Решение №03-01/11705 Решение по делу № Р 27-10/17 от 9 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

25 декабря 2017 года

(изготовление решения в полном объеме)

20 декабря 2017 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/11705

 

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № Р 27-10/17, возбужденное в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканский перинатальный центр» (далее – ГБУЗ РК «КРПЦ», Учреждение) по факту распространения в «Диспансерной книжке беременной» рекламы услуг РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» с признаками нарушения требований п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителей ГБУЗ РК «КРПЦ» – <...>, действующей на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Коми <…>, и <…>, действующей на основании доверенности от 24.10.2017;

- представителя ООО «Информационное агентство «Север» – <…>, действующей на основании <…>;

в отсутствие заявителя – Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения рекламного дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела);

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Коми УФАС России поступило обращение Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми № 01-46/221 от 28.07.2017 (вх. № 4169 от 31.07.2017), из которого следует, что Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми по итогам внеплановой документарной проверки выявлено, в том числе использование Учреждением при оказании платных медицинских услуг «Диспансерной книжки беременной».

На одной из страниц «Диспансерной книжки беременной» размещена информация следующего содержания:

«РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» Лидер в области репродуктивных технологий в Республике Коми

Современное лечебно-профилактическое учреждение, оснащенное современной диагностической и лечебной аппаратурой, высококвалифицированными кадрами, в том числе имеющими международный сертификат специалиста, предлагает самый полный спектр медицинских услуг по следующим направлениям:

Диагностическое и лечебное консультирование:

Диагностика и лечение бесплодия, вспомогательные репродуктивные технологии:

экстракорпоральное оплодотворение, искусственная инсеминация;

консультирование по вопросам планирования семьи, методики «безопасного» аборта;

приём акушера-гинеколога, андролога, генетика, терапевта, лечение патологии шейки матки.

Диагностика с использованием наиболее достоверных методов (ПЦР и ИФА) и лечение инфекционных заболеваний, в том числе – передающихся половым путем;

Ультразвуковая диагностика генетических заболеваний плода, органов брюшной полости, щитовидной железы. Операционная лапароскопия по поводу бесплодия, доброкачественных новообразований матки и придатков.

Услуги по индивидуальному ведению беременности, родов:

Определение пола плода в ранние сроки беременности;

Диспансерное наблюдение. Дополнительные услуги по родам и послеродовому периоду. Курсы подготовки к родам «Чудо рождения». Роды в воде.

Услуги медико-генетической лаборатории:

Диагностика заболеваний щитовидной железы;

Диагностика гормональных нарушений репродуктивной системы;

Ранняя диагностика онкологических заболеваний, аллергодиагностика.

Услуги кабинета катамнеза:

Прием неонатолога, невропатолога, окулиста;

Медико-генетическое консультирование.

Консультативно-генетический блок:

г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 103, тел.: 21-18-88

Центр планирования семьи и репродуктивного здоровья:

г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 28, тел.: 44-11-61

РГУ «Коми республиканский перинатальный центр»

г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 114/4, тел.: 22-98-04

Лицензия № 99-01-005405, выдана 05.06.08 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития».

По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение о возбуждении дела № Р 27-10/17 (далее – рекламное дело) в отношении ГБУЗ РК «КРПЦ» по признакам нарушения п. 9 ст. 7 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/9510 от 03.10.2017.

Определением № 03-01/10286 от 26.10.2017 срок рассмотрения дела № Р 27-10/17 продлён до 03.01.2018, рассмотрение дела отложено на 28.11.2017.

 

Определением № 03-01/11008 от 28.11.2017 рассмотрение дела № Р 27-10/17 отложено на 20.12.2017.

Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК «КРПЦ» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела № Р 27-10/17, «Диспансерная книжка беременной», в которой размещена рассматриваемая информация, в настоящее время Учреждением не используется.

Представители ГБУЗ РК «КРПЦ» в ходе рассмотрения рекламного дела представили на обозрение Комиссии оригинал «Диспансерной книжки беременной», содержащей, в том числе рассматриваемую информацию, пояснив, что указанная книжка была использована в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, в 2015 году и в 2016 году Учреждение использовало другие диспансерные книжки.

Из письменных пояснений, представленных Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми в материалы рекламного дела, и пояснений, данных 28.11.2017 его представителем – <…> в ходе рассмотрения дела № Р 27-10/17, следует, что «Диспансерная книжка беременной», содержащая рассматриваемую информацию, использовалась Учреждением в период с 02.02.2017 по 15.05.2017.

Таким образом, в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что «Диспансерная книжка беременной», содержащая, в том числе рассматриваемую информацию об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», использовалась Учреждением в период с 08.11.2011 по 18.04.2012 и в период с 02.02.2017 по 15.05.2017.

 

2. Относительно информации об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», размещённой в «Диспансерной книжке беременной», использовавшейся в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, установлено следующее.

Согласно положению, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

По смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром признаётся продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в «Диспансерной книжке беременной»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», оказываемым им услугам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, рассматриваемая информация, распространенная посредством размещения в «Диспансерной книжке беременной», использовавшейся в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, является рекламой.

 

Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК «КРПЦ» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела № Р 27-10/17, «Диспансерная книжка беременной» выдавалась женщинам, заключившим с ГБУЗ РК «КРПЦ» договор на платное оказание медицинских услуг по индивидуальному ведению беременности. «Диспансерная книжка беременной» представляет собой дубликат индивидуальной карты беременной, которая ведётся в лечебном учреждении. Книжки являются именными, в них указываются персональные данные женщин (Ф.И.О., возраст, место жительства, сведения о состоянии здоровья, иное). Книжки хранятся у женщин в течение всего периода беременности. После родоразрешения либо прерывания беременности книжка остаётся в соответствующей медицинской организации. В связи с чем, Учреждение считает, что рассматриваемая информация не является рекламой, поскольку адресована конкретному лицу – женщине, заключившей с Учреждением договор на оказание платных медицинских услуг. Книжки не находились в свободном доступе, хранились в закрытом помещении; только после того, как книжку вручали в руки беременной женщине, книжка могла выйти за пределы Учреждения.

Указанный довод Учреждения Комиссия сочла несостоятельным, в связи с нижеследующим.

Из нормы пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе следует, что одним из признаков рекламы является адресованность неопределённому кругу лиц.

Относительно понятия «неопределённый круг лиц», применяемого в законодательстве Российской Федерации о рекламе, ФАС России в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 указала, что в данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность её для неопределённого круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределённого круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.

ФАС России письмом от 27.06.2016 № АД/43482/16 разъяснила, что под рекламой понимается определённая неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определённого объекта рекламирования, даже если она направляется по определённому адресному списку. Так, например, в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщённый характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределённого круга лиц и являются рекламой.

Рассматриваемая информация об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр» носит обобщённый характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только у конкретной женщины, которой выдана «Диспансерная книжка беременной», но и у иного лица. Кроме того, Учреждение не могло заранее определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

ГБУЗ РК «КРПЦ» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым тираж выпуска «Диспансерной книжки беременной» составлял 500 экземпляров; строгий учёт выдачи «Диспансерной книжки беременной» Учреждением не ведётся, в связи с тем, что они не относятся к медицинской документации и не являются бланками строгой отчётности.

Учитывая изложенное, рассматриваемая информация об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», размещённая в «Диспансерной книжке беременной», распространённой в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, содержит все правовые признаки рекламы.

В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Учреждение представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым рассматриваемая информация является рекламой не медицинских услуг, а медицинского учреждения с указанием направлений его деятельности, так как в рекламе не указаны конкретные медицинские услуги и их преимущества.

Указанный довод Комиссией признан несостоятельным в силу нижеследующего.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг, следовательно, на неё распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (далее - Приказ № 113) и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 № 268 «О введении в действие отраслевого классификатора «Сложные и комплексные медицинские услуги» (далее - Приказ № 268). Указанные приказы действовали до 25.04.2012.

Приказом № 113 предусмотрено, что медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Простая медицинская услуга - далее неделимая услуга, выполняемая по формуле «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения».

Приказом № 268 установлено, что к сложной медицинской услуге относится набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения».

Комплексная медицинская услуга предусматривает набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения».

В Приказе № 113 зарегистрированы, в том числе следующие простые медицинские услуги:

03.31.001 Лапароскопия диагностическая

04.22.001 Ультразвуковое исследование щитовидной железы

04.31.001 Ультразвуковое исследование плода

13.31.005 Подготовка беременных к родам

14.31.017 Ведение физиологических родов

16.20.038 Аборт

16.20.039 Операции по поводу бесплодия

21.20.002 Физические пособия в родах.

В Приказе № 268 зарегистрированы, в том числе следующие сложные и комплексные медицинские услуги:

01.001.01 Прием (осмотр, консультация) врача - гинеколога

01.001.02 Прием (осмотр, консультация) врача – гинеколога повторный

01.001.03 Прием (осмотр, консультация) беременной первичный

01.001.04 Прием (осмотр, консультация) беременной повторный

01.001.05 Ведение патологических родов врачом

01.006.01 Прием (осмотр, консультация) врача - генетика

01.023.01 Прием (осмотр, консультация) врача - невропатолога первичный

01.023.02 Прием (осмотр, консультация) врача - невропатолога повторный

01.029.01 Прием (осмотр, консультация) врача - офтальмолога первичный

01.029.02 Прием (осмотр, консультация) врача - офтальмолога повторный

01.032.01 Прием (осмотр, консультация) врача - неонатолога первичный

01.032.02 Прием (осмотр, консультация) врача - неонатолога повторный

01.047.01 Прием (осмотр, консультация) врача - терапевта первичный

01.047.02 Прием (осмотр, консультация) врача - терапевта повторный

01.053.01 Прием (осмотр, консультация) врача - уролога первичный

01.053.02 Прием (осмотр, консультация) врача - уролога повторный

01.065.01 Прием (осмотр, консультация) врача - стоматолога - терапевта первичный

01.065.02 Прием (осмотр, консультация) врача - стоматолога - терапевта повторный

03.052.01 Комплексное ультразвуковое исследование внутренних органов

04.001.01 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача - гинеколога

04.001.02 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача - гинеколога

04.001.03 Школа для беременных

04.023.01 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача - невропатолога

04.023.02 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача - невропатолога

04.029.01 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача - офтальмолога

04.029.02 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача - офтальмолога

04.032.01 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача - неонатолога

04.032.02 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача - неонатолога

04.047.01 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача - терапевта

04.047.02 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача - терапевта

04.053.01 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача - уролога

04.053.02 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача - уролога.

В ст. 2 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», действующего с 22.11.2011, перечислены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в том числе такие как:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

Перечень медицинских услуг утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», вступившим в силу 19.02.2012 (далее – Номенклатура медицинских услуг).

Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, разделённых на два класса: «А» и «В». Класс «А» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. Класс «В» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В Номенклатуре медицинских услуг зарегистрированы, в том числе следующие медицинские услуги:

A04.16.001 Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)

A04.22.001 Ультразвуковое исследование щитовидной железы и паращитовидных желез

A04.30.001 Ультразвуковое исследование плода

A09.05.204.001 Исследование тирозинкиназы bcr-abl (химерный ген, образованный слиянием области кластера разрывов на 22 хромосоме и гена тирозин-киназы Абельсона на 9 хромосоме) в крови методом вложенной полимеразной цепной реакции

A09.05.204.002 Количественное исследование уровня тирозинкиназы bcr-abl (химерный ген, образованный слиянием области кластера разрывов на 22 хромосоме и гена тирозин-киназы Абельсона на 9 хромосоме) в крови методом полимеразной цепной реакции в реальном времени

A11.20.027 Экстракорпоральное оплодотворение ооцитов

A12.05.056.002 Идентификация генов методом полимеразной цепной реакции

A16.30.034.001 Лапароскопия

A16.20.036 Хирургическое лечение заболеваний шейки матки с использованием различных энергий

A16.20.036.001 Электродиатермоконизация шейки матки

A16.20.036.002 Лазерная вапоризация шейки матки

A16.20.036.003 Радиоволновая терапия шейки матки

A16.20.036.004 Криодеструкция шейки матки

A16.20.055 Наложение швов на шейку матки

A16.20.037 Искусственное прерывание беременности (аборт)

B01.001.001 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога первичный

B01.001.002 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога повторный

B04.001.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога

B04.001.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога

B01.001.003 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога с ультразвуковым исследованием яичников для оценки овариального резерва

B01.001.004 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога беременной первичный

B01.001.005 Прием (осмотр, консультация) врача-акушера-гинеколога беременной повторный

B01.006.001 Прием (осмотр, консультация) врача-генетика первичный

B01.006.002 Прием (осмотр, консультация) врача-генетика повторный

B01.019.001 Прием (осмотр, консультация) врача-генетика

B01.047.001 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта первичный

B01.047.002 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта повторный

B01.047.003 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового первичный

B01.047.004 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового повторный

B01.047.005 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового первичный

B01.047.006 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового повторный

B01.053.003 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога первичный

B01.053.004 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога повторный

B04.001.003 Школа для беременных

B04.047.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-терапевта

B04.047.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-терапевта

B04.047.003 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового диспансерный

B04.047.004 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового профилактический

B04.047.005 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового диспансерный

B04.047.006 Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового профилактический

B04.053.003 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога диспансерный

B04.053.004 Прием (осмотр, консультация) врача - детского уролога-андролога профилактический

B01.032.001 Прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога первичный

B01.032.002 Прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога повторный

B04.032.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога

B04.032.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-неонатолога

B01.029.001 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога первичный

B01.029.002 Прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога повторный

B04.029.001 Диспансерный прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога

B04.029.002 Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-офтальмолога.

Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК «КРПЦ» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела № Р 27-10/17, размещенная Учреждением информация является обязательной в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Указанный довод Учреждения Комиссией отклонён в связи с нижеследующим.

В силу статьи 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Из пунктов 15, 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» следует, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Основополагающее отличие информации, обязательной к размещению в силу закона, от рекламы заключается в том, что её целью является не формирование или поддержание интереса к продавцу, его товарам (услугам) и способствование реализации этих товаров (услуг), а информирование третьих лиц о наличии такого продавца и его товарах (услугах).

В этой связи при оценке того, обладает ли размещенная информация рекламным характером, анализу подлежат, в том числе использованные в ней фразы и их способность влиять на её общее восприятие рядовым потребителем.

Рассматриваемая информация содержит сведения, выделяющие услуги Учреждения среди аналогичных услуг, способствующие формированию положительного представления об Учреждении и его услугах, о чём свидетельствуют следующие использованные в рекламе фразы: «Лидер в области репродуктивных технологий в Республике Коми», «Современное лечебно-профилактическое учреждение, оснащенное современной диагностической и лечебной аппаратурой, высококвалифицированными кадрами, в том числе имеющими международный сертификат специалиста, предлагает самый полный спектр медицинских услуг по следующим направлениям…».

Таким образом, до потребителей доводится информация о преимуществах, сравнительных характеристиках и особенностях объектов рекламирования, которая выходит за рамки требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Учитывая вышеизложенное, рассматриваемая информация является рекламой медицинских услуг и должна распространяться с учётом требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе в числе оказываемых услуг значатся методики «безопасного» аборта.

В соответствии с Приказом № 113 и Номенклатурой медицинских услуг искусственное прерывание беременности (аборт) является медицинской услугой.

Из вышеизложенного следует, что услуга по аборту, указанная в рассматриваемой рекламе, является медицинской услугой по искусственному прерыванию беременности.

Рекламное дело было возбуждено, в том числе по признакам нарушения пункта 9 статьи 7 Закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

Однако пункт 9 статьи 7 Закона о рекламе введён Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ. В рассматриваемый период (с 08.11.2011 по 18.04.2012) требования к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности регулировались частью 12 статьи 24 Закона о рекламе.

Так, в соответствии с частью 12 статьи 24 Закона о рекламе (введена Федеральным законом от 11.07.2011 № 202-ФЗ, действовавшим с 15.08.2011) реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг.

Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, следовательно, в силу части 4 статьи 2 Закона о рекламе, на неё распространяются требования части 12 статьи 24 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований частей 7 и 12 статьи 24 Закона о рекламе (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 202-ФЗ).

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных частью 12 статьи 24 Закона о рекламе, согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК «КРПЦ» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения в ходе рассмотрения дела № Р 27-10/17, поскольку в рассматриваемой «Диспансерной книжке беременной» указана лицензия на осуществление медицинской деятельности, выданная 05.06.2008, то можно предположить, что данная «Диспансерная книжка беременной» была изготовлена в период со второй половины 2008 года по начало 2011 года. Документы на поставку или изготовление рассматриваемой «Диспансерной книжки беременной» не сохранились, в связи с истечением срока их хранения. Вопросами изготовления печатной продукции обычно занималась <…> – <…> и по совместительству <…>, которая представляла необходимую информацию для изготовления данной продукции, согласовывала макеты. В связи с тем, что <…>, представить её письменные объяснения Учреждение не может.

Из информации, размещённой в «Диспансерной книжке беременной» следует, что данная книжка изготовлена ООО «Информационное агентство «Север».

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Информационное агентство «Север» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Общества в ходе рассмотрения дела № Р 27-10/17, информация по заказу Учреждением печатной продукции, которая сохранилась в ООО «Информационное агентство «Север», датируется 2012 годом; является ли указанная печатная продукция предметом рассмотрения настоящего дела, Обществу не известно, так как в ООО «Информационное агентство «Север» нет сохраненного макета и печатного образца данной продукции. ООО «Информационное агентство «Север» выступало производителем брошюр «Диспансерная книжка беременной» по готовому, предоставленному заказчиком, макету; наполнение рекламы исходило от Учреждения, ООО «Информационное агентство «Север» не вносило изменений в заказанную рекламу.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ГБУЗ РК «КРПЦ».

Согласно пунктам 5.4, 5.6 Устава ГБУЗ РК «КРПЦ» непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет главный врач, в компетенцию которого входит осуществление текущего руководства деятельностью Учреждения.

В материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: приказа Министерства здравоохранения Республики Коми <…> о назначении <…> (далее – <...>) на должность <…> Учреждения; трудового договора, заключённого с <...>; должностной инструкции <…> Учреждения.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение частей 7 и 12 статьи 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя – ГБУЗ РК «КРПЦ» и его должностного лица – <…> Учреждения <...>

Из материалов рекламного дела усматривается, что ГБУЗ РК «КРПЦ» и его должностным лицом – <...> Учреждения <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ГБУЗ РК «КРПЦ» и <...> Учреждения <...> нарушены требования частей 7 и 12 статьи 24 Закона о рекламе.

Частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

В соответствии со статьёй 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства составляет один год.

Согласно пункту б статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, материалы дела не подлежат передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ГБУЗ РК «КРПЦ» и <…> Учреждения <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

3. Относительно информации об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», размещённой в «Диспансерной книжке беременной», использовавшейся в период с 02.02.2017 по 15.05.2017, установлено следующее.

Использование Учреждением «Диспансерной книжки беременной», содержащей рассматриваемую информацию об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», выявлено Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми по итогам внеплановой документарной проверки.

Как усматривается из материалов проверки, представленных Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми, проверка проводилась по вопросам оказания медицинской помощи конкретному пациенту.

Согласно письменным пояснениям, представленным ГБУЗ РК «КРПЦ» в материалы рекламного дела, и пояснениям, данным представителями Учреждения 20.12.2017 в ходе рассмотрения дела, использование рассматриваемой «Диспансерной книжки беременной» в период с 02.02.2017 по 15.05.2017 было обусловлено тем, что при постановке женщины на учёт по беременности новые формы диспансерных книжек в кабинете врача закончились, а получить их врач не смогла, поскольку к этому времени у <…>, выдающей диспансерные книжки, завершился рабочий день.

В материалы рекламного дела представлена объяснительная <…>, которая поясняет, что «Диспансерная книжка беременной» была оформлена ею 02.02.2017 после 15.00 часов; пустые обменные карточки в кабинете закончились, получить карту нового образца она не могла, в связи с окончанием рабочего дня у сотрудников, выдающих карточки, поэтому она заполнила на пациентку карточку старого образца, найденную в своём кабинете в шкафу с печатной продукцией.

Согласно пояснениям, данным представителями ГБУЗ РК «КРПЦ» в ходе рассмотрения рекламного дела, в настоящее время рассматриваемая «Диспансерная книжка беременной» не используется; в 2015 году и в 2016 году Учреждение использовало другие диспансерные книжки.

Материалы рекламного дела не содержат сведений об использовании Учреждением после 18.04.2012 «Диспансерной книжки беременной», содержащей рассматриваемую информацию об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», при заключении договоров на оказание услуг с иными пациентами, кроме случая, выявленного Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Коми.

Комиссия не располагает доказательствами использования Учреждением в 2017 году рассматриваемой «Диспансерной книжки беременной», содержащей информацию об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», с целью продвижения на рынке соответствующих услуг.

Конституцией Российской Федерации в статье 49 установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Применяя по аналогии указанные нормы, учитывая обстоятельства, вследствие которых имело место использование Учреждением в 2017 году рассматриваемой «Диспансерной книжки беременной», Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных оснований полагать, что информация, в том числе об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», размещённая в «Диспансерной книжке беременной», использованной в период с 02.02.2017 по 15.05.2017, обладает всеми правовыми признаками рекламы, установленными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в информации об услугах РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», размещённой в «Диспансерной книжке беременной», использовавшейся в период с 02.02.2017 по 15.05.2017, отсутствуют.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным ГБУЗ РК «КРПЦ» в материалы рекламного дела бланком «Диспансерной книжки беременной», используемой Учреждением в настоящее время.

В связи с добровольным устранением лицом совершённого нарушения Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ГБУЗ РК «КРПЦ» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу услуг РГУ «Коми республиканский перинатальный центр», распространенную посредством размещения в «Диспансерной книжке беременной» в период с 08.11.2011 по 18.04.2012, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований частей 7 и 12 статьи 24 Закона о рекламе (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 202-ФЗ).

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ГБУЗ РК «КРПЦ» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

 

Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны