Решение №02-07/9116 Решение по делу № А 08-06/18 от 24 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» декабря 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «21» декабря 2018 года № 02-07/9116

 

 

 

 

ООО «УПРАВДОМ»

169300, Республика Коми, г. Ухта,

ул. Ленина, д. 37/5, кв. 11

 

МУП «Ухтаводоканал» МО ГО «Ухта»

169300, Республика Коми, г. Ухта,

ул. Дзержинского, д. 4а

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № А 08-06/18 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Ухтаводоканал» муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН 1102028818, ОГРН 1021100740495), адрес места нахождения: 169311, Республика Коми, г. Ухта, ул. Дзержинского, д. 4а (далее – МУП «Ухтаводоканал», Предприятие), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…> – представителя МУП «Ухтаводоканал», действующей на основании доверенности от <…> № <…>,

<…> – представителя МУП «Ухтаводоканал», действующей на основании доверенности от <…> № <…>,

<…> – представителя ООО «УПРАВДОМ», действующего по доверенности от <…>,

УСТАНОВИЛА:

 

1. Приказом Коми УФАС России от 13.06.2018 № 113 в отношении МУП «Ухтаводоканал» возбуждено дело № А 08-06/18.

Основанием для возбуждения дела № А 08-06/18 послужило заявление ООО «УПРАВДОМ» (далее – Заявитель) от 06.03.2018 № 128 (вх. № 1133 от 12.03.2018) на неправомерные, по мнению Заявителя, действия (бездействие) Предприятия при начислении платы за услуги холодного водоснабжения для приготовления горячей воды в МКД <…>.

Определением об отложении рассмотрения дела № А 08-06/18 от 25.10.2018 № 02-07/7553 рассмотрение дела назначено на 18.12.2018.

В результате исследования материалов, представленных в антимонопольное дело № А 08-06/18 ООО «УПРАВДОМ», МУП «Ухтаводоканал», Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство), Службой Республики Коми строительного, жилищного и техничексого надзора (контроля), далее – Служба, заслушав доводы ООО «УПРАВДОМ», МУП «Ухтаводоканал», Комиссией установлено нижеследующее.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

МУП «Ухтаводоканал» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

2. В ходе рассмотрения антимонопольного дела № А 08-06/18 в соответствии с поручением председателя Комиссии, Определением о назначении дела № А 08-06/18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.06.2018 № 02-07/4482, и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведено исследование товарного рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в МО ГО «Ухта» в период с 01.01.2017 по 30.06.2018 (краткий отчет от 08.08.2018 приобщен к материалам данного дела).

Согласно Постановлению Администрации МО ГО «Ухта» от 23.05.2013 № 803 МУП «Ухтаводоканал» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в г. Ухте.

В соответствии с Уставом МУП «Ухтаводоканал» МО ГО «Ухта» основными видами деятельности Предприятия являются подготовка, транспортировка, подача потребителям питьевой и технической воды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (далее – Закон № 147-ФЗ) деятельность водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, МУП «Ухтаводоканал» является субъектом естественной монополии в сфере холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В силу пункта 1.3 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, при исследовании указанного товарного рынка определены: временной интервал; продуктовые и географические границы товарного рынка.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка, частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, учитывая, что анализ состояния конкуренции проводится в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2017 по 30.06.2018.

Согласно подп. «б» пункта 1.3 Порядка продуктовые границы товарных рынков определяются согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ, в рассматриваемом случае - деятельность водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Оказание услуги холодного водоснабжения регламентировано нормативными правовыми актами, в том числе:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ),

- Жилищным кодексом Российской Федерации,

- Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ),

- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354),

- Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644),

- Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124),

- Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Согласно положениям статьи 2 Закона № 416-ФЗ:

водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение);

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно пункту 2 Правил № 354 предусмотрены следующие понятия, применяемые в настоящих Правилах:

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

«потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

«ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);

«централизованные сети инженерно-технического обеспечения» - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).

В соответствии с подп «а» пункта 4 Правил № 354 холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона № 416-ФЗ, части 1 статьи 539 ГК РФ по договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Договоры водоснабжения являются публичными договорами.

В соответствии с Основами ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) входят в систему регулируемых цен тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, распределение воды для питьевых и промышленных нужд классифицируется по коду ОКВЭД 36.00.2.

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, код ОКВЭД 36.00.2.

Географические границы товарного рынка, в силу пункта 4.7 Порядка, определены на основании критериев: административно-территориального, организационного, технологического.

Холодное водоснабжение потребителей осуществляется по централизованным сетям водоснабжения, к которым подключены (технологически присоединены) объекты потребителей.

Исходя из обстоятельств рассматриваемого антимонопольного дела, географические границы товарного рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, определены границами присоединенной сети на территории МО ГО «Ухта» Республики Коми.

Сведения об объеме рынка услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в МО ГО «Ухта» Республики Коми отнесены к коммерческой тайне.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

«Иммунитеты», предусмотренные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении субъектов естественной монополии не распространяются.

Таким образом, МУП «Ухтаводоканал», являющееся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуги холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети в МО ГО «Ухта» Республики Коми.

В связи с чем, на действия Предприятия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Из материалов, представленных в антимонопольное дело № А 08-06/18, установлено, что ООО «УПРАВДОМ» является управляющей организацией многоквартирным домом <…> (далее – Управляющая организация, МКД), что подтверждается протоколом № 1 общего внеочередного собрания собственников помещений в МКД по адресу: <…> от 15.09.2017 (далее протокол № 1 от 15.09.2017), договором управления МКД от 01.10.2017.

Согласно протоколу № 1 от 15.09.2017 собственниками помещений МКД принято решение оставить действующий на момент проведения общего собрания порядок внесения платы за потребленные коммунальные услуги (тепловую энергию (отопление), холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электрическую энергию), то есть внесение платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела, в МКД <…> отсутствует централизованное горячее водоснабжение, приготовление горячей воды осуществляется с помощью внутридомового бойлера, при этом используется холодная вода и тепловая энергия.

ООО «УПРАВДОМ» заявлены доводы о том, что бойлерная установка не входит в состав общего имущества МКД, в связи с принятием собственниками помещений МКД решения о расчетах за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, МУП «Ухтаводоканал», осуществляющее холодное водоснабжение, обязано производить расчеты с потребителями за холодную воду - компонент горячего водоснабжения. Кроме того, МУП «Ухтаводоканал» при расчетах с Управляющей организацией за холодную воду на ОДН необоснованно включает в свои счета на оплату холодного водоснабжения на ОДН по МКД объем коммунального ресурса, входящего в индивидуальное потребление горячего водоснабжения, что приводит к убыткам ООО «УПРАВДОМ».

МУП «Ухтаводоканал» в письменных пояснениях, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела, указало, что Предприятие в отношении МКД не является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения, такой услуги как холодное водоснабжение – компонент горячего водоснабжения действующим законодательством не предусмотрено, производит расчеты за холодную воду с потребителями и Управляющей организацией в соответствии с Правилами № 354.

Комиссией данные доводы исследованы и установлено нижеследующее.

В силу пункта 4 Правил № 124, подп. «д» пункта 4 Правил № 416 на управляющую организацию возложена обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров по приобретению коммунального ресурса в целях предоставления коммунальных услуг и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Согласно пункту 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Пунктом 4 Правил № 354 установлено, что потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Холодное водоснабжение – компонент горячего водоснабжения Правилами № 354 не предусмотрено.

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона № 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно[1].

Частью 6 статьи 31 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами № 354, расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится с учетом пунктов 40 и 54 Правил № 354 и формул, содержащихся в приложении № 2 к указанным правилам.

Пунктом 54 Правил № 354 предусмотрено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения № 2 к настоящим Правилам как сумма двух составляющих (абз 5-7):

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс.

При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

Из письменных пояснений, представленных Службой письмом от 16.03.2018 № 02-03-16/855, следует, что в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению исполнитель должен заключить два договора ресурсоснабжения: на поставку коммунального ресурса по холодной воде и поставку тепловой энергии в целях подогрева холодной воды.

Как следует из материалов антимонопольного дела № А 08-06/18, холодное водоснабжение МКД осуществляется МУП «Ухтаводоканал» в соответствии с заключенным с ООО «УПРАВДОМ» договором холодного водоснабжения на общедомые нужды от 06.10.2016 № 268/1, в редакции дополнительного соглашения № 6 от 03.10.2017 к данному договору (далее – Договор водоснабжения).

В силу пункта 1 Договора водоснабжения Предприятие, осуществляющее холодное водоснабжение, обязалось подавать ООО «УПРАВДОМ» (абонент) через коммерческий общедомой прибор учета от присоединенной сети из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду для обеспечения предоставления абонентом коммунальных услуг холодного водоснабжения на общедомовые нужды потребителям, пользующимся на праве собственности или ином законном основании жилым или нежилым помещением в МКД.

В соответствии с пунктом 5.1 Договора водоснабжения объем водоснабжения на ОДН при наличии общедомового прибора учета (далее – ОПУ) определяется следующим образом:

- из объема холодной воды, определенного по показаниям ОПУ за расчетный период вычитаются объемы холодной воды, предъявленные потребителям Предприятием в нежилых и жилых помещениях, необорудованных приборами учета, и в жилых и нежилых помещениях, оборудованных приборами учета.

При отсутствии ОПУ объем водоснабжения на ОДН определяется по нормативам водопотребления, рассчитанным на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, в соответствии с Приказом Службы Республик Коми по тарифам от 14.05.2013 № 28/9 (пункт 5.2 Договора).

Поставка тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения МКД осуществляется ПАО «Т Плюс» в соответствии с заключенным с ООО «УПРАВДОМ» договором горячего водоснабжения (снабжение горячей водой в объеме, потребляемом при содержании общего имущества МКД) № 10050 от 02.03.2017, в редакции соглашения № 3 от 22.11.2017 к данному договору (далее – Договор теплоснабжения).

Из содержания дополнительного соглашения № 3 от 22.11.2017 к Договору теплоснабжения, согласованного Сторонами, горячее водоснабжение МКД осуществляется от оборудования, предназначенного для приготовления горячей воды, находящегося на балансе собственников МКД, и расположенного в техподполье данного МКД.

Приложением к Договору управления МКД от 01.10.2017 утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на период с 01.10.2017 по 30.09.2018, согласно которому Управляющая организация оказывает услуги по обслуживанию теплового узла и бойлера, коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества МКД, в том числе горячее водоснабжение.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела рассматривались взаимоотношения между Предприятием и теплоснабжающей организацией в части поставки холодной воды на бойлерные установки, находящиеся в многоквартирных домах в г. Ухте, в целях горячего водоснабжения.

МУП «Ухтаводоканал» письмом от 21.09.2018 № 18-06/6066 в материалы настоящего антимонопольного дела представило копию договора № 2/ГВС холодного водоснабжения и водоотведения от 01.01.2018 (Далее – Договор № 2/ГВС от 01.01.2018), заключенного между Предприятием и ПАО «Т Плюс».

Согласно условиям Договора № 2/ГВС от 01.01.2018 Предприятие, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение, обязалось подавать ПАО «Т Плюс» через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в центральные тепловые пункты №№ 10, 12, 18, 74, 86, районные котельные, бойлерные установки ПАО «Т Плюс» для горячего водоснабжения МКД в г. Ухте. При этом МКД <…> в перечне указанных домов отсутствует.

Кроме того установлено, что условиями Договора теплоснабжения также не предусмотрена подача ПАО «Т Плюс» горячей воды в МКД.

Таким образом, из представленных в антимонопольное дело № А 08-06/18 материалов установлено, что расположенная в МКД бойлерная установка, предназначенная для приготовления горячей воды, является общедомым имуществом.

В силу положений пунктов 2, 4 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в МКД <…> является именно ООО «УПРАВДОМ». При этом МУП «Ухтаводоканал», осуществляющее поставку коммунального ресурса – холодной воды, является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению.

Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно

В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

Таким образом, в соответствии с требованиями пункта 54 Правил № 354, положений жилищного законодательства, расчет платы за горячую воду в МКД должен производить исполнитель коммунальной услуги – ООО «УПРАВДОМ».

Из письменных пояснений, представленных МУП «Ухтаводоканал» в материалы настоящего антимонопольного дела следует, что Предприятие производит начисление и прямые расчеты с потребителями МКД за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, что документально подтверждено квитанциями, предъявляемыми к оплате потребителям МКД.

Объем холодного водоснабжения на ОДН, предъявляемый Предприятием в адрес ООО «УПРАВДОМ», определяется как разница объема водоснабжения, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета питьевой воды и объема воды, предъявленного собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений МКД, что предусмотрено пунктом 21(1) Правил № 124, пунктом 5.1 Договора водоснабжения.

ООО «УПРАВДОМ» заявлен довод о том, что при осуществлении с потребителями МКД прямых расчетов за услуги по водоотведению Предприятие учитывает объемы индивидуального потребления горячей воды.

Данный довод Комиссией исследован и отклонен ввиду нижеследующего.

Согласно абз. 5 пункта 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

Из письменных пояснений МУП «Ухтаводоканал» и материалов, представленных в настоящее антимонопольное дело, следует, что при расчетах за услуги по водоотведению Предприятие учитывает объемы холодной воды и горячей воды, определенные исходя из показаний индивидуальных приборов учета холодной воды и приборов учета горячей воды, при отсутствии приборов учета – исходя из норматива потребления, что соответствует порядку, предусмотренному пунктом 42 Правил № 354.

ООО «УПРАВДОМ» заявлен довод о том, что в отношении потребителей МКД <…>, ООО «Ухтинская управляющая компания» -собственника нежилого помещения № 1.001, расположенного в МКД по адресу: <…>, которые оборудованы бойлерными установками, Предприятие производит прямые расчеты за горячее водоснабжение.

Комиссией данные доводы исследованы и установлено нижеследующее.

Из материалов, имеющихся в антимонопольном деле № А 08-06/18, установлено, что горячее водоснабжение МКД <…> осуществляется от бойлерной установки собственников данного МКД, в соответствии с Договором теплоснабжения поставка горячей воды в адрес потребителей данного МКД ПАО «Т Плюс» не производится. В связи с чем, обязанность по начислению и расчету платы за горячую воду, потребленную потребителями МКД <…> возложено на Управляющую организацию (ООО «УПРАВДОМ»).

В силу подп. «е» пункта 32 Правил № 354 исполнитель имеет право привлекать на основании соответствующего договора, организацию или индивидуального предпринимателя для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.

Между МУП «Ухтаводоканал» и ООО «УПРАВДОМ» заключено соглашение № 1 к Договору водоснабжения от 22.03.2017, согласно которому в целях достоверного учета объемов холодной воды, использованной для приготовления горячей воды, МУП «Ухтаводоканал» производит начисление за услуги холодного водоснабжения, используемого для приготовления горячей воды, холодного и горячего водоотведения потребителям и абонентам в платежных документах МУП «Ухтаводоканал».

Из материалов настоящего антимонопольного дела установлено, что МУП «Ухтаводоканал» неоднократно направляло в адрес ООО «УПРАВДОМ» соглашения о расторжении Соглашения № 1 к Договору водоснабжения от 22.03.2017, которые ООО «УПРАВДОМ» не подписаны.

Отношения, возникшие между Заявителем и МУП «Ухтаводоканал» в соответствии с данным соглашением, в том числе по его расторжению носят гражданско-правовой характер, спорные отношения разрешаются в судебном порядке.

Согласно абз. 1, 3 пункта 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Между МУП «Ухтаводоканал» и ООО «Ухтинская управляющая компания» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 440.21 от 25.03.2014 в нежилое помещение № 1.001, расположенное в МКД <…>, согласно которому Предприятие осуществляет подачу абоненту холодной воды до границы эксплуатационной ответственности и прием сточных вод.

Согласно счет - фактурам, представленным ООО «УПРАВДОМ» в материалы настоящего антимонопольного дела, МУП «Ухтаводоканал» предъявляет в адрес ООО «Ухтинская управляющая компания» плату за холодную воду и водоотведение (прием сточных вод) в соответствии с тарифами, утвержденными органом по регулированию цен (тарифов) в Республике Коми.

Вышеуказанные Заявителем обстоятельства не свидетельствуют о том, что в отношении потребителей МКД <…>, МУП «Ухтаводоканал» обязано начислять и производить с потребителями прямые расчеты за горячую воду (холодная вода, компонент на ГВС).

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 3).

Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (пункт 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции). В целях исполнения возложенных на него функций, в том числе по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, предупреждением монополистической деятельности, антимонопольный орган наделен полномочиями, к числу которых согласно статье 23 Закона о защите конкуренции отнесены полномочия по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме. Вместе с тем реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий ограничена необходимостью соблюдения установленных Законом о защите конкуренции требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемого лица.

Положениями жилищного законодательства, Правил оказания коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных жилых домах обязанность по начислению и расчетам платы за горячую воду в рассматриваемом случае возложено именно на исполнителя коммунальной услуги горячей воды – управляющую МКД организацию, а именно на ООО «УПРАВДОМ».

Действия (бездействие) МУП «Ухтаводоканал» не привели к наступлению или возможному наступлению негативных последствий для ООО «УПРАВДОМ», собственников помещений МКД, поскольку поставка холодной воды, в том числе для горячего водоснабжения Предприятием осуществлялась, прямые расчеты с потребителями за холодную воду и водоотведение, как и расчеты на ОДН за холодную воду с ООО «УПРАВДОМ» производились.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении МУП «Ухтаводоканал» норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, имеет антиконкурентную направленность, напрямую нарушает антимонопольный запрет, привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу № А 08-06/18, достаточных оснований полагать, что со стороны МУП «Ухтаводоканал» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № А 08-06/18 в связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях МУП «Ухтаводоканал».

 

 

Председатель Комиссии __________________ <…>

 

Члены Комиссии ___________________ <…>

 

__________________ <…>

 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

 

[1] Абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения (подп. 1 статьи 2 Закона № 416-ФЗ)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны