Определение №02-07/4038 Определение о назначении дела № А 07-05/18 о нарушении антим... от 25 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

Определение

о назначении дела № А 07-05/18 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

 

«09» июня 2018 года

 

 

Сыктывкар

 

 

02-07/4038

 

ОАО «РЖД»

Новая Басманная ул., д. 2,

г. Москва, 107174

 

ИП <…>

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 28.05.2018 № 101 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727), адрес места нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, (далее – ОАО «РЖД»), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части запрета разгрузки на перрон станции Инта грузобагажа из вагонов, прибывших в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, и для которых станция Инта является транзитной, что повлекло (могло повлечь) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе индивидуального предпринимателя <…>, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено Приказом Коми УФАС России № 101 от 28.05.2018 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ИП <…> от 03.01.2018, направленное для рассмотрения по подведомственности письмом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми от 19.02.2018 № 01-14/П-18 (вх. № 861 от 26.02.2018).

В результате анализа заявления и материалов, собранных Коми УФАС России, соответствующей нормативно-правовой базы установлено следующее.

В заявлении указано, что ОАО «РЖД», пользуясь своим монопольным положением на рынке железнодорожных перевозок, необоснованно, по мнению заявителя, запретило въезд автомобильного транспорта на перрон вокзала г. Инта для выгрузки с вагона прибывшего груза. Далее, согласно сведениям заявителя, ОАО «РЖД» запретило разгружать товар на перрон вообще на основании того, что Устав железнодорожного транспорта запрещает производить разгрузку товара в станции проходящего назначения из вагонов, имеющих конечный пункт назначения не станцию транзита, в частности г. Инта.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из пояснений ОАО «РЖД», представленных письмом от 24.04.2018 № 1641/РЖДВСев (вх. № 2250 от 07.05.2018), ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, так как имеет в собственности объекты транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожный вокзал Инта.

Перрон железнодорожного вокзала г. Инта принадлежит ОАО «РЖД», и выполняемые на перроне операции с грузобагажом, багажом осуществляются в рамках организации ОАО «РЖД» как владельца процесса по использованию перрона вокзала. Как следует из практики антимонопольного органа по делу № А 01-02/16, оказываемые на перроне железнодорожного вокзала услуги относятся к услугам в транспортных терминалах.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» услуги в транспортных терминалах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, в рассматриваемом случае товарным рынком, о котором идет речь в заявлении, является товарный рынок услуг в транспортном терминале – железнодорожной станции г. Инта.

Согласно имеющимся в материалах настоящего антимонопольного дела пояснениям ОАО «РЖД», требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 (далее – Требования). ОАО «РЖД» пояснило, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 9 Требований на него возложена обязанность воспрепятствовать проникновению в зону транспортной безопасности и на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины. Согласно пояснениям ОАО «РЖД» допуск на перрон вокзала имеет технологический транспорт для обеспечения перевозочного процесса и оперативные экстренные службы. Таким образом, в своих пояснениях ОАО «РЖД» не отрицает заявленный <…> довод о запрете со стороны ОАО «РЖД» производить разгрузку товаров в станции проходящего назначения из вагонов, имеющих конечный пункт назначения не станцию Инта.

В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее – Устав), грузобагаж - объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде. Места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Согласно ст. 18 Устава грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Требования к таре и упаковке грузов, грузобагажа, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам.

При предъявлении продовольственных и скоропортящихся грузов для перевозки грузоотправитель (отправитель) обязан представить вместе с транспортной железнодорожной накладной документ о качестве грузов (сертификат), подписанный грузоотправителем (отправителем) или экспертом по качеству и датированный днем погрузки таких грузов в вагон, контейнер, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 21 Устава погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями).

Из ст. 23 Устава следует, что погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.

Из ст. 30 Устава следует, что плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон. При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 50 Устава для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги. На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры.

Согласно ст. 87 Устава прием, перевозка и выдача грузобагажа физических лиц осуществляются в порядке, установленном настоящим Уставом, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Прием, перевозка и выдача грузобагажа юридических лиц осуществляются в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В соответствии с п. 163 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (далее – Правила перевозки), перевозка грузобагажа осуществляется повагонными отправками и отдельными местами по одному перевозочному документу, для перевозки которых не требуется предоставления отдельного вагона. Повагонной отправкой считается отправка грузобагажа в отдельном вагоне от станции отправления до станции назначения по одному перевозочному документу. Особенности перевозки грузобагажа повагонными отправками установлены главой XXIII настоящих Правил.

Согласно п. 164 Правил перевозки грузобагаж принимается в подразделении перевозчика, осуществляющем прием и выдачу багажа (далее - подразделение перевозчика), для перевозки от и до станций, открытых для выполнения операций по приему и выдаче багажа, в пассажирском или почтово-багажном поезде.

Из п. 183 Правил перевозки следует, что в соответствии с пунктом 54 Правил оказания услуг выдача грузобагажа производится в часы работы подразделения перевозчика, осуществляющего прием и выдачу грузобагажа.

Согласно п. 184 Правил перевозки перевозчик на станции назначения грузобагажа уведомляет получателя о прибытии грузобагажа в течение суток, не считая дня прибытия, в соответствии со способом, указанным в грузобагажной квитанции.

Прибывший грузобагаж выдается лицу, уполномоченному на получение грузобагажа (п. 185 Правил перевозки).

Согласно п. 209 Правил перевозки погрузка грузобагажа в вагоны и выгрузка его из вагонов, принадлежащих другим юридическим и физических лицам, не являющимся перевозчиками, производится отправителем и получателем.

Размещение грузобагажа в вагоне осуществляется в соответствии с порядком размещения и крепления багажа и грузобагажа в багажных вагонах, установленным настоящими Правилами, и должно обеспечивать возможность перевозчика и владельца инфраструктуры осуществлять проверку в соответствии со статьями 18 и 27 Устава железнодорожного транспорта.

Согласно сведениям ОАО «РЖД», представленным в материалы заявления, для выгрузки грузобагажа из собственных и арендованных вагонов в соответствии с техническо-распорядительным актом станции Инта определен тупиковый путь № 26 вместимостью 12 вагонов (единовременный фронт выгрузки 5 вагонов), где любой автотранспорт может подъехать к вагону и производить выгрузку непосредственно в машину.

Ранее в рамках рассмотрения антимонопольного дела № А 01-02/16 Коми УФАС России было установлено следующее. Для того, чтобы вагон был отогнан на тупиковый путь в целях его разгрузки, необходимо заключить договор на маневровые работы, и кроме того, отцепка транзитных вагонов на станции, которая не является для данного вагона конечной станцией, технологически не возможна. Таким образом, в случае, если для вагона, в котором осуществляется перевозка грузобагажа, в том числе заявителя, станция Инта не является конечной станцией, а транзитной, то выгрузка на перроне является единственным вариантом, поскольку такой вагон не будет отцеплен от состава поезда для направления его на путь № 26 станции Инта.

В соответствии с Тарифным руководством № 4 на станции Инта производится прием и выдача багажа, и согласно п. 164 Правил перевозки на станции Инта могут выполнятся операции по выгрузке грузобагажа.

Устав и Правила перевозки не запрещают грузополучателю осуществлять выгрузку грузобагажа на станциях из транзитных вагонов, которые следуют далее по маршруту в составе поезда.

При таких обстоятельствах в действиях ОАО «РЖД» в части запрета разгрузки на перрон станции Инта грузобагажа из вагонов, прибывших в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, и для которых станция Инта является транзитной, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 13, частью 14, частью 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № А 07-05/18 к рассмотрению на 08.08.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 07-05/18, назначенного на 08.08.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу открытое акционерное общество «Российские железные дороги», адрес места нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ИНН 7708503727.

3. ОАО «РЖД» представить в Управление в срок до 12.07.2018 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. схему расположения железнодорожного вокзала (станции) г. Инта, с указанием, где находятся здание вокзала, перрон и путь № 26, на которых может осуществляться погрузка-выгрузка из собственных (арендованных) вагонов, а также место для подъезда автомобильной техники к указанным путям, с приложением подтверждающих фото- и видеоматериалов;

3.2. поясняющие, когда (укажите день недели и время) на железнодорожный вокзал прибывают почтовые (багажные) вагоны, с которых грузополучатели осуществляют выгрузку грузов, грузобагажа на перроне железнодорожного вокзала г. Инта;

3.3. перечень грузов, грузобагажа, выгрузка которых осуществляется на перроне железнодорожного вокзала г. Инта, с приложением подтверждающих документов;

3.4. перечень хозяйствующих субъектов, которые в 2017-2018 годах осуществляли выгрузку груза на путях № 26 железнодорожной станции г. Инта, с приложением подтверждающих документов, в том числе копий договоров;

3.5. поясняющие, кто и на каком основании устанавливает схему движения поездов, время стоянки (прибытия, отправления) поездов (вагонов) на железнодорожных путях станции Инта, в том числе непосредственно примыкающих к перрону железнодорожного вокзала г. Инта, с приложением подтверждающих документов;

3.6. копии внутренних документов ОАО «РЖД», регламентирующих хозяйственную деятельность ОАО «РЖД» на территории железнодорожных станций и вокзалов, в том числе г. Инта;

3.7. поясняющие, каким образом ОАО «РЖД» обеспечивается безопасность на перроне железнодорожного вокзала г. Печоры во время получения груза грузополучателями, осуществляющими въезд на перрон на автомобильном транспорте;

3.8. мотивированные возражения ОАО «РЖД» на доводы заявителя о том, что на перроне железнодорожного вокзала г. Инта ОАО «РЖД» запретило разгрузку на перрон товара индивидуальных предпринимателей и хозяйствующих субъектов, прибывших в почтовых (багажных) вагонах, которые находятся на железнодорожных путях, примыкающих к перрону и для которых станция Инта является транзитной, с приложением подтверждающих доводы документов;

3.9. копии материалов, собранных и направленных работниками станции Инта в подразделение в Ярославле, свидетельствующих о фактах осуществления разгрузки на перрон товара, указанного в п. 3.8. настоящего Определения;

3.10. поясняющие, в связи с чем ОАО «РЖД» запретило осуществлять взъезд автомобильного транспорта грузополучателей на перрон железнодорожного вокзала г. Инта, если въезд транспорта связан с необходимостью получения груза из вагон;

3.11. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № А 07-05/18, назначенного на 08.08.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя индивидуального предпринимателя <…>.

5. <…> представить в срок до 12.07.2018 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

5.1. поясняющие ситуацию по обстоятельствам, изложенным в заявлении, на дату представления документов и письменной информации согласно настоящему определению;

5.2. копию договора (-ов) с грузоотправителем (-ями), счет(а) на оплату на поставку товара для ИП <…>, который ИП <…> получал на перроне железнодорожного вокзала г. Инта;

5.3. сведения о грузоотправителе (-ях), указанном (-ых) в п. 4: юридический и фактический адрес, ИНН;

5.4. сведения о грузе (-ах), который (-ые) ИП <…> встречал на перроне железнодорожного вокзала г. Инта, с приложением подтверждающих документов;

5.5. поясняющие, с кем у ИП <…> заключен договор на перевозку груза железнодорожным транспортом, который ИП <…>. получал на перроне железнодорожного вокзала г. Инта, приложите копию такого договора (договоров);

5.6. поясняющие, каким образом действия ОАО «РЖД», указанные в заявлении, привели (могли привести) к ущемлению интересов ИП <…> в сфере предпринимательской деятельности, и в чем конкретно это выразилось, с приложением подтверждающих документов;

5.7. поясняющие, причинен ли ИП <…> ущерб в результате действий ОАО «РЖД», указанных в заявлении, с приложением расчета ущерба и подтверждающих такой ущерб документов;

5.8. поясняющие, имеется ли у ИП <…> иная возможность получения груза (багажа) на железнодорожном вокзале г. Инта, в том числе с заездом автомобильного транспорта, где грузополучатель может получить свой груз (багаж) бесплатно, с приложением подтверждающих документов;

5.9. поясняющие, имеется ли у ИП <…> целесообразность и возможность получения товара, указанного в п. 3.8 настоящего определения на путях № 26 станции г. Инты, в том числе обоснование причин отсутствия такой целесообразности и возможности, с приложением подтверждающих документов, если нет – представьте соответствующую поясняющую информацию;

5.10. иные надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

6. ОАО «РЖД», ИП <…> в срок до 20.07.2018 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

7. Явка законного представителя (с паспортом и документами, удостоверяющими служебное положение) и (или) представителей (с надлежащим образом оформленными доверенностями на участие в рассмотрении дела) ОАО «РЖД», ИП <…> обязательна.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 5 ст. 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны