголь» (далее – Владелец), Владелец уплачивает Перевозчику плату за пользование вагонами за время их нахождения на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема на путях общего пользования по причинам, зависящим от Владельца, (на нитку расписания), по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2 (утвержденным Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002). При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, установленное параграфом 8 договора (л.д. 18 - 33 т. 2).

Параграфом 8 договора № 8-24 от 14.10.2009 предусмотрено, что время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на выставочные пути до момента их возвращения на выставочные пути, согласно ниткам расписания. Технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается равным 18 часам. При подаче вагонов локомотивом Владельца контрагентам, указанным в приложении № 1 договора, и Владельцу, одновременно являющемуся грузополучателем и грузоотправителем, к местам погрузки/выгрузки, Владельцу предоставляется неоплаченное технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, равное 7 часам на каждый вагон (л.д. 24, 30 т. 2).

Согласно приложению № 1 к договору № 8-24 от 14.10.2009 в перечень контрагентов, обслуживаемых АО «Воркутауголь» по станции Воркута Северной железной дороги, станции Предшахтная включено ООО «ЛСЕГ».

Пунктом 4.2 Договора оказания услуг от 01.01.2013 АО «Воркутауголь» предусмотрело почасовую оплату за пользование (контрагентом) вагонами в привлеченных ОАО «РЖД» вагонов для оказания услуг по перевозке груза, а также вагоны парка ОАО «РЖД» – за фактическое время под грузовыми операциями и нормативное время, затраченное на доставку вагонов парка ОАО «РЖД» от станции Воркута Северной железной дороги до фронта выгрузки, погрузки и обратно, которое составляет 16 часов.

Расчет платы за пользование вагонами парка ОАО «РЖД» производится по ставкам, установленным Тарифным руководством № 2, утвержденным Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002. Расчет платы за пользование вагонами в привлеченных вагонах для перевозки груза производится в соответствии с Приказом ФСТ РФ от 27.12.2011 № 444-т/4 и иных нормативных правовых актов, действующих на момент оказания услуг.

Согласно вышеуказанному абзацу 2 статьи 62 Устава время, затраченное на доставку вагонов ОАО «РЖД» от станции Воркута Северной железной дороги до фронта выгрузки, погрузки и обратно, фактически является технологическим временем, которое не включается в оплачиваемое время.

Таким образом, АО «Воркутауголь» вместо компенсации расходов, которые Общество несет в связи с оплатой перевозчику платы за пользование контрагентом вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных), пунктом 4.2 договора на оказание услуг установило ООО «ЛСЕГ» почасовую оплату за пользование им вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных), включив в оплачиваемое время технологическое время, что не соответствует требованиям абзаца 2 статьи 62 Устава, условиям договора № 8-24 от 14.10.2009 (параграфы 7, 8).

Согласно имеющимся материалам антимонопольного дела № А 08-07/15 плата за пользование вагонами парка ОАО «РЖД», предъявленная АО «Воркутауголь» в адрес ООО «ЛСЕГ», превышает плату, предъявленную Перевозчиком в адрес Владельца (АО «Воркутауголь»), а именно: согласно счетам-фактурам № 10000623 от 05.02.2014, № 10002330 от 05.05.2014, № 10000886 от 05.02.2015, № 10001539 от 05.03.2015, № 10002202 от 05.04.2015, № 10002959 от 05.05.2015, № 10003577 от 05.06.2015, № 10004263 от 05.07.2015, № 100005032 от 27.07.2016 Общество предъявило контрагенту плату за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных) на общую сумму 85 932,20 руб. (с НДС), тогда как плата, предъявленная ОАО «РЖД» в адрес Общества за пользование контрагентом вагонами составила 53 721,61 руб. (с НДС), то есть Обществом завышена плата за пользование контрагентом вагонами ОАО «РЖД» на 32 210,59 руб. (с НДС), (л.д. 38 – 54, 57 – 59, 128 – 132, 147 – 151, 155, 157 – 167, 170 – 176, 182 – 198, 205 - 217 т. 2, 171-180 т. 5).

Таким образом, Общество получило от контрагента не только компенсацию за расходы, связанные с платой за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных), но и дополнительный доход.

Исходя из специфики оказания АО «Воркутауголь» транспортных услуг на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих АО «Воркутауголь», примыкающих к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги, транспортная услуга по подаче и уборке вагонов (в том числе вагонов ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных)) к местам погрузки, выгрузки грузов и уборка вагонов на железнодорожных путях необщего пользования локомотивом АО «Воркутауголь» - владельцем этих путей, неразрывно связано с использованием контрагентом вагонов ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных).

Из материалов антимонопольного дела № А 08-07/15 установлено, что АО «Воркутауголь» за транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказанные ООО «ЛСЕГ», помимо тарифа (предельного максимального уровня тарифа) на услуги по подаче и уборке вагонов, утвержденного Службой приказом от 28.09.2012 № 77/1 в размере 3432,57 руб. за один вагон без НДС, предъявило в адрес контрагента плату за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных) согласно счетам – фактурам № 10000623 от 05.02.2014, № 10002330 от 05.05.2014, № 10000886 от 05.02.2015, № 10001539 от 05.03.2015, № 10002202 от 05.04.2015, № 10002959 от 05.05.2015, № 10003577 от 05.06.2015, № 10004263 от 05.07.2015, № 100005032 от 27.07.2016, превышающую плату, предъявленную ОАО «РЖД» в адрес АО «Воркутауголь», на общую сумму 32 210,59 руб. (с НДС).

Таким образом, АО «Воркутауголь» при оказании транспортных услуг по подаче и уборке вагонов 05.02.2014, 05.05.2014, 05.02.2015, 05.03.2015, 05.04.2015, 05.05.2015, 05.06.2015, 05.07.2015, 27.07.2016 предъявило в адрес ООО «ЛСЕГ» плату за пользование контрагентом вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных), превышающую плату за пользование вагонами, предъявленную ОАО «РЖД» в адрес АО «Воркутауголь», на общую сумму 32 210,59 руб. (с НДС).

Действующее законодательство не наделяет Общество полномочиями по самостоятельному установлению платы за пользование вагонами. Напротив, приведенные нормативно-правовые акты предусматривают государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, соответственно, содержат императивный запрет на самостоятельное определение платы хозяйствующим субъектом. Одним из принципов регулирования тарифов на транспортные услуги является обеспечение баланса экономических интересов субъектов регулирования и потребителей транспортных услуг.

Плата за пользование вагонами ОАО «РЖД», за услуги по подаче и уборке вагонов, предъявленные АО «Воркутауголь» в адрес ООО «ЛСЕГ», оплачены последним платежными поручениями № 4486 от 10.04.2014, № 8270 от 23.04.2014, № 4 от 25.08.2014, № 69 от 09.07.2014, № 251 от 30.12.2014, № 434 от 10.06.2014, № 490 от 10.11.2014, № 508 от 08.05.2014, № 613 от 03.09.2014, № 655 от 05.08.2014, № 667 от 15.05.2014, № 687 от 24.06.2014, № 716 от 15.10.2014, № 906 от 10.12.2014, № 31251 от 30.12.2014, № 930 от 22.09.2014, № 940 от 27.05.2014, № 543 от 11.02.2015, № 544 от 13.02.2015, № 759 от 24.02.2015, № 94 от 14.05.2015, № 94 от 16.03.2015, № 161 от 18.09.2015, № 535 от 10.04.2015, № 616 от 15.06.2015, № 694 от 17.08.2015, № 740 от 23.04.2015, № 842 от 26.08.2015, № 998 от 10.07.2015, № 2208 от 08.06.2016, (л.д. 71 – 84, 103- 114 т. 5).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Все вышеуказанное характеризует поведение АО «Воркутауголь» как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что действия АО «Воркутауголь», занимающего доминирующее положение на рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», выразившиеся во взимании 05.02.2014, 05.05.2014, 05.02.2015, 05.03.2015, 05.04.2015, 05.05.2015, 05.06.2015, 05.07.2015, 27.07.2016 при оказании ООО «ЛСЕГ» транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» платы за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных), превышающей плату, предъявленную ОАО «РЖД» в адрес АО «Воркутауголь», на общую сумму 32 210,59 руб. (с НДС), что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, к ущемлению интересов ООО «ЛСЕГ», противоречат требованиям пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Из письменных пояснений, представленных в материалы антимонопольного дела № А 08-07/15 ООО «ЛСЕГ» письмом от 17.08.2015 (л.д. 149 т. 1), АО «Воркутауголь» письмом от 14.08.2015 № 16-6/802 (л.д. 7 т. 1), а также устных пояснений представителя АО «Воркутауголь», следует, что Общество не произвело контрагенту перерасчет платы в части сверх начисленной и предъявленной платы за пользование вагонами.

При вышеобозначенном, у Комиссии имелись основания для выдачи АО «Воркутауголь» предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 08-07/15 Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства АО «Воркутауголь».

Решением Комиссии Коми УФАС России от 10.03.2017 по делу № А 08-07/15 АО «Воркутауголь», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуги по перевозке грузов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим АО «Воркутауголь», примыкающим к путям общего пользования на станции Воркута Северной железной дороги в МО ГО «Воркута», признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части действий, выразившихся во взимании 05.02.2014, 05.05.2014, 05.02.2015, 05.03.2015, 05.04.2015, 05.05.2015, 05.06.2015, 05.07.2015, 27.07.2016 при оказании ООО «ЛСЕГ» транспортных услуг по подаче и уборке вагонов на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь» платы за пользование вагонами ОАО «РЖД» (собственных, привлеченных), превышающей плату, предъявленную ОАО «РЖД» в адрес АО «Воркутауголь», на общую сумму 32 210,59 руб. (с НДС), что привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, к ущемлению интересов ООО «ЛСЕГ».

Обществу выдано предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.

В установленный срок АО «Воркутауголь» исполнило выданное Обществу предписание.

В соответствии с положениями статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

АО «Воркутауголь» в письме от 10.08.2017 № РС/3-97 (вх. № 4474 от 16.08.2017) указало, что должностным лицом, отвечающим в рассматриваемом периоде за обеспечение соблюдения порядка ценообразования на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях АО «Воркутауголь», является <…>.

Согласно договору о передаче полномочий исполнительного органа акционерного общества и оказания услуг по управлению акционерным обществом от 15.06.2012 управляющей организацией ОАО «Воркутауголь» (в настоящее время АО «Воркутауголь») является ЗАО «Северсталь-Ресурс» (переименовано в АО «Северсталь Менеджмент»), что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания акционеров ЗАО «Северсталь-Ресурс» от 20.03.2014, выпиской из ЕГРЮЛ от 07.08.2017.

Между ЗАО «Северсталь-Ресурс» (управляющая организация АО «Воркутауголь») и <…> заключен трудовой договор № 631/4В от 01.10.2007, в соответствии с которым <…> принята на работу в филиал ЗАО «Северсталь Ресурс» в г. Воркуте.

В соответствии с приказом № 187к от 01.02.2008 с 01.02.2008 <…> переведена на должность <…> филиала ЗАО «Северсталь-Ресурс» в г. Воркуте.

Согласно приказу АО «Северсталь Менеджмент» от 13.10.2014 ФУК ВУ-0102 № 751/1К <…> переведена на должность <…> с 13.10.2014.

В соответствии с приказом АО «Северсталь Менеджмент» от 29.09.2016 СВМ-7004 № 1431/1К <…> переведена на должность <…> с 29.09.2016.

