Решение №03-01/3534 Решение по делу № Р 05-01/17 от 18 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

 

14 апреля 2017 года

(изготовление решения

в полном  объеме)

31 марта 2017 года

(оглашение  резолютивной части)

 

 

 

                                 № 03-01/3534

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 05-01/17, возбужденного в отношении ООО «Альфа-Медиа» и ООО «Союз-Плюс» по факту размещения в периодическом печатном издании - газете «Палитра Города» (г. Ухта) от 21.07.2016 № 28 на странице (полосе) 6 рекламы в форме статьи под названием: «Автоцентр СОЮЗ: все в одном месте!» (далее – рассматриваемая реклама), с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя - <…> (далее - <…>), надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела);

- ООО «Альфа-Медиа», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества;

 - ООО «Союз-Плюс», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (соответствующие доказательства имеются в материалах рекламного дела), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общества,

УСТАНОВИЛА:

 

В  Управление Федеральной  антимонопольной службы  по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) поступило заявление <…> от 17.01.2017 (вход. № К- 9 от 18.01.2017) о размещении в периодическом печатном издании - газете «Палитра города» № 28 от 21.07.2016 рекламы с признаками нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

По вышеуказанному факту Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 03-01/836 от 30.01.2017 возбуждено рекламное дело № Р 05-01/17 в отношении ООО «Альфа-Медиа» и ООО «Союз-Плюс».

В результате рассмотрения материалов по указанному заявлению установлено следующее.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

-  распространена  посредством размещения её на полосе 6 газеты «Палитра города» от 21.07.2016 № 28;

-   адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – Автоцентру «Союз», автомобилям, продаваемым в автоцентре «Союз», рассрочке, кредиту, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижению на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на полосе 6 газеты «Палитра города» от 21.07.2016 № 28, является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе, специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации); финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Из положений ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Рассрочка платежа – способ оплаты товара или услуги, при котором платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям. Таким образом, при рассрочке платежа между контрагентами по договору возникает кредитное обязательство.

В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, предоставляющей кредит и рассрочку.

Указание наименования организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовые услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч.  6 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. ч. 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в периодическом печатном издании - газете «Палитра Города» (г. Ухта), учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации СМИ от 25.02.2005 серия  ПИ № ФС 3-0043, является ООО «Альфа-Медиа».

Из ответа ООО «Альфа-Медиа» № 5/17 от 25.02.2017 на определение о возбуждении дела № Р 05-01/17 от 30.01.2017 № 03-01/836 следует, что 01.01.2016   между ООО «Союз-Плюс» и ООО «Альфа-Медиа» был заключен договор № Г-65/16 о комплексном рекламном обслуживании путем публикации рекламного материала в газете «Палитра города». ООО «Альфа-Медиа»  изготовило, согласовало и разместило макет статьи в газете «Палитра города» в № 28. Содержание рекламы, ее наполнение определено и согласовано <…> газеты «Палитра города» <…> с <…> ООО «Союз-Плюс», что подтверждается бланком согласования рекламного материала в № 28 от 21.07.2016 газеты «Палитра города» от 20.07.2016.

В материалы рекламного дела, в том числе представлены копии договора № Г65/16 от 01.01.2016, дополнительного соглашения № 1 к договору № Г65/16 от 01.01.2016, акта № Г-224 от 25.08.2016, счета № Г-224 от 29.06.2016.

Из пояснений <…> ООО «Альфа-Медиа» <…> от 23.02.2017 № 4/17 следует, что при подготовке статьи в газете «Палитра города» № 28 от 21.07.2016 «Автоцентр СОЮЗ: все в одном месте!» о продаже автомобилей в автоцентре «Союз» в кредит и в рассрочку, согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ООО «Альфа-Медиа» были согласованы с рекламодателем и указаны наименования лиц, оказывающих банковские, страховые и иные финансовые услуги, номер лицензии, а также условия оказания этих услуг. В ходе подготовки макета газеты перед ее отправкой в типографию, при корректировке текста статьи – увеличения интерлиньяжа (межстрочного расстояния) до нормативного, информация об организациях, оказывающих банковские, страховые и иные финансовые услуги вышла за пределы границ публикации и статья вышла без соответствующей сопровождающей информации. Указанная техническая ошибка была замечена <…> газеты «Палитра города» и в последующих публикациях статей рекламного характера об автосалоне  ООО «Союз-Плюс» не допускалась. Период и территория распространения рассматриваемого материала: в № 28 газеты «Палитра города» от 21.07.2016, г. Ухта Республики Коми. Рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ООО «Альфа-Медиа». Рекламодателем является ООО «Союз-Плюс».

Из пояснений <…> ООО «Союз-Плюс» <…> от 22.02.2017 следует, что 01.01.2016 г. между ООО «Союз-Плюс» и ООО «Альфа-Медиа» был заключен договор № Г-65/16 о комплексном рекламном обслуживании. В рамках указанного договора в № 28 от 21.07.2016 в газете «Палитра города» была размещена информация о деятельности автоцентра «Союз».  Подготовка текста информации осуществлялась работниками газеты, тематика информации была предложена также сотрудниками газеты исходя из фактического вида деятельности ООО «Союз-Плюс». До сдачи текста информации в набор и печать в ООО «Союз-Плюс» от <…> поступил макет текста, который был согласован <…> ООО «Союз-Плюс» <…>. Согласованный макет содержал в себе, в том числе информацию о кредитной организации, предоставляющей кредит, сведения о страховой организации, с которыми у ООО «Союз-Плюс» заключены договоры, а также информацию, что рассрочка предоставляется ООО «Союз-Плюс». По какой причине в номере № 28 от 21.07.2016 газеты «Палитра города» текст размещенной информации отличается от текста, который был согласован 20.07.2016 <…>, ООО «Союз-Плюс» объяснить затрудняется. Из полученных от редакции сведений следует, что был сбой при верстке газеты, в связи с чем, часть текста по техническим причинам не сохранилась. Текст информации о деятельности ООО «Союз-Плюс», размещенный в № 28 от 21.07.2016 газеты «Палитра города», публиковался только в указанном номере и распространялся на территории Ухтинского и Сосногорского районов Республики Коми. Ответственным лицом от ООО «Союз-Плюс» по размещению информации в газете «Палитра города» является <…> общества <…>. Рекламодателем является ООО «Союз-Плюс». Рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ООО «Альфа-Медиа». ООО «Союз-Плюс» полагает, что общество и его должностное лицо, ответственное за размещение информации в газете, выполнили все зависящие от них действия в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Союз-Плюс» в материалы рекламного дела представлена копия договора возмездного оказания услуг  № б/н от 19.01.2016 с ООО «Русфинанс Банк», предметом которого является предоставление Заказчиком кредитов по приобретению автотранспортных средств.

Таким образом, кредитование, указанное в рассматриваемой рекламе, осуществляется банком, а именно ООО «Русфинанс Банк» (лицензия ЦБ РФ № 1792 от 13.02.2013).

В рассматриваемой рекламе отсутствует наименование организации, осуществляющей услуги по предоставлению кредита.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В материалы рекламного дела представлена копия бланка согласования рекламного материала в № 28 от 21.07.2016 газеты «Палитра города», из которого следует, что рассматриваемая реклама согласована сторонами без нарушения рекламного законодательства, поскольку в ней указаны наименования организаций, предоставляющих кредит и рассрочку.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Союз-Плюс», а рекламопроизводителем и рекламораспространителем является ООО «Альфа-Медиа».

Согласно п. 3.1 Устава ООО «Альфа-Медиа», основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. На основании п. 3.2 Устава, основными видами деятельности Общества являются: радиовещание, телевещание, создание радиопрограмм и телепрограмм, организация средств массовой информации, выпуск периодических изданий, полиграфическая и издательская деятельность, оказание платных услуг физическим и юридическим лицам в области радиовещания, телевещания и рекламного бизнеса, создание и эксплуатация телестудий и радиостудий, техническое обслуживание, ремонт, наладка и производство радиотехнических и электронных устройств, систем и средств радиосвязи, телевидения и радиовещания, эксплуатационно-техническое обслуживание телерадиовещательных и радиосвязных устройств, рекламно-информационная деятельность.

Из изложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО «Альфа-Медиа» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводитель и рекламораспространитель – ООО «Альфа-Медиа», на которого в силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, не предпринял достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонился от обязанности по контролю за содержанием рекламы.

Согласно письменным пояснениям ООО «Альфа-Медиа» от 23.02.2017 № 4/17, имеющимся в материалах дела, должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является <…> - <...>

В материалы дела представлены копии трудового договора <...>, приказа о приеме работника на работу <...>, пояснения <…> газеты «Палитра города» <...>, должностной инструкции <...>, согласно п.п. 1.5, 2.4, 5.1, 5.2 которой, <…> должен знать Закон о рекламе; на <…> возлагается контроль за соблюдением требований действующей нормативной и законодательной документации при подготовке газеты «Палитра города» в печать; <…> несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством; <…> несет ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных действующим административным, гражданским и уголовным законодательством.

Из пояснений <...> следует, что при выпуске № 28 от 21.07.2016 произошел технический сбой. При верстке рекламной статьи, информация о юридических лицах, предоставляющих кредит и рассрочку, размещенная в конце статьи, при увеличении интерлиньяжа (межстрочного расстояния) была вытеснена за край публикации и оказалась за пределами печатной зоны.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «Альфа-Медиа» законодательства о рекламе, является <…> Общества -<...>

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло как по вине ООО «Альфа-Медиа», так и должностного лица ООО «Альфа-Медиа»  - <...>

Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО «Альфа-Медиа» и должностным лицом - <...> не предпринято достаточных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Альфа-Медиа» и должностным лицом ООО «Альфа-Медиа» - <...> нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Палитра Города» (г. Ухта) в номере № 28 от 21.07.2016 на территории Ухтинского и Сосногорского районов.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела имеются доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы (представлены оригиналы газет «Палитра города» №№ 33, 46, 48, 49).

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Альфа-Медиа» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

Из письменных пояснений <…> следует, что дело № Р 05-01/17 подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения ООО «Альфа-Медиа» к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.

Ссылка ООО «Альфа-Медиа» на нормы КоАП РФ является некорректной, поскольку Коми УФАС России было возбуждено рекламное дело № Р 05-01/17, а не дело об административном правонарушении. В рассматриваемой ситуации применению подлежат нормы Закона о рекламе, а не КоАП РФ.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Поскольку вина ООО «Союз-Плюс» в нарушении требований Закона о рекламе Комиссией не установлена, производство по делу № Р 05-01/17 в отношении Общества подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Автоцентр СОЮЗ: все в одном месте!», размещённую на странице 6 газеты «Палитра города» г. Ухта, № 28 от 21.07.2016, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Резолютивной части Решения ненадлежащей рекламы ООО «Альфа-Медиа» не выдавать, поскольку на момент рассмотрения дела распространение рассматриваемой рекламы прекращено.

3. Прекратить производство по делу № Р 05-01/17 в отношении ООО «Союз-Плюс».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Альфа-Медиа» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении должностного лица ООО «Альфа-Медиа» – <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 14 апреля 2017 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

____________<…>

 

 

 

 

 

_____________ <…>

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны