Решение и предписание по делу № Р 14-05/17

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
17.07.2017
Управление:
Коми УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции
Номер документа:
№ 03-01/6476
Номер дела:
№ Р 14-05/17

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

07 июля 2017 года

(изготовление решения в полном объеме)

23 июня 2017 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/6476

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии: <…>;

члены Комиссии: <…>, <…>;

рассмотрев дело № Р 14-05/17, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТРК «Волна-плюс» (далее – ООО «ТРК «Волна-плюс») о распространении 06.03.2017 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Волна» реклам с признаками нарушения требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее – Управление Роскомнадзора по Республике Коми) – <…>, действующей на основании доверенности № 12 от 24.03.2017,

- представителя ООО «ТРК «Волна-плюс» – <…>, действующего на основании доверенности от 21.06.2017;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили письменная информация и документы, направленные Управлением Роскомнадзора по Республике Коми письмом № 2178-01/11 от 24.04.2017 (вход. № 2269 от 24.04.2017), из которых следует, что Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс», по результатам которого выявлены признаки нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, а именно: 06.03.2017 объем рекламных сообщений составил более 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки.

По результатам рассмотрения обращения принято решение о возбуждении дела № Р 14-05/17 по признакам нарушения ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс».

Из материалов рекламного дела № Р 14-05/17 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Управлением Роскомнадзора по Республике Коми представлена копия акта систематического наблюдения ООО «ТРК «Волна-плюс» от 24.03.2017 № А-11/3/46-нд/51, согласно Приложению 2 к которому (Справка о результатах систематического наблюдения по лицензии № 27562) в ходе проведения наблюдения выявлено несоблюдение требований об объеме рекламных сообщений в составе радиоканала (радиопрограммы).

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для радиопрограммы, применяются в отношении радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом.

В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» радиоканал является средством массовой информации, а отдельный выпуск радиоканала составляет продукцию средства массовой информации.

Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ТУ 11-0131 от 30.01.2012 учредителем (соучредителем) радиоканала «Радио Волна» является ООО «Телерадиокомпания «Волна-плюс», примерная тематика и (или) специализация: музыкальная; информационная (новости экономической, политической, социальной жизни); реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе; территория распространения: г. Печора, Печорский район (Республика Коми).

В соответствии с лицензией на осуществление радиовещания серии РВ № 27562 от 04.02.2016 со сроком действия до 02 июня 2025 года, ООО «ТРК «Волна-плюс» осуществляет распространение средства массовой информации «Радио Волна»; территория вещания – г. Печора Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Радио Волна» - музыкальное; информационное (новости экономической, политической, социальной жизни); соотношение вещания продукции СМИ «Радио Волна» к общему объему вещания – 7 часов в неделю; кроме того, ООО «ТРК «Волна-плюс» осуществляет распространение средства массовой информации «Радио Ваня»; территория вещания – г. Печора Республики Коми, общий объем вещания в неделю – 168 часов, время вещания – ежедневно, круглосуточно; направления вещания радиоканала «Радио Ваня» - музыкально-информационное; соотношение вещания продукции СМИ «Радио Ваня» к общему объему вещания – 161 час в неделю.

Из письменных пояснений ООО «ТРК «Волна-плюс», представленных в материалы рекламного дела письмом № 13/1 от 09.06.2017 (вх. № 3238 от 16.06.2017) следует, что ответственное за размещение рекламы должностное лицо распределило рекламу на месяц вперед, не обратив внимания на то, что норма рекламы распределяется еженедельно, а не ежедневно.

На рассмотрении дела № Р 14-05/17 представитель ООО «ТРК «Волна-плюс» – <…> сообщил, что ООО «ТРК «Волна-плюс» признает факт превышения объема рекламы. Согласно пояснениям представителя ООО «ТРК «Волна-плюс», указанное должностное лицо заменяло в рассматриваемый период времени другого сотрудника, ответственного за выполнение данной работы и вследствие этого реклама была распределена неверно. ООО «ТРК «Волна-плюс» выявило данную ошибку, виновное лицо наказано, свою вину Общество полностью признаёт.

Согласно письму ФАС № АК/54867/2015 от 08.10.2015, в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Соответственно, объем рекламы в каждой радиопрограмме как средстве массовой информации, не должен превышать 20 процентов времени вещания данной радиопрограммы в сутки (за исключением случая, если такая радиопрограмма зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера).

При этом в объем рекламы, транслирующейся в радиопрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной радиопрограммы, в том числе региональная реклама, размещавшаяся региональным партнером в федеральном средстве массовой информации (по соответствующему договору между ними).

Из материалов рекламного дела следует, что 06.03.2017 объем рекламных сообщений на радиоканале «Радио Волна» превысил 20% от общего объема вещания радиоканала в сутки, а именно: общий объём вещания в сутки радиоканала «Радио Волна» в указанную дату составил 0:54:48 (100%), при этом реклама составила 0:28:54 или 58,33%.

Из представленных материалов следует, что СМИ «Радио Волна» не зарегистрировано в качестве средства массовой информации, специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера. Следовательно, продолжительность рекламы, размещаемой в указанном СМИ, должна соответствовать требованиям ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рекламы, размещенные 06.03.2017 в средстве массовой информации – радиоканале «Радио Волна», распространены в нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе, согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Распространение продукции средства массовой информации «Радио Волна» (эфирное вещание) осуществляется ООО «ТРК «Волна-плюс» на основании лицензии на осуществление радиовещания серии РВ № 27562 от 04.02.2016 (срок действия до 02 июня 2025 года).

Таким образом, рекламораспространителем реклам, размещенных 06.03.2017 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Волна», является ООО «ТРК «Волна-плюс».

Согласно Уставу ООО «ТРК «Волна-плюс», копия которого представлена в материалы рассматриваемого дела, основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли (п. 2.1. Устава). Пунктом 2.2 Устава определено, что видами деятельности Общества, являются, в том числе деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения и радиовещания, а также деятельность в области радиовещания и телевидения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс», одним из видов деятельности Общества является деятельность в области радиовещания.

Из вышеизложенного следует, что рекламы, вышедшие в эфир 06.03.2017 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Волна», размещены ООО «ТРК «Волна-плюс» с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности, и целям уставной деятельности Общества.

Из материалов рекламного дела следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение ООО «ТРК «Волна-плюс» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлся <..> ООО «ТРК «Волна-плюс» <…> (далее – <…>).

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине ООО «ТРК «Волна-плюс» и должностного лица Общества – <…> ООО «ТРК «Волна-плюс» <…>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ООО «ТРК «Волна-плюс» и должностного лица Общества – <…> ООО «ТРК «Волна-плюс» <…> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.

Таким образом, ООО «ТРК «Волна-плюс» и должностным лицом Общества – <…> ООО «ТРК «Волна-плюс» <…> нарушены требования ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Печоры Республики Коми 06.03.2017.

На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «ТРК «Волна-плюс» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать рекламы, размещённые 06.03.2017 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Волна», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.
  2. Выдать ООО «ТРК «Волна-плюс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «ТРК «Волна-плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_____________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>

 

 

 

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

 

07 июля 2017 года

 

 

 

 

 

№ 03-01/6476

г. Сыктывкар

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>;

на основании своего Решения от 07.07.2017 по делу № Р 14-05/17 о признании реклам, размещенных 06.03.2017 в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Волна», ненадлежащими, поскольку они распространены в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «ТРК «Волна-плюс», адрес места нахождения: 169607, Республика Коми, г. Печора, ул. Русанова, д. 3, кв. 114, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение реклам в средстве массовой информации - радиоканале «Радио Волна» в нарушение требований ч. 2 ст. 15 Закона о рекламе.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «ТРК «Волна-плюс», адрес места нахождения: 169607, Республика Коми, г. Печора, ул. Русанова, д. 3, кв. 114, представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 07 августа 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо административный штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня выдачи предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________ <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

_____________ <…>

 

 

 

 

 

______________ <…>