В соответствии с трудовым договором № 631/4В от 01.10.2007 <…> обязалась соблюдать требования законодательства Российской Федерации.

Согласно должностной инструкции <…> обязан, в том числе обеспечивать соблюдение порядка ценообразования в области транспортных услуг, оказываемых ОАО «Воркутауголь» на подъездных путях необщего пользования.

  • соответствии с пунктом 10 указанных должностных инструкций работник, занимающий данные должности, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Из вышеизложенного следует, что <…>, занимавшая в период с 01.02.2008 по 12.10.2014 должность <…> филиала ЗАО «Северсталь Ресурс» в г. Воркуте, с 13.10.2014 по 28.09.2016, занимавшая должность <…> АО «Северсталь Менеджмент», являлась должностным лицом АО «Воркутауголь», ответственным за соблюдение АО «Воркутауголь» антимонопольного законодательства.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ, действовавшей с 04.12.2013 по 09.01.2016, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Рассматриваемое действие не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 № 250-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, действующих на дату рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ как в редакции Федерального закона от 02.11.2013 № 285-ФЗ, действовавшей с 04.12.2013 по 09.01.2016, так и в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 № 250-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, действующих на дату рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусматривает административную ответственность должностного лица за указанное административное правонарушение.

Таким образом, <…> допустила административное правонарушение, выразившееся в злоупотреблении АО «Воркутауголь» доминирующим положением и недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – МО ГО «Воркута» Республики Коми.

Время совершения правонарушения – 05.02.2014, 05.05.2014, 05.02.2015, 05.03.2015, 05.04.2015, 05.05.2015, 05.06.2015, 05.07.2015, 27.07.2016.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

  • давности привлечения <…> к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, не истек. Решение в полном объеме изготовлено 10.03.2017.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела № АШ 24-09/17 об административном правонарушении усматривается, что <…> совершила рассматриваемое правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, вина <…> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является установленной.

Письмом от 14.09.2017 (вх. № 3251э от 14.09.2017) <…> заявлено ходатайство об освобождении её от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная, в том числе на монополизацию.

Правонарушения, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, посягают на свободу экономической деятельности путем злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на соответствующем товарном рынке.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция статьи 14.31 КоАП РФ.

Несоблюдение требований антимонопольного законодательства наносит существенный вред охраняемым антимонопольным законодательством общественным отношениям независимо от мотивов, роли и наступления вредных последствий.

В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Совершенное <…> правонарушение посягает на установленный порядок государственного регулирования в области действий антимонопольного законодательства, что расценивается как наличие реальной существенной угрозы общественным отношениям.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <…> как исключительный, не установлено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного <…> правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <…> к исполнению своих обязанностей, обеспечению соблюдения требований пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

<…> письмом от 29.08.2017 (вх. № 3024э от 30.08.2017, вх. № 4775 от 05.09.2017) заявлено ходатайство о снижении штрафа, установленного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, ниже низшего предела.

В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ минимальный размер административного штрафа для должностного лица составляет двадцать тысяч рублей, что менее пятидесяти тысяч рублей.

В связи с чем, часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, предусматривающая возможность снижения должностному лицу размера административного штрафа ниже низшего предела, в рассматриваемом случае не может быть применена.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <…>:

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении,

- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного Коми УФАС России,

- наличие на иждивении одного несовершеннолетнего ребёнка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <…> административного правонарушения, личность виновной, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учётом имущественного положения <…>, подтверждённого справкой о доходах физического лица за 2017 год № 00001998 от 29.08.2017, руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать должностное лицо АО «Воркутауголь» - <…> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

  1. Назначить должностному лицу АО «Воркутауголь» - <…> административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Реквизиты для уплаты штрафа:

 

Отделение НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111602010016000140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ № АШ 24-09/17 ОТ 14.09.2017 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _____

 
                 

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела контроля рекламы и

недобросовестной конкуренции <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны